Кавказ в жизни поэта
Невозможно до конца понять роль Кавказав творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова, не зная, какую роль Восток играл вего жизни. Поэтому хотелось бы сначала обратиться к биографии поэта.
Кавказскийкрай занимаетисключительное местов жизни Лермонтова. «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране,поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказбыл колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и послеПушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления егодевственно-величавой природы, как Лермонтов» — писал критик Белинский.
За свою короткую жизнь М. Лермонтов неоднократно приезжална Кавказ. Когда великий поэт был еще маленьким Мишелем, Елизавета Арсеньевна(его бабушка) несколько раз из Тархан (теперь город Лермонтово) Пензенскойгубернии приезжала в гости в имение к сестре – Екатерине Арсеньевне Столыпиной.И каждый раз для укрепления здоровья (а эти места тогда славились минеральнымиисточниками) она брала с собой и маленького Мишу, которого воспитывала самапосле смерти матери. Первый раз будущий поэт побывал в этих местах, когда емуисполнилось 4 года в 1818г. второй раз — в 1820 г., третий — в 1825г.
Неудивительно, что именно экзотической, броской природойКавказа были порождены самые яркие впечатления детства поэта. С пребыванием наКавказе летом 1825 года связано первое сильное детское увлечение Лермонтова.Когда мальчику было 10 лет, он здесь встретил девочку лет 9-ти и в первый разузнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь.
Пробуждение первого чувства («О! Сия минута первогобеспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум!») соединялось с острымвосприятием тонкой душой поэта красот южной природы. Как пишет Лермонтов:«Синие горы Кавказа… вы взлелеяли детство мое, вы к небу меня приучили, и я стой поры все мечтаю об вас, да о небе...». В посвящении к поэме «Аул Бастунжи» поэт называет себя «сыном Кавказа»:
Отранних лет кипит в моей крови
Твойжар и бурь твоих порыв мятежный;
Насевере, в стране тебе чужой я сердцем твой, -
Всегдаи всюду твой!
Знакомство с Кавказом не ограничилось детствомЛермонтова. За стихотворение на смерть Пушкина 25 февраля 1837 года, поВысочайшему повелению, Лермонтов был отправлен прапорщиком в Нижегородскийдрагунский полк, действовавший на Кавказе. Любимый поэтом край возродилЛермонтова, дав ему успокоиться, на время обрести равновесие в душе.
Именно в этот период в сознании поэта Кавказассоциируется с «жилищем вольности простой», которое противопоставляется«стране рабов, стране господ», «голубых мундиров» и «неволе душных городов».
Заболев по дороге в полк, Лермонтов отправляется вПятигорск, и до осени лечится на водах. В Пятигорске и Ставрополе онвстречается со многими выдающимися, или просто интересными людьми: докторомН. В. Майером (прототип доктора Вернера в «Княжне Мери»); знакомитсясо ссыльными декабристами (С. И. Кривцовым, В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым,М. А. Назимовым) и близко сходится с А. И. Одоевским.
После лечения, командированный, Лермонтов едет в Тамань ив октябре отправляется по Военно-Грузинской дороге в Грузию, где в Караагачестоит его полк.
Вовремя своей первой кавказской ссылки Лермонтов сдружился с двоюроднымбратом - Акимом Акимовичем Хастатовым поручиком лейб-гвардии Семеновскогополка. Аким Акимович часто брал поэта с собой на веселые кумыкские пирушки,свадьбы. Лермонтов мог наблюдать искрометные пляски, слышать чарующие душупесни, легенды, рассказы об абреках и казаках. Юноша упивался живописной природойПредкавказья. Девственные пейзажи и дружеские встречи, рассказы об удалиджигитов запечатлевались в его памяти. Впоследствии все это отпечаталось втвореньях поэта:
Приветствую тебя, Кавказ
седой!
Твоим горам я путник
не чужой.
