Жизнь и творчество Лопе де Вега.Художественные особенности творчества на материале пьесы «Собака насене»
Реферат выполнил выполнилТюрюханов Артем
Иркутский Государственный Технический Университет
Международный факультет, Кафедра культурологии илингвострановедения
/>ИРКУТСК- 2001
Введение
1Выбранная мною тема заинтересовала меня своей колоссально-интереснойнеобъятностью особенностей творчества и жизни великого драматурга эпохивозрождения- Лопе де Вега.
Несомненно,мое знакомство с творчеством Лопе показало и доказало мне ту гармонию связивсего жизненного бытия. Ведь у Лопе де Вега действительно не существует какихто отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней-это сотворенное природой человека, все жизненные процессы- это последовательноидущее, следовавшее «народному голосу».
Вего творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мойглубочайший интерес, с жадностью впитывающий в себя творение и наследие Лопе деВега; смешение комического и трагического как в жизни- так и в литературе.
«Когдамне нужно писать комедию, я запираю все правила на тройной замок и удаляюих»…Своими словами Лопе показывает не умение сочинять, а искусностьтворить безобидное правдоподобие, сложное в своем строении, и именно этипроизведения, захватывающие и манящие, особенно выделяют его творчество.
Вего творенье
Нетзаконов
Естьлишь одно,
Природноеначало-
Единстводействий!!!
Еще,меня удивляет то, пожалуй главное, что при всей его многосложности жизни, емуудалось достичь невидимых вершин, и все это, я думаю, благодаря его природнойнатуре, нерушимой и стойкой.
Вэтой курсовой работе я попытался воссоединить весь изученный мною, довольноредкий материал, величайшего драматурга эпохи Возрождения Лопе де Вега.
Лопе Феликс де Вего Карпью.
Годыего жизни 1562-1635.Родился 25 ноября в Мадриде, в семье ремесленика-золотошвеяФелиса де Вега, выходца из астурийских крестьян.
Спяти лет Лопе читал по-испански и по-латыни, с шести, еще не научившись писать,сочинял стихи(за их запись со старшими товарищами приходилось расплачиватьсязавтраком) а к тринадцати был автором комедии, с успехом поставленной на сцене.Одиннадцати лет он был отдан в иецуитскую школу, где обучался риторике,латинскому и греческому языкам.
С1576 по 1578 годы Лопе учился в университете Алкала де Анарос, слушал курсматематики и астрономии в королевской академии математических наук, служилсекретарем у вельможи, а четырнадцати лет вместе с товарищами бежал в Астрогу,чтоб испытать жизнь полную «родвигов и приключений». Найденный ивозвращенный домой он ушел добровольцем в армию, отправляющуюся в поход на Азиатскиеострова, а в 1588 году стал воином «Непобедимой армады».Затемработает для театральных трупп, возвращается к театральной работе.
ЮностьЛопе была бурная- под стать того времени. Ведь «Эпоха странствующегорыцарства буржуазии», как назвал Возрождение Энгельс, была периодомподлинного открытия мира, развития основанной на опыте науки, дальнейшихстранствий, приведшим к великим географическим открытиям. Она звала на поискиприключений и новизны.
ЖизньЛопе де Вега сложилась нелегко, ибо труд писателей и драматургов, как быталантлив и интересен он ни был, ни обеспечивала им тогда ни почетногоположения. ни материального благополучия. У Лопе это была не вопиющая нищета,не было и прочной обеспеченности, позволявшей бы не думать о повседневномзаработке и не писать по заказу трехактную комедию за один-два дня. Поэтомупопулярнейшему драматургу страны, кумиру публики, великому Лопе, чьи портретывисели в домах его многочисленных поклонников на почетном месте, когопоказывали иностранцам, как величайшую достопримечательность Мадрида, всю жизньприходилось служить у знатных грандов: секретарем у герцога Антонио Альба(родича известного наместника и палача Нидерландов) и маркиза Мальпика, бытьчуть ли ни слугой у маркиза Саррья, секретарем и доверенным лицом герцога Сесса.Ни это ли и заставило драматурга принять духовный сан и вступить в братство приордене святого Франциска Ассизского весной 1614 года?
Во-первых,этот сан тогда давал определенное положение и вес в обществе,- поиски этогоположения уже принудили Лопе де Вега не совсем законно присвоить дворянскуюфамилию Карпью.
Во-вторых,сами церковники, стремясь подчинить своему влиянию первого драматурга страны,славу и гордость испанского театра, безусловно, оказывали на него давление.
Увы!Оказанной церковью «чести» Лопе не оправдал. Жизнерадостный игуманистичный, во многом крамельный дух его творчества, как и образ его жизни,остался неизменным до конца. В 1620 году Король не случайно отказал Лопе вдолжности придворного хрониста, не случайно и после посвящения в духовный санцерковная цензура пристально следила за его пьесами, вырезала из них целыесцены, а в 1625 году наложила запрет на их публикацию.
Политическийи социальный упадок Испании обнаруживал «все симптомы позорного ипродолжительного разложения»
Ивсе же, это тяжкое для страны время является периодом ее наивысшего культурногоподъема, периодом создания бессмертных, гениальных произведений, участникомкоторого явился и блестящий национальный драматург Лопе де Вега.
Этобыл Золотой век испанской культуры, период расцвета испанского возрождения.
Вего далеко не радостном пути жизни, со всеми событиями (слепота, безумие исмерть любимой женщины, гибель единственного сына, утонувшего на жемчужинныхпромыслах, похищение младшей шестнадцатилетней дочери придворным шалопаем изсвиты могущественного временщины герцога Оливареса) поражает то, что все пьесыЛопе де Вега брызжут жизнерадостностью, оптимизмом. Не больше радости (чемсобытия жизни) приносила общественно-политическая обстановка, омраченнаябыстрым, очевидным для всех упадков страны, углублением каталитической реакции.
Хирелии любимые драматургом народные театры, вытесняемые придворными представлениями.И все же Лопе не терял оптимизма, ибо верил в человека и в мужественныйиспанский народ, для которого создавал он свои произведения.
Какизвестно, возрождение было широким общественно-культурным движением,зародившимся в Италии и охватившим все страны Европы. Деятели возрождения,называвшие себя гуманистами, стремились к созданию новой светской культуры ибыли страстными борцами за всестороннее развитие человеческой личности, заосвобождение человека от церковного и феодального братства, отстаивали егоправо на земные радости, счастье, любовь.
