Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Нравственная проблематика рассказов Шукшина

План реферата:
1) Краткая биография В.П.Шукшина
2) Нравственность рассказовШукшина
3) Его рассказы:
а) «Думы» и  «ДядяЕрмолай»
б) «Микроскоп»,«Забуксовал», «Космос, нервная система и шмат сала»
в)«Осенью»
г) И многиедругие рассказы
4) Заключение
 
1) Краткая биографияВ.П.Шукшина.
ВасилийМакарович Шукшин родился в 1929году в селе Сростки Бийского района Алтайскогокрая. После окончания сельской семилет­ней школы поступил в Бийскийавтомобильный техникум, но закончить его не удалось, поэтому работал в колхозе.В 1946году покинул род­ное село и переехал в Калугу.
Вплоть до1949года работал сначало слесарем-такелажником на турбинном заводе в Калуге,потом на тракторном заводе в городе Вла­димере, слесарем, разнорабочимголовного ремонтно-восстановительно­го поезда.
В 1953годувернулся в село Сростки, экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости.
Затем приезжаетв Москву и в 1954году поступает на режиссерское отделение Всесоюзногогосударственного института кинемотографии. Именно во время учебы снялся в своейпервой главной роли в фильме
М.Хуциева«Два Федора», это было в 1956году. В этом же году был впервыеопубликован в журнале «Смена» с рассказом «Двое на телеге».
И вот с1963года В.Шукшин — становится режиссером киностудии им. М.Горького. Снял посвоему сценарию фильмы «Живет такой па­рень»,«Ваш сын ибрат».
Шукшин за своюкороткую жизнь был актером, режиссером, литера­тором. Он снялся в 58фильмах,поставил по собственным сценариям та­кие фильмы как «Печки-лавочки» в1973году, «Калина красная» в 1974году.
«Перуписателя принадлежат два романа, шесть повестей, множество рассказов и книгапублицистики (сборник новелл „Сельские жители“в 1963году, „Там вдали“ в 1968году, сборник рассказов „Характеры“ в 1974году, втом же году „Беседы при ясной луне“, и роман „Я пришел дать вамволю“ и др.).»
Но жизнь этоготалантливого человека к сожалению закончилась рано — в 1974году, на 46годужизни В.М.Шукшин скоропостижно скон­чался во время съемок кинофильма «Онисражались за Родину».
_________________________________________________________
1) Русскаялитература XX века \ Христоматия для 11класса. — М.,c1993г.,II часть.
 
2) Нравственность рассказов Шукшина.
В литературе60х — 70х годов одной из главенствующих тем — была тема деревни. Обострениеобщественного интереса к экономическим и социально-идеологическим процессам,происходящим в сельском хозяй­сиве вызвало в жизни ряд замечательныхпроизведений Ф.Абрамова,
В.Белова,В.Тендрякова и конечно же Василия Шукшина. Их произведе­ния тем и замечательны,что не замкнуты в границы лишь деревенской темы, в них нашли выражениесоциальные и духовные, нравственные ин­тересы современного общества. Писателиустремлены к познанию нравс­твенных истоков характера деревенского человека,стремительно меня­ющегося в то время. Преображаются социальные условиядеревенского бытия.
Среди русскихсовременных писателей, мастеров рассказа, Шукшину отведено почетное место.  Егоновеллистическое творчество — явление яркое и самобытное.
При всеммногообразии жанровых форм Шукшина — есть то, что их объединяет, — излюбленнаянравственная проблематика и присущая только этому автору творческая манера, тоттворческий почерк, по которому узнаешь каждую его страницу.
Проза ВасилияШукшина явление своеобычное, со своими стилевыми особенностями. Характерыувиденные в жизни, писатель додумывает, развивает, довоображает. Шукшинвглядывается в свой персонаж и исс­ледует его как художник досконально,открывая его душевную многос­лойность, многогранность.
В его рассказахжизнь предстает в ее многомерности, неисчерпаи­мости, в удивительномразнообразии. Интонация его произведений под­вижна, богата оттенками. Шукшин нанескольких страницах создает не­повторимый человеческий характер и через негопоказывает какой-то пласт жизни, какую-то сторону бытия.