Они меня в младенчестве
носили
И к небесам пустыни
Приучили…
В конце 1837г. Лермонтова хлопотами бабушки переводят вГродненский гусарский полк, в Новгород. Он возвращается в Россию, исполненныйудивительных творческих замыслов: «Герой нашего времени», кавказская редакция«Демона», «Мцыри», «Беглец», «Ашик-Кериб», «Дары Терека», «Казачья колыбельнаяпесня», «Тамара», «Свиданье», «Кинжал», «Прощание», «Хаджи Абрек», — все этостало результатом его скитаний по Северному Кавказу и Закавказью в 1837 году.Известный грузинский поэт Илья Чавчавадзе пишет, что «В своих мощных стихах,преисполненных поэзии, Лермонтов изобразил весь Кавказ и, в частности,Грузию».
Во время второй ссылки (1840 г.) Лермонтов попадает в Малую Чечню после дуэлис сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Наказанием был перевод тем жечином (поручик) в Тенгинский пехотный полк, воевавший на Кавказе. Этосоответствовало желанию и самого поэта. “Если, говорит, переведут в армию,будет проситься на Кавказ”, — так передавал тогдашнее настроение МихаилаЮрьевича Белинский. Именно тогда поэт участвовал в боевых действиях и не разрисковал жизнью в боях с чеченцами.
Находясь на военной службе на Кавказе, М.Ю. Лермонтов нерасставался с записными книжками, заносил в них услышанные из уст повидавших насвоем веку кавказцев отдельные сюжеты будущих своих произведений.
Его интересует духовная жизнь Востока, с которой онсоприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается проблем«восточного миросозерцания» («Тамара», «Спор»).
14 апреля 1841, не получив отсрочки после двухмесячного отпуска в Петербурге,Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае того же года он прибывает в Пятигорск иполучает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь онпишет целый ряд стихотворений: «Сон», «Утес», «Онилюбили друг друга...», «Тамара», «Свиданье»,«Листок», «Выхожу один я на дорогу...», «Морскаяцаревна», «Пророк».
Кавказскому городу Пятигорску было суждено сыграть роковую роль в жизни поэта:здесь, кроме прочих старых знакомых, Лермонтов находит своего товарища по Школеюнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шуткиЛермонтова задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придаваязначения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, ибыл убит наповал.
Кавказ в художественных произведениях и живописи
Михаила Юрьевича Лермонтова.
1.Тема кавказской природы в стиха и поэмах М.Ю.Лермонтова.
Иннокентий Анненский в своей статье «Об эстетическомотношении Лермонтова к природе» пишет о том, что много причин способствовалоразвитию в Лермонтове чувства природы. Природа Кавказа подействовала на него вгоды самого раннего детства, когда духовный мир его еще складывался; над нейвыучился он мечтать и думать, так что позже, в следующие свои поездки наКавказ, он останавливался не на новом, а как бы углублял свои ранниевпечатления.
Изображения же Кавказской природы в произведенияхЛермонтова необыкновенно точны. Иннокентий Анненский пишет об этом: «Одинживописец Кавказа мне говорил, что нередко поэзия Лермонтова служила ему ключомв кавказской природе».
По словам Анненского, в природе Лермонтов особенно любитдвижение: вспомним чудных его лошадей у Измаил-Бея, у Казбича или Печорина,вспомним его горные реки:
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
облака, змеи, пляску, локон, отделившийся от братьев ввихре вальса. Лермонтов в своих описаниях не был ни ботаником, как Гете (у негонет этой детальности описаний), ни охотником, как Тургенев и Сергей Аксаков (унего нет в описаниях ни выжидания, ни выслеживания, — скорее что-то открытое,беззаветное).
Из поэтических изображений Кавказской природы видно, чтоЛермонтов любил день больше ночи, любил синее небо, золотое солнце, солнечныйвоздух. «Если из 43 описаний в его поэмах дневных меньше, чем ночных и вечерних- 18 и 25, то это лишь дань романтическому содержанию» – пишет Анненский.Голубой цвет неба заставляет того самого Печорина, который понимал чувство вампира,забывать все на свете. Если же говорить о Лермонтовских описаниях утра –достаточно вспомнить утро перед дуэлью, голубое и свежее («Княжна Мэри»):
Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалосьиз-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его луче с умирающей прохладойночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникалеще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеихсторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, прималейшем дыхании ветра осыпали нас серебристым дождем. Я помню – в этот раз,больше, чем когда-нибудь прежде, я любил природу.
