ОбразХлестакова в комедии «Ревизор»
“В “Ревизоре” я решился собратьв одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости и заодним разом посмеяться над всем” — такова основная цель, которую ставил передсобой Гоголь. Находясь в преемственной связи с драматургией Фонвизина,Грибоедова, Пушкина, комедия “Ревизор” отличалась масштабностью своегохудожественного обобщения и объемностью проблематики. При помощи смеха, “которыйвесь излетает из светлой природы человека”, писатель с высоты творческого генияотразил “зло своего времени”.
Гоголь не раз предупреждал:Хлестаков — самый трудный образ в пьесе. Помотрим, что же представляет из себяэтот герой. Хлестаков — мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми поре-каемый.Его презирает даже собственный слуга Осип, его может оттаскать за вихры отец.Он беден и не способен работать так, чтобы обеспечить себе хотя бы сносноесуществование. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно презираетсебя. Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить свои беды, попытатьсяизменить жизнь. Ему кажется, что представься лишь случай, и все изменится, онперенесется “из грязи в князи”. Это и позволяет Хлестакову так легко инепринужденно чувствовать себя лицом значительным.
Мир, в котором живет Хлестаков,непонятен ему самому. Он не в силах постичь связь вещей, представить себе, чемв действительности заняты министры, как ведет себя и что пишет его “друг”Пушкин. Для него Пушкин — тот же Хлестаков, но счастливее, удачливее. Интересното, что и городничий, и его приближенные, которых нельзя не признать людьмисметливыми, знающими жизнь, по-своему неглупыми, ничуть не смущены враньемХлестакова. Им тоже кажется, что все дело в случае: повезло — и ты директордепартамента. Никаких личных заслуг, труда, ума и души не требуется. Надо лишьпомочь случаю, кого-то подсидеть. Разница между ними и Хлестаковым лишь в том,что последний уж откровенно глуп и лишен даже практической сметки. Будь же он поумнее,пойми сразу заблуждение городской верхушки, он начал бы сознательноподыгрывать. И несомненно бы провалился. Хитрость, продуманная ложь не обманулибы внимательного городничего. Он бы нашел слабое место в заранее созданнойвыдумке, недаром гордится Антон Антонович: “Тридцать лет живу на службе;… мошенников над мошенниками обманывал. Трех губернаторов обманул!” Городничийне мог предположить в Хлестакове лишь одного — чистосердечия, неспособности ксознательной, продуманной лжи.
А между тем это одна изосновных черт Хлестакова, делающая его героем “миражной* интриги. Внутренняяпустота делает его поведение совершенно непредсказуемым: в каждый данный моментон ведет себя так, как “получается”. Его морили голодом в гостинице, над нимвисела угроза ареста — и он льстиво молил слугу принести хоть что-нибудьпоесть. Несут обед — и он прыгает на стуле от восторга и нетерпения. При видетарелки супа Хлестаков забывает о том, как минуту назад униженно клянчил еду.Он уже вошел в роль важного господина. “Ну, хозяин, хозяин… Я плевать натвоего хозяина!” Совершенно справедливо комментирует суть этого образа Манн,исследователь творчества Гоголя: “Он, как вода, принимает форму любого сосуда.У Хлестакова необыкновенная приспособляемость: весь строй его чувств, психикилегко и непроизвольно перестраивается под влиянием места и времени”.
Хлестаков соткан изпротиворечий. Безумное, алогичное вранье Хлестакова по сути глубокосоответствует времени принципиального алогизма. Хлестаков — фигураобщечеловеческая, но этот тип достиг апогея в николаевскую эпоху, достойно иполно иллюстрирует ее, раскрывая глубинные пороки этого времени. Чиновникипрекрасно видят, что он глуп, но высота чина затмевает любые человеческиекачества.
В каждом из персонажей пьесынемало хлестаковщины. Таков авторский замысел. Потому Хлестаков и главныйгерой, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени. Оникомичны, лишь собранные воедино и выставленные на сцене. Самой яркойиллюстрацией служат мечты городничего о будущей жизни в качестве тестя великогочеловека. И он, и Анна Андреевна представляют себе не просто роскошь, но такуюроскошь, которую унижает их теперешняя жизнь, их теперешние знакомства. АнтонАнтонович рисует картину: “… Поедешь куда-нибудь — фельдъегеря и адъютантыпоскачут везде… Хе, хе, хе, вот что, канальство, заманчиво!” Таким образом,мы видим, что представления Хлестакова и Сквозник-Дмухановского о шикарнойжизни в основном совпадают. Ведь хлестаковские “тридцать пять тысяч однихкурьеров” ничем не отличаются от фельдъегерей и адъютантов, которые в мечтахгородничего “поскачут везде”. И главное, Сквозник-Дмухановский так же радвыдвинуться над мелкой сошкой и городничим, представив себя генералом.
Итак, образ Хлестакова явилсягениальным художественным обобщением Гоголя. Объективный смысл и значение этогообраза состоят в том, что он представляет собой нерасторжимое единство“значительности” и ничтожества, грандиозных претензий и внутренней пустоты.Хлестаков представляет собой концентрацию черт эпохи в одном человеке. Вотпочему жизнь эпохи отразилась в “Ревизоре” с огромной силой, а образыгоголевской комедии стали теми художественными типами, которые позволяют яснеепонять социальные явления того времени.