Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Изображение деревни в рассказе «Матрёнин двор» А.Солженицына и в повести «Деревня» И.Бунина

Изображение деревни в рассказе “Матрёнин двор”
А. Солженицына и в повести “Деревня” И. Бунина
 
План:
1.           Краткие биографические сведения об И. Бунине и А. Солженицыне;
2.           Повесть “Деревня”:
-             особенности повести
-             особенности изображения деревни;
3.           Рассказ “Матрёнин двор”:
-             история написания
-             особенности изображения деревни (изучение “внутреннего” мира Матрёны);
4.           Сравнение изображения деревни в рассказе “Матрёнин двор” и повести“Деревня”.
(заключение)Глава 1.
Бунин Иван Алексеевич [10(22).10.1870, Воронеж, - 8.11.1953], русский писатель. Родился в обедневшей дворянской семье. Детствопровёл на хуторе Бутырки Орловской губернии. В молодости работал корректором,статистиком, библиотекарем, газетным репортером. В печати выступил в 1887. В1891 в Орле  вышел сборник “Стихотворения”. Поэзия Бунина – песнь о родине, её“бедных селеньях” и необъятных лесах. В том же тематическом ключе написаныранние рассказы Бунина о голодной, нищей деревне, о полузаброшенных усадьбах. В1909 Академия наук избрала Бунина  почётным академиком. В 1933 Бунинуприсуждена Нобелевская премия.
Солженицын  Александр Исаевич  (родился в 1918),русский писатель. В повестях “Один день Ивана Денисовича” (1962), “Матрёнин двор” (1963); романах “В круге первом” (1955-58), “Раковый корпус” (1963-66),отразивших трагедию народа и собственный опыт Солженицына периода  массовыхрепрессий, тема самоценности личности и пафос сострадания занимают  центральноеместо. В исторических романах, в том числе “Август 1914 года” (1971произведение опубликовано за рубежом)  попытки обосновать возможные пути,альтернативные реального ходу истории СССР.
В 1964-1970 годах Солженицын создал  “Архипелаг ГУЛАГ” — художественно-документальное исследование о страшной жизни заключённых всталинских лагерях. В 1970 году удостоен Нобелевской премии по литературе. Всвязи с выходом на Западе  первого тома “Архипелага ГУЛАГ” Солженицыннасильственно выдворен из СССР. До 1976 года жил в Цюрихе (Швейцария), затем вВермонте (США). В 1994 году “вермонтский затворник”, окончательно вернулся вРоссию.
Глава 2.
…Россия?.. Да она вся – деревня…
 
ИванБунин
В 1910 году вышло большое обобщающее полотно – повестьБунина “Деревня”.
В этой повести (Бунин называл её также и романом) авторнарушил традицию “розового” народолюбия, показал новый тип народной,крестьянской, “земляной” личности. Бунинская деревня по своей духовной ижизненной силе не только плодоносила, но и обречена на самораспад –экономический и религиозный. Автор показал правдивые картины упадка, обнищанияи одновременно обострения социальных конфликтов в дореволюционной деревне.
