О романе «Отцы и дети»
Рядэпизодов, которым начинается роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», – возвращениеАркадия Николаевича Кирсанова в имение своего отца Марьино. Сама ситуация“возвращения домой после долгого отсутствия” предопределяет отношение читателяк происходящему как к новому этапу в жизни молодого человека. Действительно,Аркадий Николаевич закончил обучение в университете и, как всякий молодойчеловек, стоит перед выбором дальнейшего жизненного пути, понимаемого оченьшироко: это не только и не столько выбор общественной деятельности, сколькоопределение собственной жизненной позиции, своего отношения к нравственным иэстетическим ценностям старшего поколения.
Проблемаотношений “отцов” и “детей”, отразившаяся в заглавии романа и составляющаяосновной конфликт его, – проблема вневременная, жизненная. Потому Тургеневотмечает типичность “небольшой неловкости”, которую ощущает Аркадий за первымпосле разлуки “семейным ужином” и “которая обыкновенно овладевает молодымчеловеком, когда он только что перестал быть ребёнком и возвратился в место,где привыкли видеть и считать его ребёнком. Он без нужды растягивал свою речь,избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесённым,правда, сквозь зубы...”
Однакоэтому эпизоду в романе соответствует точная дата – 20 мая 1859 года, как быдиктующая необходимость исторического комментария ко всему содержанию романа,остро полемического, отражающего идейную борьбу 60-х годов, споры вокругподготавливающейся крестьянской реформы. Не случайно основное действие романапроисходит в “дворянских гнёздах”, а Николай Петрович Кирсанов уже в первомразговоре с сыном заводит речь о “хлопотах с мужиками”. Важно отметить, чтоподобная конкретность не исключение, а скорее правило для романов Тургенева,очень точно отражающих время, в которое они написаны. И неудачноехозяйствование Николая Петровича, и то, что “толпа дворовых не высыпала накрыльцо встречать господ”, – знаки времени, заключающие в себе скрытоесравнение с прежними временами.
МолодогоКирсанова встречают барин и слуга. Как ни странно, но разговор о новомпоколении начинается именно с Петра, “в котором всё: и бирюзовая серёжка в ухе,и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, всёизобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения”. Он не подходит“к ручке барича”, а только издали кланяется ему, а к мужикам относитсяпрезрительно. Это вульгарное понимание “нового”, “глупость и важность”свойственны не одному Петру. По той же причине столь же ироничны описанияКукшиной и Ситникова, “вытащивших”, по выражению Писарева, “идею Базарова «наулицу», опошливших его взгляды”. Пётр, конечно, представляет гораздо меньшуюопасность для общества, чем мнимые единомышленники Базарова, но едва ли меньшуюроль играет его комический образ. (Пётр встречает Кирсанова и Базарова в началеромана, он участвует как единственный “секундант” в одном из важнейших эпизодов– дуэли Базарова с Павлом Петровичем и, наконец, подобно Николаю Петровичу иАркадию Николаевичу, женится.)
Романначинается с диалога, диалоги вообще играют большую роль в этом романе исущественно преобладают над повествованием. Слово несёт дополнительнуюнагрузку, является важнейшим средством характеристики персонажа. “Говорящийчеловек в романе – существенно социальный человек, исторически конкретный иопределённый, и его слово – социальный язык, а не «индивидуальный диалект».Действие, поступок героя в романе необходим как для раскрытия, так и для испытанияего идеологической позиции, его слова” (М.М.Бахтин. Слово в романе).
Ужев первом эпизоде, говоря Аркадию о своих отношениях с Фенечкой, НиколайПетрович переходит на французский язык, с появлением Павла Петровича в текстепоявляются английские слова – и в речи персонажа, и в авторской речи. Так,“европейское shake-hands” Павла Петровича столь же далеко от “рукопожатия”, какдалеко от поцелуя троекратное прикосновение Павла Петровича “до щёк” племянника“своими душистыми усами”.
Всамом начале романа действие как бы в угоду реальности замедляется ожиданиемвстречи. И, как будто воспользовавшись свободным временем, Тургенев обращаетсяк биографии Николая Петровича Кирсанова.
