РоманГончарова «Обломов» – это простая история жизни нескольких людей, рассказаннаянам автором единственно с целью обратить наше внимание на такое явление как«обломовщина». Но герои романа, зная про это явление, даже называя его иногдавслух, все же продолжают жить своей жизнью. Мы не найдем здесь характеровплохих и хороших, в романе нет ярко выраженного черного и белого, скорее здесьполутона. У каждого героя есть свои положительные и отрицательные стороны, укого-то просто больше одних и меньше других, или наоборот что в одних –положительное качество, то в других отрицательное. И поскольку это все-такироман, в нем присутствует любовь. Для Обломова она была трагической, ибо посленее жизнь его завяла окончательно, для Ольги она была скорее поучительной,потому что именно благодаря ей она повзрослела и познала жизнь. Но кем же быласама Ольга? Соблазнительницей безвольного человека, какой она представляется намвначале, когда только заходит о ней речь, или напротив, она – жертва, Обломоваили обстоятельств? Понять это нам поможет отношение Ольги к Обломову, то, какимвидит она его, как воспринимает их отношения, чего хочет добиться, и что витоге получается.
РисуяОльгу Ильинскую, Гончаров также как и во всем романе не употребляет яркихкрасок, он не говорит о ней, что она была красавицей, за ней не волочилисьтолпы поклонников, она не блистала умом. Но она была «умницей», именно такхарактеризует ее сам Обломов, и, наверное, только такая умница могла полюбитьтакого человека как Илья Обломов. Воспитание у Ольги достаточно свободное, еететка не спрашивает ни в чем отчета, не навязывает своего мнения, но принимаетее как равную. Так и Ольга принимает других людей, как равных, даже несчастногоОбломова, который сам себя считает ничтожеством, Ольга видит достойным уваженияи впоследствии любви. Вообще Ольга человек сильный, свободный от предрассудков,но имеющий чувство долга. У нее есть свои принципы, сообразующиеся правда снормами тогдашнего общества, но тем не менее. Достаточно даже такогоповерхностного взгляда на черты характера Ольги, чтобы понять, что она полнаяпротивоположность Облмову. Но ведь все мы хорошо знаем, что противоположностипритягиваются. Каким же в начале отношений видит Ольга Ильинская своегобудущего жениха?
«Вы самолюбивы»,-говрит ей Обломов. «Но ведьсамолюбие везде есть, и много. Андрей Иваныч говорит, что это почтиединственный двигатель, который управляет волей. Вот у вас, должно быть, нетего…»-отвечает ему она. Именно из-за своего самолюбия и решила она вначале взять шефство над ним.Штольц верно угадал, что такая женщина как Ольга, не терпящая в своей жизнихаоса и пыли сможет разбудить его. Сначала она смеется над ним, потом ей становитсяего жаль. Обломов пробуждает в ней своего рода материнское чувство, но чувствоне матери к ребенку, а скорее хозяина к вещи. Ведь вот так и мы порой любимсвои вещи больше чем людей. В мечтах Ольга видела его своим «библиотекарем»,«секретарем», человеком, который будет ей беспрекословно подчинятся ибоготворить. Так люди иногда заводят животных из единственноого желания хотя быкем-нибудь управлять. «Вней разыгрывался комизм, но это был комизм матери, которая не может неулыбнуться, глядя на смешной наряд сына. Штольц уехал, и ей скучно было, чтонекому петь, рояль ее был закрыт — словом, на них обоих легло принуждение,оковы, обоим было неловко. Она мечтала, как «прикажет ему прочестькниги», которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты ирассказывать ей новости, писать в деревню письма, дописывать план устройстваимения, приготовиться ехать за границу — словом, он не задремлет у нее; онаукажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил, и Штольц неузнает его воротясь. И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая,которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить! Она — виновница такого превращения!»Ольга видела себя Пигмалионом, а Обломова Галатеей. Поистине великие страстикипели в ней. Вначале нам отчего-то не очень симпатична Ольга, ради своейприхоти мучающая и насмехающаяся над бедным Обломовым, но потом, взрослеявместе с ней, мы понимаем, что цель была благой, и не важно какие былиупотреблены средства, главное она была достигнута. Обломов возвратился к жизни,и Ольга вместе с ним. Это тоже самое, что воспитывать ребенка, прочитать первоеслово вместе с ним, пойти вместе первый раз в школу, вместе разочароваться впервой любви. Для Ольги Обломов такой вот большой ребенок, который не можетобходится без матери, котороя должна постоянно находится рядом с ним, ибеспрестанно следить за тем, выполнил ли он ее предписания. Это оченьувлекательное занятие, и Ольга всей душой отдается ему. Вот только она и самане замечает, как и к ней приходит любовь. Первая и настоящая.
