Реферат по предмету ""


Право интеллектуальной собственности в современных условиях развития общества и её защита в РФ

Негосударственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ИПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
НОУ «ИНЭП»
ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙФИЛИАЛ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по специальности «Юриспруденция»
ТЕМА:«ПРАВО ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХУСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ЕЁ ЗАЩИТА»
                                                        Студента 6-го курса
                                                        заочногоотделения
                                                        группа ЮЗ-6
                                                        СтукачёваДмитрия Александровича
                                                        Научныйруководитель
                                                        старшийпреподаватель
Свищева Татьяна Петровна
                                                       
                                                        Рецензент:
                                                        майор юстиции
                                                        гл.специалист фил. №44 ФСС РФ
Нагибина Татьяна Михайловна
«Допустить к защите»
заведующий кафедрой гражданско-
правовых дисциплин
_________ Вишняков Юрий Львович
«___»  ______________ 2007 г.
Дата защиты «___»__________ 2007 г.
Оценка:____________________
Орехово – Зуево, 2007г.

СОДЕРЖАНИЕ
 TOC o «1-2» h z u Введение …………..PAGEREF _Toc157221977 h 1
Глава 1.    Понятиеправа интелектуальной собственности. 5
Глава 2.    Основныеинституты права интеллектуальной собственности. 9
2.1. Авторское право. 10
2.2. Патентное право. PAGEREF _Toc157221981 h18
2.3.Средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой имипродукции (работ, услуг)PAGEREF _Toc157221982 h 19
2.4. Нетрадиционныеобъекты интеллектуальной собственности. PAGEREF _Toc157221983 h 22
Глава 3.    Система Российского законодательства об охранеинтеллектуальной собственности. PAGEREF _Toc157221984 h 28
3.1.Законодательство об авторском праве и смежных правах. PAGEREF _Toc157221985 h 28
3.2. Патентноезаконодательство. PAGEREF _Toc157221986 h 39
3.3. Законодательствоо средствах индивидуализации участников гражданского оборота и производимой имипродукции (работ, услуг)52
3.4. Законодательство обохране нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. PAGEREF _Toc157221988 h59
Глава 4.    Защита  права интелектуальной собственности. 62
Глава 5. Судебная практика ……………………………………………………75
Заключение .82
Список условных сокращений. 84
Библиография ………………………….…………………………………………85


Введение
Для разработки и написания дипломной работы по гражданскому правудипломантом выбрана тема «Право интеллектуальнойсобственности в современных условиях развития общества и её защита».
Среди объектов гражданских прав, т.е. тех материальных и духовных благ,по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правовыеотношения, ст. 128 ГК называетрезультаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права наних.
Одновременно законодатель использует для их обозначения собирательноепонятие, как интеллектуальнаясобственность. В обобщенномвиде содержание данного понятия раскрывает ст. 138 ГК, указывающая, что «вслучаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами,признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина илиюридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные кним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции,выполненных работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знакобслуживания и т. п.)». В отечественной юриспруденции, равно как и в зарубежнойюридической науке, наметились два основных подхода к рассматриваемому понятию.Одни ученые приветствуют закрепление в законе данного понятия и не усматриваютв пользовании законодателем термина «интеллектуальная собственность» каких-либоэлементов ненаучного подхода. Другие ученые считают, что данный термин являетсяизначально неточным ненаучным, в связи, с чем он может применяться лишь вполитических актах, но никак не в правовых нормах, имеющих практическуюнаправленность. Спор этот возник не сегодня, а уходит своими корнями еще кконцу ХIХ в. Уже тогда понятие интеллектуальной собственности и егосоставляющие — литературная (художественная) и промышленная собственность,которые широко использовались в законодательстве многих стран мира и вважнейших международных конвенциях, подвергались резкой критике со стороны рядаизвестных ученых. Противники данного понятия обычно указывали и продолжаютподчеркивать в настоящее время, что нельзя отождествлять правовой режимматериальных вещей и нематериальных объектов, каковыми являются по своей сутиавторские произведения и различные технические новшества; что в отличие отправа собственности, которое в принципе бессрочно и не подвержено каким-либотерриториальным ограничениям, права авторов, изобретателей и их правопреемниковизначально ограничены во времени и в пространстве; что авторские и патентныеправа защищаются с помощью иных правовых средств по сравнению с теми, которыеприменяются для защиты права собственности; что право на творческий результатнеразрывно связано с личностью его создателя и т. п. Реагируя на эти, в общем-то,справедливые замечания, сторонники теории интеллектуальной собственности сталиподчеркивать, что речь в данном случае идет о собственности особого рода,которая требует специального регулирования ввиду ее нематериального характера,поскольку объектами права собственности владельцев патентов, субъектовавторского права и товарных знаков являются неосязаемые и бестелесные вещи.
