Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XIX века

Cюжетромана И.С. Тургенева «Отцы и дети» заключен в самом его названии.Невольное противостояние старшего и  младшего поколений, обусловленноеизменяющимся духом времени, можно рассматривать как в трагическом ключе (Ф.М.Достоевский в романе «Бесы»), так и в сатирическом, юмористическом.На мой взгляд, юмора в романе больше, чем  сатиры. Сатира склонна обличать (ср.едкая, злая, острая сатира), тогда как юмор сожалеет и даже сочувствует(мягкий,  добрый и т.п.).
Всамом деле, отцов или детей обличать Тургеневу? По возрасту, характеру, образужизни автор во время написания  романа был «отцом». Он не мог невидеть, что за нигилизмом и эгоцентризмом молодежи стоит желание заменить веру знанием, а пассивную надежду — активными действиями, хотя сам он и не принималмаксималистского подхода к жизни. Из  неприятия и непонимания родился роман«Отцы и дети». Но это не категорическое отрицание, а желаниеразобраться. В  этом Тургеневу помогают юмор и сатира.
Такойподход Тургенев применяет к каждому своему персонажу, исключая Одинцову.
Романначинается со сцены приезда Аркадия и Базарова в Марьино, имение Кирсановых.Вспомните, как Аркадий по поводу и  без повода употребляет слово«отец», разговаривает нарочито низким голосом, пытается вести себяразвязно, подражая  Базарову. Но у него ничего не получается, все выглядит неестественно,потому что он остался тем же мальчиком, каким  уехал из родного гнезда.
Самаусадьба, построенная на открытом месте (результат беспочвенных мечтаний НиколаяПетровича), и ее хозяева,  Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы,вызывают улыбку, но другого рода: грустную, ностальгическую. Это уходящая  впрошлое эпоха старосветских помещиков и аристократов.
Сточки зрения Базарова они — чудаки, их жизнь бесполезна для общества.Гуманистически настроенный Николай Петрович  дал крестьянам волю и этим оказалим медвежью услугу. Его игра на виолончели, вычищенные полусапожки ПавлаПетровича  не способны улучшить жизнь народа, даже не в состоянии поднять егокультурный уровень. Все это так, как бы говорит  Тургенев, но без этих чудаковне было бы поэзии, искусства, музыки. Братья, внешне такие разные, схожи своейдушевной  целостностью. Кирсановы любят Пушкина, Базаров не понимает этогопоэта и поэзию вообще, потому что не принимает его  идеалов.
НадБазаровым автор побаивается шутить. Красные руки, взлохмаченные волосы,неуклюжие, но уверенные движения придают  внешности Базарова что-то звериное. Узверя есть воля к действию, есть физическая сила, есть инстинкт, но у него нет разума. Называть человека разумным, если тот отрицает опыт прошлых поколений(«мы не признаем авторитетов»), нельзя.
Жизньсыграла с Базаровым злую шутку. Неверящий в любовь полюбил, его любовьотвергли. Интересно, что умер Базаров не  в дороге, как и следовало быпредставителю молодого поколения, а в родном доме, на руках у «старосветских помещиков».
Вовсем романе, в целом грустном и добром, как и все, что написал Тургенев, естьтолько два персонажа, достойных  сатиры: Кукшина и Ситников. Первую Тургеневспрашивает: «Что ты пружишься?» Чего не хватает этому существу с маленьким, красненьким носиком? Почему Кукшина для поддержания внимания иуважения к себе не делает ровным счетом  ничего? Бессмысленно пылятся журналы,которые никогда никто не прочтет, бессмысленно само ее существование. Не случайно рядом с ней Тургенев ставит такого пустейшего человека, как Ситников;он и места в романе занимает меньше  всех. Сын трактирщика мечтает сделатьнарод счастливым, пользуясь при этом прибылью с заведений своего отца.Подобные  персонажи в литературе называют пародиями. Ситников при Базарове, какГрушницкий при Печорине (то же самое можно  сказать о Кукшиной и Одинцовой). Ноесли Лермонтов использовал образ Грушницкого в качестве средства раскрытияобраза  Печорина, то Тургенев использует отрицательное для придания !  большеговеса положительному.
Спомощью юмористических и сатирических моментов автор выражает свое отношение кперсонажам. В сцене спора и дуэли  Базарова и П.П. Кирсанова юмор переходит вфарс, потому что «дети» не должны убивать «отцов», а«отцы»  заставлять «детей» думать так же, как думают они.Проблема «отцов и детей» вечна, и смотреть на нее надо с юмором,  какэто и сделал Тургенев.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.