«И где было понять ему, что с нейсовершилось то, что совершается с мужчиной в двадцать пять лет при помощидвадцати пяти профессоров, библиотек, после шатанья по свету, иногда даже спомощью некоторой утраты нравственного аромата души, свежести мысли и волос, тоесть что она вступила в сферу сознания. Вступление это обошлось. Она даже видела и то, что, несмотря на ее молодость, ейпринадлежит первая и главная роль в этой симпатии, что от него можно былоожидать только глубокого впечатления, страстно-ленивой покорности, вечнойгармонии с каждым биением ее пульса, но никакого движения воли, никакойактивной мысли. Она мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта рольпутеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером иотразится в нем. Она разнообразно торжествовала свое первенство в этомпоединке.» Первенство в этомлюбовном поединке бесспорно принадлежит Ольге, Пигмалион вылепил свою Галатею.Ольга не испытывает мучительной страсти к Обломову, нет, она любит ровно испокойно, повинуясь внутреннему чутью и опираясь на твердость своей натуры.Теперь она взрослая женщина. Но ей еще нравится и то немое обожание, котроевидит она вглазах Обломова. Из библиотекаря он становится рыцарем, но рыцарем«печальным», как Дон Кихот, борющийся с ветряными мельницами своих страстей. НоОльга уже слепила свой образ, ей представляется, что цель достигнута, и Обломовна верном пути. Это происходит оттого, что быть может Штольц забыл упомянуть всвоих рассказах о таком явлении как «обломовщина». Но Ольга счастлива, хотя ивидит все недостатки своего возлюбленного, но она видит также и положительныесдвиги. Тем более, с того памятного момента с веткой сирени она видит в нем ещеи своего мужа. Она видит это событие уже свершившимся и чуть-чуть отпускает«поводья». Наверное, все было бы хорошо, не кончись так неожиданно лето, и неприди пора отправляться в осенний Петербург.
Обломовбыл оторван от Ольги, как младенец от материнской груди, и начал чахнуть.Только в понимании Обломова чахнуть — это то же самое что и валятся на диване,и смотреть на голые локти вдовы Пшеницыной. Ольга же остается слепой. Ее перваялюбовь, которая повзрослела вместе с ней и стала практически долгом,продолжается, а вот спокойствие Обломова, продолжавшееся по инерции в первоевремя после разлуки, постепенно сходит на нет. Ольга видит Обломова все такжена лоне природы, в аллеях их любимого парка, за чаем у них в гостиной, но онуже не тот. Вот здесь, наверное, и проявляется основное свойство любви – слепота.Ибо для Ольги вопрос любви к Обломову решенный: «Ведь это судьба — назначение любитьОбломова? Любовь эта оправдывается его кротостью, чистой верой в добро, а пущевсего нежностью, нежностью, какой она не видала никогда в глазах мужчины… Данаконец, если б она хотела уйти от этой любви — как уйти? Дело сделано: она ужелюбила, и скинуть с себя любовь по произволу, как платье, нельзя». Так же как она была его творцом, так ион был ее учителем, именно он научил ее любить, а может просто в двадцать леткажется, что вот эта первая любовь –это навсегда, и что уже никогда не полюбишьтак сильно. Две такие противоположности – учитель и библиотекарь. Но первогоона любит больше, даже тогда, когда перерастает своего учителя: «Так училась она любви, пытала ее ивсякий новый шаг встречала слезой или улыбкой, вдумывалась в него»
ИногдаОбломов представляется Ольге мучителем, но это только на короткое мгновение.Ведь она знает как управлять им, знает как надо повести себя, чтобы рассеятьего сомнения, из-за которых он и мучает себя и ее, и иногда ей даже нравитсямучатся, ведь после обязательно наступит миг примирения, и опять она увидитогонь обожания в его глазах, и опять можно дать волю своему сарказму, но толькосарказму по существу: «Ольга,как всякая женщина в первенствующей роли, то есть в роли мучительницы, конечно,менее других и бессознательно, но не могла отказать себе в удовольствии немногопоиграть им по-кошачьи; иногда у ней вырвется, как молния, как нежданныйкаприз, проблеск чувства, а потом, вдруг, опять она сосредоточится, уйдет всебя; но больше и чаще всего она толкала его вперед, дальше, зная, что он самне сделает ни шагу и останется неподвижен там, где она оставит его» ,- так описывает нам эти ее состоянияавтор. И мы понимаем, что Ольга все-таки настоящая женщина, всегда разная,противоречивая, но, тем не менее, твердо шагающая по жизни.
