О романе Оскара Уайльда «Портрет ДорианаГрея»
Вадим Руднев
«ПортретДориана Грея» — роман Оскара Уайльда (1891). Несмотря на то что этот романнаписан в конце ХIХ в., он по своей проблематике и идеологии целикомпринадлежит ХХ в., а по художественному языку — европейскому символизму, а темсамым модернизму и неомифологизму. Кроме того, в этом произведении впервыепоставлена проблема соотношения текста и реальности как проблема энтропийноговремени. В концепции культуры ХХ в., развиваемой на страницах этого словаря,«П. Д. Г.» играет в культуре ХХ в. едва ли не меньшую роль, чем,например, «Доктор Фаустус» Томаса Манна.
Напомнимвкратце сюжет романа. Художник Бэзил Холлуорд написал замечательный портретмолодого и знатного красавца Дориана Грея. Художник столько души вложил в этотпортрет, что не хочет его нигде выставлять и дарит Дориану. В этот моментпоявляется университетский друг художника лорд Генри, циник и имморалист,воспевающий «новый гедонизм», человек, который «всегда говоритбезнравственные вещи, но никогда их не делает». Он сетует на то, чтокрасота Дориана Грея скоро потускнеет, а портрет всегда будет напоминать ему оего молодости. Риторика лорда Генри так заразительна, что Грей в отчаянии:пусть лучше старится портрет, а он остается вечно молодым.
ЛордГенри начинает играть огромную роль в антивоспитании Грея, ориентируя его наэстетизм, гедонизм и легкое отношение к нравственности.
Грейвлюбляется в красивую, но бедную девушку, актрису маленького театрика СибилуВэйн. Однако когда она, охваченная любовью к Дориану, не хочет и не можетизображать несуществующие чувства на сцене — начинает плохо играть, он безсожаления расстается с нею, наговорив ей жестоких слов. Сибила кончает жизньсамоубийством, а Грей, случайно взглянув на портрет, замечает, что портретизменился — на губах появилась жесткая складка. Итак, его желание сбылось — отныне портрет станет его совестью, он будет стареть, а Дориан останется вечномолодым.
Вдохновленныйлордом Генри и прочитанным по его совету Романом Гюисманса«Наоборот», Дориан Грей пускается во все тяжкие. Он ведет самыйбеспутный и безнравственный образ жизни, какой только можно себе представить, илишь его обаяние и странно не меркнущая с годами красота заставляют общество неотвернуться от него, хотя о нем идет много пересудов. Проходят десятилетия, ноон остается молодым и прекрасным, меняется лишь его портрет, становясь всебезобразнее, но об этом никто не знает, кроме самого Грея; он тщательно спряталпортрет в укромной комнате своего дома.
ХудожникБэзил приходит увещевать Дориана. Тот показывает ему портрет, а затем вприступе гнева убивает художника. Портрет становится еще ужаснее. Погружаясьвсе больше в бездну порока, Грей не может остановиться. На портрете он выглядитуже отвратительным стариком. В припадке ярости Грей бросается на портрет сножом, но убивает тем самым себя, превращаясь в труп омерзительного старика,тогда как на портрете восстанавливается облик прекрасного юноши.
Обратимсятеперь к мифологическим реминисценциям романа. Прежде всего, Дориан Грейнаделяется целым рядом прозвищ, именами мифологических красюцев — Адонис,Парис, Антиной, Нарцисс. Последнее имя подходит к нему, конечно, более всего.
Вмифе о Нарциссе говорится, что прорицатель Тиресий предсказал родителямпрекрасного юноши, что тот доживет до старости, если никогда не увидит своеголица. Нарцисс случайно смотрит в воду, видит в ней свое отражение и умирает отлюбви к себе.
ДорианГрей влюблен в свое «второе я» портрет, подолгу смотрит на него идаже целует его. В конце романа, когда портрет заменяет его, Грей все больше ибольше влюбляется в свою красоту и, не выдержав красоты своего тела и, поконтрасту, омерзительности своей души, которую ему показывает портрет, по сутикончает собой, умирает, как Нарцисс, от любви к себе.
Другойне менее важный миф, который используется в сюжетном построении романа, этолегенда о том, как Фауст продал душу дьяволу за вечную молодость. В ролиискусителя выступает лорд Генри. Он стращает Дориана картинами безобразия еготела, когда оно постареет. Тогда-то Дориан и говорит сакраментальную фразу:
" — Как это печально! — пробормотал вдруг Дориан Грей, все еще не отводя глаз отсвоего портрета. — Как печально! Я состарюсь, стану противным уродом, а мойпортрет будет вечно молод. Он никогда не станет старше, чем в этот июньскийдень… Ах, если бы могло быть наоборот! Если бы старел этот портрет, а янавсегда остался молодым! За это… за это я отдал бы все на свете. Да, ничегоне пожалел бы! Душу бы отдал за это! (подчеркнуто мной. — В.Р.)".
Таки получается: Дориан становится вечно молодым «отродьем Дьявола», какназывает его проститутка в порту, а портрет гнусно стареет.
Попробуемтеперь разобраться, что все это означает с точки зрения концепции энтропийноговремени. Свойство физического времени — необратимость, связанная с накоплениемэнтропии, распада, хаоса, как показал современник Оскара Уайльда великийавстрийский физик Людвиг Больцман. В романе много раз изображается этот процессэнтропийного разложения тела. Энтропийному времени противостоит семиотическоевремя, который исчерпывает, уменьшает энтропию и тем самым увеличиваетинформацию.
Текстс годами молодеет, так как он обрастает все большим количеством информации. Вэтом одна из важнейших мемориальных функций культуры: если бы не сохранялисьтексты о прошлом, мы бы ничего не знали о наших предках.
Вромане Уайльда текст и реальность меняются местами. Портрет приобретает чертыживого организма, а Дориан становится текстом. Происходит это потому, что вромане заложена идеология панэстетизма, которой живут его герои. Именно конецХIХ в. и начало ХХ в. связаны с протестом позитивного физического временипротив второго начала термодинамики (см. время). Протест этот выражался даже всамой статистической термодинамике Больцмана, им наполнена философия Ницше,Вагнера, Шпенглера, Бердяева. Это возврат к средневековой философии историиБлаженного Августина, на место энтропии ставившего порок.
Неслучайно Дориан Грей влюблен не столько в актрису Сибилу Вэйн, а в те роли(тексты), которые она играет, — Джульетту, Розалинду, Имоджену. Он сам — музыкант и страстно любит все прекрасное. Коллекционирует предметы древнегоискусства. Это — декадентский вариант мифологемы Достоевского о том, чтокрасота спасет мир. Красота губит личность, потому что это не настоящаякрасота, а дьявольская, что показывает портрет, который хранится у ДорианаГрея. За сделку с дьяволом надо расплачиваться. Вся история, происшедшая сДорианом Греем, — это дьявольское наваждение: убитый, Грей становится такимбезобразным, каким и должен быть, а портрет вновь превращается в текст — равновесие восстанавливается.
Список литературы
РудневВ. Текст и реальность: Направление времени в культуре //Wiener slawistischerAlmanach, 1986. — В. 17.
РудневВ. Морфология реальности: Исследование по «философии текста». — М.,1996. />
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.ru/