Естественно,встает вопрос: кто же был в реакционной, феодально-абсолютистской Испаниитворцом и носителем культуры этой эпохи?
Еслив других странах Европы возрождение было связано с первыми шагами восходящейбуржуазии, то в Испании, ввиду отмеченного своеобразия ее историческогоразвития, национальная буржуазия не представляла собой силыобщественно-политической, способной возглавить капиталистическое развитиестраны и повести ее на борьбу с феодализмом. Но было бы ошибочно считать всюИспанию страной реакций и мракобесия. На протяжении веков жестокой, распутной ивероломной аристократии и ее оплуту- монархии, противостоял здесь смелый ивольнолюбивый народ, отвоевавший во времена реконкисты у арабских захватчиковродную землю а потом упорно отстаивавший свои, кровью добытые свободы. Ведь вИспании почти не было крепостного права и вплоть до XVI столетия существоваликортесы- собрания представителей сословий, ограничевавшие власть короля. Всепопытки уничтожить эти свободы приводили к народным восстаниям, что говорит осуществовании в стране оппозиционно-демократического лагеря, вольнолюбивыеустремления которого в значительной мере разделяла и выражала испанскаяинтеллигенция, происходившая в основном, из обедневшей демократизированнойидальгии и ремесленных кругов. Эти настроения и пытали испанскую литературуВозрождения, они укрепили в ней народное, демократическое начало,противостоящее силам абсолютизма, феодализма и клерикальной реакции. Они илегли в основу творчества Лопе де Вега.
Этотчеловек был действительно подлинным чудом природы. Принадлежа к великой фалангетитанов Возрождения и живя интересами своего времени, он сумел охватить всеважнейшие проблемы-политические, нравственные и бытовые. В центре историческихдрам он с поразительной смелостью поставил вопрос о необходимости разумной игуманной власти, заботящейся о нуждах простого народа и провозгласил правоэтого народа бороться за такую власть и свои человеческие права с оружием вруках. Он показал силу величия восставшего народа, его ум и неподдельноеблагородство, талантливость и жизнерадостность. В комедиях «плаща ишпаги» Лопе де Вега раскрыл богатство внутреннего мира человека, прославилсилу настоящей любви, защищал право молодого поколения бороться за эту любовь спредрассудками и косностью средневековья. И он создал богатейшую галерею художественныхобразов- ярких, незыблемых, прошедших испытание временем и поныне оставшимисяживыми.
Освященноеверой в человека, в народ и его будущее, творчество Лопе де Вега по праву вошлов золотой фонд мировой культуры.
Засвою бурную и на редкость неустроенную жизнь Лопе де Вега испытал многоеНесчастных дней он видел несравненно больше, чем счастливых. Только редкостноежизнелюбие и фанатическая преданность искусству позволяли ему, наперекорневзгодам, создать новую «театральную империю» и стать, по выражениюСервантеса, его «самодержавцем».
27августа 1635 года Лопе де Вега умирает, и его смерть превращается вовсенародный траур. Он умер, ещё не успев в полной мере ощутить некоторыхнеизбежных последствий, заложенных в самой его теории.
Впоследние дни августа 1635 года улицы Мадрида запрудили толпы народа. Вездеслужили панихиды, поэты писали скорбные стихи, знаменитейшие проповедникивыступали с надгробными речами, и к церкви святого Себастьяна двигаласьогромная похоронная процессия. Мадрид — нет, не только Мадрид — весь испанскийнарод хоронил своего любимца, «чудо природы», «феникса средиписателей», величайшего национоального драматурга Лопэ дэ Вега. В этойогромной манифестации любви и скорби не принимали участие лишь высшая знать икороль. Не принимали потому, что 2000 пьес и 21 том произведений Лопе,исполненных жизнерадостности и любви к человеку, были пораженыневерноподданическими чувствами, а верами в свой народ, в его силу и будущее.Да и что, кроме этой веры, могло поддержать оптимизм художника, творившего нарубеже XVI — XVII веков в стране, которую Маркс вполне обоснованными«испанской гробнице»? В стране, которую замедленный рост капитализмаи небывалая стойкость феодальных реформ сделанных подобием худших формазиатских деспотий.
Вообще,сведения о жизни и личности Лопе де Вега довольно скудны и противоречивы.Многие факты искажены, многие изложены тенденционно. До 70-х годов позапрошлоговека, пожалуй, единственным источником служила посмертная биография — панегирик, сочинённая учеником, другом и горячим почетателем драматурга ХуаномПересом де Монтальваном. Биографию эту можно было бы назвать«агиографической», уж настолько иконописным предстает из нее Лопе.Монтальван не жалел красок, чтобы изобразить благостность, аскетизм и глубочайшуюрелигиозность своего учителя. Публикация в 70-х годах XIX века писем Лопе деВега к его покровителю герцогу де Сесса внесли существенные поправки вмонтальванское «житие». Дальнейшие разыскания и тщательный анализхудожественных произведений Лопе, содержавших автобиографические признания,помогли ученым восстановить более правдоподобный его облик. Но это не имеет длянас особого значения, ибо подлинное лицо великого драматурга запечатлено в егобессмертных творениях. Ведь основным в его жизни было творчество, мощный потоккоторого не иссякал с самых юных, почти детских лет, и до смертного часа.
Борьбаза свободный от произвольно установленных правил и доступный народному зрителютеатр в Испании, не была легкой. Сторонники охранительных позиций из средыпридворных гуманистов не гнушались писать меморандумы на высочайшее имя спросьбой запретить «порчу вкусов и нравов». Вопрос стоялтак:«Театр для избранных или театр для всех»?….
Испанцысоздали «театр для всех». Его создание и утверждение в правахсправедливо связывается с именем Лопе де Вега. Именно его титаническая фигурастоит у начала оригинальной испанской драмы. Новое драматургическое искусство иЛопе де Вега- почти синонимы.
Всвоих панегириках на смерть Лопе де Вега итальянские поэты не даром называлиего «Колумбом поэтических Индий». Он сумел сделать то, чего несделали его итальянские предшественники. Из двойственности культурыВозрождения, примирив, так сказать, Кастильоне и Аретино, Лопе де Вега сумелизвлечь новый, полный жизненной силы эффект. Он суммировал идеал и реальность,подражание природе и следование высоким образам. Потому-то, по справедливомузамечанию одного ученого, в творчестве Лопе де Вега, даже в наиболее народныхего произведениях, «никогда не отсутствуют черты ученой ренессанской культуры».