Из уроков истории я знаю о страшной бедности и отсталости врусских деревнях, о противоречиях между помещиками и крестьянами, бедняками икулаками. Но после прочтения повести, словно сам, стал очевидцем того, что такярко и сильно описал, нет, изобразил, будто художник, Иван Алексеевич.Произведение не имеет острого, туго закрученного сюжета, но зато, по выражениюТвардовского, обладает большой “густотой и плотностью жизненного материала” времён первой русской революции, а образы крестьян наделены чертами такойиндивидуальности, что забываешь, что это не реальные люди, а плод авторскойфантазии. Какую же деревню рисует писатель?  Жизнь человеческого обществаподвержена изменениям, потрясениям и катаклизмам. Это мир, по Бунину,дисгармоничен и неустойчив. Именно такой показана жизнь русского крестьянства вповести “Деревня”. Значит, здесь к философским, этическим, эстетическимпроблемам присоединяются и вопросы злободневно-социальные, которые раскрываютсяна материале российской действительности XX века.Несмотря на то, что местом действия повести выбрана Дурновка и уездный город,сфера охвата жизни в ней гораздо шире и масштабнее. “Деревня” наполненаслухами, спорами, разговорами в поездах, на базарах, на сходках, на постоялыхдворах. В ней много действующих лиц, которые создают впечатление бурлящей многоголосойтолпы. Герои повести пытаются разобраться в окружающем, найти какую-то точкуопоры, которая поможет им удержаться в этом могучем потоке, выжить не толькофизически, но и духовно. Итак, деревня предстаёт перед нами,  прежде всего,очень бедной, даже питьевая вода порой настолько плоха, что вызывает повальныеболезни. Нищета бьет в глаза не только в повести. Вот идёт Анисья Минаева израссказа “Весёлый двор”. В полуобмороке от истощения бредёт за двадцать вёрст кнепутёвому сыну и, чтобы преодолеть слабость, жуёт какие-то травинки. А если быгорох уже поспевал, то наелась бы тайком досыта. Но страшна для общества этабедность не только сама по себе. Опасна она на фоне богатства малой группылюдей: помещиков, кулаков. Среди картины изобильной ярмарки писатель рассуждаето том, что край богатейший, чернозём прекрасный на полтора аршина. А пяти летне проходит без голода. Город славится на всю Россию хлебной торговлей, адосыта этот хлеб едят сто человек во всём городе. На ярмарке видимо-невидимокалек и нищих.
Рассмотрим описание одного из сел из “Деревни”:
“Суховей проносился вдоль пустых улиц, по лозинкам,спаленным жарою. У порогов ерошились, зарывались в золу куры. Грубо торчала наголом выгоне церковь дикого цвета. За церковью блестел на солнце мелкийглинистый пруд под навозной плотиной – густая желтая вода, в которой стоялостадо коров, поминутно отправляющее свои нужды, и намыливал голову голыймужик”. Поражают  эта “серость” и бедность  “поселения” российской глубинки, новедь и быт людей того времени можно охарактеризовать словами скучный, “серый”,бедный, …
“ Две двери  вели из прихожей. Одна, налево, — в комнату дляприезжающих, длинную, полутемную, окошечками на варок; стояли в ней два дивана,жестких как камень, обитых черной клеёнкой, переполненных и живыми ираздавленными, высохшими  клопами,…”.
Ужасающая картина! А ведь я привел описание не самогобедного дома в Дурновке…
Рассматривая описание деревни, нельзя не упомянуть и оглавных героях повести.  В центре повествования Тихон и Кузьма, два родныхбрата, придерживающиеся разных жизненных позиций. Тихон твердо уверился в том,что самым прочным и надежным на свете являются деньги, которые дают и достаток,и благополучие, и уверенность в завтрашнем дне. Наделённый твердым характером,сильной волей, мужицкой смекалкой и трудолюбием, этот потомок крепостногостановится хозяином дурновского имения. Ради достижения цели Тихон всю своюжизнь подчинил погоне за богатством. На этом пути ему приходится идти на сделкис совестью, быть жестким по отношению к  своим односельчанам. Женитьба из-завыгоды не приносит Тихону семейного счастья, ибо он лишён даже радостиотцовства. У него нет наследников, которым он смог бы передать накопленное завсю жизнь богатство. Личная драма героя усугубляется общественным разладом,когда рушатся казавшиеся незыблемыми основы. Иное понимание жизни свойственноКузьме Красову, правдоискателю, народному поэту, который пытается понять иосмыслить трагедию своего народа, его беду и вину. Осуждая злодеяния правящихкругов, Кузьма мучительно воспринимает нищету, отсталость, темнотукрестьянства, его неумение разумно организовать свою жизнь. Тихон и КузьмаКрасовы – незаурядные и сильные натуры, упорно ищущие смысл и цель жизни. А вотнаходят ли они его – это  другой вопрос…
Глава 3.
Исходное название рассказа “Матрёнин двор” — “Не стоит селобез праведника”, окончательное дал А.П. Твардовский. При напечатании потребованию редакции год действия 1956 поменялся на 1953, т.е. дохрущевскимвременем. Из-за этого начало повествования менялось. Впервые рассказ напечатанв “Новом мире”, 1963, №1. Первый подвергнут атаке советской прессы. Вчастности, автору указывалось, что не использован опыт зажиточного соседнегоколхоза, где председателем был Герой Социалистического Труда. Критика не доглядела,что он и  упоминается в рассказе как уничтожитель леса и спекулянт. Рассказполностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и еёсмерть воспроизведены как были. Истинное название деревни – Мильцево,Курловского района, Владимирской области.