Свое логическое завершение подобный подход нашел в теорииинтеллектуальных прав, в соответствии с которой права авторов, изобретателей,патентообладателей и т. д. должны быть признаны правами  особого рода, находящимися вне классическогоделения гражданских прав на вещные, обязательственные и личные. В настоящеевремя практически никто не ставит под сомнение двойственную природу авторских иизобретательских прав. С одной стороны, создателю творческого результатапринадлежит право на его использование, которое носит исключительный характери, в принципе, можетсвободно передаваться другим лицам (предоставляться разрешение на использованиерезультата). Данное право относится к числу имущественных прав и по целому рядупризнаков действительно сходно с правом собственности. С другой стороны, авторобладает совокупностью личных неимущественных (моральных) прав, таких, какправо авторства, право на авторское имя и т.д., которые не могут отчуждаться отих обладателя в силу самой их природы. При этом между имущественными и личнымиправами не существует непреодолимой грани; напротив, они теснейшим образомвзаимосвязаны и переплетены, образуя неразрывное единство.  Под исключительнымследует понимать такое право, которое закрепляет за управомоченным лицомсферу юридического господства над принадлежащим ему благом, доступ в которуюкому бы то ни было, кроме его самого, закрыт, за исключением случаев, прямопредусмотренных законом. Иными словами, речь идет о юридически обеспеченнойсфере исключительного господства воли управомоченного лица. С этой точкизрения, личные неимущественные права обладают качеством исключительности не вменьшей, а даже в большей степени, нежели имущественные права, в том числе иправо собственности, поскольку сопровождают объект этих прав — личноенематериальное благо — независимо от того, циркулирует ли он в товарном оборотеили нет. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что именно личные неимущественныеправа во многом способствуют тому, чтобы объект интеллектуальной собственностибыл введен в товарный оборот и эффективно в нем использовался. Разве дляпродавцов и покупателей объектов интеллектуальной собственности, скажем,произведений науки, литературы и искусства, не имеет значения личность ихтворца? 
Целью настоящей дипломной работы является анализ возникновения,изменения, прекращения и охраны на законодательном уровне праваинтеллектуальной собственности в РФ; какие существуют институты праваинтеллектуальной собственности и какими способами осуществляется защита праваинтеллектуальной собственности в современных условиях развития общества? Именнораскрытию этих основных понятий и посвящена моя работа.В соответствии с указанной цельюможно определитьследующие задачи дипломнойработы:1) определить роль и значениеправа интеллектуальной собственности в современных условиях развития общества;2) определить какие результатыинтеллектуальной деятельности человека охраняются авторским и патентным правом.
            3) рассмотреть правомерные способы защиты  права интеллектуальной собственности
            Кроме того, в дипломной работедипломантом исследованы актуальные проблемы, связанные с возникновением,изменением и прекращением права интеллектуальной собственности в РФ.
Цель и задачи дипломнойработы определяются её структурой. Дипломная работа состоит из четырёхлогически связанных между собой глав, введения и заключения; пятая главапосвящена судебной практике. Вторая и третья главы разделены на параграфы, позволяющие акцентировать вниманиена отдельных проблемах в рамках одного вопроса.
В первой главе краткоопределено место, которое занимает право интеллектуальной собственности всистеме гражданских правоотношений, даны общие положения и дано понятие права интеллектуальнойсобственности.
Во второй главе описаныосновные институты права интеллектуальной собственности.
В третьей главерассмотрена система Российского законодательства об охране интеллектуальнойсобственности.
В четвертой главерассмотрены правомерные способы защиты права интеллектуальной собственности.
Пятая глава посвященасудебной практике.
Глава 1. Понятие права интеллектуальнойсобственности
Одним из видов собственности является интеллектуальная собственность,объекты которой представляют собой творения человеческого разума.