Предысториятургеневских героев, как правило, лишённых прямой авторской оценки, всегдазначима. Их духовный мир тесно связан с обстоятельствами, в которых формируетсяих характер. Не случайно Аркадий, стремясь оправдать своего дядю в глазахдруга, рассказывает ему историю Павла Петровича. Не случайно у главного герояромана – Евгения Васильевича Базарова – отсутствует предыстория.
ОбразНиколая Петровича Кирсанова обладает высокой степенью типичности. Этот человекне исключение, он таков, как многие, – из обычной дворянской семьи, получившийобычное для того времени образование, женившийся по любви и живший в своейдеревне “хорошо и тихо”. Он не преуспевает в хозяйственной деятельности, неживёт, подобно брату, воспоминаниями яркой и бурной молодости. Но оннеравнодушен к музыке, восхищается природой и в этом смысле гораздо болеевыражает суть своего поколения, чем Павел Петрович, постоянно декларирующийсвои убеждения и привязанности, но, в сущности, равнодушный ко всему. СудьбыПавла Петровича и Николая Петровича иллюстрируют две возможности, два пути длялюдей одного поколения, точно так же, как и Аркадий с Базаровым. И близостьАркадия к отцу свидетельствует скорее о преемственности поколений, чем оконсерватизме взглядов молодого Кирсанова.
Однакоуже в первые минуты встречи отца и сына намечается некая разница в поведенииАркадия и старшего Кирсанова: “Николай Петрович казался гораздо встревоженнеесвоего сына; он словно потерялся немного, робел”. Он вообще ведёт себя гораздоменее решительно, чем Аркадий, наслаждающийся “сознанием собственной развитостии свободы”. И эта нерешительность, стремление к компромиссу, с одной стороны,разъединяет Николая Петровича с сыном, а с другой – служит основой ихвзаимопонимания.
Подороге в Марьино размышления Аркадия о необходимости преобразований сменяютсявосхищением представшей перед ним картиной природы: “… А пока он размышлял,весна брала своё. Всё кругом золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалосьи лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка… Аркадий глядел, глядел, и,понемногу ослабевая, исчезали его размышления… Он сбросил с себя шинель и таквесело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять егообнял...”
Пейзажв романе Тургенева служит выражению внутреннего мира героев, является одним изприёмов создания образа. Не случайно именно “на фоне прекрасной природы”Тургенев выносит приговор Павлу Петровичу, не случайно природа, интересующаяБазарова только в смысле практическом, в финале романа как будто бы последнийраз и до конца противоречит его нигилистическим убеждениям. И то, что Аркадийне может устоять перед природой, с первых страниц романа указывает нанеобходимость переворота в его душе. Природа близка ему так же, как и его отцу.
Онподавляет собственные чувства, стараясь следовать нигилистическим взглядамБазарова.
“Право,мне кажется, нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях! Да и небоздесь...
Аркадийвдруг остановился, бросил косвенный взгляд назад и умолк.
–Конечно,– заметил Николай Петрович, – ты здесь родился, тебе всё должно казаться здесьчем-то особенным...
–Ну,папаша, это всё равно, где бы человек ни родился”.
Иличуть позже, когда цитируемые Николаем Петровичем пушкинские строки прерываютсярепликой Базарова: “Николай Петрович умолк, а Аркадий, который начал былослушать его не без некоторого изумления, но и не без сочувствия, поспешилдостать из кармана серебряную коробочку со спичками и послал её Базарову сПетром”.
Авечером, когда Базаров уходит в свою комнату, Аркадием овладевает “радостноечувство” от ощущения “дома”, той атмосферы теплоты и любви, которая соединяетего с детством. Аркадий вспомнил нянюшку Егоровну, “и вздохнул, и пожелал ейцарствия небесного… О себе он не молился”. Глубокая эмоциональная связь смиром детства и напускной нигилизм ещё уживаются в Аркадии: он как будто попривычке молится за нянюшку, в отношении себя оставаясь атеистом.
Однакоавторитет Базарова для Аркадия – скорее влияние сильной личности, чем общностьвзглядов.
То,что для Базарова естественно, для Аркадия часто только поза, стремление бытьпохожим на товарища, способ самоутверждения.
Ив этом смысле путь молодого Кирсанова в романе – путь к самому себе.