Но тут было и не только непосредственное наслаждение:синий цвет неба уносил мысль Лермонтова и его героя в мир высший. К чему тутстрасти, желания, сомнения… Небо рождало в поэте и райские видения (Мцыривидит ангела в глубоком синем небе), и мучительные вопросы: в«Валерике» поэт говорит:
"… Небоясно...
Поднебом много места всем,
Нобеспрестанно и напрасно
Один враждует он… зачем?
Чудные сады в «Мцыри» и «Демоне»,будто все пропитанные райским сиянием, рисуются поэту под солнцем и синимнебом. Во всех волшебных снах (а Лермонтов любит этот мотив) над поэтомнепременно день:
Надомной чтоб вечно зеленея [зелень дуба видна только днем]
Темныйдуб склонялся и шумел.
Таков и волшебный сон при плеске фонтана в поэтичнейшем«Мцыри» на речном дне, где:
Солнце сквозь хрусталь волны
Сияло сладостней луны.
Как певец гор, Лермонтов любил краски. Поэт любит розовый закат,белое облако, синее небо, лиловые степи, голубые глаза и золотистые волосы.«Цветов» в его поэзии почти нет. Розы и лилии у него — этопоэтические прикрасы, а не художественные ощущения: «бела, как лилия,прекрасна, как роза» — все это только мелкая монета поэзии. Конь поэтатопчет цветы, пока сам поэт смотрит на облака и звезды. Цветы являются у негоразве в виде серебряного дождя. Но главная прелесть лермонтовских красок в ихсочетаниях. Кроме того, поэту доставляло особенное эстетическое наслаждениесоединение блеска с движением — в тучах, в молнии, в глазах; поэзия его«полна змей»; чтоб полюбоваться грациозной и блестящей змейкой, какчасто прерывает он рассказ. У него змейка то клинок, донизу покрытый золотойнадписью:
… лишь змея,
Сухим бурьяном шелестя,
Сверкая желтою спиной,
Как будто надписью златой
Покрытый донизу клинок,
Браздя рассыпчатый песок,
Скользила бережно...,
(«Мцыри»)
…то „сталь кольчуги иль копья, в кустах найденная луною“.Он видит змей в молнии, в дыме, на горных вершинах, в реках и в черных косах, втонкой талии, в тоске, в измене, в воспоминании, в раскаянии.
Как пишет М.Логиновская, из-за изобилия картинэкзотической природы Кавказа в наиболее знаменитых лермонтовских поэмах, поэтачасто обвиняли в чрезмерном подражании романтическим течениям того времени.Между тем, кавказский материал в «Мцыри» и «Демоне» – не экзотическоеобрамление в стиле традиционных «восточных повестей» романтиков (хотя уЛермонтова «Демон» и назван «восточной повестью»), а органическое претворениенепосредственных переживаний и наблюдений, благодаря которым прежние сюжетыприобрели новое качество. Кавказские пейзажи как сами по себе, так и в качестве«декораций» к поэмам Лермонтова занимают немалую часть его творчества.
Рассмотрим чуть ближе то, как необыкновенно выразительноМихаил Юрьевич рисует нам кавказскую природу в поэме «Демон». Известно, чтоизначально действие поэмы должно было происходить в Испании, но, вернувшись изпервой кавказской ссылки, поэт переделывает свое творение, перенося действие наКавказ. В этой «кавказской» редакции, созданной в 1838 году, «Демон» становитсяодним из самых замечательных произведений русской поэзии. Лермонтов не мог бысоздать новую, окончательную редакцию «Демона», столь разительно отличающуюсяот первоначальной редакции поэмы, если бы не нашел нового, еще не открытогопоэзией материала, который помог ему воплотить отвлеченную философскую мысль вконкретных поэтических образах.
Как пишет Ираклий Андроников «горы Кавказа, Казбек,который кажется пролетающим над ним демоном «гранью алмаза», «излучистыйДарьял, Кайшаурская долина, зеленые берега светлой Арагвы, угрюмая Гуд-гораоказываются самой подходящей обстановкой для лермонтовской поэмы».