Вчем же, наконец, причина провала? Что не разглядела Ольга, мимо чего прошел еебдительный взгляд, и почему их жизнь не сложилась так, как они мечтали? Она исама знает ответ на этот вопрос, потому что, может быть, подсознательно хотелаэтого провала и понимала, что против «обломовщины» внешними силами боротьсяневозможно: «Янаказана, -говорит она емуперед расставанием,- яслишком понадеялась на свои силы — вот в чем я ошиблась, а не в том, чего тыбоялся. Не о первой молодости и красоте мечтала я: я думала, что я оживлю тебя,что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер. Я не предвидела этойошибки, а все ждала, надеялась… и вот!..» Действительно, «и вот!» — печальный итог. Но почему-то намкажется, что Ольга лукавит, она со всем своим женским чутьем, давно поняла, чтоОбломов «уже умер». Но зачем тогда все остальное, зачем эта вялотекущая игра влюбовь, когда сам нерешительный Обломов пришел и сказал ей в глаза, что нужнорасстаться. В этом, наверное, и заключается великая женская сила Ольги Ильинской — она видит в Обломове заблудшую душу, смертельно раненого жизньючеловека, над которым никто не сжалится, и вот она как сестра милосердияотважно бросается ему на помощь. Она знает, что он безнадежен, но верная своемудолгу, остается с ним до конца, она просто не имеет права бросить его напроизвол судьбы, и она рассказывает ему, а вместе с ним и себе радужные историиих будущей жизни, хотя никто из двоих в них и не верит. Она понимает это вконце, когда, к счастью, еще не было слишком поздно: «Я узнала недавно только, что я любила втебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумалис ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… голубь;ты прячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизньпроворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-тоеще, а чего — не знаю! Можешь ли научить меня, сказать, что это такое, чего мненедостает, дать это все, чтоб я… А нежность… где ее нет!» К сожалению, Обломов не может ей датьничего, так как его жизнь решена, а ее все продолжается, и не кончится никогда.Она видит и любит Обломова, но к сожалению не видит его будущего, потому что утаких людей будущего нет.
Нет,Ольга не была ни соблазнительницей, которую мы мельком видели в начале, нижертвой. Она знала на что шла, и просто не рассчитала сил. Да, онарасстраивалась и плакала после разлуки с Обломовым, но это было лишь влияниемомента, и нереализованные мечты тоже давали о себе знать. Основной принцип Ольги, с которым она идет по жизни, — этоотсутствие жертв: «Этогоничего не нужно, никто не требует! Зачем мне твоя жизнь? Ты сделай, что надо.Это уловка лукавых людей предлагать жертвы, которых не нужно или нельзяприносить, чтоб не приносить нужных…». Итак, мы видим зарождение, развите и гибель любви двухлюдей, которые просто не подошли друг другу. Они любили, видели себяпрекрасными и умиротворенными в этой любви, по крайней мире Ольга, но былинастолько разными, что не смогли существовать вместе. Потом, каждый из нихнашел свою половинку, опять-таки по крайней мере Ольга, а Обломов, женившись навдове Пшенициной, до конца своих дней помнил об Олге и о сорванной веткесирени, и также и Ольга запечатлела в своей памяти его милые черты вместе сэтой веткой. «Но все поблекло!»
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.easyschool.ru/