Форма у негонесет в себе лаконичность, экономию средств выро­жения и необыкновеннуюнасыщенность. Шукшин обращается к обыденно­му, казалось бы значительному,факту, но так раскрывает драматизм жизни, что обогащает читателя более глубокимее пониманием.
Его рассказыдинамичны, в них нет посторонних описаний, в них обычно отсутствует экспозиция,персонажи стремительно вводятся в действие.
Никогда ненайдешь в шукшинских рассказах пусть самой занятной, но самодовлеющей детали.Детали повествования скупы, но действенны, сюжетны. Его пейзажи, отвечающиедушевному состоянию персонажей, всегда предельно кратки.
Особенно важноесредство среди тех средств выразительности, к которым прибегает Шукшин, имеетдиалог. Он никогда не несет функции простой информативности, в нем заключенодвижение повествования, в нем раскрываются характеры. Язык диалога — подвижен,современен, насыщен колоритными речениями.
Шукшин редко ведетповествование от первого лица. Объективная форма повествования от третьего лицапривлекала тем, что позволила прибегать к самым разным приемам, использоватьмногообразие худо­жественных средств.
Никогда несталкиваемся у Шукшина с заданностью построения, от каждого рассказа веетжизненностью, эмоциональной непосредствен­ностью, — уж тут не упрекнуть авторав рациональности. Сюжетные си­туации, в которых показаны герои, острота иактуальность проблем — все это увлекает и волнует читателя.
Не«рассказы настроения» влекут к себе Шукшина. Он стремится создатьяркий, оригинальный характер, характер историчный, то есть несущий в себеотпечаток времени.
Особенноепристрастие Шукшин питал к деревне, где прошли его детство и юность. Шукшинпризнавался, что жила в его душе боль и тревога за деревню, когда уезжаетмолодежь, нехватает рабочих рук в колхозах и совхозах, замолкают песни, неслышна гармонь, не видно костров рыбаков на реке. Шукшин глубоко переживал тотразрыв, кото­рый существовал между материальными условиями жизни человека в го­родеи в деревне, между уровнем культуры.
Шукшин — писатель глубоко социальный. Он исследовал новые соци­альные явления,протаптывал свою тропку в искусстве и обращаясь к неизведанным пластам жизни.Его привлекала к себе обычная жизнь обыкновенных людей, где под покровомповседневности он мог видеть особенное — те черты, которые в совокупностисоздавали русский на­циональный характер. Русский национальный характер,русский народ в его историческом движении — вот что неизменно занималотворческое мышление Шукшина в годы его зрелости. Его интересует прежде всегонравственный мир человека.
Для литературы70х годов характерны глубокая постановка нравс­твенных проблем, неутомимыйинтерес к сокровенным глубинам челове­ческой души, смелость художественныхисканий. В этом русле и разви­вается творчество Шукшина, полные веры внеисчерпаемые возможности человеческой личности. В великом современном споре очеловеке он всегда на стороне оптимизма, но и не благостен, — он беспощаден ковсему злому, темному, что пятнает человеческую душу.
Прямая ибеспощадная критика некоторых явлений, встречающихся в нравственной сференашего общества, нужна, необходима. Выступая против карьеризма и корыстолюбия,против хамства и невежества, Шук­шин не только бичует их носителей, но ипредостерегает. Он хочет уберечь нас от ошибок и поступков, духовно укрепитьнас читателей.
Шукшин никогдане контролирует своих героем. Он умеет обнару­жить в обыденном характерепрорастающее в нем типизирующее начало. Его правда не бывает книжной, онавыстрадала, она возникла как итог его жизни.
Исследуя какхудожник новые социальные явления, Шукшин протап­тывал свою тропу в искусстве иобращался к неизведанным пластам жизни. Это — обычная жизнь обыкновенных людей.Социальные конфликты занимают Шукшина прежде всего с их нравственной стороны.Художник с глубоким интересом вглядывается в индивидуальную психологию героя.