Мир же, увиденный Демоном и есть те самые вершиныКавказа, увиденный издали Казбек, чернеющий «глубоко внизу» Дарьял и Терек, этоскалы, облака и башни замков – как бы неотделимые от мира фантастической дикойприроды, одушевленной лишь присутствием горного зверя или кружащей в»лазурной вышине" птицы. Использованные здесь сравнения взятыисключительно из царства животных и минералов:
Под нимКазбек, как грань алмаза,
Снегамивечными сиял,
И,глубоко внизу чернея,
Кактрещина, жилище змея,
Вилсяизлучистый Дарьял
ИТерек, прыгая как львица
Скосматой гривой на хребте
Ревел…
Таков же и мир олицетворений:
И золотые облака
Изюжных стран, издалека
Его насевер провожали;
И скалытесною толпой,
Таинственнойдремоты полны,
Над нимсклонялись головой,
Следямелькающие волны;
И башнизамков на скалах
Смотрелигрозно сквозь туманы –
У вратКавказа на часах
Сторожевыевеликаны!
Далее рисуются иные – еще более земные, еще более «живые»красы – «роскошной» Грузии. Поэт показывает нам уже не отдельные фрагменты идетали, увиденные Демоном с высоты полета, а целый «край земной» — во всем богатстве бесконечных картин природы – эта строфарассыпает перед изумленным взором читателя яркие краски, насыщает рисуемыекартины богатством звуков и голосов, одушевляет их новой жизнью – жизньючеловека. Все это прорывается в эпитетах «счастливый край земли»,«сладострастный зной полдня, и в образах, воспроизводящих экзотический мирВостока со «столпообразными» руинами, «звонко-бегущими ручьями», с красавицами,внимающими пенью соловьев, и в заключительном сравнении, необычно, парадоксальносопоставляющем не глаза со звездами, а звезды – с очами земной красавицы, и,наконец, в прорывающейся авторской эмоции:
Иблеск, и жизнь, и шум листов
Стозвучныйговор голосов,
Дыханьетысячи растений.
После завершения экспозиции автор переносит нас из мираподнебесных сфер, в которых летает Демон, и видит земные красы с высоты своегополета, в мир людей:
Высокийдом, широкий двор
СедойГудал себе построил…
Трудови слез он много стоил
Рабампослушным с давних пор.
С утрана скат соседних гор
От стенего ложатся тени.
В скаленарублены ступени;
Они отбашни угловой
Ведут креке, по ним мелькая,
Покрытабелою чадрой,
КняжнаТамара молодая
КАрагве ходит за водой.
Посредством такого простого движения взгляда автор как бы приближаетнам Кавказ все ближе и ближе – сначала с высоты полета Демона, затем уже вболее мелких деталях, а после кавказский пейзаж изображает нам уже жизньобитателей этой горной страны.
Во второй части «Демона», третьей и четвертой строфе мытакже видим картины природы, но уже в сопоставлении с внутренним миром героини.
Земная природа изображается теперь «изнутри», увиденнаяглазами заключенной в монастырь Тамары:
Кругом,в тени дерев миндальных,
Где рядстоит крестов печальных,
Безмолвныхсторожей гробниц,
Спевалисьхоры легких птиц.
Покамням прыгали, шумели
Ключистуденою волной,
И поднависшею скалой,
Сливаясьдружески в ущелье,
Катилисьдальше, меж кустов,
Покрытыхинеем цветов.
Этот контраст двух частей подчеркивает, что природаКавказа (и, в частности, изображаемая Лермонотовым) может быть не толькобуйной, но и спокойной, безмятежной.
Такой же спокойной, по мнению Ираклия Андроникова,изображается природа в знаменитом стихотворении «Из Гете»:
Горныевершины
Спят вотьме ночной;
Тихиедолины
Полнысвежей мглой;
Непылит дорога,
Недрожат листы…
Подождинемного,
Отдохнешьи ты.
Содержание Лермонтовского стихотворения и его основныемотивы не совсем совпадают с переводимым оригиналом. Некоторые исследователисчитают, что обращение к Гете послужило поводом для создания собственного произведения.
Но возможно, оно навеяно Лермонтову службой на Кавказе.Представьте такую картину: вечер в горах. Устало тянется по дороге колоннавойск. Застыли в молчании окрестные вершины, зажигаются первые звезды. Иугасают дневные заботы, мелочными кажутся земные страсти, тревоги и желания.Остается ощущение бренности нашей жизни на земле. «Подожди немного, отдохнешь иты…»
2. Легенды Кавказа втворчестве Лермонтова.