Интеллектуальной собственностью признаётся[1]исключительное право гражданина или юридического лица на результатыинтеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализацииюридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг (фирменноенаименование, товарный знак, научные открытия, литературные, художественныепроизведения, научные труды и т.п.)[2]
В нашей стране термин «интеллектуальная собственность», считавшийсянеприемлемым с конца ХIХ в., вновь вошел в научный оборот и в законодательствов начале 90-х годов. Окончательно узаконен Конституцией РФ 1993 г. Хотя ст. 44Конституции, посвященная свободе литературного, художественного, научного,технического и других видов творчества, и не раскрывает содержание данногопонятия, она подчеркивает, что «интеллектуальная собственность охраняетсязаконом»[3].  Действующий ГК, который оперирует даннымпонятием, раскрывает в общем виде его в ст. 138. Анализ указанной статьипозволяет сделать определенный вывод о том, что под интеллектуальной собственностью в российском законодательствепонимается нечто, каксовокупность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, атакже некоторые иные приравненные к ним объекты, в частности средства индивидуализацииучастников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг). Перечняконкретных объектов правовой охраны, подпадающих под понятие интеллектуальнойсобственности, Кодекс не содержит. Однако из ст. 138 ГК однозначно следует, чтосоответствующая правовая охрана результатов интеллектуальной собственности и других,приравненных к ним объектов обеспечивается лишь «в случаях и в порядке,установленных настоящим Кодексом и другими законами»[4]. Этоозначает, что для отнесения того или иного результата интеллектуальнойдеятельности или иного объекта к интеллектуальной собственности требуетсяпрямое указание закона.
Подобный подход на сегодняшний день оправдан, поскольку, во-первых, покаеще отсутствуют реальные возможности для обеспечения правовой охраны любыхинтеллектуальных достижений, и, во-вторых,предоставление охраны некоторым результатам вряд ли  целесообразно по чисто практическимсоображениям. Так, не вызывает сомнений правомерность постановки вопроса овведении правовой охраны научных идей, гипотез, теорий и иных подобных научныхрезультатов[5]. Проблема, однако, состоитв том, как создать соответствующий правовой механизм, не прибегая к кореннойломке сложившихся правовых институтов и не ставя препятствий для развитиянаучно-технического прогресса. Пока попытки отдельных ученых и законодателейрешить эту проблему какими-либо значительными успехами не увенчались. Примеромобъекта, охрана которого вполне может быть обеспечена в традиционныхзаконодательных рамках, но вряд ли целесообразна на современном этапе, можетслужить видеозапись. В принципиальном плане видеозаписи ничем не отличаются отзвукозаписей, охраняемых в качестве одного из объектов смежных прав, и стеоретической точки зрения, безусловно, должны быть причислены к объектам интеллектуальнойсобственности. Однако в настоящее время в большинстве стран, предусматривающихохрану смежных прав, видеозаписи объектами смежных прав не признаются. Необеспечивается их охрана и Международной (Римской) конвенцией об охранеинтересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательныхорганизаций 1961г. В этих условиях введение в российское законодательствоспециальной охраны видеозаписей нецелесообразно, тем более с учетом того, чтоних распространяются общие нормы авторского права.
Отсутствие в ГК указания на конкретные виды охраняемых объектовинтеллектуальной собственности предоставляет возможность путем принятиясоответствующих законов или внесения в них изменений и дополнений относить к ихчислу те или иные  результаты интеллектуальнойдеятельности, т. е. более оперативно не меняя самого ГК решать все эти вопросы.Как показывает мировой опыт последних двух-трех десятилетий, число и видыохраняемых результатов интеллектуальной деятельности постоянно расширяются.Так, только за последние десять лет круг охраняемых в Российской Федерацииобъектов интеллектуальной собственности пополнился полезными моделями,наименованиями мест происхождения товаров, топологиями интегральных микросхем,программами для ЭВМ, базами данных, служебной и коммерческой тайной, объектамисмежных прав. Напротив, такие результаты интеллектуальной деятельности, какоткрытия и рационализаторские предложения, лишились практической охраны, хотявопрос о них в законодательномплане до сих пор окончательно не решен. Так или иначе, конкретный составобъектов интеллектуальной собственности не находится в застывшем состоянии, а,напротив, постоянно уточняется и конкретизируется.
