Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Живая душа в "темном царстве"

Живая душа в «темном царстве»
Героинирусской литературы поражают своей нравственной чистотой и редкой духовнойсилой, которая позволяет им смело бросать вызов строгим законам и условностямобщества. Такова пушкинская Татьяна, тургеневская Лиза Калитина. Такова иКатерина Кабанова из драмы Островского «Гроза». Чем же выделяетсясреди других действующих лиц пьесы эта юная купеческая жена, не получившаяникакого образования, не участвующая в общественно значимом деле? Ее сфера —семья, необременительные домашние занятия: рукоделие, уход за цветами,посещения церкви.
Первыеслова Катерины, когда она называет Кабаниху родной матерью, явно неискренни,лицемерны. Значит, сначала героиня воспринимается как подневольная, покорнаяженщина, привыкшая к зависимому положению. Но уже следующая реплика Катеринывыводит нас из этого заблуждения, так как здесь она уже открыто протестуетпротив несправедливых обвинений свекрови. В последующем разговоре Катерины сВарварой она произносит необычные слова: «Отчего люди не летают так, какптицы?» Они кажутся странными и непонятными Варваре, но много значат дляпонимания характера Катерины и ее положения в кабановском доме. Сравнение сптицей, которая может взмахнуть крыльями и полететь, красноречиво говорит отом, как тяжело Катерине переносить гнетущую неволю, деспотизм властной ижестокой свекрови. Невольно вырвавшиеся слова героини говорят о ее затаенноймечте освободиться их этой темницы, где подавляется и убивается всякое живоечувство.
ХарактерКатерины нельзя до конца понять без ее рассказов о счастливой поре детства идевичества в родительском доме. Уносясь мечтой в этот чудесный, полный гармониимир, Катерина вспоминает о постоянном ощущении счастья, радости, слиянности совсем окружающим, которого она лишена в доме свекрови. «Да здесь все какбудто из-под неволи», — говорит героиня, указывая на резкий контраст еетеперешней жизни с милым и дорогим прошлым. Именно эта неспособность Катериныдо конца смириться с кабановским гнетом обостряет ее конфликт с «темнымцарством». История, происшедшая с героиней в детстве, выявляет в ней такиеопределяющие черты характера, как вольнолюбие, смелость, решительность. И, ставвзрослой, Катерина все та же. Пророчески звучат ее слова, обращенные к Варваре:«А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. Вокно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты менярежь!»
Любовьк Борису стала для Катерины причиной пробуждения и возрождения ее души. Онаподготовлена всей ее подневольной жизнью в кабановском доме, ее тоской поутраченной гармонии, мечтой о счастье. Но автор на протяжении всей пьесыусиливает контраст между возвышенной, одухотворенной, беспредельной любовьюКатерины и приземленным, осторожным увлечением Бориса. Эта способность Катериныглубоко и сильно любить, жертвуя всем ради возлюбленного, говорит о ее живойдуше, которая смогла сохраниться в омертвелом кабановском мире, где вянут ииссыхают все искренние чувства. Мотив неволи постоянно переплетается с мыслямиКатерины о любви. Особенно отчетливо это звучит в ее знаменитом монологе сключом. В состоянии тяжелейшей душевной борьбы между долгом верной жены илюбовью к Борису Катерина постоянно возвращается к мыслям о ненавистнойсвекрови и постылых стенах кабановского дома. Подавить в себе любовь, котораясулит так много счастья, ради унылого прозябания в неволе — это непосильнаязадача для молодой женщины. Ведь отказаться от любви — значит навсегдаотказаться от всего лучшего, что может подарить жизнь. Значит, Катеринасознательно совершает грех, чтобы сохранить свою живую душу, бросая этим вызовкабановским понятиям о нравственности. Каковы же эти понятия? Они довольночетко и конкретно сформулированы своеобразным идеологом «темногоцарства» — Марфой Игнатьевной Кабановой. Она абсолютно убеждена в том, чтокрепкая семья должна быть основана на страхе жены перед мужем, что свободаведет человека к нравственному падению. Поэтому она так настойчиво «пилит»Тихона, который не способен прикрикнуть на жену, пригрозить ей или поколотить.Публичное покаяние Катерины еще больше утверждает Кабаниху в правильности инезыблемости ее взглядов на семью.
Вчем же все-таки причина публичного покаяния Катерины? Может быть, это страх передгрозной божьей карой? Думаю, что дело здесь не в трусости или боязни наказания,а в исключительной совестливости Катерины, в ее неспособности лгать мужу исвекрови, притворяться перед людьми. Ведь именно так понимаются первые слова еепокаяния: «Все сердце изорвалось! Не могу больше терпеть!» Нисвекровь, которая теперь запирает невестку на замок, ни муж, который ее побилнемножко, потому что маменька велела, не могут сильнее осудить и наказатьКатерину, чем она сама. Ведь она чувствует свою вину не только перед Тихоном иКабанихой, но и перед всем миром, перед высшими силами добра и правды. Совершивгрех, Катерина утрачивает ту гармонию с миром, которая жила в ней. Пройдя черезтяжелые духовные испытания, через изнурительные муки совести, она нравственноочищается. Страданиями Катерина искупает свой грех. Прощание с Борисом убиваетпоследнюю надежду героини на жизнь, в которой еще возможна радость. Она готоваехать за любимым человеком в далекую Сибирь невенчанной женой, но он не может ине хочет противиться грозному дяде, надеясь на мифическое наследство.
У Катерины остается один выход —самоубийство. И не потому, что ей опротивела жизнь. Наоборот, в последнеммонологе героини, когда она прощается с солнышком, травкой, цветами, птицами,чувствуется ее огромное желание жить, любить красоту земли. Но Катеринавсе-таки выбирает смерть, потому что только так она может сохранить то лучшее,светлое, чистое и возвышенное, что живет в ее душе. А годы жизни в мрачном домесвекрови равносильны медленному, растянувшемуся во времени умиранию. Катеринаотвергает это жалкое подобие жизни и, бросившись в Волгу, утверждает истиннуюжизнь, полную радостной беззаветной любви к цветам, деревьям, птицам, к красотеи гармонии мира. Может быть, это подсознательно чувствует Тихон, когда завидуетмертвой жене. У него впереди скучные, однообразные месяцы и годы, которые доконца убьют его душу, ибо сохранить ее живой в кабановском «темномцарстве» можно только ценой жизни. Значит, в образе Катерины А. Н.Островский воплотил живую душу народа, его протест против домостроевскойрелигии, гнетущих условий действительности, зависимости и несвободы.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта kostyor.ru/student/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.