План реферата:
1) Краткая биография В.П.Шукшина
2) Нравственность рассказовШукшина
3) Его рассказы:
а) «Думы» и «ДядяЕрмолай»
б) «Микроскоп»,«Забуксовал», «Космос, нервная система и шмат сала»
в)«Осенью»
г) И многиедругие рассказы
4) Заключение
1) Краткая биографияВ.П.Шукшина.
ВасилийМакарович Шукшин родился в 1929году в селе Сростки Бийского района Алтайскогокрая. После окончания сельской семилетней школы поступил в Бийскийавтомобильный техникум, но закончить его не удалось, поэтому работал в колхозе.В 1946году покинул родное село и переехал в Калугу.
Вплоть до1949года работал сначало слесарем-такелажником на турбинном заводе в Калуге,потом на тракторном заводе в городе Владимере, слесарем, разнорабочимголовного ремонтно-восстановительного поезда.
В 1953годувернулся в село Сростки, экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости.
Затем приезжаетв Москву и в 1954году поступает на режиссерское отделение Всесоюзногогосударственного института кинемотографии. Именно во время учебы снялся в своейпервой главной роли в фильме
М.Хуциева«Два Федора», это было в 1956году. В этом же году был впервыеопубликован в журнале «Смена» с рассказом «Двое на телеге».
И вот с1963года В.Шукшин — становится режиссером киностудии им. М.Горького. Снял посвоему сценарию фильмы «Живет такой парень»,«Ваш сын ибрат».
Шукшин за своюкороткую жизнь был актером, режиссером, литератором. Он снялся в 58фильмах,поставил по собственным сценариям такие фильмы как «Печки-лавочки» в1973году, «Калина красная» в 1974году.
«Перуписателя принадлежат два романа, шесть повестей, множество рассказов и книгапублицистики (сборник новелл „Сельские жители“в 1963году, „Там вдали“ в 1968году, сборник рассказов „Характеры“ в 1974году, втом же году „Беседы при ясной луне“, и роман „Я пришел дать вамволю“ и др.).»
Но жизнь этоготалантливого человека к сожалению закончилась рано — в 1974году, на 46годужизни В.М.Шукшин скоропостижно скончался во время съемок кинофильма «Онисражались за Родину».
_________________________________________________________
1) Русскаялитература XX века \ Христоматия для 11класса. — М.,c1993г.,II часть.
2) Нравственность рассказов Шукшина.
В литературе60х — 70х годов одной из главенствующих тем — была тема деревни. Обострениеобщественного интереса к экономическим и социально-идеологическим процессам,происходящим в сельском хозяйсиве вызвало в жизни ряд замечательныхпроизведений Ф.Абрамова,
В.Белова,В.Тендрякова и конечно же Василия Шукшина. Их произведения тем и замечательны,что не замкнуты в границы лишь деревенской темы, в них нашли выражениесоциальные и духовные, нравственные интересы современного общества. Писателиустремлены к познанию нравственных истоков характера деревенского человека,стремительно меняющегося в то время. Преображаются социальные условиядеревенского бытия.
Среди русскихсовременных писателей, мастеров рассказа, Шукшину отведено почетное место. Егоновеллистическое творчество — явление яркое и самобытное.
При всеммногообразии жанровых форм Шукшина — есть то, что их объединяет, — излюбленнаянравственная проблематика и присущая только этому автору творческая манера, тоттворческий почерк, по которому узнаешь каждую его страницу.
Проза ВасилияШукшина явление своеобычное, со своими стилевыми особенностями. Характерыувиденные в жизни, писатель додумывает, развивает, довоображает. Шукшинвглядывается в свой персонаж и исследует его как художник досконально,открывая его душевную многослойность, многогранность.
В его рассказахжизнь предстает в ее многомерности, неисчерпаимости, в удивительномразнообразии. Интонация его произведений подвижна, богата оттенками. Шукшин нанескольких страницах создает неповторимый человеческий характер и через негопоказывает какой-то пласт жизни, какую-то сторону бытия.