Характеризуя понятие интеллектуальной собственности нельзя обойтивниманием и вопрос о том, что вкладывается в него важнейшими международнымисоглашениями, тем более что в соответствии с Конституцией РФ те из них, вкоторых участвует Российская Федерация, являются составной частью российскойправовой системы (п. 4 ст. 15). Наиболееполным образом понятие интеллектуальной собственности раскрывается в п. VIIIст. 2 Конвенции, учреждающейВсемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). В ней указывается,что интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к литературным,художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов,звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, изобретениям во всех областяхчеловеческой деятельности, научным открытиям, промышленным образцам, товарнымзнакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческимобозначениям, защите против недобросовестной конкуренции, а также все другиеправа, относящиеся к интеллектуальной собственности в производственной,научной, литературной и художественной областях. В названной Конвенции, как и вГК, термин «интеллектуальная собственность» используется в собирательномсмысле, обозначая все права на результаты творческой деятельности и некоторыеприравненные к ним объекты. Содержащийся в Конвенции перечень конкретных видовисключительных прав имеет примерный характер и может быть легко дополнен инымирезультатами интеллектуальной деятельности. Очевидным является и то, что наЧленов ВОИС не налагается обязательство обеспечить в своих странах охрану всехперечисленных в Конвенции прав, и они сами определяют круг охраняемых объектовинтеллектуальной собственности, наконец, даже при слишком сильном желании вприведенном выше определении трудно усмотреть какую-либо связь (кроме чистотерминологического сходства) понятия интеллектуальной собственности и правасобственности в его традиционном смысле.
Подводя определенный итог сказанному, можно отметить, что и современноероссийское законодательство, и международные соглашения понимают под интеллектуальной собственностью совокупность исключительных прав какличного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной и впервую очередь творческой деятельности, а также на некоторые иные приравненныек ним объекты, конкретный перечень которых устанавливается законодательствомсоответствующей страны с учетом принятых ею международных обязательств.
Глава2.    Основные институты праваинтеллектуальной собственности
Понятие «интеллектуальная собственность» является обобщающим по отношениюк таким используемым в законодательстве и юридической литературе понятиям, как«литературная и художественная собственность» и «промышленная собственность».Последние обозначают соответственно авторское право, действие которогораспространяется также на результаты научного творчества («научная собственность»),и патентное право вместе с примыкающим к нему законодательством об охранесредств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой имипродукции (работ, услуг). Однако эти две составляющие не исчерпывают всегосодержания понятия «интеллектуальная собственность». Существует немалорезультатов интеллектуальной деятельности, которые пользуются правовой охраной,но вне рамок авторского и патентного права и законодательства о средствахиндивидуализации, К ним, в частности, относятся топологии интегральныхмикросхем, служебная и коммерческая тайна, селекционные достижения и некоторыедругие объекты правовой охраны. Поэтому понятие интеллектуальной собственностишире по объему, чем понятия литературной (художественной) собственности ипромышленной собственности, вместе взятые. Отношения, связанные с охраной ииспользованием объектов интеллектуальной собственности, входят в предметрегулирования российского гражданского права (ст. 2 ГК). Нормы ГК, и прежде теиз них, которые сосредоточены в третьей части Кодекса, вместе с правилами,содержащимися в специальных законах, посвященных охране исключительных прав наотдельные результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к нимобъекты, образуют в своей совокупности особуюподотрасль российского гражданского права.
Указанная подотрасль вполне может именоваться правом интеллектуальной собственности, что будет означатьсистему правовых норм о личных и имущественных правах на все те результатыинтеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты, которые признаютсяи охраняются законом. С учетом общности ряда объектов интеллектуальнойсобственности и сложившейся в рассматриваемой области системы источников правауказанную подотрасль российского гражданского права можно подразделить на четыре относительно самостоятельныхинститута. Несмотря на тесную взаимосвязь и наличие ряда общих моментов,каждый из этих институтов имеет присущие лишь ему черты, задачи, а иногда ипринципы, которые находят отражение в закрепленных ими нормах.2.1. Авторское право
Авторское право распространяется на произведения науки, литературы иискусства независимо от формы, назначения и достоинства произведения, а такжеот способа его воспроизведения. Оно распространяется на произведения каквыпущенные, так и не выпущенные в свет, но выраженные в какой либо объективнойформе, позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора(рукопись, чертёж, изображение, публичное произнесение или исполнение и т.д.)
