СказкиАндерсена являются единственными датскими произведениями, вошедшими в мировую литературу.Время не лишило их жизненной силы, и они пересекли все национальные границы. Избогатого литературного наследия датского писателя можно насчитать не менеедесятка сказок, о которых не слышал разве что глухой. Но если на Западебезусловным фаворитом этого хит-парада является «Русалочка», то у насявно лидирует «Снежная королева».
Важноотметить, что в нашей стране предлагается «сокращенный», а точнее, искаженныйтекст сказки «Снежная королева», где вырезана вся религиозно-христианскаятематика. Это не просто обедняет сказку, а по существу сводит на нет тобогатейшее идейно-художественное содержание, которое вложил в нее писатель.
Всказках Андерсена мы попадаем в мир оппозиций — лета и зимы, добра и зла, внутреннегои внешнего, смерти и любви, щедрости и жадности, забвения и воспоминания… ДляАндерсена «Снежная королева» была сказкой его жизни: когда его отец умирал, егопоследними словами были: «вот идет Ледяная Дева и она пришла ко мне», когда жеребенок стал звать отца, мать удержала его: «не плачь, бесполезно звать его, онумер, Ледяная Дева унесла его».
ОбразСнежной королевы неоднократно встречается в скандинавском фольклоре. Чаще всегоее именуют Ледяной Девой. Странный и загадочный образ холодной бесчувственнойвладычицы холода, по всей очевидности, заимствован писателем из северных мифов,которые как раз тогда благодаря изысканиям немецких исследователей, были широковпущены в культурный оборот. Ледяная Дева, Фея Льдов, Снежная Ведьма —классические персонажи северного фольклора.
Этожутковатая и прекрасная повелительница холода, вьюг и льдов «была так прелестна,так нежна, вся из ослепительно белого льда и все же живая!».
ЦарствоСнежной королевы возможно представить как образ некоего загробного мира –известно, что за пример Андерсен не брал ни одной из концепций жизни послежизни – чертоги Снежной Королевы полностью являются плодом его воображения.Героиню окружают символы смерти, безжизненные пространства. «Холодно, пустынно,мертво» в саду Снежной королевы: северное сияние, вечные льды и снега. «Весельеникогда не заглядывало сюда!». Владения Снежной королевы не доступны солнечнымлучам. Солнце как источник жизни, тепла и света обожествлялось всеми народамимира. Датчане необычайно шумно и весело отмечали день летнего солнцестояния — йонсок,в ночь с 23 на 24 июня по всем датским деревням пылали костры, вокруг которыхмолодежь водила хороводы, и скрипачи играли всю ночь без перерыва. ВСкандинавии в эту праздничную ночь в пламени костра сжигали человекоподобноечучело. Исследователи считают, что это языческий символ зимы и смерти, пережитокязыческой церемонии победы света над тьмой.
КогдаКай попадает в царство Снежной королевы, живые, оставшиеся дома, считают егоумершим, утонувшим: «Наконец порешили, что он умер, утонул в реке, протекавшейза городом». В мифологических песнях скандинавских народов – смерть названа«долгой поездкой», «поездкой смертельной». В похоронных обрядах отразилосьпредставление о долгом пути в мир мертвых. Представление об ином мире, такжесвязывается с образом реки – ее необходимо переплыть, она является границеймежду миром живых и мертвых. В «Снежной королеве» нашла отражение мысль одальней стране, как месте обитания умерших. Чтобы попасть в нее, Каю приходитсямного дней и ночей лететь по поднебесью: «… они летели над лесами и озерами, надморями и твердой землей… а над ними сиял большой ясный месяц». Герда идет вцарство Снежной королевы не один год. Путь Герды в царство смерти долог итруден. Знаменательно, что начинается он путешествием вниз по реке. «Может быть,река несет меня к Каю?» — думает Герда
Поцелуйживого в фольклоре осмысливается как приобщение к миру живых. Аналогично ипоцелуй мертвого должен приобщать к миру мертвых. В сказке Андерсена важнуюроль играет поцелуй Снежной королевы: «Королева поцеловала Кая еще несколькораз — и он забыл маленькую Герду, бабушку и все родное», «…Снежная королевапоцеловала Кая еще раз, и он позабыл и Герду, и бабушку, и всех домашних».Разные переводы «Снежной королевы» дополняют друг друга, помогая понять мысльАндерсена, идущую из фольклора. Все дорогое и родное, оставшееся дома, в миреживых забывает душа умершего в стране смерти. По возвращении в мир людейзабывается все, что было во владениях Снежной королевы: «холодное, пустынноевеликолепие чертогов Снежной королевы было забыто ими, как тяжелый сон». Здесьмифологический мотив получает новое осмысление — в любви и счастье забываютсявсе невзгоды.
