Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Жанровая специфика лирической песни

Министерство образования Российской Федерации
 
Курский государственный педагогический университет
 
Кафедра литературы

КУРСОВАЯ РАБОТА
 ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ

ВЫПОЛНЕНА Черниковой Ольгой,
студенткой 41 группы
филологического факультета
ОЗО
 
ПРОВЕРИЛА Гридина Лидия Андреевна,
старший преподаватель кафедры литературыКурск — 2001

П  Л  А  Н ВВЕДЕНИЕ
 
СПЕЦИФИКА ЖАНРА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ:
 
 
  а) особенности композиции;
 
  б) основные мотивы сюжета;
  в) основные герои;
 
         г) поэтика.
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
 

В В Е Д ЕН И Е
 
Сладостные звукиродимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают и чувств высокиевоспитывают.М. Ломоносов
Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских. Анародные песни? Они широки, как эпопея, и глубоки, как раздумье. Такие песнимогли родиться только у народа великой души – в мятеже, в тоске по правде исправедливости.М. Горький
Лирическая песня имеетдолгую, но интересную историю. «Истоки русской народной песни уходят в седуюдревность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские иарабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славянназывали «песнелюбцами». Историки музыки утверждают, что уже на ранних этапах своегоразвития славянские песни оказывали влияние на музыку соседних народов истановились фактором мировой музыкальной культуры.  При этом в самом началепути, то есть в раннюю языческую эпоху, определились два главных пласта русскойнародной песни – обрядовые и необрядовые, первые из них довольно четкоразделились на календарно-обрядовые и семейно-бытовые» /Выходцев 1990: 7/.
В данной работе мыостановимся на лирической песне. Почему? Потому что, на наш взгляд, именно лирическаяпесня, позволяет в полной мере представить внутренний мир русскогочеловека. В песне слились воедино слово и музыка. Слово несет информацию,музыка создает тон, влияет на то или иное настроение.
На вопрос о возникновениилирических песен до сих пор нет однозначного ответа. Существует лишьпредположение, что лирика – более раннее явление, чем эпос. Причем вначалевозникли лиро-эпические жанры, а собственно лирика – намного позже.
Лирическая песня была тесносвязана с обрядами – древнейшими видами народной культуры. Существует мнение,что лирическая песня необходима в обряде для того, чтобы комментировать самобряд. Большинство лирических песен – любовной или семейной тематики,«раскрывающей социально-бытовую жизнь народа и объясняющей тематическоесвоеобразие лирических обрядовых песен при их сравнении с необрядовыми»/Круглов 1982: 133/. В связи с этим у песни была своя особенность –преобладание магического начала. Человека издавна окружал страшный итаинственный мир природы, животных, его «манила трепещущая тайна леса, седые камниточно вырастали из земли. Все это, казалось, старо, давно жило и правилось,довлея самому себе, тогда как человек только что начинал устраиваться,распознавая и борясь; за ним лежали более древние, сложившиеся культуры, но онсам пошел от них, потому что везде он видел или подозревал веяние той же жизни.И он представлял себе, что его праотцы выросли из камней, пошли от зверей,зародились от деревьев и растений» /Веселовский 1989: 102/. Человек невольнопереносил на предметы и явления окружающей его действительности человеческиевозможности и способности, выражающиеся в способности двигаться, разговаривать,мыслить. Так в песнях мы встречаем, как разговаривают птицы, животные, какчасто наделяются эпитетами, относящимися к человеку, растения и природныеявления и т.п. Человек пытался усилить свои способности в борьбе с природой,облегчить свой труд, «вызвать необходимые изменения окружающего мира путемвыполнения магических действий, где песня играла значительную роль»/Сидельников 1959: 13/. Представления человека о природе, наделение предметови явлений окружающей действительности человеческими качествами придавали песнемагическую функцию. Обряды, сопровождающиеся песнями, по древним религиознымпредставлениям, являлись заклинаниями, которые помогали улучшить урожайность,принести удачу в охоте, сохранить семью и т.п.
Но человек развивался,познавал себя. Он выявил границу между ним, человеком, и окружающей природой.«Древний синкретизм удалялся перед расчленяющими подвигами знания: уравнениемолния – птица, человек – дерево сменились сравнениями: молния, какптица, человек, что дерево, и т.п.» /Веселовский 1989: 106/. В процессеразвития меняется мировоззрение народа, меняются принципы песенного творчества.Появляются новые темы, идеи и образы, в песнях отражаются новые связи с жизньюнарода, новые общественные функции. У песни появляется иная функция – эстетическая.Магическое начало утрачивается, разрушается.