Одна из главныхего тем — тема подлинных и мнимых нравственных ценностей, тема правды и фальшив человеческих отношениях. Для его творчества характерна постановка сложныхэтических проблем. Что же такое счастье и как же оно достигается? Что даетчеловеку честный труд? Какова же та жизненная позиция, то миропонимание, тоткодекс нравственности, что помогает достигнуть высокого удовлетворения иподлинного счастья?
3) Его рассказы:
а) «Думы»  и  «Дядя Ермолай».
Основойнравственности для Шукшина всегда был труд, труд — на пользу обществу, труд — удовлетворение и радость.Для него это было то миропонимание, которое складывалосьв ранние детские годы. Всю свою жизнь писатель был великим тружеником и умелценить в людях приверженность к труду. Поэтому и хочется остановить вниманиечита­теля прежде всего на рассказах, в которых созданы образы трудолюбов.
В рассказе«Думы» (1967) это старый крестьянин, председатель колхоза МатвейРязанцев.
В воспоминанияхМатвея проходит вся его жизнь неотделимая от жизни общества. Всю жизнь Матвейделал то, что надо было делать. Вступив в колхоз и выстрадал многие перемены вдеревне. Началась война — пошел воевать. Перенес тяжелое ранение, а когдавернулся после госпиталя домой — избрали председателем колхоза.
Напряженно-кризисноесостояние героя рождается в момент высшей гармонии — слияния с природой.Писатель акцентирует внимание чело­века на моментах, когда душу человекаозаряют добрые и светлые чувства.
Поиски ответовна вечные вопросы о смысле жизни и преемствен­ности поколений требуют отписателя анализа чувств. Любовь, дружба, сыновние и отцовские чувства,материнство в беспредельности мате­ринства и доброты — через них познаетсячеловек, а через него — время и сущность бытия. Пути постижения писателем ведутего к поз­нанию глубин души человеческой. А в этом — ключ к решению древних иновых загадок жизни.
Раздумья МатвеяРязанцева оптимистичны, пронизаны пониманием собственного жизненногопредназначения. Рассказ «Думы» философски насыщен, здесь философиястановится чувством или чувство философией.
Рассказ«Дядя Ермолай» написан в 1917году. Рассказчик вспоминал о честном иработящем Ермолае и о его ненависти ко всем видам ижди­венчиства,захребетничества, корыстолюбия. Он в стремлении передать душевную красотухлебороба.
Мать писателя,Мария Сергеевна, так говорила об этом рассказе: «знать надо деревню илюдей, чтобы правда правдой стала. У Васи все получалось, потому что сизмальства труд крестьянский узнал».
В рассказах«Дядя Ермолай» и «Думы» созданы типичные народныехарактеры, передана психологическая атмосфера современной деревни, когдасельских тружеников так же, как и всех советских людей, вол­нуют проблемы ипротиворечия века.
б) «Микроскоп», «Забуксовал» и«Космос, нервная система и шмат сала».
Деревня тянетсяк духовным ценностям. Приобщение к культуре происходит порой причудливым путем,рождая парадоксы. Эти парадоксы привлекают внимание Шукшина, и из под его перавыходят такие расс­казы, где герой изображает вечный двигатель или на своитрудовые рубли, что ждут в семье, покупает микроскоп, с помощью которогостремится прикоснутся к тайнам природы. Рассказ «Микроскоп» прони­занюмором, но в глубине его образной системы — глубокая мысль о духовности, безкоторой нет подлинного человека, и о разрушающей душу меркантильности, о«вещной болезни», ставшей столь распростра­ненной в наше время.
Шукшинрадуется, когда трудовой человек вырывается из каждод­невного круговорота радипознания, изобретательства, раздумья.
Можно злопосмеяться над героем рассказа «Забуксовал», который вдруг задумалсянад тем, что чудесные строки Гоголя о Руси-тройке возникли в связи с тройкой,на которой ехал пройдоха Чичиков. Но стоит ли смеятся?
Прекрасныйобраз восьмиклассника Юрки создал Шукшин в рассказе «Космос, нервнаясистема и шмат сала» (1966). Живет мальчик на квартире старого одинокогопенсионера Наума Евстигнеича. Юрка из соседней деревни, где нет десятилетки.Мать бьется из последних сил, хочет, чтобы Юрка окончил десятилетку, а паренек,больше того, мечтает потом поступить в медицинский институт.
