Изображение распада дворянства в пьесеА.П. Чехова «Вишневый сад»
Тема“Вишневого сада” — тема гибели старых дворянских усадеб, переход их в рукибуржуазии и судьба последней в связи с появлением на арене общественной жизниРоссии новой социальной силы — передовой интеллигенции. В пьесе показананеизбежность ухода с исторической сцены дворянства — уже отжившего,неприспособленного класса. Центральное место в пьесе занимают образыпомещиков-дворян — Раневской и Гаева. Они потомки богатых владельцеввеликолепного поместья с прекрасным вишневым садом. В былые времена их имениеприносило доход, на который жили его праздные хозяева. Привычка жить трудамидругих, ни о чем не заботясь, сделала Раневскую и Гаева людьми,неприспособленными к какой-либо серьезной деятельности, безвольными ибеспомощными.
Раневская,внешне обаятельная, добрая, простая, непосредственная, является олицетворениемпаразитизма и легкомыслия. Она искренне обеспокоена неустроенностью своейприемной дочери Вари, жалеет верного слугу Фирса, запросто целует после долгойразлуки горничную Дуняшу. Но ее доброта — результат изобилия, созданного несвоими руками, следствие привычки тратить деньги, не считая. Раневская эгоистичнаи отсюда привычна к тому, чтобы все преклонялись перед ее богатством,восхищались ее красотой и выполняли ее прихоти. Ничего не умеющая, ничего неделающая, ни о чем серьезно не думающая (прислуге нечего есть — она устраиваетникому не нужный бал), Раневская видит жизнь лишь в праздниках, постоянноменяющихся личных удовольствиях, сердечных увлечениях, в любви, понимаемой ею,видимо, лишь чувственно. С удивлением она говорит Трофимову: “В ваши годы неиметь любовницы?”
Ещеменьше привлекательных черт в брате Раневской — Гаеве. Абсолютная праздность,отсутствие серьезных интересов в жизни сделали из него фразера, празднослова.Он произносит напыщенные, но лишенные всякого подлинного чувства речи.Единственный его интерес — бильярд. Гаев по-барски высокомерен и груб с людьми,которых считает ниже себя по положению. Гаев так же безволен, как и его сестра,его чувства еще менее глубоки, чем чувства Раневской.
… Приближаетсясрок продажи заложенного имения. Гаев и Раневская растерянно ищут пути спасения,рассчитывая то на помощь богатой ярославской тетушки, то на заем под вексель,но решительно отвергают выход, предложенный Лопахиным: разбить вишневый сад научастки и сдавать их в аренду дачникам. Это средство кажется им недоступным,оскорбительным для их чести и фамильных традиций, противоречащим их классовойэтике. Поэзию вишневого сада и все, что с ним было связано, заслоняюттребования практического расчета. “Дача и дачники — это так пошло, простите”, —говорит Раневская Лопахину. Эти слова можно трактовать какбрезгливо-высокомерные. Однако с другой стороны, то, чем был для Раневскойвишневый сад, и дачники — это действительно несовместимо и пошло. И этого, ксожалению, не понять Лопахину — представителю зарождающейся буржуазии(“легкомысленными, неделовыми, странными людьми” называет он Раневскую иГаева),
Лопахин— энергичный, трудолюбивый человек, по-своему добрый, умный, не лишенный даженекоторого эстетического чувства. Однако он, новый хозяин вишневого сада ибывший крепостной Гаевых, — хищник… И Чехов видит, что на смену “дворянскимгнездам” приходят именно такие, как Лопахин. И если представителям дворянства впьесе не хватает чувства реальности, практичности, то таким, как Лопахин, —умной и чуткой души. И поэтому автор “не отдает” будущее России в их руки. Ихроль, по мнению Чехова, должна быть однозначной: “Вот как в смысле обменавеществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути,так и ты нужен”, — говорит Лопахину Трофимов.
Россиябудущего в пьесе представлена в образах Пети Трофимова и Ани. Петя Трофимов —представитель так называемой трудовой, передовой интеллигенции, думающей,чувствующей и вместе с тем не лишенной здравого смысла и практичности. Он веритв будущее России, завоеванное трудом, и заражает своей верой Аню —семнадцатилетнюю дочь Раневской. “Мы насадим новый сад, роскошнее этого, тыувидишь его, поймешь...” — говорит Аня матери. По мнению Чехова, Аня и ПетяТрофимов — это молодая Россия, Россия будущего, которая придет на смену РоссииГаевых и Лопахиных.
Какни удивительно, “Вишневый сад” А.П. Чехова очень созвучен нашему времени. Исейчас все “ожидают” прихода некой “третьей” силы, которая соединила бы в себеум, интеллигентность, порядочность и способность к деятельным преобразованиям,отрицая при этом душевное хамство лопахиных и безволие, растерянность людей,подобных Гаеву и Раневской.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/