«Колумбупоэтических Индий», «чуду природы», «океану поэзии»,как восторженно именовали Лопе его благодарные соотечественники, принадлежитпоистине необозримое количество произведений. По подсчетам лорда Голланда,одного из первых серьезных биографов Лопе де Вега, из под пера Лопе вышло околодвадцати миллионов стихотворных строк, не считая внушительное количество прозыи писем. Этого хватило бы на целое поколение писателей. Шутка сказать, занеполных семьдесят три года жизни, Лопе создал целую литературу!!! Еслисчитать, что он начал профессионально писать с двенадцати лет, то,следовательно, на протяжение шестидесяти лет работы он должен был в среднемсоздавать по тридцать четыре тысячи стихотворных строк в год или чуть меньшеста строк ежедневно. При этом Лопе де Вега отнюдь не был ни графоманом, никабинетным червем. Событий в его жизни хватило бы на добрый десятокувлекательных авантюрных жизнеописаний.Он знал годы нищеты и безвестности,взлеты беспримерной славы, разочарование в друзьях, искреннюю преданность,самую пылкую любовь и жестокие измены, дуэли, похищения, тюрьмы, участия ввоенных походах, раскаяния и новые прегрешения. Имя его еще при жизни былоокутано легендами. Тем удивительнее кажется его плодовитость.
Какв количественном, так и в качественном отношении (вовсе не сбрасывая со счетовэпические поэмы, сонеты, прекрасные романсы и прозу) наиболее интересную частьнаследия Лопе для последующих времен составляет все же его драматургия. До насдошли 474 пьесы из общего числа 1500 (или по другим сведениям 1800-2200), изкоторых 426 комедий и 48 аутос, им написанных. Известны так же названия еще 260пьес, безусловно принадлежавших его перу.
Егосонеты содержат 24 тысячи стихов, эпические поэмы-50 тысяч, что же касаетсякомедий, то сам Лопе пишет в «Эклоге к Каудильо», что еслираспределить его работу, как драматурга, по дням жизни, то на каждый деньпадает по пять страниц. Его современник Хуан де Пинья в 1627 годуговорил:" Я сам был не раз свидетелем того, как он писал по восемнадцатьлистов каждые шесть часов, и так восемнадцать часов подряд". В этой жеэклоге Лопе утверждает, что свыше ста его комедий «в течение сутокпереходили от муз прямо на театральные подмостки».
Многоеиз дошедшего носит следы всевозможных «доработок», изменений, вставок,сделанных как издателями, так и актерами.
Дляприведения в порядок этого гигантского наследства потребовались усилия многихпоколений ученых. Нои теперь невозможно утверждать, что существуетдействительно научное, надежно прокомментированное издание всех егодраматургических произведений. И в хронологии и в текстах белых пятен сколькоугодно.
Лопеде Вега создал новую «театральную империю», и стал, по выражениюСервантеса, «ее самодержавцем». Империя создавалась с трудом и несразу. Лопе опирался на опыт предшественников, искал, импровизировал. Первыерешения бывали нередко компромиссными, привычное литературное сознаниесталкивалось с живым ощущением. Мало было являться сторонником традиционнойнародной поэзии, культивировать романсы и исповедовать платоновские идеи оприроде. «Привнесение» их в драматургию механически еще не решалодела. Были, например, случаи, когда некоторые современники Лопе дюжинамивводили романсы в текст пьесы, но от этого сам принцип классицистскойдраматургии не менялся. Или брались сюжеты из отечественных преданий иромансов, знакомых широкой публике, а античные котурны и самый дух оставалсяпрежним, «ученым». Становилось все очевиднее, что обновление можетбыть лишь целостным, от построения сюжета до языковых и стихотворных средств.Надо было подвергнуть коренному пересмотру как цели, так и средствадраматургического искусства. К концу XVI векаЛопе практически уже доказал преимущество и историческую правоту своей реформы,но с теоретическим ее обоснованием не спешил. Отчасти, может быть, не желая«дразнить гусей» — ученых теоретиков, отчасти- за недосугом. Онпредпочитал отшучиваться и делать свое дело. Но то, что уже к тому временисмысл новой школы был им точно сформулирован, -сомнению не подлежит.
Нафронтисписе издания 1602 года своих «рифм» Лопе де Вега помещаетдевиз- «Добродетель и Благородство, Искусство и Природа». Этот девизпроницательно расшифровал замечательный испанский филолог Рамон МендендесПидаль:«Природа выше искусства, благородство выше добродетели, так как благородствоесть природное душевное влечение. Добродетеле же достигается усилием воли, этоесть верность моральным предписаниям». В этом девизе, пусть несколькозагадочно- афористичном, «Лопе де Вега,- продолжает Мендес Пидаль,-выразил тесную взаимосвязь между тем, что есть в жизни, и тем, что есть влитературе: моральные предписания, порой, могут быть попраны властью любви (Лопе де Вега делал в царстве воли исключение для любви), и тогда добродетельможет найти убежище в природном благородстве души; строгие правила искусствамогут и должны быть нарушены в драматургии для того, чтобы она была в состояниидостичь самых высоких вершин поэзии, чего требует от драматурга великаямать-природа».
«Новоеруководство к сочинению комедий в наше время», которое Лопе де Веганаписал через семь лет после этого девиза, как раз и посвящено обоснованиюновых принципов. Суть его сводится к нескольким основным положениям. Преждевсего нужно отказаться от преклонения перед авторитетом Аристотеля. Аристотельбыл прав для своего времени. Применять выведенные им законы сегодня- нелепо.Законодателем должен быть простой люд (то есть основной зритель). Необходимыновые законы, соответствующие важнейшему из них: доставлять наслаждениечитателю, зрителю.
Кслову сказать, через много лет другой гениальный драматург, мольер, почтидословно воспроизведет слова Лопе де Вега. В критике «Урока женам» Мольерскажет: «На мой взгляд, самое важное правило- нравиться. Пьеса, котораядостигла этой цели, — хорошая пьеса. Вся публика не может ошибаться…ибо еслипьесы, написанные по всем правилам, никому не нравятся, а нравятся именнотакие, которяе написаны не по правилам, значит, эти правила неладносоставлены». Замечательно, что и величайший трагик Расин с полнымсочувствием повторяет эти слова! Значит, время приспело, но первым ихпроизносит Лопе де Вега.