Форма у негонесет в себе лаконичность, экономию средств вырожения и необыкновеннуюнасыщенность. Шукшин обращается к обыденному, казалось бы значительному,факту, но так раскрывает драматизм жизни, что обогащает читателя более глубокимее пониманием.
Его рассказыдинамичны, в них нет посторонних описаний, в них обычно отсутствует экспозиция,персонажи стремительно вводятся в действие.
Никогда ненайдешь в шукшинских рассказах пусть самой занятной, но самодовлеющей детали.Детали повествования скупы, но действенны, сюжетны. Его пейзажи, отвечающиедушевному состоянию персонажей, всегда предельно кратки.
Особенно важноесредство среди тех средств выразительности, к которым прибегает Шукшин, имеетдиалог. Он никогда не несет функции простой информативности, в нем заключенодвижение повествования, в нем раскрываются характеры. Язык диалога — подвижен,современен, насыщен колоритными речениями.
Шукшин редко ведетповествование от первого лица. Объективная форма повествования от третьего лицапривлекала тем, что позволила прибегать к самым разным приемам, использоватьмногообразие художественных средств.
Никогда несталкиваемся у Шукшина с заданностью построения, от каждого рассказа веетжизненностью, эмоциональной непосредственностью, — уж тут не упрекнуть авторав рациональности. Сюжетные ситуации, в которых показаны герои, острота иактуальность проблем — все это увлекает и волнует читателя.
Не«рассказы настроения» влекут к себе Шукшина. Он стремится создатьяркий, оригинальный характер, характер историчный, то есть несущий в себеотпечаток времени.
Особенноепристрастие Шукшин питал к деревне, где прошли его детство и юность. Шукшинпризнавался, что жила в его душе боль и тревога за деревню, когда уезжаетмолодежь, нехватает рабочих рук в колхозах и совхозах, замолкают песни, неслышна гармонь, не видно костров рыбаков на реке. Шукшин глубоко переживал тотразрыв, который существовал между материальными условиями жизни человека в городеи в деревне, между уровнем культуры.
Шукшин — писатель глубоко социальный. Он исследовал новые социальные явления,протаптывал свою тропку в искусстве и обращаясь к неизведанным пластам жизни.Его привлекала к себе обычная жизнь обыкновенных людей, где под покровомповседневности он мог видеть особенное — те черты, которые в совокупностисоздавали русский национальный характер. Русский национальный характер,русский народ в его историческом движении — вот что неизменно занималотворческое мышление Шукшина в годы его зрелости. Его интересует прежде всегонравственный мир человека.
Для литературы70х годов характерны глубокая постановка нравственных проблем, неутомимыйинтерес к сокровенным глубинам человеческой души, смелость художественныхисканий. В этом русле и развивается творчество Шукшина, полные веры внеисчерпаемые возможности человеческой личности. В великом современном споре очеловеке он всегда на стороне оптимизма, но и не благостен, — он беспощаден ковсему злому, темному, что пятнает человеческую душу.
Прямая ибеспощадная критика некоторых явлений, встречающихся в нравственной сференашего общества, нужна, необходима. Выступая против карьеризма и корыстолюбия,против хамства и невежества, Шукшин не только бичует их носителей, но ипредостерегает. Он хочет уберечь нас от ошибок и поступков, духовно укрепитьнас читателей.
Шукшин никогдане контролирует своих героем. Он умеет обнаружить в обыденном характерепрорастающее в нем типизирующее начало. Его правда не бывает книжной, онавыстрадала, она возникла как итог его жизни.
Исследуя какхудожник новые социальные явления, Шукшин протаптывал свою тропу в искусстве иобращался к неизведанным пластам жизни. Это — обычная жизнь обыкновенных людей.Социальные конфликты занимают Шукшина прежде всего с их нравственной стороны.Художник с глубоким интересом вглядывается в индивидуальную психологию героя.