«Фольклористы-словесники ифольклористы-музыковеды сходятся во мнении, что окончательное оформление жанранеобрядовой традиционной лирической песни, выработка им техидейно-художественных качеств, какие мы находим в песнях, записанныхприблизительно за последние два столетия, относятся к XVI-XVII векам» /Лазутин 1965: 12/.
Русские народные лирическиепесни специфичны еще и тем, что наряду с богатством народных мыслей и чувств вних ярко изображены и те события, которые вызывали эти мысли, чувства инастроения.
Связь песенного жанра среальной действительностью проявляется не только в том, что «в основе песенноготворчества лежали те или иные факты реальной действительности, но и в том, какэта действительность была отражена, в каких поэтических формах» /Сидельников1959: 3/. Каждая поэтическая форма отражала определенные условия жизни народа,что обязательно влияло на язык, стиль, композицию того или иного произведениянародного творчества.
Народно-поэтическоетворчество со всем богатством своих жанров представляет собой «народнуюмудрость», так как раскрывает внутренний мир простого народа, его взгляды,идейную сущность, его дух, правдиво показывает его жизнь в контекстеисторической эпохи. В русской песне наиболее ярко отражена история русскогонарода. Песня – «это народная история, ­– писал Гоголь, – живая, яркая,исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа…» / Цит. по:Сидельников 1959: 5/.
Народная песня имеет рядособенностей. Прежде всего от других жанров народно-поэтического творчества ееотличают «краткость текста, ясность, простота изложения и чистота языка,близость тематики к народной жизни, к народным запросам и интересам»/Сидельников 1959: 11/.
Необычен и самобытен стильрусской народной песни. Песня воодушевляла русских композиторов, обогащая ихмузыку различными мелодическими оборотами. Мелодия в песне играет первостепенноезначение. Она выражает чувства героя, его волнения. Например, когда лирическомугероя открывается картина вечерней степи с ее раздольем, с ее широкимипросторами, с ее бесконечными далями, слово сливается в песне со звукамиширокой, спокойной мелодия, с плавными медленными переходами. Музыкальность ипевучесть русского языка, игра слов и звуков были характерными особенностями русскойнародной лирической песни.
Песня живет своей жизнью, иот исполнительского мастерства певца зависит и понимание песни людьми.«Талантливые певцы всегда поют «с душой». В их исполнении чувствуетсяискренность и непосредственность переживаний. С огромным поэтическиммастерством и художественным вкусом они передают все оттенки человеческихпереживаний» /Сидельников 1959: 18/. Народные певцы имеют не только богатуюпоэтическую и музыкальную одаренность, но и полную «коробку с песнями» (каксказано одной латышской песенницей). Имея богатый материал, они изменяют,соединяют, расширяют его, складывая тем самым все новые и новые песни. Онинаполняют песни великолепными поэтическими сравнениями и образами, взятыми изокружающей природы, соединяют воедино слово и чувство. Искусные певцы ставятзадачей не показ своих «певческих способностей», а прежде всего – «знакомствослушателей с песней, с ее художественным богатством» /Сидельников 1959: 19/.
Простота русской народнойпесни объясняется ее близостью к народу, и эта близость определяется тем,насколько глубоко и правдиво в песне отражен дух народа, его мечты, егоисторическое прошлое. Человек поет о том, что более всего его тяготит,тревожит. «Показывая теневые стороны народной жизни, песня… указывала наистоки, породившие их. Песня способствовала разрушению старых феодальныхпорядков, домостроевщины в быту, помогала подрывать основы крепостничества икапиталистического строя» /Сидельников 1959: 15/.
Таким образом, русскаялирическая песня – яркая картина исторического прошлого нашего народа. Онараскрывает перед нами все богатство и красоту «внутреннего мира» России.Лирическая песня позволяет нам понять и узнать источники обрядов, а такжехудожественные вкусы крестьян и трудящихся.
Роль песни в народной жизничетко охарактеризовал Гоголь: «Я не распространяюсь о важности народных песне.Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всюжизнь народа… Кто не проникнул в них глубоко, тот ничего не узнает о прошедшембыте России» /Лирические песни 1990: 5/.