Останавливаясьна пресловутых трех единствах, законе, выведенном учеными теоретикамиВозрождения из Аристотеля, Лопе оставляет как безусловное только одно: единстводействия. Заметим, что сам лопе и, особенно, его ученики и последователи довелиэтот закон до такого абсолюта, что он порой превращался в обузу не меньшую, чемединство места и времени у классицистов. Что касается двух других единств, тотут испанские драматурги действительно поступали с новой свободой. Хотя вомногих комедиях единства места, в сущности, охранялось, что вызывалосьчастичной техникой сцены, частично- чрезмерным соблюдением единства действия,то есть предельным его концентрированием. Вообще надо сказать, что как во временаЛопе де Вега, так и в полемике романтиков с классицистами вопрос о «законетрех единств» приобретал чуть ли не первостепенное значение втеоретических спорах, но практически с ним считались только изходя изконкретных нужд того и ли другого произведения.
Говоритв своем «Руководстве» Лопе и о принципиальном смешении комического итрагического. Как в жизни- так и в литературе. Ратуя за смешения, Лопе, такимобразом, задним числом обосновывает уже сложившийся и утвердившийся в правахтот вид драматургического сочинения, который получил название«комедии». Дело в том, что Лопе и его соратники все свои трехактныестихотворные пьесы называли «комедиями», независимо от их содержания.В эпоху молодого Лопе термин «комедия» имел боевое, полемическоезначение. Им обозначались пьесы построенные на принципиальном смешениитрагического и комического во имя большего жизненного правдоподобия. Такоепонимание «комедии» пионерами национальной школы было резкопротивопоставлено чисто формальному пониманию «комедии» как специфическогожанра (противоположному трагедии) приверженцами учено-классицистской системы,основанной на поэтике Аристотеля и практике римского театра Сенеки и Теренция.Появились некоторые виды драматических сочинений, промежуточных между комедиейи трагедией в классицистком понимании. Возмущенные хранители ученых традицийназывали эти новые виды «чудовищным гермафродитом», а подшучивавшийнад их возмущением Лопе де Вега- более изящным и классичным словом" — минотавр".
Лопеде Вега умер, еще не успев в полной мере ощутить некоторых последствий,заложенных в самой его теории. Исходя из безспорного положения, что толькосовременный зритель- судия, он сформулировал некоторые правила в отменуодряхлевшим. Рекомендуя, к примеру, пользоваться тем или другим стихотворнымразмером (для изъяснения любовных чувств- одним, для рассказа- другим) онпоставил это в зависимость не от конкретного персонажа и не от конкретнойситуации, а исходя из абстрактного вообще. При чуткости Лопе де Вега этирекомендации для него самого отрицательного значения иметь не могли (не говоряуж о том, что он вывел их из собственной прошлой практики. Его ухо былопоразительно восприимчево к малейшим колебаниям настроения зрителя. Рикардодель Турио, современник Лопе, рассказывает, что, «присутствуя напредставлениях как своих, так и чужих пьес, Лопе де Вега имел обыкновение братьна заметку приемы, которые вызывали восторги публики и рукоплескания…чтобыпотом включить их в свои новые пьесы». Но на других авторов некоторыенаставления Лопе оказали отрицательное влияние. Опыт они приняли заобязательную регламентацию, гениальную интуицию за стабильный учебник и сталидействовать «по системе» Лопе, тогда как истинный смысл ее заключалсяв понимании своевременности и непрерывности движения. В конце концов наступилмомент, когда живая практика Лопе окостенела, превратилась в катехизис. И когдаподул из за Пиренеев ветер модного Французского классицизма, — очнулся отспячки траченный молью классицизм отечественный. При жизни Лопе, вопрос еще такне стоял, и «театральная империя» казалась столь же незыблемой, какказалась незыблемой сама испанская монархия.
Какиеже идеи и настроения водили пером этого подлинного «чуда природы, одногоиз тех титанов Возрождения, о которых писал Энгельс? В лучших своих произведенияхЛопе де Вега воплотил самые прогрессивные устремления национального испанскогоВозрождения, органически соединив передовые гуманистические идеи с традициямииспанской народной культуры. Этот синтез нашел отражение и в его эстетическихположениях, неразрывно связанных с требованиями массового демократическогозрителя, ибо Лопе писал, как правило, для публичного театра, пользовавшегося наего родине огромной популярностью.
Испанский публичный театр был весьма своеобразен.Помещением для него служили задние дворы — коррали, специально оборудованныедля театральных представлений. Отсюда и название испанских театров. Основнаячасть зрителей располагалась стоя во дворе — патио, над которым амфитеатромвозвышались ряды скамей. Окна домов служили ложами, где помещались обычнокавалеры и дамы из высших слоев общества, а в конце двора, прямо перед сценой,была „кастрюля“ — ложа бенуара, предназначенная исключительно дляженщин из простонародья. Представления давали с полудня до темноты. Скудностьпостановочных средств (вначале декораций не было, они, да и то оченьпримитивные, появились только в XVII ст.) возмещалась необыкновенным динамизмомдействия, обилием музыки, пения, выходам шутов (грасьозо), шумными, не всегдапристойными интермедиями, вставленными в антрактах между обязательными тремядействиями — хорондами. Спектакль завершался одноактным водевилем, переходившимв мохигангу — всеобщий танец с масками, куплетами и шутками, обязательнойсарабандой, огненной чаконой сегедильей — любимыми танцами простонародья.
Хотя представления находились в ведении религиозныхбратств, пользовавшихся исключительным правом снимать дворы для этой цели иизвлекавших из спектаклей большие доходы, главным театральным арбитром являласьвсе же публика партера, стоявшая на патио, плотной стеной окружавшая сцену ишумно выражавшая свое одобрение или недовольство. Эти „мушкетеры“,как их тогда называли за оглушительные дружные крики, состояли в основном изремесленников, слуг и мелких торговцев. Они и решали судьбу пьесы.
Нужно ли говорить, что и духовенство, и сам корольотносились к публичным театрам весьма неприязненно, не без оснований усматриваяв них очаги всяческих крамольных идей. Церковная цензура пристально следила зарепертуаром и актерами, вырезая из пьес целые сцены, а порой запрещая их; прималейшем поводе закрывали театры вообще. Именно на этот народный театр и егодемократического зрителя и ориентировался Лопе де Вега. Его требованиям инуждам была подчинена вся эстетическая система драматурга.