Одна из главныхего тем — тема подлинных и мнимых нравственных ценностей, тема правды и фальшив человеческих отношениях. Для его творчества характерна постановка сложныхэтических проблем. Что же такое счастье и как же оно достигается? Что даетчеловеку честный труд? Какова же та жизненная позиция, то миропонимание, тоткодекс нравственности, что помогает достигнуть высокого удовлетворения иподлинного счастья?
3) Его рассказы:
а) «Думы» и «Дядя Ермолай».
Основойнравственности для Шукшина всегда был труд, труд — на пользу обществу, труд — удовлетворение и радость.Для него это было то миропонимание, которое складывалосьв ранние детские годы. Всю свою жизнь писатель был великим тружеником и умелценить в людях приверженность к труду. Поэтому и хочется остановить вниманиечитателя прежде всего на рассказах, в которых созданы образы трудолюбов.
В рассказе«Думы» (1967) это старый крестьянин, председатель колхоза МатвейРязанцев.
В воспоминанияхМатвея проходит вся его жизнь неотделимая от жизни общества. Всю жизнь Матвейделал то, что надо было делать. Вступив в колхоз и выстрадал многие перемены вдеревне. Началась война — пошел воевать. Перенес тяжелое ранение, а когдавернулся после госпиталя домой — избрали председателем колхоза.
Напряженно-кризисноесостояние героя рождается в момент высшей гармонии — слияния с природой.Писатель акцентирует внимание человека на моментах, когда душу человекаозаряют добрые и светлые чувства.
Поиски ответовна вечные вопросы о смысле жизни и преемственности поколений требуют отписателя анализа чувств. Любовь, дружба, сыновние и отцовские чувства,материнство в беспредельности материнства и доброты — через них познаетсячеловек, а через него — время и сущность бытия. Пути постижения писателем ведутего к познанию глубин души человеческой. А в этом — ключ к решению древних иновых загадок жизни.
Раздумья МатвеяРязанцева оптимистичны, пронизаны пониманием собственного жизненногопредназначения. Рассказ «Думы» философски насыщен, здесь философиястановится чувством или чувство философией.
Рассказ«Дядя Ермолай» написан в 1917году. Рассказчик вспоминал о честном иработящем Ермолае и о его ненависти ко всем видам иждивенчиства,захребетничества, корыстолюбия. Он в стремлении передать душевную красотухлебороба.
Мать писателя,Мария Сергеевна, так говорила об этом рассказе: «знать надо деревню илюдей, чтобы правда правдой стала. У Васи все получалось, потому что сизмальства труд крестьянский узнал».
В рассказах«Дядя Ермолай» и «Думы» созданы типичные народныехарактеры, передана психологическая атмосфера современной деревни, когдасельских тружеников так же, как и всех советских людей, волнуют проблемы ипротиворечия века.
б) «Микроскоп», «Забуксовал» и«Космос, нервная система и шмат сала».
Деревня тянетсяк духовным ценностям. Приобщение к культуре происходит порой причудливым путем,рождая парадоксы. Эти парадоксы привлекают внимание Шукшина, и из под его перавыходят такие рассказы, где герой изображает вечный двигатель или на своитрудовые рубли, что ждут в семье, покупает микроскоп, с помощью которогостремится прикоснутся к тайнам природы. Рассказ «Микроскоп» пронизанюмором, но в глубине его образной системы — глубокая мысль о духовности, безкоторой нет подлинного человека, и о разрушающей душу меркантильности, о«вещной болезни», ставшей столь распространенной в наше время.
Шукшинрадуется, когда трудовой человек вырывается из каждодневного круговорота радипознания, изобретательства, раздумья.
Можно злопосмеяться над героем рассказа «Забуксовал», который вдруг задумалсянад тем, что чудесные строки Гоголя о Руси-тройке возникли в связи с тройкой,на которой ехал пройдоха Чичиков. Но стоит ли смеятся?