СПЕЦИФИКА ЖАНРА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ
 
Прежде чем приступить кисследованию лирической песни, необходимо сказать несколько слов оклассификации этого жанра. В науке этот вопрос долгое время остается нерешенными до сих пор не выработана единая точка зрения. Большинство ученых в основупесенной классификации положили тематический принцип.
Так С.Г. Лазутин,выделяет бытовую крестьянскую песню и историческую. Бытовая песня посвященапервоначально темам любви и семейно-бытовых отношений. Позже в них развиваютсяи различного рода социальные мотивы, прежде всего –  антикрепостническая тема.В бытовых песнях раскрываются социально-общественные отношения людей: крестьянерассказывают о своей тяжелой жизни в условиях крепостничества, яркопредставлена и нелегкая жизнь дворовых людей.
К социально-бытовой песнеС.Г. Лазутин относит также солдатские и рабочие песни, в которых семейныеотношения никаким образом не затрагиваются. Сюда входит и так называемаялакейская песня. К солдатским песням тесно примыкают казацкие песни.
С.Г. Лазутин указывает и насуществование военно-исторических песен, куда также входили солдатские песни,отличающиеся от солдатских песен бытовой тематики. Здесь появляются новыегерои, новые мотивы и темы. Помимо песен, рассказывающих о нелегкой жизнисолдат и казаков, в солдатской среде возникают также шуточные, юмористическиепесни.
К трудовым песням С.Г.Лазутин относит и рабочие песни, в которых главной темой становится тема труда,раскрывающая «взаимоотношения между рабочими и теми, кому они вынуждены былиподчиняться (хозяин, предприниматель, администрация, мастера, надсмотрщики ит.п.)» /Лазутин 1965: 103/.
Богаты сюжетами и близки клюбовно-бытовой тематики отходнические песни, возникшие во второй половине XVIII – начале XIX  века. В нихдевушка просит своего дружка, отправляющегося в Питер, отложить отъезд, но онотвечает, что никак не может. Опечаленная девушка клянется в вечной любви.
До к.XVIII-н.XIX вв. в песнях представлен образ робкой, застенчивойдевушки, но с указанного периода в песнях появляется и другой образ – девушкисмелой, боевой, решительной.
Выделяет также С.Г. Лазутини городские песни, названные мещанским романсом, главной темой которых являетсянесчастная любовь.
Тематика фольклорногопроизведения также лежит в основе классификации, предлагаемой А.И. Соболевским.А.И. Соболевский, издавая «Великорусские народные песни», писал: «Печатаяпесни, мы расположили их в порядке по содержанию. Само собой разумеется,мы руководствовались нашим собственным пониманием песен Конечно,можно было бы разделить песни по группам: «беседные», «хороводные», «игровые»,«плясовые», «протяжные» и т.п. Но что бы тогда получилось? Большинствонапечатанных нами песен записано без отметки, которая из них «беседная»,которая – «хороводная» и т.д., и нам пришлось бы помещать их в ту или в другуюгруппу по своему благоусмотрению Отметки тех из них, которые у наспомещены в нескольких вариантах, очень часто различны. Так, известнейшая песня«Калинушка с малинушкой лазоревый свет» в одном варианте помечена«хороводною», в другом – «обыденною» и в двух – «протяжною» Сверхтого, самое значение отметок «хороводная» и т.п., по нашему мнению, оченьневелико. Если песня отмечена «хороводною», это указывает единственно на то,что она поется в хороводе; последнее нисколько не мешает ее употреблению в«беседе», на свадьбе и вообще во всяком собрании молодежи Понятно,при таком положении дела распределение песен по группам невозможно» /Цит. по:Круглов 1982: 7-8/.
Существует и другаяклассификация песенного творчества – по функции. Она представленаК.С. Давлетовым. Традиционная песня «распадалась на четыре основных жанра:песен заклинательных, игровых, величальных и лирических» /Давлетов 1966: 251/.К лирическим песням он относит, например, любовные, семейные, или солдатские,рабочие, ямщицкие. К.С. Давлетов указывает на то, что именно лирическиепесни подверглись историческому изменению. Также им выделены так называемые«эмигрантские» песни, в плане профессиональном – бурлацкие, студенческие песни.
Существует также иследующее мнение: к лирическим стихотворным жанрам относятся песнисоциального содержания, любовные песни, семейные песни, малые лирические жанры(частушки, припевки и проч.).
Мы предлагаем своюклассификацию песен, учитывая приведенные выше.
1. Семейно-бытовая песня.Сюда мы включаем песни любовной и семейной тематики, которые раскрываютвзаимоотношения возлюбленных, а также в полной мере раскрывают внутрисемейныеотношения, нелегкую жизнь крестьянства в условиях крепостничества
2. Трудовые песни. Мысчитаем, что к данной группе традиционных крестьянских песен следует отнести антикрепостнические,поскольку они пронизаны ненавистью крепостных к своим угнетателям, онирассказывают о каторжном труде, невероятных условиях жизни.
3. Отходнические песнивключают следующие:
а) бурлацкие;
б) чумацкие;
в) ямщицкие.
Мы считаем, что в данную группупесен следует отнести и солдатские песни. Бессрочная илидвадцатипятилетняя военная служба в армии почти навсегда отрывала солдата отсемьи. Вдали от дома складываются песни, в которых солдаты тоскуют по роднымкраям, по своей семье.
4. К удалым песням относим:
а) разбойничьи;
б) каторги и ссылки;
в) тюремные.
5. Отдельно выделяемшуточные, сатирические, хороводные.
6. В особую группу относимпесни литературного происхождения.
Особенно привлекают наслирические семейно-бытовые песни, поскольку их характеризует богатствотематики, образов, символов, художественно-выразительных средств.
Особенности композиции
 