Юрке не хватаетдо конца месяца продуктов, полученных от мате­ри, и он ест хлеб всухомятку.Старик дает ему порой в долг пшена на кашу. Наум Евстигнеич скряга отменный.Живет он зажиточно, в кла­довке чего только у него нет. Старик удивляется:зачем учиться еще 8лет, — что бы стать хирургом и получать маленькую зарплату.Он со­ветует Юрке учиться на шофера. Наум ругает учение и все дары циви­лизации.И идет у него вечный спор с его пятнадцатилетним жильцом. Юрка жадно впитываетзнания. У него ясное представление о будущем. В буседах школьника Юрки и дедаНаума сталкиваются две жизненные позиции, два взгляда на мир. Юрка живет трудноголодновато, но мир открыт перед ним, и в будущее он смотрит с великой верой.Дед Наум зажиточен, но скуповат. Дети ушли от него. Он озлоблен, груб, язви­телен.Но даже в его заскорузлой душе Юрка пробуждает интерес к большому миру. В немпросыпается что-то доброе.
в) «Осенью».
В рассказахШукшина — сложная картина жизни, — за простыми реа­лиями существованияоткрывается второй план, углубляющий понимание философии того или иногопроизведения.
Таков и рассказ«Осенью» (1973). Это один из лучших рассказов Шукшина, несущий в себеглубокое гуманистическое содержание, отли­чающийся тонкостью психологическогописьма, грустно-лирической ин­тонацией.
Скрестилисьсудьбы трех людей. Филипп Тюрин в юности полюбил красавицу Марью Ермилову, иМарья тоже его любила, — и дело шло к свадьбе. Убеждения Филиппа не позволялиему венчаться в церкви, а Марья, под влиянием родителей и деревенских обычаевтого времени, заупрямилась: венчаться, и все. Так и расстались. С годами больне ушла… Уже была семья, детишки. А болело и болело по Марье сердце. Женапоняла причину постоянной печали и замкнутости Филиппа и воз­неновидела его.Доходили до Филиппа слухи, что и в семье Марьи нет лада, что и Марья тоскует.Прошли годы. И вот на пароме встречает Филипп похоронную процессию и узнает,что везут хоронить Марью. И захотел Филипп в последний раз взглянуть на любимоелицо, да и то муж Марьи — Павел прогнал его.
И завершаетсярассказ печальными мыслями Филиппа о том, что нельзя воротить прошлое и прожитьжизнь по другому. Судьба всех троих исковеркана покорностью Марьи старымобычаям, юношеским мак­симализмом Филиппа, отстаивавшего новые формы жизни и несумевшего убедить любимую, бравадой Павла, отбившего красивую девушку. Вот таки оказалось — все трое лишили себя счастья.
Читатель этогорассказа не может не почувствовать потрясения человеческими судьбами, не можетне поверить в то, что счастье дос­тижимо, но надо уметь постоят за него, оноредко приходит без зова.
г) И многие другие рассказы.
Шукшин хотелвидеть человека прекрасным во всех его проявлениях
— в труде, ввысоте духовных и нравственных запросив, в любви к женщине и уважении кстарикам, в добром внимании к окружающим лю­дям, в сопричастности к большомумиру. И все свое хотение он выра­жал в своих рассказах, и именно потому егорассказы глубоко нравс­твенны.
В своихрассказах автор с большим искусством воспроизводит в драме характеров и вкомедии нравов исторические черты и детали, например в рассказах «МужикДерябин», «Непротивленец Макар Жереб­цов», «ПриветСивому!», «Мой зять украл машину дров!», «Бессовест­ные».Аналитическая мысль писателя, выделяя те или иные социаль­но-психологическиепризнаки и качества характеров, проницательно распознает в обыкновенной жизниважное и сокровенное. Рассказа соз­даются в результате глубоких размышленийавтора над конкретными вопросами бытия народа.
