Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Народ и власть (По трагедии А. С. Пушкина "Борис Годунов")

Народ и власть (По трагедии А. С. Пушкина«Борис Годунов»)
Острашное, невиданное горе!
Прогневалимы бога, согрешили:
Владыкоюсебе цареубийцу
Мы нарекли.
А. С. Пушкин, «Борис Годунов»
Пушкинзадумал «Бориса Годунова» как историко-политическую трагедию. Драма«Борис Годунов» противостояла романтической традиции. Какполитическая трагедия она обращена была к современным вопросам: роли народа вистории и природы тиранической власти.
Еслив «Евгении Онегине» стройная композиция проступала сквозь«собранье пестрых глав», то здесь она маскировалась собраньем пестрыхсцен. Для «Бориса Годунова» характерно живое разнообразие характерови исторических эпизодов. Пушкин порвал с традицией, при которой авторзакладывает в основу доказанную и законченную мысль и далее украшает ее«эпизодами».
С«Бориса Годунова» и «Цыган» начинается новая поэтика; авторкак бы ставит эксперимент, исход которого не предрешен. Смысл произведения — впостановке вопроса, а не в решении его. Декабрист Михаил Лунин в сибирскойссылке записал афоризм: «Одни сочинения сообщают мысли, другие заставляютмыслить». Сознательно или бессознательно, он обобщал пушкинский опыт.Предшествующая литература «сообщала мысли». С Пушкина способностьлитературы «заставлять мыслить» сделалась неотъемлемойпринадлежностью искусства.
В«Борисе Годунове» переплетаются две трагедии: трагедия власти итрагедия народа. Имея перед глазами одиннадцать томов «Истории...»Карамзина, Пушкин мог избрать и другой сюжет, если бы его целью было осуждениедеспотизма царской власти. Современники были потрясены неслыханной смелостью, скоторой Карамзин изобразил деспотизм Грозного. Рылеев полагал, что Пушкинуименно здесь следует искать тему нового произведения.
Пушкинизбрал Бориса Годунова — правителя, стремившегося снискать народную любовь и нечуждого государственной мудрости. Именно такой царь позволял выявитьзакономерность трагедии власти, чуждой народу.
БорисГодунов у Пушкина лелеет прогрессивные планы и хочет народу добра. Но дляреализации своих намерений ему нужна власть. А власть дается лишь ценойпреступления, — ступени трона всегда в крови. Борис надеется, что употребленнаяво благо власть искупит этот шаг, но безошибочное этическое чувство народазаставляет его отвернуться от «царя-Ирода». Покинутый народом, Борис,вопреки своим благим намерениям, неизбежно делается тираном. Венец егополитического опыта — циничный урок:
Милостине чувствует народ:
Творидобро — не скажет он спасибо;
Грабьи казни — тебе не будет хуже.
Деградациявласти, покинутой народом и чуждой ему, — не случай, а закономерность("… государь досужною порою/ Доносчиков допрашивает сам"). Годуновпредчувствует опасность. Поэтому он спешит подготовить сына Феодора к управлениюстраной. Годунов подчеркивает значение наук и знаний для того, кто правитгосударством:
Учись,мой сын: наука сокращает
Намопыты быстротекущей жизни —
Когда-нибудь,и скоро может быть,
Всеобласти, которые ты ныне
Изобразилтак хитро на бумаге,
Всепод руку достанутся твою —
Учись,мой сын, и легче и яснее
Державныйтруд ты будешь постигать.
ЦарьБорис считает, что искупил свою вину (смерть Дмитрия) умелым управлениемгосударством. В этом его трагическая ошибка. Добрые намерения — преступление —потеря народного доверия — тирания — гибель. Таков закономерный трагическийпуть отчужденной от народа власти.
Вмонологе «Достиг я высшей власти» Борис признается в преступлении. Онсовершенно искренен в этой сцене, так как его никто не может слышать:
Ивсе тошнит, и голова кружится,
Имальчики кровавые в глазах…
Ирад бежать, да некуда… ужасно!
Да,жалок тот, в ком совесть нечиста.
Нои путь народа трагичен. В изображении народа Пушкин чужд и просветительскогооптимизма, и романтических жалоб на чернь. Он смотрит «взоромШекспира». Народ присутствует на сцене в течение всей трагедии. Болеетого, именно он играет решающую роль в исторических конфликтах.