Произведение– это результат творческойдеятельности автора, поэтому произведение охраняется авторским правом какнематериальный объект. Результат творческой деятельности автора получает охранупо авторскому праву с того момента, когда он оказывается, выражен в объективной форме.
Для получения авторского права не нужно выполнять каких-либоформальностей. Это право возникает, как только произведение получит объективнуюформу (например, автор запишет на листке бумаги сочинённое им). Никакойрегистрации произведения не требуется, кроме подтверждения даты публикации(произнесения) текста.
В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальнаяи иные формы собственности. В соответствии с этим различаются и субъекты(носители) авторского права – частные лица, государственные и местныеорганизации и т.д.
Прежде всего, необходимо выделить институтавторского права и смежных прав. Им регулируются отношения, возникающиев связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства(авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организацийэфирного и кабельного вещания (смежные права). Объединение в едином институте,который в дальнейшем для краткости будет именоваться авторским правом, двухуказанных групп норм объясняется теснейшей зависимостью возникновения и осуществления,смежных прав от прав авторов творческих произведений, а такжеурегулированностью соответствующих отношений единым законом[6].
В качестве основных задач(функций) авторского права чаще всего в юридической литературе называютдве следующие задачи. С одной стороны, авторское право должно стимулироватьдеятельность по созданию произведений науки, литературы и искусства. В этих целях авторское право способствуетсозданию условий для занятия творческим трудом, обеспечивает правовое признаниеи охрану достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав наиспользование созданных ими произведений и получение доходов и т. д. С другойстороны, задачей авторского права считается создание условий для широкогоиспользования произведений в интересах общества. Иными словами, повышениеуровня охраны прав авторов ни в коем случае не должно препятствоватьиспользованию их произведений в целях образования и просвещения или служитьпомехой в стремлении самой широкой аудитории читателей, зрителей, слушателей знакомитьсяс ними. Указанные задачи авторского права тесным образом связаны с егопринципами. Принципы авторского права —это его основные начала, отправные идеи, которые обладают универсальностью,высшей императивностью и общезначимостью. Они пронизывают содержание всейсистемы авторского права, предопределяют всю юрисдикционную деятельность ивоплощаются в субъективных правах и обязанностях участников авторскихправоотношений. Возникают в судебной практике случаи, когда трудно определитьявляется вновь созданное произведение самостоятельным или является производнымиз другого.[7] Не будучи закрепленными, вконкретных статьях закона, принципы авторского права выводятся из анализа всейсовокупности авторско-правовых норм. Знание принципов позволяет ориентироватьсяв обширном авторском законодательстве, правильно толковать и применять напрактике отдельные его нормы, а также решать вопросы, на которые нет прямогоответа в действующем законодательстве. К числу основных принципов российскогоавторского права, отраженных в содержании его норм на современном этаперазвития, относятся следующие.
Во-первых, принципом авторского права может и должен считаться принцип свободы творчества, которыйпрямо закреплен ст. 44 Конституции РФ. Данный принцип, лишь недавно наполненныйреальным содержанием, пронизывает все авторское законодательство иконкретизируется в целом ряде его норм. Так, свобода творчества несовместима сцензурой произведений науки, литературы и искусства. В настоящее время цензурав России запрещена в законодательном порядке. Обеспечивая свободу творчества,авторское право охраняет все произведения науки, литературы и искусстванезависимо от их назначения, достоинств и способа выражения. В этих же целяхзакон не ограничивает круг охраняемых произведений каким-либо перечнем иохраняет любые результаты творческой деятельности, существующие в объективнойформе. Творцы произведений свободны в выборе темы, сюжета, жанра и формывоплощения, создаваемых ими понятий или художественных образов, а такжесамостоятельно решают вопросы о выпуске своего произведения в свет, приданиипроизведению окончательной формы.
Во-вторых, принципом авторского права является сочетание личных интересов автора с интересами общества. Хотяданный принцип, безусловно, проявляется и в других институтах праваинтеллектуальной собственности и гражданского права в целом, в авторском правеон имеет особое значение. В основе авторского права лежит признанное за автороммонопольное право на использование созданного им произведения. Определениеразумных границ этой монополии на протяжении веков являлось одной из главныхпроблем авторского права. В настоящее время уже никто не утверждает, что авторыдолжны иметь неограниченный контроль за использованием своих произведений.Ничем не ограниченная монополия необходима и возможна лишь в отношениинеобнародованных произведений. Если же произведение с согласия автора сталодоступно для всеобщего сведения, его права на произведение не могут быть стольобширными, чтобы полностью игнорировать интересы других граждан и общества вцелом. Законы демократического общества не только гарантируют охрануинтеллектуальной собственности, но и закрепляют право членов общества научастие в культурной жизни и пользование достижениями культуры.