Прекрасныйобраз восьмиклассника Юрки создал Шукшин в рассказе «Космос, нервнаясистема и шмат сала» (1966). Живет мальчик на квартире старого одинокогопенсионера Наума Евстигнеича. Юрка из соседней деревни, где нет десятилетки.Мать бьется из последних сил, хочет, чтобы Юрка окончил десятилетку, а паренек,больше того, мечтает потом поступить в медицинский институт.
Юрке не хватаетдо конца месяца продуктов, полученных от матери, и он ест хлеб всухомятку.Старик дает ему порой в долг пшена на кашу. Наум Евстигнеич скряга отменный.Живет он зажиточно, в кладовке чего только у него нет. Старик удивляется:зачем учиться еще 8лет, — что бы стать хирургом и получать маленькую зарплату.Он советует Юрке учиться на шофера. Наум ругает учение и все дары цивилизации.И идет у него вечный спор с его пятнадцатилетним жильцом. Юрка жадно впитываетзнания. У него ясное представление о будущем. В буседах школьника Юрки и дедаНаума сталкиваются две жизненные позиции, два взгляда на мир. Юрка живет трудноголодновато, но мир открыт перед ним, и в будущее он смотрит с великой верой.Дед Наум зажиточен, но скуповат. Дети ушли от него. Он озлоблен, груб, язвителен.Но даже в его заскорузлой душе Юрка пробуждает интерес к большому миру. В немпросыпается что-то доброе.
в) «Осенью».
В рассказахШукшина — сложная картина жизни, — за простыми реалиями существованияоткрывается второй план, углубляющий понимание философии того или иногопроизведения.
Таков и рассказ«Осенью» (1973). Это один из лучших рассказов Шукшина, несущий в себеглубокое гуманистическое содержание, отличающийся тонкостью психологическогописьма, грустно-лирической интонацией.
Скрестилисьсудьбы трех людей. Филипп Тюрин в юности полюбил красавицу Марью Ермилову, иМарья тоже его любила, — и дело шло к свадьбе. Убеждения Филиппа не позволялиему венчаться в церкви, а Марья, под влиянием родителей и деревенских обычаевтого времени, заупрямилась: венчаться, и все. Так и расстались. С годами больне ушла… Уже была семья, детишки. А болело и болело по Марье сердце. Женапоняла причину постоянной печали и замкнутости Филиппа и возненовидела его.Доходили до Филиппа слухи, что и в семье Марьи нет лада, что и Марья тоскует.Прошли годы. И вот на пароме встречает Филипп похоронную процессию и узнает,что везут хоронить Марью. И захотел Филипп в последний раз взглянуть на любимоелицо, да и то муж Марьи — Павел прогнал его.
И завершаетсярассказ печальными мыслями Филиппа о том, что нельзя воротить прошлое и прожитьжизнь по другому. Судьба всех троих исковеркана покорностью Марьи старымобычаям, юношеским максимализмом Филиппа, отстаивавшего новые формы жизни и несумевшего убедить любимую, бравадой Павла, отбившего красивую девушку. Вот таки оказалось — все трое лишили себя счастья.
Читатель этогорассказа не может не почувствовать потрясения человеческими судьбами, не можетне поверить в то, что счастье достижимо, но надо уметь постоят за него, оноредко приходит без зова.
г) И многие другие рассказы.
Шукшин хотелвидеть человека прекрасным во всех его проявлениях
— в труде, ввысоте духовных и нравственных запросив, в любви к женщине и уважении кстарикам, в добром внимании к окружающим людям, в сопричастности к большомумиру. И все свое хотение он выражал в своих рассказах, и именно потому егорассказы глубоко нравственны.
В своихрассказах автор с большим искусством воспроизводит в драме характеров и вкомедии нравов исторические черты и детали, например в рассказах «МужикДерябин», «Непротивленец Макар Жеребцов», «ПриветСивому!», «Мой зять украл машину дров!», «Бессовестные».Аналитическая мысль писателя, выделяя те или иные социально-психологическиепризнаки и качества характеров, проницательно распознает в обыкновенной жизниважное и сокровенное. Рассказа создаются в результате глубоких размышленийавтора над конкретными вопросами бытия народа.
