Москва в комедии А. С. Грибоедова«Горе от ума»
Вконце зимы 1824 г. по Москве распространился слух, будто появилась пьеса, вкоторой высмеяно московское высшее общество, изображенное зло и карикатурно.Автором этой пьесы был Александр Сергеевич Грибоедов.
Талантливыйрусский дипломат и писатель не случайно избирает местом действия своей пьесымосковские гостиные. Колыбелью автора была аристократическая Москва. Москвапросвещенная и вольномыслящая воспитала его ум и сердце. Москва народная,героическая укрепила его любовь ко всему русскому. Комедия «Горе отума» — суровое обличение того мира, в котором процветают крепостники.Пьеса расходилась в списках по всей стране, но не только потому, что вопросы,поднятые в ней, были невероятно актуальными, но и потому, что комедияотличается удивительной реалистичностью.
Главноедействующее лицо пьесы даже не Чацкий, который, безусловно, высказывает дорогиеавтору мысли, а вся Москва, все люди, Населяющие ее. Вначале образ столицыскладывается из портретов отдельных героев, но в третьем и четвертом актах этипортреты оживают в многочисленных персонажах, гостях на званом обеде в домебогатого московского барина Павла Афанасьевича Фамусова. «На всех московскихесть особый отпечаток», — говорит хозяин дома, умеющий давать людям меткиехарактеристики. Действительно, москвичи не похожи на жителей других городов.
Вмонологах Чацкого и Фамусова даются описания отдельных людей, которыеобозначают для читателя общие черты принадлежности к «московским».Чацкий и Фамусов говорят о разном по-разному. Фамусов — «старинный, верныйчлен» Английского клуба, который «весь свой век пропрыгал набалах». Тон Чацкого становится все более и более суровым. Следующий, когоупоминает герой пьесы, — любитель крепостного театра, чей «дом зеленьюраскрашен в виде рощи», но сам он «толст, его артисты тощи».Упоминает Чацкий и о принятой в Москве системе воспитания, когда родителистремятся набрать детям «учителей полки, числом поболее, ценоюподешевле». Москвичи видят спасение в немцах и французах, а результат — нетолько отсутствие представлений о национальной культуре, но и дикое«смешение языков: французского с нижегородским».
МонологЧацкого разворачивает перед нами колоритную галерею обитателей Москвы. Но этовзгляд с одной стороны. Во втором действии свое представление о москвичахвысказывает Фамусов. Мы видим почтенных московских бар, которых молодежь должнасчитать образцом для подражания. Чацкий восклицает: «Нет, свет уж нынче нетаков», — но так ли это? Мне кажется, что развитие действия пьесыдоказывает обратное. В третьем действии мы встречаемся с москвичами на балу уФамусова. Основу комизма здесь составляет, на мой взгляд» тема огромной властимосковских дам. Еще Фамусов отмечает:
Адамы? — сунься кто, попробуй овладей;
Судьивсему, везде, над ними нет судей.
ПлатонМихайлович Горич — бывший товарищ Чацкого — попал под каблук своей жены.Княгиня Тугоуховская с шестью дочерьми, озабоченными лишь удачным замужеством,помыкают старым князем. Один из самых колоритных образов — старая московскаябарыня Хлестова. Наверное, мнения таких барынь больше всего боится Фамусов.Недаром последними словами комедии является его реплика: Ах! Более мой! Чтостанет говорить Княгиня Марья Алексевна!
Да,женская власть в Москве сильна. Но Москва уже не может прожить и без такихлюдей, как Загорецкий, умеющих услужить всем. Значительное место в комедиизанимает Репетилов, который являет собой образ человека, способного опошлитьвсякое святое дело. И, наконец, главные герои. Софья — типичная московскаябарышня, неглупая, но воспитанная не на реалиях жизни, а на французскихроманах. Скалозуб — типичный аракчеевский солдафон, человек, которого можноназвать слепым исполнителем воли вышестоящего начальства. Но его образ нетолько комичен. Вспомним размышления Скалозуба о карьере: Довольно счастлив я втоварищах моих. Вакансии как раз открыты; То старших выключат иных, Другие,смотришь, перебиты. Фамусов — олицетворение «века минувшего» во всей егокрасе. Он является убежденным сторонником старых порядков, при этом он ужедостиг «степеней известных» и заботится разве лишь о том, чтобывыдать замуж дочь. Все остальные дела его сводятся к тому, чтобы не забытьзайти «на форели», потому что, как он сам признается:
Обычаймой такой:
Подписано,так с плеч долой.
Пожалуй,единственное, в чем сходятся Фамусов и Чацкий, — это отрицательное отношение кзасилью в русской дворянской среде заграничных мод и вкусов. Чацкий на триважнейших года исчез из российской действительности. А ведь за эти три годаутихло послевоенное ликование. И в последнем монологе Чацкий уже кричит о тойтолпе, «в любви предателей, в вражде неутомимых, рассказчиков неукротимых,нескладных умников, лукавых простаков, старух зловещих, стариков», которуюон увидел в Москве. Не знаю, изменилось ли что-нибудь в Москве послеобличительных монологов Чацкого. Похоже, что нет. Но можно быть уверенным, чтопосле появления комедии «Горе от ума» москвичи смогли по-новомувзглянуть на все то, что их окружало.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/