Субъектом авторского права автоматически, без необходимости получениякакого-либо разрешения и без регистрации произведения, считается автор,создатель произведения. В случаях, когда произведение создано творческим трудомдвух или большего числа авторов, возникает соавторство. Для возникновениясоавторства не требуется чьего-либо разрешения или соглашения соавторов.
Общество в равной степени заинтересовано как в свободном доступе ктворческим произведениям своих членов, так и в том, чтобы создаваемыепроизведения эффективно охранялись нормами авторского права. В этой связи вавторском законодательстве России, как и в законодательстве других стран, заавторами закрепляется широкий круг исключительных личных и имущественных прав,устанавливается, что произведения могут быть использованы, по общему правилу,лишь на основании договоров с их авторами на согласованных с ними условиях,определены сроки действия субъективного авторского права и т. д. В то же времяс учетом интересов общества установлены случаи, когда произведения могутсвободно использоваться указанными в законе заинтересованными лицами.
В-третьих, в качестве одного из принципов российского авторского праваможет быть выдвинуто положение о неотчуждаемостиличных неимущественныхправ автора. В этом состоит одно из существенных отличий российскогоавторского права от авторского права ряда зарубежных стран. По российскомуавторскому законодательству, личные неимущественные права автора (правоавторства, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, хотя бы самавтор и выразил на это свое согласие. Подобное соглашение не будет иметьюридической силы и является недействительным. Поэтому даже в тех случаях, когдапроизведение создано в порядке выполнения служебного задания, личныенеимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаяхобеспечены. Этими же соображениями продиктованы нормы российскогозаконодательства, устанавливающие, что право авторства, право на авторское имя,право на защиту репутации автора не переходят по наследству, что в случаях такназываемого «свободного» использования произведений обязательно указание имениавтора и т. д. Что же касается имущественных прав авторов, то они могутпередаваться другим лицам по авторскому договору, в порядке наследования, атакже в силу закона.
В-четвертых, для современного российского авторского права характеренпринцип свободы авторского договора. Данныйпринцип заменил собой присущий ранее действовавшему авторскому праву принципнормативной регламентации основных прав и обязанностей сторон по авторскимдоговорам. Наиболее ярким выражением последнего было существование такназываемых типовых авторских договоров (издательских, сценарных, постановочныхи др.), которые имели нормативное значение и подробно регламентировалиотношения авторов и пользователей произведений. Конечно, было бы неверносводить роль типовых договоров лишь к ограничению свободы сторон в распоряжениипринадлежащими им правами. Одной из главных функций типовых договоров былоограждение авторов от произвола пользователей произведений, стремление гарантироватьавторам определенный минимальный уровень прав. Условия конкретных авторскихдоговоров, ухудшающие положение авторов по сравнению с соответствующим типовымдоговором, признавались недействительными и заменялись условиями, закрепленнымив типовом договоре.
Вместе с тем присутствие в законодательстве правил, детально регулирующихсферу отношений, которая в принципе должна определяться прежде всего свободнымволеизъявлением самих сторон, трудно признать нормальным явлением. В этой связиновое российское авторское законодательство отказалось от жесткой регламентацииотношений сторон авторского договора. В нем закрепляются лишь возможные типыавторских договоров, а также указываются условия, которые должны быть вобязательном порядке согласованы сторонами. Что касается законных интересовавторов, то они обеспечиваются, с одной стороны, запретом включать в авторскиедоговоры явно кабальные для авторов условия, например условие о передаче правна произведения, которые автор может создать в будущем, и, с другой стороны,правилами, предоставляющими авторам определенные права, например на расторжениеавторского договора по истечении пяти лет с даты его заключения, есликонкретный срок договора сторонами не определен, или налагающими напользователей произведений определенные обязанности, например по выплате авторуаванса по договору заказа. Кроме этих и некоторых других указанных в законеограничений, стороны своб


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :