Почему Хлестаков — главный герой комендииН.В. Гоголя «Ревизор»?
Известно,что Николай Васильевич Гоголь, сколь бы важной ни представлялась ему борьба совсякого рода взяточниками, казнокрадами и прочими проходимцами, ослабляющимигосударство, все же главным лицом своей пьесы считал именно проходимца и плутаХлестакова. Что это? Гениальный ход великого художника? Желание подразнитьобщество? Может быть, какой-нибудь тонкий намек?
ИванАлександрович Хлестаков, мелкий чиновник из Петербурга, сам по себе, как знаетчитатель, лицо весьма заурядное. Скажу прямо, что для обманщика с такимиэффективными будущими результатами он слишком глуповат и простоват. Словом, нетянет он на крупного мошенника. Более того, читатель выясняет, что Хлестаков,собственно, и не собирался никого обманывать. По нашему современному выражению,Хлестаков вполне законопослушный молодой человек. Увидев впервые в своейкомнате городничего, он страшно пугается и ведет себя совершенно идиотскимобразом. Лишь постепенно Хлестаков соображает, что происходит вокруг него, нои, решившись подыграть обескураженным его появлением отцам города, он занималпассивную позицию, не считая его оголтелого хвастовства.
Гогольпостроил действие комедии таким образом, что представители городской власти илюди имущие как бы сами навязали Хлестакову эту игру. Они словно сами страстнохотели видеть в этом проходимце важную, значительную персону. Естественно, этулинию, как я полагаю, проводит сам автор. Хлестакову явно не удается играть. Он постоянно дает поводы к разоблачению. Но эти его лишь подогревают подобострастные чувства видавших видычиновников.
Примечательно,что Хлестаков все сделал так, как настоящий ревизор: нагнал страху, собралвзятки и исчез так же внезапно, как и появился.
Интересно,что комедия понравилась государю. Еще один парадокс! ВедьГоголь жестоко критиковал именно государственных чиновников. И получалось, чтов государстве Российском, не только среди власть имущих, но и вообще нет ниодного положительного лица. Возможно, реакция государя была основана на егопривычке верить различной критической информации. Разумеется, доносом на порокиобщества комедию Гоголя не назовешь, но государь в данном случае сам как быоказался в роли городничего. И действительно, не посмеяться вместе с Гоголемнад творящимися в государстве темными делишками означало бы, что государь и самгрешен. Добавлю к этому, что автор, говоря о своей комедии во вступительных, отмечал, что бессмысленно искатьпрототипы тех или иных действующих лиц, . Зрительный зал Гоголь тоже наверняка имел в виду.
Повыстроенной мной пирамиде догадок можно вполне предположить, что под городком,в котором разворачивались действия и который тоже был у всех на виду. Гогольподразумевал не что иное, как Российскую империю.
Гоголюудалось предупредить все возможные обвинения в свой адрес со сторонычиновнического аппарата империи, публично заявив, что единственнымположительным лицом в его произведении является смех.
Итак,Хлестаков — главное лицо, смех — главное положительное лицо. Мне кажется, чтоГоголь таким художественным приемом хотел донести до каждого из зрителей мысльоб их личной ответственности за происходящее с ними и вокруг них, напомнить онеминуемом возмездии, которое рано или поздно настигнет каждого, кто живет не владу с совестью. Подтверждает это знаменитая в финалекомедии: приехал настоящий ревизор. Но это, увы, не делает его главным лицомкомедии, хотя он и настоящий. И пока его нравственные устои зрителямнеизвестны, главным лицом комедии по праву остается Хлестаков — и это лучше!
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/