В«Снежной королеве» также отмечено, что, побывав в мертвом царстве, героиповзрослели: «Но, проходя низенькую дверь, они заметили, что успели за этовремя сделаться взрослыми людьми». У Андерсена мотив взросления обретаетнравственный смысл: дети становятся старше, когда на их жизненном пути встаютсуровые испытания; преодолевая их, взрослеет Герда — долгие и трудные исканиявыпали на ее долю, холод и смерть побеждает она, чтобы спасти любимого человека,найти любовь и счастье. Но и повзрослев, Герда и Кай сохраняют детскую чистотусердец: «… так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем идушою». Кай и Герда отправились в царство смерти добровольно – то, что, вернувшись,из этого путешествия, они обнаружили себя взрослыми, говорит за то, что это былнекий ритуал – поход за пределы жизни с целью родиться заново для нового, взрослогосуществования. Значит, физическая их оболочка смогла совершить такоепутешествие – за порог смерти и обратно только пока физически они оставалисьдетьми. Теперь же их ждет судьба всех живущих безгрешно – вернуться, вновьпереступить этот порог они смогут лишь после смерти. Мотив — живой возвращаетумершего в мир людей — часто встречается в сказках, мифологических рассказах, обрядовомфольклоре.
Втворчестве Андерсена часто встречается христианская символика. «Герда начинаетчитать «Отче наш»; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалосьв густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него началивыделяться маленькие светлые ангелочки… Когда Герда окончила молитву, вокругнее образовался уже целый легион». В дальнейшей истории Герды мы снова и сновавстречаем символику христианства, от молитвы, которой Герда усмиряет снежнуюбурю на своем пути, до рыбы, несущей послание старой лапландки.
Снежнаякоролева — воплощение неосердеченного ума, главная ценность в ее королевстве — ледянойи абсолютно правильный разум. В чертогах Снежной королевы также находится то, чтопо ее представлениям, является совершенством, — зеркало разума. «Посреди самогобольшого снежного зала, бесконечного и пустого сверкало замерзшее озеро…Посреди озера восседала Снежная королева, когда была дома, она называла егозеркалом разума, самым совершенным зеркалом в мире». В сказке Андерсена СнежнаяКоролева предстает как демоническая, хотя и привлекательная, сила. Но это силахолодного разума и совершенной замерзшей красоты. Недаром преображенный Кайлишается всех человеческих чувств, и даже когда от страха хочет прочитать«Отче наш», в голове его вертится лишь таблица умножения.Единственное, что может восхищать Кая — это застывшие правильные геометрическиеформы. Он топчет розы и при этом увлеченно рассматривает в лупу снежинки«Посмотри, как искусно сделано! — сказал Кай. — Это куда интереснее, чемнастоящие цветы. И какая точность! Ни одной кривой линии. Ах, если бы толькоони не таяли!».
Восмыслении Андерсена страна смерти, подвластная Снежной королеве, — мирмертвого, чистого разума, абсолютных идей, абсолютного совершенства. Кай, хочетпознать вечность, мечтает приблизиться к воплощению чистого разума и разумнойкрасоты. Но «что значит знать?» — Фаустовский вопрос, решаемый Андерсеном. Мирневозможно постичь без любви, самопожертвования, осознания глубокой душевнойсвязи всего живого. Поэтому, Андерсен прекрасной, но безжизненной СнежнойКоролеве противопоставляет Герду — символ жизни и горячей любви. И Герда, котораяне знала арифметики и дробей, внесла высшее, подлинное знание сердца в холодныечертоги смерти, абсолютного разума – и слово «вечность» само сложилось изльдинок, вечность сама открылась Герде и Каю. Только бескорыстная, горячаялюбовь Герды освобождает, «выручает» его из плена ледяного царства, иначеговоря – из тисков душевного холода и очерствения. «Зеркало разума»расколото, оно — как подобие дьявольского кривого зеркала, разбившегося вначале сказки, как символ ущербности абсолютной логики. Андерсен все же романтик,и к тому же человек христианской культуры, а с другой стороны, как известно, всказке не может быть плохого конца.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.litra.ru/