В книги Ираклия Андроникова рассказано о том, что мотивыфольклора народов Кавказа можно легко найти в творчестве поэта. Возьмем, кпримеру, поэму «Демон», рассказывающую о духе, полюбившем земную девушку.
В верховьях Арагвы в 19м веке живет еще легенда о горном духеГуда, полюбившем красавицу грузинку. Впервые эта легенда была записана в 50-хгодах прошлого века со слов проводника-осетина.
«Давным-давно — так начинается эта легенда — на берегу Арагвы, надне глубокого ущелья, образуемого отвесными горами при спуске с Гуд-горы вЧертову долину, в бедной сакле убогого аула росла, как молодая чинара,красавица Нино. Когда она поднималась на дорогу, купцы останавливали караваны,чтобы полюбоваться красотой девушки.
От самого дня рождения Нино ее полюбил Гуда — древний дух окрестныхгор. Хотела ли девушка подняться на гору— тропинка незаметно выравнивалась подее ножкой, и камни покорно складывались в пологую лестницу. Искала ли цветы —Гуда приберегал для нее самые лучшие. Ни один из пяти баранов, принадлежавшихотцу Нино, не упал с кручи и не стал добычей злых волков. Нино была царицей гор,над которыми властвовал древний Гуда.
Но вот, когда Арагва в пятнадцатый раз со дня рождения девушкипревратилась в бешеный мутный поток, Нино стала такой необыкновеннойкрасавицей, что влюбленный Гуда захотел сделаться ради нее смертным.
Но девушка полюбила не его, а юного своего соседа Сосико, сынастарого Дохтуро. Этот юноша во всем ауле славился силой и ловкостью, неутомимоплясал горский танец и метко стрелял из ружья.
Когда Сосико гонялся с ружьем за быстроногою арчви серной,— ревнивыйГуда, гневаясь на молодого охотника, заводил его на крутые скалы, неожиданноосыпал его метелью и застилал пропасти густым туманом. Наконец, не в силахтерпеть долее муки ревности, Гуда накануне свадьбы засыпал саклю влюбленныхогромной снежной лавиной и, подвергнув их любовь жестокому испытанию, навсегдаразлучил их».
По другой версии, злой дух завалил хижину влюбленных грудой камней.Спускаясь с Крестового перевала в Чертову долину, проезжающие часто обращаютвнимание на груду огромных обломков гранита, неизвестно откуда упавших натравянистые склоны Гуд-горы. По преданию, их накидал сюда разгневанный горныйдух
Наименование свое грозный Гуда получил от Гуд-горы, а Гуд-гора, всвою очередь, от ущелья Гуда, откуда берет начало Арагва. «Подле висящегозавала Большого Гуда, именно в Чертовой долине,— как сообщала в 40-х годахгазета «Кавказ»,— чаще всего и подстерегали путешествовавших по старойВоенно-Грузинской дороге снежные заносы и метели».
А в «Герое нашего времени», в тексте «Бэлы», Лермонтов пишет: «Итак,мы спускались с Гуд-горы в Чертову долину… Вот романтическое название! Вы ужевидите гнездо злого духа между неприступными утесами...»
Значит, Лермонтов знал легенду о любви Гуда и, по-видимому, неслучайно перенес действие «Демона» на берега Арагвы. Есть основание полагать,что легенда о любви злого духа к девушке-грузинке оплодотворила первоначальныйсюжет. Безликая монахиня из первой редакции «Демона» превратилась в красавицуТамару, дочь старого князя Гудала. В новой редакции изменился и жених Тамары —«властитель Синодала», удалой князь. Его, а не ангела противопоставляетЛермонтов любви демона в поэме. Это изменение сюжета могло быть подсказаноЛермонтову преданием о ревности горного духа к Возлюбленному красавицыГрузинки.
Другие следы кавказских легенд и преданий можно найти встихотворении «Тамара».