»Когда мне нужно писать комедию, я запираю всеправила под тройной замок и удаляю из своего кабинета Плавта и Терентия изстраха услышать их вопли...",— писал Лопе в своем трактате «Новоеискусство сочинять комедии в наше время». Пусть в этом утверждении содержитсядоля преувеличения — как гуманист, драматург, безусловно, использовал опытантичного театра, но основой его драматургии все же является реалистическаянародная традиция, наиболее ярко выраженная в площадном театре артиста идраматурга XVI ст. Лопе де Руеде.
Цель драматурга — согласно Лопе де Вега — нравитьсязрителям. Поэтому главным нервом комедии он признавал интригу, которая должназахватить, увлечь этого зрителя с первой же сцены и держать в напряжении допоследнего акта.
Роль Лопе де Вега в развитии испанского театранесравнима с ролью никакого другого драматурга. Им были заложены все основы.Незадолго до смерти, завещая свою «театральную империю»,«самодержавец» писал: «творческая плодовитость, которуюнекоторые склонны недооценивать, меня привлекает, как и обильные нивы;несомненно, что возделанный по всем правилам искусства сад, гораздо менеепривлекателен, нежели необъятное поле…»
Как итальянцы предпочитали в конце концов«парниковый салат дикорастущему», так и наследники Лопе предпочли«возделанный по всем правилам сад» «необъятному полю». Ноэто уже вина не Лопе.
Основнымзаконом творчества Лопе считал «подражание природе», откуда исходилои требование правдоподобия в воссоздании жизни, нравов и обычаев, инымисловами, требование реализма, хотя великий драматург утверждал и правохудожника изображать жизнь не только такой, какова она есть, но и такой, каковаона должна быть. Из этих основных требований исходили и остальные егоустановки, вступающие в противоречие с общепринятыми тогда канонамиклассицистической эстетики. Так, из правила аристотелевских трех единств-времени, места и действия- он признавал лишь единство действия, интересасюжетной линии, единство замысла. Далее, опять-таки ссылаясь на природу,которая, по словам Лопе, «тем для нас прекрасна, что крайности являетежечасно», он требовал смешения «трагического с забавным»,«высокого и смешного», считая- опять-таки вопреки классицистическойпоэтике- возможным выводить в комедии и королей и высокопоставленных особ. Речьшла и о демократизации языка- язык пьесы не должен отличаться от того, которымпользуются люди в повседневной жизни.
Свое «Новое искусство сочинять комедии в нашевремя» Лопе де Вега адресовал Мадридской академии, нисколько не смущаясьтем возмущением, которое оно вызовет среди ее членов, поскольку признавал право«толпы» учреждать законы сценического искусства. Ведь именно вкуснарода, хоть и противоречит правилам, но соответствует законам природы. Исильный поддержкой этой «толпы», уверенный в своей правоте, Лоперешительно проводил свою реформу, утверждая ее на практике сотнями блестящихкомедий.
Казалось,что при таком огромном их количестве, трудно было избежать шаблона и повторенийкак в содержании, так и в приемах развертывания интриги. Но неисчерпаемаяфантазия велико го драматурга, подкрепленная широкими и разностороннимизнаниями, свободно носилась во времени и пространстве. Иван Франко не случайносчитал его одним из величайших «группировщиков литературных тем иформ», каких знает человечество, одним из «самых могучих посредниковв международном обмене литературными богатствами».
Лопе черпал сюжеты своих произведений из всех эпох- отсотворения мира до современности, перенося зрителя во все известные тогдастраны: из Америки в Албанию, из Австрии в Россию (история Лжедмитрия в пьесе«Великий герцог Московский»), из древней Греции и Рима в Японию, изПольши к себе на родину. Он рисовал жизнь королей и крестьян, нищих и знатныхграндов, рыцарей и воров. При этом поражает, что все пьесы Лопе де Вега брызжутжизнерадостностью, оптимизмом.
Глубокая вера Лопе в человека и любовь к жизниторжествуют, позволяя ему как бы подняться над мрачной, часто жестокой, почтивсегда убогой действительностью той тяжелой для его родины поры и создать пьесыжизнеустремленные, оптимистические. Их характерной особенностью являетсягармоническое сочетание трагического со смешным, серьезного с шутливым,беззаботного веселья, порою шутовства, с подлинным лиризмом.
Огромному впечатлению, которое производят пьесы Лопе деВега, способствует их прекрасная форма: стройность композиции, мастерскоеведение интриги, развертывающейся во все нарастающем к концу спектакля темпе, атакже гибкий, эмоционально насыщенный, играющий всеми красками язык, впитавшийсокровища народной речи и поэзии. Живой диалог перемежается за лирическимидуэтами или «сольными» партиями героев, часто оформленными визысканный сонет, как бы подытоживающий осмысляющий события и переживаниягероя. А рядом, выделяя и подчеркивая лейтмотив пьесы, звучат народный романс,народная песня, ибо во всех гранях своего творчества Лопе неизменно оставалсяпоэтом народным.
По тематике пьесы Лопе де Вега разделяют на несколькогрупп. Крупнейший советский исследователь испанской литературы К. Державинсчитает, что они группируются вокруг проблем государственно-исторического (такназываемые «героические драмы»), социально-политического исемейно-бытового характера. Последние обычно называют «комедиями плаща ишпаги».
В колоссальном но тематическому и жанровому диапазонутворчество Лопе де Вега (от религиозной драмы «Сотворение мира» доплутовской комедии «Молодчик Каструччо») наибольший практический иисторический интерес представляют две самые большие количественно и качественногруппы пьес: народно-героические драмы и бытовые комедии.
В серии народно-героических пьес Лопе воссоздал длясцены основные эпизоды национальной истории от последнего вестготского короля (VIII в.) до царствованияКарла Vи Филиппа II (XVI в.). Основой служили исторические хроники,предания, эпические песни и романсы. Этой народной поэзией испанские драматургипользовались и до Лопе, но только ему удалось слить романс и театральноедействие в органическое единство. Для него романс являлся не простонеисчерпаемой кладовой для сюжетов, тем и образов, но и чем-то значительнобольшим. В прологе к стихотворному сборнику 1604 года Лопе говорил: «Я,как истинный испанец, не в состоянии не считать этот жанр достойным всяческогоуважения, поскольку он соответствует природе нашего языка». Иными словами,писатель указывал на связь художественного произведении с существом икультурными традициями создавших его людей. Романсная основа новой испанскойдраматургии связывает эту последнюю с самыми живительными национальнымитрадициями.