Взгляд А.И. Солженицына на деревню 50 – 60-х годовотличается суровой и жестокой правдой. Детали, подмеченные автором,красноречивее длинных рассуждений. “Что на завтрак, она не объявляла, да это идогадаться было легко: картовь необлупленная, или суп картонный (таквыговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзябыло купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою – как самой дешевой еюоткармливали свиней и мешками брали)”.  Поэтому редактор журнала “Новый мир”А.Т. Твардовский настоял заменить время действия рассказа  с 1956 на 1953 год.Это был редакторский ход в надежде пробить к публикации новое произведениеСолженицына: события в рассказе переносились во времена дохрущевской оттепели.Уж слишком тягостное впечатление  оставляет изображенная картина. “Облетелилистья, падал снег – и потом  таял. Снова пахали, снова сеяли, снова  жали. Иопять облетали листья, и опять падал  снег. И одна революция. И другаяреволюция. И весь свет перевернулся”.
В основе рассказа обычно лежит случай, раскрывающий характерглавного героя. По этому принципу строит свой рассказ и Солженицын. Судьбазабросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием –Торфопродукт. Здесь “стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожиелеса”. Но потом их вырубили, свели под корень. В деревне уже не пекли хлеба, неторговали ничем съестным – тол стал скуден и беден. Колхозники “до самых белыхмух все в колхоз, все в колхоз”, а сено для своих коров приходилось набиратьуже из-под снега.  Характер главной героини рассказа, Матрёны, автор раскрываетчерез трагическое событие – её гибель. Только одна портретная деталь  постоянноподчеркивается автором – “лучезарная”, “добрая”, “извиняющаяся” улыбка Матрёны.Окружающий мир Матрёны в её темноватой избе с большой русской печью – это какбы продолжение её самой, частичка её жизни. Всё здесь ограничено иестественно:  и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал“далекий шум океана”, и колченогая кошка, и мыши, которые в трагическую ночьгибели Матрёны так метались за обоями, как будто сама Матрёна  “невидимометалась и прощалась тут с избой своей”
. Любимые фикусы “заполонили одиночество хозяйки безмолвной,но живой толпой”. Те самые фикусы, что спасала однажды Матрёна при пожаре, недумая о скудном нажитом добре. “Испуганной толпой” замерли фикусы в ту страшнуюночь, а потом навсегда были вынесены из избы…
Историю жизни Матрёны автор-рассказчик разворачивает несразу, а постепенно. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть насвоём веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне,адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь. В судьбе Матрёнысконцентрирована трагедия деревенской русской женщины – наиболее выразительная,вопиющая. Но она не обозлилась на этот мир (!), сохранила доброе расположениедуха, чувство радости и жалости к другим. Жила Матрёна убого, бедно, одиноко –“потерянная старуха”, измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялисьв её в доме, опасаясь, по-видимому, Что Матрёна будет просить у них помощи.Нещадно все пользовались Матрёниной добротой и простодушием – дружно осуждализа это.
Смерть героини – это начало распада, гибели нравственныхустоев деревни, которые крепила своей жизнью Матрёна. Она единственная  жила всвоем мире: устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением,сохранив свою душу и внутреннюю свободу. Но Матрёна умирает и  “погибает” всядеревня ибо:
“Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самыйправедник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша”.
Глава 4. (заключение)
В произведениях “Деревня” и “Матренин двор” авторы показалироссийскую деревню  одинаково угрюмо, бедно, “серо”. Однако у Солженицына, нафоне всей этой серости  проглядывается надежда на что-то “светлое” (вернее нена что-то, а на кого-то). Этим кем-то являлась Матрёна. Несмотря на трагизмсобытий, рассказ выдержан на какой-то очень теплой, светлой, пронзительнойноте. Он настраивает читателя на добрые чувства и серьезные размышления.В этом и состоит разница между этими произведениями.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.