Мое открытие «серебряного века»русской поэзии
К. Бальмонт, Н. Гумилев, А. Ахматова(Примерный текст сочинения)
Красивоеназвание «серебряный век» заставило меня обратиться к русской поэзииконца XIX — начала XX столетия. Этот удивительный мир поражает своейнеобычностью, оригинальностью. Человеку, воспитанному на стихах Пушкина,Лермонтова и Некрасова, непросто понять поэтику символистов, акмеистов ифутуристов, их идеи, особенный, нетрадиционный взгляд на окружающуюдействительность и самого себя. Первым поэтом, открывшим мне неповторимый мир«серебряного века», стал К.Бальмонт. За удивительную музыкальность стиха его называли«Паганини русского стиха». Его произведения воспринимаются какслияние поэзии с музыкой, на стихах Бальмонта, как на нотах, можно ставитьмузыкальные знаки.
Ямечтою ловил уходящие тени,
Уходящиетени погасавшего дня,
Яна башню всходил, и дрожали ступени,
Идрожали ступени под ногой у меня.
Мечта,тени, угасавший день, попытка поймать то, что ушло, остановить время — этиобразы помогают поэту выразить мысль о том, что бытие — это лишь тень, азначит, не нужно жалеть об оставленном и ждать будущего. По-моему, читаяБальмонта, убеждаешься в верности старой истины о том, что человек — это целыймир, который интересен сам по себе. В стихотворениях этого замечательного поэтавсе внимание сосредоточено на его собственной душе, которая не ищет контакта сокружающим. В его стихах передаются многообразные оттенки ощущений,переживаний, настроений лирического героя.
Яненавижу человечество,
Яот него бегу, спеша.
Моеединое отечество -
Мояпустынная душа.
По-моему,вызов и бравада, звучащие в этих словах поэта, не могут скрыть его крайнегоодиночества. Создается впечатление, что Бальмонт творит легенду о себе самом.Его часто упрекали в эгоцентризме, в восторженном отношении к самому себе, ксвоей неповторимости, избранности. «Не для меня законы, раз я гений»,- писал Бальмонт. Но мне думается, что это высокомерие одиночки — только поза,роль, которую выбрал сам поэт и которую играл не всегда блестяще и убедительно.Ведь холодный, надменный эгоист, вознесшийся над толпой, никогда не смог бынаписать таких глубоко человечных, выстраданных строк:
Янасмерть поражен своим сознаньем,
Яранен в сердце разумом моим.
Янеразрывен с этим мирозданьем,
Ясоздал мир со всем его страданьем,
Струяогонь, я гибну сам, как дым.
ПоэзияБальмонта по-прежнему жива. Она волнует своей эмоциональностью,одухотворенностью, радостью бытия.
Романтизммировосприятия характерен для другого замечательного поэта «серебряноговека» — Н. Гумилева.В отличие от Бальмонта Гумилев всячески стремится скрыть свой интимный мир закрасочными экзотическими картинами, за «маской конквистадора». Оченьтрудно, а скорее всего, просто невозможно более или менее полно рассказать остихах этого поэта. Ведь каждое его стихотворение открывает какую-то новуюгрань взглядов, настроений, видения мира. В одном он — певец отваги, риска,смелости. Его «Капитаны» — гимн мужественным людям, бросающим вызовсудьбе и стихиям.
Быстрокрылыхведут капитаны -
Открывателиновых земель,
Длякого не страшны ураганы,
Ктоизведал мальстремы и мель.
Чьяне пылью затерянных хартий -
Сольюморя пропитана грудь,
Ктоиглой на разорванной карте
Отмечаетсвой дерзостный путь.
Новот энергичный, упругий ритм стиха неожиданно сменяется грустными элегическимистроками:
Ещеодин ненужный день,
Великолепныйи ненужный!
Приди,ласкающая тень,
Идушу смутную одень
Своеюризою жемчужной.
Стихотворение«Вечер» проникнуто настроением спокойной печали, сожалением о том,что только во сне является поэту «обетованная страна — давно оплаканноесчастье». Но когда я думаю о Гумилеве, то в памяти всплывает прежде всеготаинственное озеро Чад, на котором «изысканный бродит жираф». Почемутакой странный, непривычный образ так трогает, завораживает? Это символ тогочудесного, прекрасного и таинственного, в которое нужно верить.
Язнаю веселые сказки таинственных стран
Прочерную деву, про страсть молодого вождя,
Ноты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Тыверить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
Икак я тебе расскажу про тропический сад,
Простройные пальмы, про запах немыслимых трав...
Тыплачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканныйбродит жираф.
По-моему,в этом стихотворении содержится резкое неприятие той серой, однообразной,скудной чувствами и событиями действительности, в которой мы живем. Чтобыощутить всю полноту и радость бытия, нужно самому создать мир, расцветить егояркими красками и звуками и, главное, поверить в его реальность. Но сделать этоне под силу обычному человеку, который не может преодолеть свой скептицизм,рассудочность, рационализм. Такой человек духовно беден: он не способен увидетьи ощутить красоту.
Кмиру прекрасного нас приобщает и поэзия А.Ахматовой, хотя в ней нет экзотических картин, утонченностиязыка, изысканности стиля. Несмотря на открытую обыденность и предельнуюпростоту языка, ее стихи поражают внутренней силой чувства инепосредственностью эмоций. При мысли о поэзии Ахматовой сразу приходит слово«любовь». Встречи и расставания, нежность и самоотверженность,рвущаяся из сердца радость и тихая грусть — все эти разнообразные оттенкилюбовного чувства я встретила на страницах ахматовских книг. Правда, любовь упоэтессы редко бывает счастливой. Она несет с собой печаль, бесприютность,трагедию. Но обратимся к стихам Ахматовой, которые гораздо лучше расскажут олюбви.
Настоящуюнежность не спутаешь
Нис чем, и она тиха.
Тынапрасно бережно кутаешь
Моиплечи и грудь в меха.
Инапрасно слова покорные
Говоришьо первой любви.
Какя знаю эти упорные
Несытыевзгляды твои!
Жгучаямечта о любви истинно высокой, ничем не искаженной, обостренное чувство фальши,разочарование в любимом человеке нашли свое выражение в этом небольшомстихотворении. Любовная лирика Ахматовой воспринимается как огромный роман, вкотором переплетаются человеческие судьбы, отражаются все многообразные нюансыинтимных отношений. Но чаще всего это рассказы о «таинственных невстречах»,«несказанных речах», о ком-то «непришедшем», о чем-тоневоплощенном. В стихотворении «Рыбак» развивается тема предчувствия,ожидания любви. Первое, еще детское чувство властно завладевает девочкой,«что ходит в город продавать камсу».
Щекибледны, руки слабы,
Истомленныйвзор глубок,
Ногией щекочут крабы,
Выползаяна песок.
Ноона уже не ловит
Ихпротянутой рукой.
Всесильней биенье крови
Втеле, раненном тоской.
ЛирикаАхматовой раскрывает не только ее духовную жизнь. Она созвучна чувствам ипереживаниям людей, жизнь которых осветила любовь, даря и радость, и грусть, иволнения, и страдания.
Поэзия«серебряного века» открыла мне неповторимый мир красоты, добра,гармонии. Она научила видеть прекрасное в обыденном и привычном, заставилаприслушаться к себе и к людям. Благодаря знакомству с ней моя жизнь сталабогаче и одухотвореннее. Я почувствовала себя первооткрывателем земли, гдецарит «союз волшебных звуков, чувств и дум».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.kostyor.ru/