«Сураз»,«Раскас», «Беспалый», «Страдания молодогоВаганова» — рассказы, казалось бы, тематически близкие, убеждают нас внеповто­римости, самоценности каждого случая и его финала. Даже курьезнаяистория неожиданно заставляет угадывать скрытую за нею значимость случая,вызывая сочувствие герою. Поступки героев порой неожиданны, частонепредсказуемы, они заставляют нас не только удивляться чело­веческимхарактерам, но и относиться к личности с уважением, счи­таться с нею.
Смертьнаведывается к героям Шукшина, и, кажется, в ней нет ни­чего загадочного, хотяпереход от неистовой «циганочки» к вечному покою трагическипротивоестественен. Смерть — разрушение жизни, не­поправимое несчастье(«Горе», «Как помирал старик», «Сураз», «За­летный»,«Охота жить», «Осенью», «Солнце, старик идевушка», «Жил человек», «Заревой дождь»).Умудренно-спокойное принятие смерти как неизбежности, завершающий путьчеловека, народно в своей основе.
Ситуациирассказов менее всего поддаются «разъяснению», они требуют объемноговосприятия: в шуме голосов, в цвете, в резкой смене сценических планов снеожиданным финалом. Внутреннее напряже­ние, достигнув предельно высокой точки,может разрешится драмати­чески или комедийно. Таковы ситуации рассказов«Страдания молодого Ваганова», «Версия»,«Хахаль», «Вянет пропадает», «Бессовестные» ид.р.
«СатираШукшина глубоко реалистична, ей свойственны аналитич­ность, динамизм,конкретность. Однако специфические черты сатиры меньше всего выражены вовнешним рисунке характеров. Их нужно ис­кать в природе внутренних изменений, всути динамики, завершающейся к удивительным метаморфозам персонажей.»Созданные Шукшиным типы осознаются нами как сатирические лишь в ходе действия илив финале. Таковы, например, характеры Князева, Капустина, Шурыгина, логикаразвития которых заключается в саморазоблачении, обнаружения собс­твеннойнесостоятельности, своей отрицательной сущности — в самооп­равержении.
___________________________________________________________________
1) АпухтинаВ.А. Проза В.Шукшина. — М.,1981г.
 
4) Заключение.
Шукшинскоеслово, богатое интонационно, воспринимается нами как бы озвученным, оновоспроизводит смену психологических состояний действующих лиц, пластично очерчиваяоблик, духовный строй персоо­нажей.
В своиххудожественных исканиях Шукшин преобразовывал жанры, открывая их новыевозможности и резервы. Однако новаторство Шукшина традиционно. Шукшин,изображая, поэтизируя сокровенное в реальной жизни, ориентировался на народноемироощущение, юмор, речь, опирал­ся на традиции классики.
ТворчествоВ.Шукшина я попыталась представить в свободном, ес­тейственном движении: вцельности и единстве проблематики, жанров, стилевой специфики. Цельностьтворчества Шукшина обусловлена нравс­твенно-эстетической позицией художника,которая с развитием его ис­кусства становилась все более четкой, определенной,воинствующей по отношению ко всему недоброму, отрицательному, в их разныхкачествах и обличиях.
Иные циклырассказов представляют своего рода витки усложняюще­гося содержания, котороеподнимает нас на новую ступень знания жиз­ненных явлений и характеров,требующих от автора и читателя более совершенных качеств исследования ианализа. Тогда, на высшей ступе­ни, наблюдается переход к сатире, цель которойне сводится, однако, к простому осмеянию. Это — сатира высокая,гражданственная, по сути своей трагедийная.
Искусствопсихологического портрета, речевое многообразие, ми­ровосприятие, умудренноезнание жизни, гуманизм, чувство ответс­твенности — это и многое другое родниттворчество Шукшина с читате­лем.
Используемая литература:
1) АпухтинаВ.А. Проза В.Шукшина. — М.,1981г.
2) Карпова В.Талантливая жизнь. — М., 1986г.
3) Русскаялитература XX века \ Христоматия для 11класса. — М., 1993г., II часть.
4) Шукшин В.Нравственность есть Правда.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.