На одном из рисунков Лермонтова, перекликающегося со стихотворением,мы видим изображения Дарьялского ущелья и так называемого «Замка Тамары», встихотворении же сказано:
В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на черной скале…
С этой башней связано множество легенд. В одном из вариантов легендыо Дарьяльской башне историк грузинской литературы А. С. Хаханашвили обнаружилимя «беспутной сестры» Тамары. Ее звали… Тамарой. Предание это повествует одвух сестрах, носивших одно и то же имя. Благочестивая Тамара жила в башне близАнанури, другая — волшебница Тамара — в замке на Тереке. Эта волшебница,зазывая к себе на ночь путников, утром обезглавливала их и трупы сбрасывала вТерек. Ее убил заговоренной пулей русский солдат. Труп ее был выброшен в Терек,замок развалился, имя чародейки Тамары проклято.
Отмечая раздвоение образа Тамары в этой легенде, профессорХаханашвили первый обратил внимание на сходство ее с той легендой, котораяпослужила сюжетом лермонтовского стихотворения.
Кроме «Демона» и «Тамары» мотивы кавказского фольклора можно найти впоэме «Мцыри».
На создание центрального эпизода поэмы «Мцыри» – битвы с барсом –Лермонтова вдохновила распространенная в горной Грузии старинная песня о тигреи юноше, одно из самых любимых в Грузии произведений народной поэзии.
3. Отличительные чертыкавказского характера в произведениях Лермонтова
Мироощущение поэтом темперамента и менталитета южных народовотразилось во многих его произведениях: «Бэла», «Дары Терека», «Беглец», идругие.
Черкесский строгий взгляд на доблесть, бесспорная для черкеса истина– идея защиты родины ценою жизни вдохновили Лермонтова, и он создал поэму«Беглец», вложив в неё особенно его самого в то время волновавшую идеюпатриотического подвига. Поэма написана после пребывания на Кавказе в 1837году.
На Кавказе, где умели сражаться за родину и свободу, и знали труднуюцену подвигу, и презирали измену, Лермонтов услышал песню о том, как молодойгорец вернулся из боя, не отомстив за смерть павших в сражении. По содержанию идуху песня очень близка созданному поэтом произведению. Таким образом,«Беглец» тесно связан с народной поэзией черкесов, произведение как нельзяболее близко кавказскому пониманию о подвиге и кровном родстве.
Беглеца отвергли все, отвергла и мать. Узнав, что он, не отомстив засмерть отца и братьев, бежал с поля битвы, мать не позволяет ему войти в роднойдом.
Проклятья, стоны и моленья
Звучали долго под окном;
И наконец удар кинжала
Пресек несчастного позор…
И мать поутру увидала…
И хладно отвернула взор.
Когда фашистские войска подступили к Кабардино-Балкарии, редакциянальчинской газеты «Социалистическая Кабардино-Балкария» печатала «Беглеца» ираспространяла его широко по горским селениям.
В поэме «Мцыри» автор касается той же темы, что и в «Беглеце». Темыродины, темы предков. Если беглец преступился почитанием семьи и понятиями очести поколений, живших столетиями до него, то Мцыри, напротив, стремится ксвоим корням. Стремится настолько, что совершает безумный поступок – бегство измонастыря. Юноша много говорит о желании иметь судьбу предков:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
В какой-то мере, эти два представителя одного этноса беглец и Мцырипротивопоставлены друг другу.
Сам же Лермонтов не от имени лирических героев, а от своего именипишет так о людях Кавказа:
«Как вольные птицы, живут беззаботно; война их стихия; и в смуглыхчертах их душа говорит»
Восточные женщины Лермонтова не лишены изящества, они, наоборот,прекрасны: Тамара из «Демона» и Бэла – яркие тому примеры.
Белинский пишет так про одну из сцен в «Бэле» :
«Он взял её руку и стал её уговаривать, чтобы она его поцеловала, онаслабо защищалась, только повторяла «поджалуста, поджалуста, не нада, не нада!».
Какая грациозная, и, в то же время какая верная натуре чертахарактера! Природа нигде не противоречит себе, и глубокость чувства,достоинства и грациозность непосредственности так же иногда поражает и в дикойчеркешенке, как и в образованной женщине высшего тона. Слыша «поджалуста,поджалуста» вы видите перед собой эту очаровательную, черноокую Бэлу, полудикуюдочь вольных ущелий, и вас так же поражает в ней эта особенность женственности,которая составляет все очарование женщин».
Изображения Кавказа вживописи Лермонтова
Лермонтову – писателю всегда помогал Лермонтов-художник.
Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, — «Вид Пятигорска»,«Кавказский вид с саклей» («Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты»), «Вид горыКрестовой», «Вид Тифлиса», «Окрестности селения Карагач» («Кавказский вид сверблюдами») и другие (все 1837— 1838).
Любая кавказская панорама Лермонтова — это как бы малый фрагмент вселенной, темне менее выразивший всю бесконечность мироздания. Руины, монастыри, храмы,лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями вприродный ландшафт. Вписанные в каждый пейзаж фигурки людей — всадники,погонщики и верблюды, грузинки набирающие в Куре воду, — подчинены изначальнозаданному ритму; их малый масштаб подчеркивает космическую безмерность целого.Но несмотря на романтическую интонацию, лермонтовские панорамы, как показалисследователь его творчества Ираклий Андроников, во многом совпадают с реальнойтопографией изображаемых мест, а кроме того, с описанием этих мест впроизведениях.
В этом убеждаешься, знакомясь с обнаруженной в наше времялермонтовской картиной «Вид Крестовой горы». На небольшом картоне маслянымикрасками поэт нарисовал один из чудесных горных пейзажей, так живо напоминающийнам зарисовки из «Бэлы». Перед нами в обрамлении суровых скал высится покрытаяснегом гора, вершину которой венчает каменный крест. Огибая её, по склонупроходит дорога, внизу, вырываясь из глубоких расселин, сливаются вместе двабурных горных потока. А выше на фоне голубого неба белеет гряда далеких гор,как бы растворяясь в прозрачном воздухе, которым напоена вся картина.
Невольно на память вместе с текстом романа приходят строки из письмапоэта к Святославу Раевскому, где он делится впечатлениями от Военно-Грузинскойдороги: «Лазил на снеговую (Крестовую) гору, на самый верх, что не совсем легко– оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусьобъединить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух –бальзам, хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит – ничего не надо вэту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь»
Но при всем правдоподобии картины мы, к сожалению, не сможемотыскать на натуре её подлинный прообраз, да и в описании Крестового перевалапо роману имеются расхождения с рисунком. Некоторые лермонтоведы пыталисьобъяснить это собирательным характером картины и элементами художественнойфантазии автора. Но это не соответствует истине. Дело в том, что лермонтовскийпейзаж, как это подметил один из исследователей А. Симченко, представлен вперевернутом виде, в так называемом зеркальном отображении, и предельно сжат погоризонтали. Эти особенности картины легко объяснимы. По возвращении с Кавказа,Лермонтов некоторые свои рисунки автолитографировал, чтобы иметь возможностьподарить их друзьям.
До нашего времени дошли четыре оттиска одного из таких рисунков,причем два из них раскрашены акварелью. Очевидно, и свою картину «Вид КрестовойГоры» Лермонтов писал с литографированного рисунка. Искажение же подлинныхмасштабов было связано с желанием вместить в ограниченный формат живописнуюпанораму гор, которой поэт всегда восхищался.
Перевернем пейзаж на картине в подлинном его развороте, и все станетна свои места. Перед нами изображение реального вида со склона Гуд-горы наЧертову долину и гору Крестовую. И если обратимся тексту «Бэлы», то увидим,что изображение картины полностью совпадает с описанием этого места в романе. Даже время суток на картине, о котором можно судить по характеру освещения инаправленности теней, точно соответствует описанию переезда через перевал в«Бэле».
Введение
Тема моего экзаменационного реферата: «Изображение Кавказа втворчестве Михаила Юрьевича Лермонтова». Хотелось бы рассказать о Кавказе,изображенном как в поэзии, так в прозе и живописи великого поэта. Мне сталинтересен край, побудивший написать шедевры русской литературы двух величайшихроссийских поэтов. Особенно полно, на мой взгляд, Кавказ предстает перед намиименно через произведения Лермонтова.
Сложно понять южную линию в творчестве поэта, не зная о роли Кавказав его жизни. Именно поэтому я уделила немного внимания этой теме. Довольнобольшая глава по сравнению с остальными посвящена природе южного края визображении Лермонтова. В следующей же приводятся несколько Грузинских легенд ипроводятся параллели с поэмами Лермонтова. Кроме того, я постаралась рассказатьоб особенностях изображения кавказского темперамента. И, наконец, последняя главареферата посвящена лермонтовской живописи, преобладающую часть которой занимаюткак раз кавказские мотивы.