В народно-героических драмах с наибольшей четкостьювыразились и социально-политические воззрения Лопе. Коротко их можно было быопределить так: идеалом является союз просвещенного абсолютного монархи инарода. Лопе де Вега (как, впрочем, и его единомышленников и учеников потеатральной реформе) устраивала (хотя и с оговорками) сословная монархии счетким разделением прав каждого сословия. Антифеодальная настроенность Лопе неподлежит сомнению. В этом он был последователен и определенен. Что касаетсяосновной социальной идеи Лопе, то трудно сказать, в какой степени понимал он ееутопичность. По некоторым натяжкам в разрешении конфликтов в пьесах вроде«Звезды Севильи» можно предположить, что полной веры в реалистичностьидеи у Лопе не было. В этом смысле показательна замечательная драма Лопе деВега (быть может, лучшая во всем испанском театре) «Фуэнте Овехуна».
Острая антифеодальная направленность и защита народныхправ- вплоть до права на открытую борьбу с деспотизмом — характеризуют лучшиеисторические и социально-политические пьесы Лопе де Вега такие, как«Звезда Севильи», «Периваньес и командор Оканьи»,«Саламейский алькальд». Однако ни в одной из них эти черты не достигаюттакой силы и размаха, как в „Фуэнте Овехуна“, пьесе, созданной в1612—1613 годах в пору расцвета творчества драматурга и по праву считающейсявершиной испанской национальной драматургии, достойным памятником, воздвигнутымпоэтом мужеству и доблести родного народа.
В конфликте между населением Фуэнте Овехуны и командоромпоявление короля ни разрешает этого конфликта, а только санкционирует ужеготовое его разрешение. Лопе оставляет вопрос, открытым: что было бы, есливиновник смерти командора был обнаружен? Что было бы, если б командору удалосьбежать? Милосердие, которое король проявляет к восставшему против негомагистру, тоже ставит под некоторое сомнение реальность альянса между народом икороной. То, что в последующие века пьеса Лопе де Вега воспринималась какабсолютно революционная, заставляет сильно сомневаться в том, что формула»король и народ" была для Лопе де Вега уж так безусловна. Ведь делоне в искажении пьесы со стороны будущих постановщиков, дело в том, что самтекст дает основания для такого ее прочтения. Но даже при самом«благонамеренном» прочтении дальше скептической формулы «накороля надейся, но сам не плошай» пойти было трудно. В еще большей степенизаставляет усомниться в незыблемости веры Лопе в утопию народной монархии егоавторское эмоциональное отношение к своим персонажам. Что может быть условнее,бледнее, немощнее, чем обрисовка короля Фердинанда? И что может быть теплее икрасочнее, чем фигуры даже второстепенных персонажей из парода, выписанных вэтой пьесе? Таких примеров можно привести в творчестве Лопе де Вега великоемножество. Демократизм Лопе де Вега, его чутье и чувство реальности неизбежнодолжны были привести ого к серьезным сомнениям. Действительность давала дляэтого ежеминутные поводы.
Демократизм, народность «Фуэнте Овехуаны»проявляется не только в сюжете и основной идее, но и в построениихудожественных образов, в деталях, в целом ряде бытовых подробностей, внародных песнях, изображении народных обычаев (сцена свадьбы Фрондосо иЛауренсьи). Народный юмор входит в пьесу с чудесным образом Менго, ум и чистонародная находчивость которого проявляется не только в веселых, но итрагических ситуациях. Шутка- оружие остроумного древнего поэта. примененнаявовремя и кстати, она разряжает напряжение и выводит из опасного положения нетолько Менго, но и его товарищей, как это происходит в последней сцене пьесы.Этот народный юмор усиливает общее оптимистическое звучание пьесы, победителемв которой является народ, носитель настоящих человеческих ценностей: подлинногоблагородства, верности, любви, мужества и несокрушимой дружбы.
Совершенно иные, но тоже типичные для эпохи Возрожденияпроблемы ставит Лопе де Вега в своих комедиях, обычно именуемых «комедиямиплаща и шпаги». В центре их, как правило, стоит борьба молодежи за праволюбить по своему выбору, борьба за новую мораль. Выбор этой темы не случаен.
В «Происхождении семьи, частной собственности игосударства» Энгельс отмечал, что в эпоху, расшатавшую старыепредставления и устои, право свободного личного выбора не могло остановитьсяперед нестерпимыми «притязаниями старшего поколения распоряжаться телом,имуществом, душой, счастьем и несчастьем младшего» и не было «ничегоболее незыблемого прочно установленного, чем положение о безнравственностивсякого брака, не покоящегося на взаимной половой любви и на действительносвободном согласии супругов»
В Испании с ее застойной идеологией и строжайшейсословной иерархией этот вопрос стоял особенно остро. С ним и сталкивают наслюбовно-бытовые комедии Лопе.
В XVI ст. в испанской семье еще крепко держалисьдомостроевские традиции, и женщина была фактически рабой сначала отца, потоммужа настолько, что в «Сборнике законов» за 1567 год сохраняласьстатья, утверждавшая право мужа убить неверную жену. Но ветер дальнихстранствий и приключений, надувавший паруса путешественников, купцов,конкистадоров освежил, развеял спертый воздух наглухо закрытых старинныхособняков. К тому же рядом была Италия с ее бурной общественной жизнью и«вольными» нравами. Испанцы читали Петрарку, Боккаччо, Ариосто. Иначинает колебаться отцовская власть, дают трещину сословные предрассудки: внедрах испанской семьи идет то глухая, то открытая борьба отцов с детьми,желающими избирать себе спутников жизни не по родительской воле и расчету, а посвободному выбору и зову сердца.
Именно эти явления и отражены в «комедиях плаща ишпаги» Лопе де Вега. В них показана и борьба молодежи с домостроевскимиобычаями, и новый взгляд на ценность человека, не зависящую от егопроисхождения, и стремление женщины отстоять свои человеческие права. Здесьзвучит гимн раскрепощающейся человеческой природе, ее красоте, воле, энергии.
Не случайно большое место отводится в этих пьесах женщинам,которые зачастую являются инициаторами и ведущими сложной интриги.
