Лука и Сатин в драме Горького «Надне»
Впьесе «На дне» Горький показывает людей, сломленных жизнью,обреченных на гибель. Герои, их внутренний мир раскрывается не из поступков, аиз разговоров. Каждый герой несет свою философию, свою идею.
Основнойфилософской проблемой пьесы является спор о правде. Эти споры ведутся междуобитателями ночлежки на протяжении всей пьесы и, прежде всего, между Лукой иСатиным. Философия Луки — вера в человека: «Человека уважать надо».Вера может заменить реальную правду, так как она помогает человеку уйти отстрашной реальности в мир прекрасных иллюзий. С приходом Луки атмосфера вночлежке стала человечнее.
Лукастремится дать погибающим людям хоть какую-то надежду: «Всяк думает, чтодля себя проживает, ан выходит, для лучшего», несет облегчение обитателям«дна», утешает их, будит в каждом Человека. Барон, вырвавшийся измира вещей, восклицает: «А ведь зачем-нибудь-то я родился». Аннууспокаивает разговорами о блаженной тишине после смерти, Пепла соблазняеткартинами свободной жизни в Сибири, Наташу — возможной любовью, Актерурассказывает о лечебнице от алкоголизма, и он верит: «Я сегодня работал,мел улицу, а водки — не пил!». Лука сеет слова утешения и надежды, но всеего обещания ложны. Рассказывая притчу о праведной земле, Лука показываетнасколько спасительна иногда для людей ложь и опасна правда.
Нов самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вераво что-то лучшее, Лука исчезает. Разбуженные Лукой люди вступают в конфликт свнешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер — повесился,Пепел — в тюрьме, Наташа — пропала, Анна — умерла. Этим трагичным финаломГорький показывает, что Лука был не прав. На протяжении всей пьесы Лука лжет,якобы во благо других людей, хотя на самом деле эта ложь только губит их.
Длячего он лжет? Возможно, для того, чтобы самому еще более утвердиться в своейвере в то, что он говорит Философию Луки отвергает Сатин: «Ложь- религиярабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!». Из философии ЛукиСатин берет веру в человека: «Человек — вот правда!», но без жалости.Сатин — философ, рассуждает о значении человека: «существует толькочеловек, все же остальное — дело его рук и мозга», Порой он бывает циничени именно этот цинизм обнажает ту грязь, с которой бок о бок живет и сам Сатин ивсе остальные жители.
Сатин- карточный шулер не боится ни жизни, ни смерти. Он потерял имя, работу, но оннезависим от обстоятельств, ценит свободу: «Хорошо это — чувствовать себячеловеком!». Но Сатин к настоящему делу не пригоден. Слова Сатина,вселяющие веру в человека, в его разум, только на время подействовали наночлежников, объединенных общей судьбой, выраженной тюремной песней: «Емнехочется на волю, но цепь порвать я не могуЕ» Трагедия несбыточностинадежд, напрасности слов, отражены в каждом герое. Бремя общего бессилия тащитна дно всех персонажей Горького.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/