Средствапсихологической характеристики героев в романе «Отцы и дети», конечно,отдельная тема, но обратить внимание на портреты и жесты персонажей необходимоуже в начале произведения. Так, портреты Базарова и Павла Петровича явноконтрастны, как, впрочем, и отзывы их друг о друге: “Этот волосатый?” –спрашивает Павел Петрович брата, услышав, что Базаров собирается гостить у них;“А чудаковат у тебя дядя!.. Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то,ногти, хоть на выставку посылай!” – говорит Базаров Аркадию.
ПортретыПавла Петровича и Базарова – не единственная пара спорящих портретов, таковы жепортреты Одинцовой и Кукшиной, Ситникова и Базарова. И этапротивопоставленность – отражение разных жизненных позиций.
Ужев следующих эпизодах взаимное недовольство внешним видом сменится у ПавлаПетровича и Базарова открытым столкновением противоположных взглядов по всемважнейшим вопросам бытия, поведения, общественной жизни, и этот непримиримый конфликтсохранится до конца романа.
Интересно,что первым своё отношение к Базарову в доме Кирсановых выражает старый слуга:“Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую одёженку и,высоко подняв её над головой, удалился на цыпочках”. Так же безмолвно, но явнооценивает Прокофьич “излишнюю развязность” Аркадия за ужином: “Прокофьич неспускал с него глаз и только губами пожёвывал”. Старый слуга – такой жеприверженец старого, как и Павел Петрович. Он, в противоположность Петру,“подошёл к ручке к Аркадию” и всем своим существом возненавидел Базарова,нарушившего заведённый порядок одним своим присутствием. Не случайно последуэли “один Прокофьич не смутился и толковал, что и в его время господадирывались, «только благородные господа между собою, а этаких прощелыг они быза грубость на конюшне отодрать велели»”
Ис Аркадием он расходится в главном — в представлении о жизни, хотя поначалу онисчитаются друзьями. Но их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой,потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основанана подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинениеслабой натуры более сильной: Аркадия — Базарову. Но все-таки Аркадий постепенноприобретал свое мнение и уже переставал слепо повторять за Базаровым суждения имнения нигилиста. В спорах он не выдерживает и выражает свои мысли. Однажды ихспор дошел чуть ли не до драки. Разница между героями видна в их поведении в«империи» Кирсанова. Базаров занимается работой, изучением природы, аАркадий сибаритствует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видносразу по его красной обнаженной руке. Да, действительно, он в любой обстановке,в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело — естественные науки,изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Увлечениенауками является типичной чертой культурной жизни России 60-х годов, значит,Базаров идет в ногу со временем. Аркадий — совершенная противоположность. Онничем не занимается, из серьезных дел его ни одно по-настоящему не увлекает.Для него главное — уют и покой, а для Базарова — не сидеть сложа руки,трудиться, двигаться. Совершенно разные суждения складываются у них в отношенииискусства. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытаетсядоказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, унего аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правилахорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех егопоступках, привычках, манерах, речах, внешнем виде. Крупное разногласиевозникло между «друзьями» в разговоре о роли природы в жизничеловека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно«ученик» выходит из-под власти «учителя». Базаров ненавидитмногих, а у Аркадия нет врагов. «Ты, нежная душа, размазня», — говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником.«Ученик» не может жить без принципов. Этим он очень близок к своемулиберальному отцу и Павлу Петровичу. Зато Базаров предстает перед нами какчеловек нового поколения, которое пришло на смену «отцам», неспособным решить основные проблемы эпохи. Аркадий — человек, принадлежащийстарому поколению, поколению «отцов». Писарев очень точно оцениваетпричины разногласий между «учеником» и «учителем», междуАркадием и Базаровым: «Отношение Базарова к его товарищу бросает яркуюполосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретилеще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается всамой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ейэлементов». Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеиБазарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он принадлежит к разрядулюдей, вечно опекаемых и вечно не замечающих опеки. Базаров относится к немупокровительственно и почти всегда насмешливо, он понимает, что их путиразойдутся.
Однакосказать, что слуга в этом романе – отражение барина, подобно Прокофьичу илибазаровской Анфисушке, было бы неправильно (довольно вспомнить одного толькоПетра), ситуация гораздо сложнее. Живя жизнью господ, они тем не менееприобретают некую жизненную позицию, до конца следуя соответствующей манереповедения.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта sochinenia1.narod.ru/