ИЗОБРАЖЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОИНЫ В РОМАНЕ Б.ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО».
Потеме роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» достаточно традиционен. Онпримыкает к прозе М. Шолохова, А. Фадеева, И. Бабеля, М. Булгакова, Б.Пильняка. Но, примыкая по тематическому признаку, в то же время существенноотличается и от «Донских рассказов», и от «Разгрома», и от «Конармии». Чем же?
Во-первых,это произведение написано не по «горячим следам». Между временем его создания(1950-е годы) и отраженными событиями: первая мировая война, революция,гражданская война— пролегла временная дистанция более, чем в тридцать лет.«Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье»,—сказал СергейЕсенин. И действительно, история многое поставила на свое место, заставилазадуматься над тем, что считалось само собой разумеющимся, то есть подготовилапочву для философского осмысления прошлого. Философский взгляд на вещи исвойственен Пастернаку.
Во-вторых,«Доктор Живаго» — роман, написанный поэтом, а не прозаиком. А это существеннаяразница. Поэт более чуток к деталям, оттенкам чувств и переживаний. Импульсы,идущие от внешнего мира, он привык пропускать не только через сознание, но ичерез свое сердце, душу, свое «я». Отсюда особая эмоциональная окрашенность иавтобиографичность повествования. Главный герой Юрий Андреевич Живаго, к томуже, и сам поэт, и стихи, написанные им, не просто приложены к основному текстуромана. Они «просвечивают» этот текст изнутри, переводят прозаическоеповествование на язык лирических образов.
Вромане Юрий Живаго — один из миллионов россиян, вовлеченных в круговоротреволюции и войны. Он часто бессилен противостоять напору событий и подчиняетсяобщему вихревому движению. Не случайно у Пастернака, как и у А. Блока в поэме«Двенадцать», основным образом-символом революционной стихии является метель.Юрий Андреевич часто участвует в событиях не по своей воле, а лишь какпесчинка, подхваченная метельным порывом, не принадлежащая самой себе.
Встихотворениях же, написанных от лица героя, напротив, поднимается темаодиночества и личной ответственности за все то» чему он был свидетелем:.
Гулзатих.
Явышел на подмостки.
Прислоняськ дверному косяку,
Яловлю в далеком отголоске -
Чтослучится на моем веку.
Наменя наставлен сумрак ночи
Тысячьюбиноклей на оси.
Еслитолько можно, Авва Отче,
Чашуэту мимо пронеси. .
Неслучайно Живаго вольно цитирует из Евангелия слова Христа, Сына Человеческого,предчувствующего муки и смерть. Подобными предчувствиями была наполнена жизнь исамого персонажа, русского интеллигента, испившего до дна горькую чашустраданий, выпавших на долю народа.
Попрофессии врач, то есть человек, для которого не существует своих и чужих, ЮрийАндреевич Живаго хорошо понимает трагичность братоубийственной войны. Онвоспринимает происходящее как «кровавую колошматину и человекоубоину, которойне предвиделось конца». Герой Пастернака не может стать над битвой, но онвидит, что правды мало как на стороне белых, так и красных. Их изуверства соперничалипо жестокости, «попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно ихперемножали». Кровь тех и других вызывала приступы тошноты, «она подступала кгорлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза».
Правотупозиции доктора Живаго, понимавшего бессмысленность и преступностьбратоубийственной бойни, подтверждает факт, имеющий символическое значение.Так, уодновременно убитых юнца-гимназиста, воевавшего за белых, и красногопартизана находят один и тот же псалом, зашитый в ладанки, который должен былуберечь их от гибели, но, как видим, не уберег.
БорисПастернак подходит к событиям тридцатилетней давности не с классовой,» нообщечеловеческой, гуманистической точки зрения. Уничтожали друг друга нс враги,а соотечественники, сыновья одной земли, братья по крови и духу. Сегодня мы этохорошо понимаем. И Пастернак был одним из первых, кто не побоялся прямо сказатьо гражданской войне как о «узаконенном и восхваляемом смертоубийстве».
Нопрямо — не значит однозначно. Юрий Живаго — личность, постоянно колеблющаяся,сомневающаяся. Ситуация раздвоенности отчасти уходит истоками в личную драмугероя, в его любовь к Ларе, Ларисе Федоровне Антиповой, которая отождествляетсядля него с образом России. Этой любви не суждено было победить душевноесмятение. Скомканные, искалеченные революционным порывом человеческиесудьбы—обычное явление тех грозных лет. Большевики выслали за пределы Советскойреспублики близких Юрия Андреевича — его первую жену с детьми. Не надеясь навстречу с любимой женщиной, Живаго заводит новую семью и умирает от сердечногоприступа, рухнув на камни мостовой. А сама героиня, пережив самоубийство мужа исмерть Юрия Андреевича, в конце концов бесследно исчезает в одном изнеисчислимых концлагерей севера. Остается жить лишь Марина — третья жена Живаго.А на самых последних страницах романа появляется «бельевщица Танька», в которойдрузья Юрия Андреевича узнают его дочь, но которая сама об этом не подозревает.Кто же ответит за эти смерти, изгнания, беспамятство?
Ивсе-таки повествовательная часть романа Пастернака заканчивается не сценойгибели Живаго, не сообщением об исчезновении Ларисы Федоровны, не рассказом о«неученой» бельевщице Татьяне. Он заканчивается описанием тех светлых чувств,которые охватили друзей Юрия Андреевича при чтении его стихов через много-многолет после смерти героя. Это и чувство «свободы души», и «счастливое, умиленноеспокойствие» за землю, за всех участников истории и детей их, и ощущениенеслышной музыки счастья, «разлившейся далеко кругом».
Подобныйфинал — не отражение официального оптимизма автора и не искусственный довесок кповествованию о любви и скорби. Это взгляд поэта, светлый и умудренный, умеющийугадать в обыденном и страшном великое и высокое начало.
Стихотворныйцикл Юрия Живаго, открывающийся просьбой Христа к Отцу-Вседержителю пронестимимо него «смертную чашу», заканчивает стихотворение о грядущем воскресенииСпасителя, о самом значительном событии в «книге жизни»:.
Яв гроб сойду и в третий день восстану, .
И,как сплавляют по реке плоты,.
Комне на суд, как баржи каравана, .
Столетьяпоплывут из темноты.
Список литературы
ПастернакБ. „Доктор Живаго“