Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Образ Софьи в пьесе А. С. Грибоедова "Горе от ума"

Образ Софьи в пьесе А. С. Грибоедова«Горе от ума»
Однимиз выдающихся произведений первой половины ХIX века является комедия А. С.Грибоедова «Горе от ума». Каждый герой пьесы, являя собой типичныйобраз, обладает в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Авторизображает своих героев столь же сложными, как сложны реальные люди.
Однимиз наиболее противоречивых характеров в пьесе «Горе от ума» наделенаСофья. Очень хорошо об этом сказано в статье И. А. Гончарова «Мильонтерзаний». Он говорит о смешении в Софье «хороших инстинктов сложью», «живого ума с отсутствием всякого намека на убеждения».Но она «загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни однаструя свежего воздуха». Гончаров увидел в ней «задатки недюжиннойнатуры», и поэтому «недаром ее любил и Чацкий».
Отприроды Софья наделена хорошими качествами: сильным умом, независимымхарактером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Эта девушкаполучила хорошее образование и воспитание. Героиня увлекается чтениемфранцузской литературы. Но, к сожалению, все эти положительные черты характераСофьи не могли получить развития в фамусовском обществе. Представления о людяхона черпала из сентиментальных французских романов, эта литература развила вСофье мечтательность и чувствительность. Поэтому она не случайно обратилавнимание на Молчалина, который своими чертами и своим поведением напоминал ейее любимых героев.
Однаконельзя сказать, что Софья ослеплена: она способна оценить избранника здраво икритически: к Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иныхчума, Который скор, блестящ и скоро опротивит. Софья еще и потому полюбилаМолчалина, что ей, девушке с характером, нужен в жизни человек, которым онамогла бы управлять. Любовь Чацкого к героине помогает нам понять одну истину:характер Софьи в чем-то главном под стать самому Чацкому. В свои семнадцать летона не только «расцвела прелестно», но и проявляет завиднуюнезависимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ееотец. Об этом говорит такая реплика Софьи: «Что мне молва? Кто хочет, таки судит».
Чацкийэто понимает и свои речи адресует прежде всего Софье. Именно Софью он считаетсвоей единомышленницей. Он привык верить тому, что она разделяет его взгляды.Этой веры не поколебали в нем «ни даль», «ни развлечения, ниперемена мест». Поэтому Чацкий, возвратившись в Москву и увидев, какизменилась Софья под влиянием окружения, очень переживает. Софья также оченьпереживает, но уже из-за другого. Она невольно слышит разговор Молчалина сЛизой и вдруг видит своего избранника совсем с другой стороны. Она понимает,что нужна была ему только для того, чтобы, улучив момент, воспользоваться еевлиянием и получить повыше чин. Софья получает первый жестокий урок.
Возможно,когда-нибудь Софья узнала бы об истинных намерениях Молчалина и ей не было бытак больно, но сейчас она потеряла человека, который очень подходил на рольмужа-мальчика, мужа-слуги. Ей не нужен был такой человек, как Чацкий, но именноон открыл ей глаза на все происходящее. Если бы Софья выросла в другой среде,она, возможно, выбрала бы Чацкого. Однако она выбирает такого человека, которыйей больше подходит, так как не мыслит себе иного героя. Но, по замечанию того жеГончарова, «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого» именно Софье.Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо драматическое. Этоединственный персонаж, который задуман и выполнен, как близкий Чацкому. КритикиН. К. Пиксанов и И. А. Гончаров сопоставляют Софью Фамусову с Татьяной Лариной.
Чрезвычайноважен для понимания образа героини ее сон. Сон, рассказанный Софьей, содержиткак бы формулу ее души и своеобразную программу действий. Здесь впервые самойСофьей названы те черты ее личности, которые так высоко оценил Гончаров. СонСофьи знаменателен для постижения ее характера, как и сон Татьяны Лариной — дляпостижения характера пушкинской героини. Сопоставляя Татьяну и Софью, И. А.Гончаров писал, что «громадная разница не между ею и Татьяной, а между Онегиными Молчалиным. Выбор Софьи, конечно, не рекомендует ее...»
Н.К. Пиксанов совершенно справедливо отмечал, что «драма, переживаемаяСофьей Фамусовой в финале четвертого акта, является в русской литературе…первым и блестящим опытом художественного изображения душевной жизни женщины.Драма Татьяны Лариной создана позже». Итак, в своей комедии А. С.Грибоедов сумел показать не только время, в которое он жил, но и создалнезабываемые образы, интересные современному читателю и зрителю. Поэтому, какговорил Гончаров, «Горе от ума» держится особняком в литературе иотличается от других произведений слова моложавостью и более крепкойживучестью.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.