И.С.Тургенев, как мастер слова, владеющий высоким искусством в областихудожественного творчества, в романе «Отцы и дети» широко используетразнообразные художественные приёмы. Существует множество способов раскрытиявнутреннего мира героя: с помощью высказывания о нём других персонажей, черезего поступки, портретное описание, наконец, через окружающий его предметныймир.
Наиболееярко предметный мир характеризует героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».С помощью этого приёма автором даётся психологическая характеристика героев, втом числе и Василия Ивановича Базарова, отца главного персонажа.
Интерьерего «домика», состоящего «из шести крошечных комнат», говорит о том, что переднами «маленький» человек, очевидно, небогатый, который не претендует назначимость, любит уют. Также интерьер помогает охарактеризовать деловые качестваВасилия Ивановича. И действительно, «толстоногий стол, заваленный почерневшимиот старинной пыли, … бумагами», говорит о том, что Василий Иванович занимаетсяработой, но делает это время от времени. Отец Базарова – человек неаккуратный,за порядком, даже в своём кабинете не следит («на полках в беспорядкахтеснились книги, коробочки, птичьи чучелы, банка, пузырьки»). О том, чтоВасилий Иванович интересуется естественными науками и физическими опытами,говорит «сломанная электрическая машина», но это увлечение осталось в прошлом,так как она до сих пор не починена. Оружие, развешанное на стенах, говорит отом, что хозяин имел отношение к армии, к войне. И действительно, он былвоенным врачом.
Вообще,на всём интерьере стоит печать времени, все вещи подержанные, старые, всё этоговорит об уходящей жизни, времени увядания и покоя. Но хозяин не желает сэтим мириться. И действительно, в маленькой комнате стоит крупная мебель, чтопоказывает желание Базарова-старшего вырваться из этого маленького мира. Здесьчитатель видит противоречивость характера Василия Ивановича.
Винтерьере кабинета доминирует черно-белая гамма («вензель из волос в чернойрамке», «шкаф из карельской березы»), строгая и вполне сочетаемая, что говорито гармоничности внутреннего мира хозяина. Тот факт, что Василий Иванович читает журнал «Друг здравие» за 1855 год ( хотя на дворе 1859 год) свидетельствует отом, что Базаров-старший старается идти в ногу со временем, но всё-таки он нев илах угнаться за современностью.
Интерьериспользуется автором также для сравнения персонажей. Например, в одной из глававтором показан интерьер показан сразу двух героев: Фенечки и Павла ПетровичаКирсанова. Интерьер комнаты Фенечки резко контрастирует с интерьером кабинетаПавла Петровича. И действительно, комната Фенечки дышит простатой, уютом,свежестью, любовью.
Читательпонимает, что в этой комнате живут простые, но тем не менее искренние люди.Икона Николая Угодника, портрет Николая Петровича, банки с его любимымвареньем и с подписями «кружовник», говорят об искреннем чувстве Фенечки к НиколаюПетровичу. В отличие от комнаты Фенечки кабинет Павла Петровича поражает своейизысканностью, монументальностью и вместе с тем отсутствием теплоты. В нём всёносит печать искусственности: и библиотека «renaissance», и бронзовые статуэтки« на великолепном письменном столе», и камин, и «тяжелые занавески окон» спомощью которых Павел Петрович пытается оградить себя от солнечного света.Читателю становится! понятно то отчаяние, с которым Кирсанов-старший «бросилсяна диван». Герой осознаёт свою неспособность любить и быть любимым, исопоставление интерьеров помогает читателю разобраться в этом.
Воценке персонажа немаловажную роль играет также и деталь интерьера. Тургеневактивно использует подробности интерьера, окружения героя, показывая с ихпомощью особенности его характера. Так, мы уже имеем определённое представлениео Кукшиной, даже до её появления. «Криво прибитая визитная карточка», «толстыенумера русских журналов, большею частью неразрезанные», — всё это указывает на«прогрессивные стремления хозяйки», но прогресса, по сути, не видно. Огромноежелание быть передовой женщиной, казаться современной, делает Кукшину смешной,неестественной, лишенной чувства собственного достоинства, что сразу отмечаюти Базаров, и Аркадий.
Однаков романе есть герои, у которых отсутствует описание комнат вообще. Это преждевсего Базаров, Аркадий и Николай Петрович Кирсанов. И это не случайно, если уБазарова вообще нет дома, нет своего очага, опоры в жизни, он даже в домесвоих родителей чувствует себя как в гостях, то описания комнат у Аркадия иНиколая Петровича связано, на мой взгляд, с мировоззрением самого автора. Какизвестно, И. С. Тургенев отвергал крайности, однобокое отношение к жизни, которуютак ярко показал в образах Базарова и Павла Петровича. Не случайно оба этихгероя умирают: один физически, другой – морально. Остаются жить полноценнойжизнью именно Николай Петрович и его сын. И их двойная свадьба является нравственнойкульминацией романа. По мнению Тургенева, познать гармонию жизни можно, лишьрастворившись в ней, восприняв её во всех её проявлениях. Отсутствие описаниякомнат у отца и сына как раз говорит об этой способности, придаёт им типическиечерты и, пусть косвенно, указывает на то за кем, по мнению автора, будущиеРоссии.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/