Изображение народа в поэме «Кому наРуси жить хорошо»
«Комуна Руси жить хорошо» является поэмой-эпопеей. В центре ее — изображениепореформенной России. Некрасов писал поэму в течении двадцати лет, собираяматериал для нее «по словечку». Поэма необычайно широко охватываетнародную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: открестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена — помешаласмерть поэта.
Главнаяпроблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии произведения:«Кому на Руси жить хорошо» — проблема счастья.
ПоэмаНекрасова «Кому на Руси жить хорошо» начинается с вопроса: «Вкаком году — рассчитывай, в какой земле угадывай». Но не трудно понять, окаком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет ввиду реформу 1861 года, по которой«освободили» крестьян, а те, не имея своей земли, попали в ещебольшую кабалу.
Черезвсю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелойкрестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизникрестьянства, которого «тоска-беда измучила» звучит с особой силой впесне, названной Некрасовым «Голодная». Причем поэт не смягчаеткрасок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянствов крестьянском быту.
Положениенарода с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест, откуда родомкрестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревниЗаплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень яркоизображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. «Мужицкоесчастье, — с горечью восклицает поэт, — дырявое с заплатками, горбатое смозолями!» Как и прежде, крестьяне — люди «досыта не едавшие, несолонохлебавшие». Изменилось только то, что теперь их вместо барина драть будетволостной.
Снескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятсясо своим голодным бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров иморальных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьянв поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию,душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой,Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. Укаждого из них своя задача в жизни, своя причина «искать правду», ноне все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась,ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:
Ненадо мне ни серебра,
Низолота, а дай Господь,
Чтобземлякам моим
Икаждому крестьянину
Жилосьвольготно, весело
Навсей святой Руси!
ВЯкиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца,крестьянского «праведника». Яким живет той же трудолюбивой нищенскойжизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом. Якимчестный труженик с большим чувством собственного достоинства. Яким и умен, онпрекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это ему принадлежаттакие слова:
Укаждого крестьянина
Душа,что туча черная,
Гневна,грозна — и надо бы
Громамгреметь оттудова,
Кровавымлить дождям,
Авсе вином кончается.
Примечателени Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округусправедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостойпоказал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов неделает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата,назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончаетжизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьмуза свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельствует о таящихся врусском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства.
Нолишь в главе «Савелий — богатырь святорусский» крестьянский протестпревращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа снемцем-управляющим носит пока стихийный характер, но такова быладействительность крепостного общества. Крестьянские бунты возникали стихийнокак ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений.
Некроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие какСавелий, «богатырь святорусский», Яким Нагой, чье поведение говорит опробуждающимся сознании крестьянства, о накипающем протесте его противугнетения. Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью.Но поэт сумел заметить «искру сокрытую» могучих внутренних сил, заложенныхв народе, и смотрел вперед с надеждой и верой:
Ратьподнимается
Неисчислимая,
Силав ней скажется
Несокрушимая.
Крестьянскаятема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся образная система поэмы посвященатеме раскрытия крестьянского счастья. В этой связи можно вспомнить и«счастливую» крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну, прозванную заособое везение «губернаторшею», и людей холопского звания, например,«холопа примерного Якова верного», который сумел-таки отомститьсвоему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы «Последыш»,которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, чтоне было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы.
Всеэти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы,перекликаются друг с другом. Этот прием был назван критиками полифонией.Действительно, поэма, написанная на фольклорном материале, создает впечатлениерусской народной песни, исполняемой на многие голоса.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bobych.spb.ru/