Однакои позиция народа противоречива. С одной стороны, народ у Пушкина обладаетбезошибочным нравственным чутьем, — выразителями его в трагедии являютсяюродивый и Пимен-летописец. Так, общаясь в монастыре с Пименом, ГригорийОтрепьев заключает:
Борис,Борис! Все пред тобой трепещет,
Никтотебе не смеет и напомнить
Ожребии несчастного младенца —
Амежду тем отшельник в темной келье
Здесьна тебя донос ужасный пишет:
Ине уйдешь ты от суда мирского,
Какне уйдешь от божьего суда.
ОбразПимена замечателен по своей яркости и неординарности. Это один из немногихобразов монаха-летописца в русской литературе. Пимен полон святой веры в своюмиссию: усердно и правдиво запечатлевать ход русской истории.
Даведают потомки православных
Землиродной минувшую судьбу,
Своихцарей великих поминают
Заих труды, за славу, за добро — А за грехи, за темные деянья
Спасителясмиренно умоляют.
Пименнаставляет молодого послушника Григория Отрепьева, советуя ему смирять страстимолитвой и постом. Пимен признается, что в молодости и сам предавался шумнымпирам, «потехам юных лет».
… Верьты мне:
Насиздали пленяет слава, роскошь
Иженская лукавая любовь.
Ядолго жил и многим насладился;
Нос той поры лишь ведаю блаженство,
Какв монастырь господь меня привел.
Пименбыл свидетелем смерти царевича Димитрия в Угличе. Он рассказывает подробностислучившегося Григорию, не зная, что тот задумал стать самозванцем. Летописецнадеется, что Григорий станет продолжателем его дела. В речи Пимена звучитнародная мудрость, которая все расставляет по своим местам, всему дает своюстрогую и верную оценку.
Сдругой стороны, народ в трагедии политически наивен и беспомощен, легкопередоверяет инициативу боярам: "… то ведают бояре, / Не намчета...". Встречая избрание Бориса со смесью доверия и равнодушия, народотворачивается, узнав в нем «царя-Ирода». Но противопоставить властион может лишь идеал гонимого сироты. Именно слабость самозванца оборачиваетсяего силой, так как привлекает к нему симпатии народа. Негодование противпреступной власти перерождается в бунт во имя самозванца. Поэт смело вводит вдействие народ и дает ему голос — Мужика на амвоне:
Народ,народ! В Кремль! В царские палаты!
Ступай!Вязать Борисова щенка!
Народноевосстание победило. Но Пушкин не заканчивает этим своей трагедии. Самозванецвошел в Кремль, но, для того чтобы взойти на трон, он должен еще совершитьубийство. Роли переменились: сын Бориса Годунова, юный Федор — теперь сам«гонимый младенец», кровь которого с почти ритуальной фатальностьюдолжен пролить подымающийся по ступеням трона самозванец.
Впоследней сцене на крыльцо дома Бориса выходит Мосальский со словами:«Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели ихмертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? Кричите: даздравствует царь Димитрий Иванович!»
Жертвапринесена, и народ с ужасом замечает, что на престол он возвел не обиженногосироту, а убийцу сироты, нового царя-Ирода.
Финальная ремарка: «Народбезмолвствует» о многом говорит. Эта фраза символизирует и нравственныйсуд над новым царем, и будущую обреченность еще одного представителя преступнойвласти, и бессилие народа вырваться из этого круга.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта kostyor.ru/student/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Современные системы управления базами данных
Реферат Роман "Отцы и Дети" в отзывах критиков
Реферат Тема революции в поэме А.А. Блока "Двенадцать"
Реферат Проблемы психологии искусства в школе С.Л. Рубинштейна
Реферат Отечественная война 1812 года. Особенности и итоги
Реферат Розміщення продуктивних сил. Роль та особливості капітального будівництва
Реферат Эти странные немцы
Реферат Забруднення атмосфери. Джерела та наслідки забруднення
Реферат Теория Февральской революции
Реферат Эволюция формы правления в России в XX веке
Реферат «Майские грёзы»
Реферат Разработка и программная реализация фрагментов диалоговой информационной системы "Надежность"
Реферат Акушерство. Кесарево сечение
Реферат Обоснование выбора состава фитосбора при заболеваниях верхних дыхательных путей для применения в педиатрии
Реферат Соотношение прокурорского надзора с судебным контролем и иными органами. Особенности осуществления прокурорского надзора.