Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Идейная направленность романа Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»

Роман«Униженные и оскорбленные» впервые был опубликован в 1861 году в журнале«Время».
Встатье «Забытые люди» Добролюбов назвал Достоевского «одним иззамечатель-шейших деятелей нашей культуры», а его роман «Униженные иоскорбленные» —лучшим культурным явлением года. Критик отметил, что новоепроизведение Федора Михайловича, как и первый его роман «Бедные люди»,принадлежит тому «гуманистическому» направлению, которое начал Н. В. Гоголь —основатель «натуральной школы» в русской литературе. «В произведениях г.Достоевского,— писал критик,— мы находим одну общую черту, более или менеезаметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не всилах или, наконец, даже не в праве быть человеком, настоящим, полным,самостоятельным человеком, самим собой».
Действиеромана «Униженные и оскорбленные» происходит в 40-х годах XIX века, но яркаяантикапиталистическая направленность его свидетельствует о том, что Достоевскийтонко чувствовал и реалистически воспроизводил политическую атмосферу 60-хгодов: в романе показан Петербург с его вопиющими социальными противоречиями иконтрастами, говорится о спорах по поводу вводимых правительством реформ,запечатлена тревога подымающейся демократии о судьбах униженных и обездоленных.Именно в этом сильная сторона романа.
«Люди,которых человеческое достоинство оскорбляется,— писал Добролюбов,— являются намв произведениях г. Достоевского в двух главных типах: кротком и ожесточенном».Кроткие — это те, кто не протестует, а смиряется со своим униженным положением(Наташа Ихменева, ее родители, Иван Петрович). Ожесточенные, наоборот, хотятбросить вызов тем, кто оскорбляет и унижает их, они бунтуют противнесправедливости, существующей в мире. Но этот протест трагичен, ибо онприводит их к гибели, как это происходит с девочкой-подростком — Нелли. Такомуразделению героев в романе соответствуют и две параллельные сюжетные линии:первая — история семьи Ихменевых, вторая — трагическая судьба Смитов. Перваясюжетная линия продолжает традицию сентиментальной русской литературы XIX века.
Достоевскийповествует о том, что дочь мелкопоместного дворянина Ихменева — Наташа,влюбившись в сына князя Валковского — Алешу и не получив родительскогоблагословения, уходит из дома к нему. И за это ее проклинает отец. Однаковетреный и легкомысленный Алеша вскоре влюбляется в богатую дочь графини и понастоянию отца женится на ней. Униженная и оскорбленная в своих лучших чувствахНаташа возвращается к бедным родителям, г отец после мучительных колебанийпризнает ее. На семью Ихменевых обрушиваются все силы зла. Опозорен отец Наташи— Николай Сергеевич. Этого доброго, доверчивого человека, который приютил вдоме Алешу и навел порядок в разоренном кня жеском имении, Валковский обвиняетв мошенничестве; он без жалостно изгоняет Ихменева, который становится болеен
СтраданияНиколая Сергеевича усугубляются его конфликтом с дочерью: для него уход Наташииз дома — позор Не меньшие страдания испытывает и мать Наташи, вынужденнаятерпеть и уход дочери из дома, и гнев мужа. Но страдает i Наташа, любовькоторой Достоевский изобразил в романе как самопожертвование. Во имя чувства к Алешедевушка забывает о своих прежних привязанностях, поступается собственнымдостоинством.
Достоевскийвысоко оценивает любовь Наташи, видит в ее поступке силу характера. Однакожизнь не приносит Наташе счастья. Она страдает и оттого, что отец проклял ее, iот вероломства князя. Но непосредственный виновник страданий героини — не ктоиной, как Алеша. Это он оторвал ее о семьи, опозоренной его же отцом; онобманул ее обещанием жениться и бросил по настоянию отца ради богатой Кати.
Казалосьбы, есть все основания осудить виновника драмы Наташи — Алешу, но Достоевскийэтого не делает. В соответствии с кодексом христианского гуманизма, писатель«смягчает» вину молодого человека. Рассказчик, писатель Иван Петревич, от именикоторого ведется повествование, смотрит н Алешу влюбленными глазами Наташи, онне видит эгоистичности поведения героя, а порой даже любуется, восхищается Алешей и склонен все низкие поступки молодого князя толковать как безобидноепроявление милой детскости.