Обманывает расчетливую и глуповатую мать и завоевываетсердце легкомысленного Люсиндо умная и хитрая Фениса («Изобретательнаявлюбленная»). Много находчивости и ума приходится приложить и героине«Валенсианской вдовы» Леонарде, чтобы, не потеряв доброго имени иобойдя туповатую бдительность своего опекуна, стать женою любимого ею Камило, итик да лее, и так далее. Характерно, что препятствием к соединению влюбленных уЛопе в большинстве случаев является или бедность, или сословное неравенство.
Ты позабыл, что твой отец
Давно уж разорен вконец,
Что замок ваш — развалин груда?
Ты знатен, да, но ты бедняк,
И ты мечтать о браке можешь?
Да что невесте ты предложишь?
(«Учитель танцев», действие первое, явление II).
Об этом спрашивает у влюбленного Альдемаро его друг. И всамом деле, кто же выдаст за бедняка богатую красавицу- Флорелу! И какосмеливается мечтать о знатном (да еще и легкомысленном) кабальеро доне ФелисеИнес- простая крестьянка из деревушки Хетафе? («Крестьянка изХетафе»).
Но, по мнению писателей Возрождения, любовь- великаясила, дающая человеку волю, мужество, находчивость. Что же касаетсяобщественного положения, то «рожденье- случай безразумной воли»(Шекспир). И мы уже видели, что и в глазах Лопе де Вега «чистотакрови» не имеет ни значения, ни цены. Он наделяет крестьянскую девушкуумом, энергией и целеустремленностью, которых с лихвой хватает на то, чтобы,переодевшись в мужское платье, провести аристократические семьи двух своихзнатных соперниц и добиться брака с любимым. Заметим к тому же, что и по уму ипо своим нравственным качествам крестьянка Инес на две головы выше и молодыхаристократок, столь легко меняющих предметы страсти, и своего непостоянного,лживого, да еще и корыстолюбивого возлюбленного.
Впрочем, сословные предрассудки не имеют цены и дляболее знатных героев великого комедиографа. Тот же Альдемаро, стремясьзавоевать Флорелу, решительно нарушает один из основных законов высшегоиспанского общества- презрение к труду. В сословной Испании считалось, что труднесовместим со званием и честью идальго. Старый слуга его отца, узнав, чтомолодой человек стал учителем танцев, с ужасом говорит Альдемаро:
Какой позор! Для рыцаря Наварры!
Под звон гитары танцам обучать!
Как тут смолчать? Где гордость кабальеро?
Ведь ваша сфера — подвиги войны!
(«Учитель танцев» действие второе, явление XII).
Но Альдемаро не разделяет подобных убеждений.
Еще дальше идет по этому пути герой «Девушки скувшином» дон Хуан, отвергающий любовь и руку знатной дамы доньи Анны радипростой служанки Исабель. К чести Хуана, он до последней минуты не подозревает,что его избранница происходит из рода герцога Медина и именно ее разыскивают повсей стране с тех нор как король простил ей убийство оскорбителя старика-отца.Для Хуана эта служанка, что
… мыла, стряпала, стирала,
Носила воду, убирала,
Таскала уголь для плиты.
(«Девушка с кувшином», действие третье,явление IV).
Ну, и что же? Смотреть, как любимая стирает, наполняетводой свой кувшин, для него живая радость-
Любовь тебя равняет с дон Хуаном,
И твой кувшин пусть будет мне приданым...
Коль ты чиста, прекрасна, благородна,
Кувшин я нашим сделаю гербом
И глина станет чистым серебром!
(«Девушка с кувшином», действие третье,явление IX).
Ярок, своеобразен, жизнерадостен мир этих комедий. Иневольно возникает вопрос, насколько соответствует он реальнойдействительности, повседневной жизни Испании. Тождества между ними, увы, нет.Утверждая следование природе, как основной принцип своего творчества, великийкомедиограф оставлял за художником право показывать и то, каким этот мир долженбыть. Именно в комедиях он широко пользуется этим правом, привнося в нихбогатый романтический элемент, придающий им такой праздничный, порою дажесказочный характер.
Советский литературовед В. Р. Гриб верно отмечает, чтокомедия Лопе «создала легкий, радостный мир, где почти нет грани междужеланием и осуществлением, где достаточно только сильно хотеть, чтобы добитьсясвоего, где всегда торжествует личная энергия любовников- бурная, стремительнаяи вместе с тем почти что невесомая, нематериальная, так как все серьезныедействительные препятствия с ее дороги убраны, „опекуны“ всегда тупыи беспомощны, соперники- простофили, а от внутренних сомнений в своей правотелюбовники избавлены». Прибавим, что этой праздничности способствуетстремительное развертывание действия. Комедия Лопе- комедия интриги, и событиялетят в ней вперед все убыстряя и убыстряя темп, увлекая зрителястремительностью своего полета. Однако это не означает, что герои совсемоторваны от земли. Нет, это не «голубые» герои-марионетки, этоподлинные люди Возрождения с горячей кровью, большими страстями и своеобразнымихарактерами, люди, не лишенные недостатков, я нередко и пороков. Вспомнимлегкомысленного и не очень-то далекого дона Фелиса из «Крестьянки»,так легко меняющего свои симпатии и жадно бросающегося на приданое в сороктысяч дукатов. Да и отношение Теодоро к Марселе отнюдь не безупречно. Непо-ангельски ведут себя и героини. В порыве ревности Диана может разбитьТеодоро лицо, предложить утопить Тристана. Мария не только благородно убьеткинжалом оскорбителя родовой чести, но и надает затрещин назойливым парням, а снахальным хозяином расправится при помощи его же собственных сапог. Под яркимплащом, наброшенным в комедиях на действительность, внимательному глазу нетрудно разглядеть и куда более характерные ее черты- черты времени. Эторазоренные замки и обнищание идальгии, всерастущая власть золотого мешка,глупость и вырождение знати, расовые предрассудки- стоит только назватьчеловека мавром, чтобы друзья с отвращением отвернулись от него.
В любовных комедиях Лопе не имел равных себе в испанскойдраматургии. Он мог уступать Тирсо или Аларкону в разработке характеров, втехнике построения интриги Кальдерону и Морето, но в искренности и напоречувств они уступали ему, все вместе взятые. Согласно схеме, во всех комедияхтакого вида любовь- это всегда «бег с препятствиями», где финиш-награда. В большинстве случаев, особенно у последователей Лопе, интересзиждется на максимальном нагромождении препятствий. В таких комедиях интереспредставляет преодоление препятствий, а не само чувство. Иначе в лучшихкомедиях Лопе де Вега. Там интерес держится прежде всего на развитии чувства.Оно и есть главный предмет комедии. В этом смысле замечательна «Собака насене». В ней любовь шаг за шагом сметает сословные предрассудки,преодолевает эгоизм и постепенно, но без остатка наполняет все существо героеввысшим своим смыслом.