«Сураз»,«Раскас», «Беспалый», «Страдания молодогоВаганова» — рассказы, казалось бы, тематически близкие, убеждают нас внеповторимости, самоценности каждого случая и его финала. Даже курьезнаяистория неожиданно заставляет угадывать скрытую за нею значимость случая,вызывая сочувствие герою. Поступки героев порой неожиданны, частонепредсказуемы, они заставляют нас не только удивляться человеческимхарактерам, но и относиться к личности с уважением, считаться с нею.
Смертьнаведывается к героям Шукшина, и, кажется, в ней нет ничего загадочного, хотяпереход от неистовой «циганочки» к вечному покою трагическипротивоестественен. Смерть — разрушение жизни, непоправимое несчастье(«Горе», «Как помирал старик», «Сураз», «Залетный»,«Охота жить», «Осенью», «Солнце, старик идевушка», «Жил человек», «Заревой дождь»).Умудренно-спокойное принятие смерти как неизбежности, завершающий путьчеловека, народно в своей основе.
Ситуациирассказов менее всего поддаются «разъяснению», они требуют объемноговосприятия: в шуме голосов, в цвете, в резкой смене сценических планов снеожиданным финалом. Внутреннее напряжение, достигнув предельно высокой точки,может разрешится драматически или комедийно. Таковы ситуации рассказов«Страдания молодого Ваганова», «Версия»,«Хахаль», «Вянет пропадает», «Бессовестные» ид.р.
«СатираШукшина глубоко реалистична, ей свойственны аналитичность, динамизм,конкретность. Однако специфические черты сатиры меньше всего выражены вовнешним рисунке характеров. Их нужно искать в природе внутренних изменений, всути динамики, завершающейся к удивительным метаморфозам персонажей.»Созданные Шукшиным типы осознаются нами как сатирические лишь в ходе действия илив финале. Таковы, например, характеры Князева, Капустина, Шурыгина, логикаразвития которых заключается в саморазоблачении, обнаружения собственнойнесостоятельности, своей отрицательной сущности — в самооправержении.
___________________________________________________________________
1) АпухтинаВ.А. Проза В.Шукшина. — М.,1981г.
4) Заключение.
Шукшинскоеслово, богатое интонационно, воспринимается нами как бы озвученным, оновоспроизводит смену психологических состояний действующих лиц, пластично очерчиваяоблик, духовный строй персоонажей.
В своиххудожественных исканиях Шукшин преобразовывал жанры, открывая их новыевозможности и резервы. Однако новаторство Шукшина традиционно. Шукшин,изображая, поэтизируя сокровенное в реальной жизни, ориентировался на народноемироощущение, юмор, речь, опирался на традиции классики.
ТворчествоВ.Шукшина я попыталась представить в свободном, естейственном движении: вцельности и единстве проблематики, жанров, стилевой специфики. Цельностьтворчества Шукшина обусловлена нравственно-эстетической позицией художника,которая с развитием его искусства становилась все более четкой, определенной,воинствующей по отношению ко всему недоброму, отрицательному, в их разныхкачествах и обличиях.
Иные циклырассказов представляют своего рода витки усложняющегося содержания, котороеподнимает нас на новую ступень знания жизненных явлений и характеров,требующих от автора и читателя более совершенных качеств исследования ианализа. Тогда, на высшей ступени, наблюдается переход к сатире, цель которойне сводится, однако, к простому осмеянию. Это — сатира высокая,гражданственная, по сути своей трагедийная.
Искусствопсихологического портрета, речевое многообразие, мировосприятие, умудренноезнание жизни, гуманизм, чувство ответственности — это и многое другое родниттворчество Шукшина с читателем.
Используемая литература:
1) АпухтинаВ.А. Проза В.Шукшина. — М.,1981г.
2) Карпова В.Талантливая жизнь. — М., 1986г.
3) Русскаялитература XX века \ Христоматия для 11класса. — М., 1993г., II часть.
4) Шукшин В.Нравственность есть Правда.