Авторзаставил свою обесчещенную героиню, обманутую возлюбленным, призывать к жалостии прощению: «Не вини его (Алешу), Ваня,- перебила Наташа...— его судить нельзякак всех других… его воспитали не так. Разве он понимает, что делает?.. Унего нет характера...» Здесь Достоевский совершенно явно проповедуетхристианскую идею прощения обидчикам нашим, и это ослабляет социальную остротуромана. Ханжество этой «христианской добродетели» тонко было подмеченоДобролюбовым, у которого Алеша не вызвал симпатии.
Некоторыесовременные критики выдвигают на первый план искренность Алеши и даже склонныпровести линию от этого «барчука» к герою романа «Идиот» — Мышкину или АлешеКарамазову из «Братьев Карамазовых», но такая параллель не основательна. Самапо себе искренность не защищает человека от плохих поступков, не гарантирует отэгоизма, не делает его безупречным. Да, Алеша искренен и, пожалуй, даже добр,но в нем, в отличие от Мышкина, есть эгоизм, себялюбие. И это проявляется вотношении к Кате и в любви к Наташе, когда Алеша убеждает ее согласиться на егобрак с богатой наследницей Катей. В его словах проявляется жуткая логика: разНаташа любит его, значит, она должна любить и его счастье, то есть согласитьсяна его брак с Катей. Всем ходом сюжета автор доказывает, что, если бы Алеша былдействительно на стороне Наташи, если бы его любовь была верной, сильной,лишенной эгоизма, никто бы не нарушил их счастья, и ни Наташа, ни ее родителине стали бы жертвами князя Валковского.
Однакокак моралист Достоевский не осуждает Алешу. Напротив, он в данном случаепроповедует идею всепрощения, сделав носительницей ее — Наташу. Но современныйчитатель, чуждый смирению и всепрощению, не может смотреть на Алешу глазамигероини. Он судит его по поступкам и делам. Наша оценка Алеши расходится савторской. В кодекс гуманизма Достоевского входило и такое понятие, какстрадание. Писатель был искренне убежден, что страданием человек очищается. Ипотому в семье Ихменевых не возникает вопроса об активной борьбе противсоциальной несправедливости. Ихменев отказывается от социального протеста ипризывает к гордому смирению: «О! Пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, номы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные,унизившие и оскорбившие нас!»
Достоевскийпридавал большое значение этой пассивной солидарности всех прошедших черезгорнило страданий, смирившихся со своим бедственным, униженным положением и неищущих выхода в борьбе. Поэтому призывая идти «рука в руку», Ихменев обращаетсяк прощенной им Наташе. Но не эта сюжетная линия «Униженных и оскорбленных» —главное достижение Достоевского-реалиста. ge перекрывает другая, получившаязавершение в эпилоге,— история Нелли и всего семейства Смитов. Старик Смит сосвоей собакой Азоркой, судьба которой была «каким-то таинственными, неведомымипутями соединена с судьбою ее хозяина»; мать Нелли, отвергнутая отцом, просящаямилостыню на улицах Петербурга и умершая в сыром подвале, и, наконец, самаНелли, терпящая побои от мещанки s сводни Бубновой и всяческие надругательстваот ее клиентов,— все эти униженные и оскорбленные изображены в романе с ещ(большей социальной остротой.
Именнотрагическая судьба Нелли, этой гордой, не по-детски серьезной девочки,прошедшей через все муки и тиранства земного ада, взволнованно рассказан наяДостоевским, позволяет глубоко раскрыть вопиющую несправедливость социальныхотношений. Но Нелли не пассивна, она не может смириться и простить своихобидчиков. Девочка одержима жаждой мести. Ее бунт против князя и окружающих ееусловий полон трагизма. Достоевский в роман «Униженные и оскорбленные» впервыетак остро поставил вопрос о страдании ни в чем не повинных детей, искалеченныхусловиями буржуазной действительности.
Изображаясудьбы Наташи и Нелли, писатель дает как 6ы два ответа на вопрос о поведениистрадающей личности: с oдной стороны, пассивное, просвещенное смирение и сдругой -непримиримое проклятие всему несправедливому миру. Роман «Униженные иоскорбленные» оказал большое влияние на русское общество и на последующуюлитературу, так ка пробуждал ненависть к обидчикам, попирающим человеческоедостоинство, звал к воспитанию подлинного благородства.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.