Лопе дал множество образцов для разных видов любовнойкомедии: и для комедии «интриги», и для «психологической»комедии, и «морально- назидательной» комедии. Но в лучших образцахвсегда присутствовало чувство как главный стержень действия, буквально все разновидностикомедии, которые потом, под пером его учеников, с переменным успехом заполнялииспанские театры, были заданы великим учителем. Со временем он превратили их всхемы. Остались любовные комедии «без любви».
Напроблеме социального неравенства любящих завязан узел интриги одной из лучшихкомедий Лопе де Вега — «Собака на сене».
Знатная и богатая графиня Диана де Вельфлор полюбиласвоего секретаря- то есть слугу- Теодоро. И борьба чувства с сословным понятиемдворянской чести является основной темой и одновременно главной пружиной действиякомедии.
Образ Дианы разработан в пьесе с психологической точкизрения очень тонко. Любовь к Теодоро возникает у нее сначала «изревности»: Теодоро отважился обратить внимание на другую женщину, в товремя, как рядом есть она- признанная красавица! А может она и раньше в глубинедуши была не безразлична к своему красивому и умному слуге, а его роман сМарселой только «проявил» это чувство? Так или иначе сначала дляДианы это лишь игра, развлечение, еще один случай испытать силу своего женскогоочарования… Но постепенно, пристальней приглядевшись к Теодоро и сравнив его сосвоими знатными тупицами-женихами, ничего лучшего не придумавшими, как нанятьубийцу для устранения соперника, Диана начинает по-настоящему любить. И тутшутка угрожает обернуться трагедией, ибо на пути чувства встает ее дворянскаячесть, запрещающая любить безродного юношу. «Собака на сене», нерешающаяся ни «съесть самой», ни отдать Теодоро Марселе.
Я сам не знаю, сил нет больше!
Она меня то обожает,
То вдруг возненавидит злобно,
Не отдает меня Марселе
И не берет сама. Как только
Я отвернусь, она сей час же
Бежит ко мне и в сети ловит.
Вот уж, по истине, собака
На сене. Просто невозможно!
Сама не ест и есть мешает.
Ни в стороне, не посередке.
(«Собака на сене» явление второе действие XXXI)
Гордая Диана по-настоящему страдает, теряет равновесие,делает глупости, компрометирует себя и шлет проклятие своей чести:
Будь проклята, людская честь,
Нелепый вымысел, губящий
То, что сердцам всего дороже!
Кто выдумал тебя?
(«Собака на сене» действие третье, явление VII).
Проклиная «людскую честь», Диана, разумеется,не понимает, что речь идет не о чести подлинной, а о чести кастовой,аристократической, действительно являющейся «нелепым вымыслом», неимеющим ничего общего с понятием о личных качествах человека, с тем истиннымдостоинством, «внутренним благородством», которое заставит плебеяТеодоро разоблачить выдумку Тристана, не позволит строить счастье на обмане,принудит его- любящего и любимого- официально признанного сыном графа Лудовико,просить у Дианы разрешения уехать-
Не оскорбив в моей сеньоре
Любовь, и кровь, и совершенства.
(«Собака на сене» действие третье, явление XXVI)
Подлинное представление о чести в этой комедиисвойственно лишь Теодоро. Этот образ безродного юноши, красивого, умного,смелого, гордого тем, что его единственный отец «мой ум, мое к наукамрвенье, мое перо» воплощает новый, демократический идеал человекавозрождения. Теодоро- истинный герой литературы возрождения, уже не разявлявшийся в произведениях писателей-гуманистов от Бокаччо до Сервантеса, а вкомедиях Лопе победоносно вступивший на театральные подмостки.
Демократическое и реалистическое звучание пьесызначительно усиливается образом Тристана, слуги Теодоро. «Ножны этогокинжала», «рукоятка этой шпаги», как шутливо рекомендует онсебя, Тристан является фактически той рукой, которая фехтует шпагой, направляеткинжал.
Разумеется, образ комедийного слуги, держащего в своихруках основные нити интриги, не был новым в драматургии. но у Лопе де Вега этотслуга вышел таким живым, ловким, умным и находчивым, что перед ним бледнеют егопрототипы и наследники. Вообще образ слуги- грасьозо (и это касается не толькоТристана)- восходит у Лопе к традициям народного площадного фарсового театра.Его слуги не только комичны, но ироничны и умны. Близкие родственники СанчоПансы, они оценивают происходящее с точки зрения народного здравого смысла,шуткой, пословицей, подходящим к случаю анекдотом, «приземляя»высокие порывы своих увлеченных и ослепленных чувствами господ, когда их ужслишком «заносит», но зачастую именно они (как и в случае сТристаном) решают участь героев, устраивают их счастье. В ином, значительноболее узком, лично бытовом плане здесь берет верх демократическое начало,победившее в «Фуэнте Овехуане». Так торжествует в комедиях новаямораль, новый герой.
Завершая краткое знакомство с величайшим испанскимдраматургом, нельзя не повторить, что этот человек был действительно подлиннымчудом природы. Принадлежа к великой фаланге титанов Возрождения и живя интересамисвоего времени, он сумел охватить псе важнейшие его проблемы- политические,общественные, нравственные и бытовые. В центре исторических драм он споразительной смелостью поставил вопрос о необходимости разумной и гуманнойвласти, заботящейся о нуждах простого народа и провозгласил право этого народабороться за такую власть и за свои человеческие права с оружием в руках. Онпоказал силу и величие восставшего народа, его ум и неподдельное благородство,талантливость и жизнерадостность. В комедиях «плаща и шпаги» Лопе деВега раскрыл богатство внутреннего мира человека, прославил силу настоящейлюбви, защищал право молодого поколения бороться за эту любовь с предрассудкамии косностью средневековья. И он создал богатейшую галерею художественных образов-ярких, незабываемых, прошедших испытание временем и поныне оставшимися живыми.Освященное верой в человека, народ и его будущее, творчество Лопе де Вега поправу вошло в золотой фонд мировой культуры.
Список литературы
1 Лопе де Вега «Пьесы».Мистецтво" 1979 год.
2 Испанский театр «Художественнаялитература». Москва 1969 год.
3Большая Советская энциклопедия.