В качестве источников я использовала несколько исследований. Большаячасть реферата написана по книге доктора филологических наук Ираклия Андроникова«Лермонтов в Грузии». В книге представлены исследования, относящиеся ккавказской теме в творчестве Лермонтова, а также непосредственно фактовлермонтовской биографии, связанных с Кавказом, третья и четвертая главы.
Автор следующей книги «Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» – ЕлинаЛогиновская. В своей книге Елена Логиновская открывает основные её смыслы:мифологический и философский. Немалое внимание уделяется и лермонтовскимописаниям природы. Именно такие отрывки я взяла для реферата. Из этого источникая использовала главу, посвященную экспозиции поэмы и отрывок главы, посвященнойвторой части. Кроме того, я использовала статью Иннокентия Анненского «Обэстетическом отношении Лермонтова к природе». В статье рассматриваютсяотличительные черты лермонтовской природы, в частности, природы Кавказа.
И, наконец, для главы об особенностях кавказского темперамента мноюбыл взят отрывок из книги исследователя С.А. Андреева-Кривича «Всеведеньепоэта», рассказывающей о связи черкесского фольклора с творчеством М.Ю.Лермонтова.
Еще один автор, Сергей Чекалин. Как пишет Ираклий Андроников, он нефилолог, изучение жизни и творчества Лермонтова не представляет собою егоспециальности, он просто читатель. Интерес Чекалина привлекли новые материалы,до недавнего времени хранившиеся в частных руках заграницей. Его книгаотносится к жанру «Приключения ученого», где научная достоверность нисколько нестрадает от описания «живой жизни». Из этой книги я использовала отрывок,посвященный живописи поэта.
Заключение
Во время работы над рефератом мне было оченьприятно сделать для себя несколько открытий об образе Кавказа в творчествеМихаила Юрьевича Лермонтова.
Лермонтовский Кавказ – это ощущение свободы, душевного спокойствия.Когда мы читаем лирику Лермонтова, рассказывающую русском обществе («Как часто,пестрою толпою окружен…», «Смерть поэта…», «Прощай, немытая Россия»), то насне покидает ощущение метаний души человеческой, возмущения, которое читательпереживает вместе с поэтом. Кавказ же дает ощущение свободы, незыблемостимироздания… Как будто отдельно взятый человек вдохнул полной грудью воздухсвободы…Особенно хорошо понимаешь это, глядя на картины лермонтова.
Юг у поэта – это воплощение движения. Даже природа у него живет своейжизнью, зачастую очень похожей на людскую жизнь…
Больше всего удивило то, что в основе многих“южных” лермонтовских поэм лежат легенды Кавказа, а не только фантазия автора.Поражает воображение легенда о горном духе Гуда, полюбившем земную девушку.
Женщины гор – это, по моему мнению, особая ниша сюжетов Лермонтова.В какой-то мере они противопоставляются лицемерным красавицам высшего света.Они не испорчены жеманством и неискренностью. Они естественны, всегданеобыкновенно красивы, преданны, это заботливые матери («Казачья колыбельная»,«Не плачь, не плачь мое дитя…»), преданные невесты («Демон»), но могут быть игордыми, и своенравными («Тамара»).
Поэт старается показать лучшие стороны южного края– преданных женщин, отважных мужчин, дикую, необузданную, но в то же времяпрекрасную природу – под стать людям. Продолжая рисовать перед нашим взоромромантические картины поэт не изменяет достоверности – многие местности,описанные в “Герое нашего времени” существуют на самом деле, а кавказскиелегенды почти не претерпевают изменений от пера творца.
МОУ Гимназия №2
Реферат на тему:Образ Кавказа
в творчествеМихаила Юрьевича Лермонтова
Выполнила:ученица 9 “В” класса
Демидова Анна
Учитель:Антипина Ирина Арсеньевна
Гурьевск 2002.
МОУ Гимназия №2
/>Реферат на тему:Образ Кавказа
в творчествеМихаила Юрьевича Лермонтова
/>
Выполнила:ученица 9 “В” класса
Демидова Анна
Учитель:Антипина Ирина Арсеньевна
Гурьевск 2002