Важную роль в лирическойпесне играет композиция.  Она раскрывает характеры героев черезпоследовательность изображения событий, через связи с характерами другихгероев. В семейно-бытовых лирических песнях можно выделить несколько типовкомпозиции, которые явно прослеживаются, несмотря на такую особенность жанра,как вариативность и контаминация.
Контаминация обычновозникает в результате сходства песен по содержанию, мелодии, напеву и т.д.
Часто контаминированныйтекст песни носит отпечаток той среды, в которой он бытовал или бытует (песня«Лучинушка»). Песни вступают в контаминацию на основе их идейно-тематическойблизости, «и такие контаминированные тексты одновременно являются показателем иразрушения, и своеобразного развития этих песен» /Лазутин 1965: 83/. Нонередко вступают в контаминацию и песни, различные по сюжетам, но близкие посвоим образами. Это в основном песни, изображающие образы нерадивых, ленивых илегкомысленных жен. В контаминацию могут вступать отдельные картины и мотивыпесни. Чаще из песни отделяется зачин.
Итак, о композиции.Наиболее распространенным типом лирической семейно-бытовой песни являетсяпесня-монолог, «когда повествование передается от лица главного герояпесни или певца-автора» /Сидельников 1959: 41-42/.
Вы не дуйте, ветры буйные,
Над моим над новым сеням,
Над высоким теремочком,
Над косящатым окошком!..
/«Вы не дуйте,ветры буйные»; Соб. Т. II/;
Песня-монолог прямовыражает мысли и чувства лирического героя. «Песня-монолог – это или излияниесвоих чувств девушки к милому, или, наоборот, его к ней, или горький плачкрестьянки, выданной за нелюбимого, или жалобы молодца на «худую жену», илиразмышления бурлака о своей судьбе, или воспоминания ямщика о родине и т.п.»/Лазутин 1965: 34/. Нередко песня-монолог начинается обращением к предметам иявлениям природы. В таких случаях данные обращения часто выполняют риторическуюфункцию, усиливая драматизм и эмоциональную выразительность песни.
Мысли мои, мысли, мысли дорогие,
Скажите вы, мысли, про моенесчастье:
Долго ли нам жити впечали-напасти?
Печальное сердце беспрестаннотужить,
Тужить и горюеть, сам не знай,что будеть…
 / «Мысли мои, мысли, мысли дорогие»; Соб. Т.III/
Обращения в песне бываютсимволическими, в отличие от несимволических, или риторических. «Символическиеобращения в конечном счете определяют живых адресатов, действительныхучастников обряда, несимволические же обращения (или риторические), как правило,относятся не к человеку, а к окружающему его миру» /Курглов 1982: 165/.
Обращения в песнях имеютхарактерную для лирических песен особенность: они всегда сопровождаются тавтологией,которая позволяет более точно определить объект, к которому обращаются.«Обращения нередко строятся при помощи анафоры» /Круглов 1982: 166/(единоначалие).
Второй тип композиции песни –диалог. Это, на наш взгляд, наиболее архаичная композиционная форма. Часторазговор ведет девушка с соловушкой, но встречается и диалог с другимиприродными реалиями:
Ах ты,рощица, ты моя зеленая!
Чем же ты,рощица, изукрашена?
Изукрашенаразным ягодам,
Я калиною дасо малиною,
Черной ягодойсмородиной…
/ «Ах ты,рощица, ты моя зеленая»; Соб. Т.II/.
Мы находим и диалог матушки сосвоей дочерью в семейных песнях, повествующих о нелегкой замужней жизни девушкив чужой семье:
Нет ли де здесь таковых-толюдей,
Кто бы распорол мою белую грудь
И кто бы посмотрел ретивоесердце?
«На что пороть твою белую грудь,
На что смотреть ретивое сердце…»
                                     /«Кабы на цветы не морозы»; Соб. Т.III/
Диалог усиливает драматизмлирического содержания, более ярко передает мысли и чувства героя.
В каждой песне существуетпоследовательное развитие сюжетной линии. Параллельно идет и развитиевнутреннего настроения героя, в котором постепенно «нарастает необходимостьконфликтов между героями, а затем идет развязка, вывод. В этих столкновенияхкаждый герой получает свой характер. Он наделяется своими настроениями,словами, поступками, репликами  и т.п.» /Сидельников 1959: 42/.
Также часто встречаетсяповествовательная форма народной песни, в которой рассказывается о различныхдействиях героев, раскрываются их настроениях и переживания.
Над ней вилсямлад ясен сокол;
Он ушиб-убиллебедь белую…
/ «Как поморю-морю синему»; Соб. т.II/;
По улицамворобушек попархивает,
Красныхдевушек молодушек засматривает…
/ «По улицам воробушек попархивает»; Соб. т.II/;
Садиласяптичка-ласточка
Красной девкена окошечко,
Слушала-выслушивала…
/ «За долом, долом»; Соб. т.II /.
Но самой распространеннойкомпозиционной формой лирической песни является, пожалуй, сочетание трехкомпозиционных форм: «монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (илидиалог)» /Аникин, Круглов, 265/.
         Вы не дуйте, ветрыбуйные,
         Над моим над новым сеням,
         Над высоким теремочком,
         Над косящатымокошком!..
/ «Вы не дуйте,ветры буйные»; Соб. т.II /;
         Сосенка, сосенушказелененькая!
         Чего ты, сосенушка, незеленая?
         — Отчего мне,сосенушке, зеленой-то быть?..
/ «Сосенка,          сосенушказелененькая!»; Соб. т.II/.
         Из-залесу, лесу темнаго,
Из-за садику зеленаго
Выходила туча грозная…
«Ты лети-ка, мой соловьюшко,
На родимую сторонушку,
Скажи батюшке низкой поклон…
                            /«Из-за лесу, лесу темнаго»; Соб.т.III/.
Чаще всего песня с такойкомпозиционной формой состоит из двух частей: описание природного мира, котороепредставляет собой символическую часть, и описание жизни людей, которое следуетсразу после природной характеристики. Так чувства и переживания героясопоставляются с картинами природы. Но также для необрядовой лирической песниспецифической формой является цепочечная композиция, когда «отдельные картиныпесни связываются между собой цепочно» /Аникин, Круглов, 265/. То есть строитсяследующая цепочка: последний образ первой картины песни является первым образомвторой картины, последний образ второй картины – первым образом третьей и т.д.:
         Уж ты хмель ли моя,хмель, веселая голова,
От чего жеты, хмель, зарождаешься?
Зарождаласяхмель от сырой земли,
Подымаласяхмель по точиночке вверх…
/ «От чего же ты,Хмель, зарождаешься?»; Соб. т.II /.
Следует отметить, что важнойособенностью построения лирической песни является то, что кульминационныймомент «всегда падает на самый конец песни, представляющий собой монолог илидиалог» /Лазутин 1965: 38/.
Лирическая песня содержитповествовательную часть, в которой рассказывается о каком-либо обрядовом илинеобрядовом событии, благодаря которому происходит семейный или любовныйконфликт. Рассказ о событии ведется как бы от третьего лица. В этом состоитсущность лирической повествовательности. «Часто песни начинаются сосвоеобразного введения-описания» /Круглов 1982: 147/. При изложении содержанияпесни от первого лица перед нами раскрываются картины жизни того персонажа, отимени которого ведется повествование.
Реальность лирической песнипредставлена не только в описании картин жизни, чувств, настроений и характеровнарода, но и  в описании предметного мира песни. Действие обрядовойлирической песни происходит в одном и том же месте, ограничено временнымирамками. В этом отличие повествовательной обрядовой лирической песни отнеобрядовой.
Композиционная формалирической песни символическая часть плюс реальная «раскрывает» такназываемый психологический параллелизм, в котором «общая схема психологическойпараллели представлена в сопоставлении двух мотивов: «… один подсказываетдругой, они выясняют друг друга, причем перевес на стороне того, которыйнаполнен человеческим содержанием». «Основной тип параллели: картина природы,притягивающая свои аналогии к картине человеческой жизни» /Круглов 1982: 153/.
Основные мотивы сюжета
Песня живет в народе своейжизнью. Развиваясь, она изменяется по-разному на каждом историческом этапе.Песня изменяется так же, как изменяются взгляды и чувства, настроения имировоззрения народа. Они «стремятся ответить современным идейно-эстетическимпотребностям народа» /Лазутин 1965: 56/.
Сюжет является одним изважнейших компонентов композиции лирических песен. Большинство народныхлирических песен, в отличие от литературной лирики имеют сюжет, хотя основнойих задачей является передача мыслей, чувств и настроений народа. Сюжет народнойлирической песни очень специфичен. В нем нет указания на то или иное событие,очень сложно определить завязку, кульминацию или развязку. «Применительно к лирическойпесне, пожалуй, точнее было бы говорить не о сюжетах, а о сюжетных ситуациях»/Лазутин 1965: 44/. В народной лирике сюжет является поводом для выражения техили иных чувств или мыслей героя. Давлетов говорит о том, что «основныхпесенных сюжетов протяжной лирической песни мы можем назвать не более пятисот,вокруг которых группируются вновь возникшие песенные варианты» /Давлетов 1966:279/.
В основе традиционныхлирических песен лежит отражение семейно-бытовых отношений. Часто они отражалине только жизнь в семье в эпоху патриархальных отношений, но и касалисьсоциально-общественной тематики.
В конце ХIXвека, особенно после падения крепостного права, происходит расширениесемейно-бытовой тематики лирической песни. В песню все глубже проникают социальныемотивы. Наряду с темой женитьбы или замужества поднимаются социальные вопросы,«дается яркая характеристика социально-экономических условий жизни самыхразличных слоев общества, начиная от кузнеца, нищего и кончая купцом ибоярином» /Лазутин 1965: 58/.
Так в песне «Калину смалиной вода поняла» рассказывается о том, как дочь упрекает мать в том, что тарано ее выдала замуж, как нелегко ей жить в чужой семье. Через несколько летона решила кукушкой полететь на родину. Мать будит своих невесток и просит ихпосмотреть, кто это плачет в саду. В некоторых песнях вместо невесток в садсобираются пойти сами братья прилетевшей кукушки. Они по-разному реагируют наприлет кукушки, в этом проявляются свойства характера каждого из них.
Традиционные песни из семейно-бытовогоплана переходят в план социально-бытовой.
Среди рассмотренных намисемейных песен, собранных А.И. Соболевским, наиболее распространеннымисюжетными линиями являются следующие: девушка тоскует в чужой семье породным краям, по батюшке и матушке. Она обращается к соловушке с просьбойполететь на родимую сторонку и передать весточку родным. При этом мынаблюдаем варианты сюжета: девушка просит соловья полететь к милому, а не кродителям; в некоторых песнях девушка  просит, чтобы соловушка поведал батюшкеи матушке о ее горькой жизни, в других – просит просто повидать родных, но непечалить их рассказами о ее нелегкой судьбе. Кроме того, героиня песенобращается с просьбами не только к соловью, но и к кукушке, ласточке.
Не менее популярным являетсясюжет, где сокол убивает лебедушку. Здесь образы символичны: сокол –молодец, лебедушка – красна девица, убивает – значит беретдевушку в жены, лишает девственности.
Распространенным являетсясюжет песни «Калину с малиной вода поняла» (см. выше).
Таким образом, мотивысюжета в семейных песнях остаются традиционные: тоска по родному дому, нелегкаяжизнь в чужой семье, тяжесть семейной жизни. И, наконец, на фоне картинкрепостнической жизни ярко представлена любовь русского человека к роднойприроде.
В связи с развитиемкапитализма в традиционные крестьянские песни все глубже проникают мотивыотходничества. («Калина с малиной, лазоревый цвет»).
Песня развивается в период XIX-ХХ вв. При этом она продолжает наполняться новымидейно-тематическим содержанием. Изменяются и сами творческие принципыотражения действительности. На смену символических образов и мотивов все чащеприходят образы и мотивы реалистические. (Ах, по морю, морю синему») Всоответствии с новыми историческими условиями человеческие образы получаютопределенную социальную конкретизацию («Соловей кукушку подговаривал»).
«В пореформенное время, всвязи с развитием капитализма, расширением рынка, возникают купеческие вариантыпесни. Девушек в этих вариантах приглашают не солдаты и не матросы, а купцы. Соответственно изменяется и монолог, в котором говорится о приглашениидевушки. На первое место в нем теперь выступает не красота города, в которыйприглашается девушка, а богатство его рынка» /Лазутин 1965: 65/. Меняютсяэстетические взгляды народа.
Некоторые песни настолькоизменяются в своем содержании и форме, что по существу превращаются в новыепесни.
«Язык и стиль традиционныхлирических песен сохраняют удивительную устойчивость даже тогда, когда этипесни существенно изменяются в своем содержании, значительно трансформируются вкомпозиционном отношении. И все же язык и стиль традиционных лирических песенна протяжении веков не остаются мертвенно неподвижным» /Лазутин 1965: 69/.Происходят изменения как в самом словаре, так и в стилистике отдельных песен.Изменяются устаревшие слова современными («Ах по морю, морю синему»),появляются и различного рода социально-профессиональная терминология.Появляются новые эпитеты. В песнях утрачивается начальная развернутаяописательная картина, превращаясь в короткую повествовательную информацию.Происходит упрощение художественной формы и усложнение содержания песни.
Солдаты и казачество в XVIII веке представляли собой новую значительную социальнуюгруппу со специфическими условиями быта, жизни. В связи с этим и появляются внародном поэтическом творчестве солдатские и казацкие песни. Их тематикаразнообразна. Здесь отражены и военно-исторические события, в которых яркоизображены картины сражений, в которых рассказывается о смелости и храбростирусских воинов, создаются образы полководцев. Война рисуется суровыми,правдивыми красками.
Солдатские песнивоенно-исторической тематики представляют совершенно новое явление в русскомнародном песенном творчестве. В них представлены иные образы, сюжеты, темы и мотивы.
В XVIIIвеке в связи с развитием мануфактурной промышленности и горнорудногопроизводства в России появляются работные люди. Происходит развитие такназываемого рабочего фольклора, где главной темой является тема труда. Вэтих песнях рассказывается и об орудиях производства, и о самом процессе труда.
Мотив наказания рабочегоявляется характерным в песнях рабочего фольклора.
Содержание песен в конце XIX – начале ХХ веков максимально отражает действительность.Эволюция содержания песен оказало свое влияние и на эволюцию основных песенныхобразов.
Основные герои
Специфичность содержаниялирических песен определяется прежде всего характером лирического героя.«Лирический герой народной песни – это всегда простой человек: крестьянин,крестьянка, ямщик, бурлак, повстанец – «удалой разбойник» /Лазутин 1965: 33/.Именно их чувства, мировоззрения и мысли составляют основное содержаниелирической песни.
Герой-солдат появляется всолдатских военно-исторических песнях. Он предстает храбрым, смелым воином нафоне суровой войны.
В тех же песнях мывстречает и образы русских полководцев Суворова, Платова и Кутузова.
Героем песен становится иказак, который ставится на один уровень с солдатом.
Главным героем рабочегофольклора является рабочий-умелец. Он выполняет любую работу, о чем яркоповествует лирическая песня. Помимо этого в песнях рисуется тяжелая жизньрабочих, тяжелые условия труда во время крепостничества. «Особенно показательныв этом отношении песни горнозаводских рабочих Урала и Сибири» /Лазутин 1965:104/.
В песнях показан также иобраз хозяина фабрики – угнетателя рабочих масс.
Отходнические песниразвивают любовную и семейно-бытовую тематику традиционных песен. Героямиявляются девушки и их любимые.
Образ отходника скупоизображен в песнях. Крестьяне уходили на заработки в другие города, возвращаясьв родные места после долгого скитания. Отходники в песнях разделены на двегруппы: отходники, которые после долгой работы возвращались в деревню, иотходники, которые, поработав в трактире, отвыкли от тяжелой жизни в деревне.Именно о любителях «легкой жизни» слагали сатирические и юмористические песни.
Героями песен были такжебурлаки, извозчики. Бурлаки в песнях называются «людьми вольными», онисравниваются с вольными птицами гусями-лебедями. Впоследствии изменяетсянародное мировоззрение по отношению к бурлачеству. Бурлачество становитсясимволом каторжного труда и бедности.
«Находясь в тесномтворческом взаимодействии, крестьянские, солдатские и рабочие песнипредставляют собой единый песне-творческий процесс XIXвека» /Лазутин 1965: 141/. Однако именно со второй половины XIXвека в песнях этих групп развивались яркие специфические черты, своеобразиекаждой группы песен, особенно в идейно-тематическом плане.
Более отчетливо и яркопоказан лирический герой в песнях XIX – начала ХХ века,где в качестве лирического героя выступает коллектив /Лазутин 1965: 166/.Однако мысли и чувства, раскрывающиеся в народной поэзии, не лишеныконкретности и выражают идеологии определенного класса.
В семейных лирическихпеснях, рассмотренных нами, главными героями являются девушка и молодец.
Девушка тоскует по родномудому, томится в чужой семье. В песне все это представлено с помощью различныхэпитетов и метафор, которые помогают четче представить нелегкую жизнь «в неволе».В одних песнях она находит друга – соловья или подругу – кукушечку (пташечку).Героиня обращается к ним с просьбой повидать родных батюшку и матушку, поведатьим о ее нелегкой жизни.
Героями народных песенявляются и представители из животного или растительного мира. Так мы встречаемсокола, голубя, лебедушку, голубку, дубчик, ивушку и т.п. Эти образы, какправило, символичны.
За каждым из них закрепленаопределенная черта характера. Так, например:
дубчик – символ молодости,крепости;
лебедушка – символдевушки-невесты; стадо лебединое – символ невесты и ее подруг; лебедь слебедятками – женщина с детишками;
голубь с голубкой – древнийсимвол влюбленных. Но в песнях, рассмотренных нами, голубь с голубкойпрактически не встречается. «Следует заметить, что символ голубя редковстречается в народной лирике» /Сидельников 1959: 74/.
Соловей – пожалуй, самыйраспространенный персонаж лирических песен. Он посланец любви. Девушка частопросит соловушку спеть. Его песня наполнена грустью и печалью, тоской и болью.Яркая песня соловья как бы раскрывает перед нами картину внутренних переживанийлирической героини. Уважение к этому герою выражается с помощью ласковогообращения: его называют и соловушкой, и соловьюшкой, и соловеюшкой, исоловейкой, и соловейкой вольной пташечкой. Все говорит о любви к пташкевольной.
Сокол – это добрый молодец,суженый, выбирающий себе лебедушку – красную девицу.
Поэтика
 
 Стиль лирических песен сложен иразнообразен. С помощью метафор, гипербол, эпитетов создавался традиционный фольклорныймир, в котором в несколько идеализированном виде представлены и «русскаяприрода с ее темными лесами, широкими реками, глубокими озерами, зеленымиполями, и русский быт с его избами, теремами, горницами, лавками, и конечно жесами люди – персонажи песен» /Аникин, Круглов, 259/. Именно используемые впеснях художественные средства и способствуют передаче чувств и настроенийгероев лирических песен, оказывая эмоциональное воздействие на слушателей.
Традиционная лирическаяпесня разработала цельную символическую систему, в основе которой лежитсопоставление человеческого мира с природным. Так, часто символом молодцаявляется соловей, сокол, селезень и голубь. В качестве символа девицы врассматриваемых нами песнях – лебедушка, утушка, голубка. В качестве символов впеснях выступают образы и предметы растительного мира. Символом девицы являютсякалина, верба, береза; молодца – дуб, хмель, встречается виноград. Однако чащерастения в песнях символизируют какое-либо состояние, то или иное чувство илинастроение. «Так, например, если калина и малина могут быть символами радости ивеселья, то полынь, осина, крушина и рябина, наоборот, всегда являются символомпечали, горя и тоски. Как правило, цветение любого растения означает радость,веселье, любовь, и наоборот, его увядание – печаль, горе, разлуку» /Лазутин1965: 33/.
Таким образом,символические образы лирических песен еще более подчеркивают специфику ихсодержания.
Употребление символов влирической песне позволяет глубже раскрыть чувства и переживания лирическогогероя, придают песне яркую эмоциональную выразительность.
Характерным художественнымсредством лирических песен является эпитет. В песнях встречаютсяопределительные эпитеты (батюшков, матушкин, женихов и т.п.),выразительные эпитеты (родимый батюшка, миленький братец,добрый молодей, красна девица и т.п.), изобразительные эпитеты(создают условно-символический мир, о котором говорилось выше, они в сочетаниис выразительными эпитетами формируют эмоциональный настрой песен) (голубка сизая,блюдо златое и т.п.). В лирических песнях функция эпитета главнымобразом «выразительная, эмоционально-оценочная» /Лазутин 1965: 48/.
Очень редко встречаются впеснях гиперболы, которые прежде всего определяют чувства и настроения героя.«Типичным местом в лирических песнях в гиперболических масштабах созданныекартины женского плача» /Лазутин 1965: 49/.
Средствомэмоционально-психологической выразительности в лирических песнях выступают иметафоры. Но они употребляются довольно редко. Рассмотрим более подробнохудожественный прием олицетворения как один из видов метафоры.
Олицетворение –древнейший художественный прием, тесно связанный с формированием образногомышления человека и свойственный устной народной поэзии. Способы выражения олицетворениямногообразны. Среди них выделяются олицетворения в позиции обращения,глагольные олицетворения (особая роль здесь принадлежит антропоморфномусказуемому), именные олицетворения, олицетворения-приложения, олицетворения впрямой речи и диалоге. Следует обратить внимание на способ выражения олицетворениячерез позицию обращения. Обращение используется в речевом общении сцелью привлечения внимания того лица, к которому обращаются с речью. Помимоэтого, обращение побуждает слушателя слушать, то есть выполняет побудительнуюфункцию.
В лирических песняхвстречаются однословные обращения, «не содержащие в своей семантическойструктуре и в ближайшем окружении дополнительные антропоморфные действия, кромеместоимений второго лица» /Константинова 1997: 34/:
         Верея литы, моя вереюшка,
         Поддержи-ка тыбабу пьяную…
/ «Явечор, молода, во пиру была»; Соб. Т.II/.       
Встречаются в рассматриваемых намиконтекстах лирических песен и конструкции с распространенными обращениями, гдеприсутствуют антропоморфные приложения и оценочные эпитеты:
         Подуй, подуй, матьпогодушка низовенькая,
         Раздуй, раздуй, матьпогодушка, калину в саду …
/«Подуй, подуй, матьпогодушка  низовенькая»; Соб. Т.II /.
Побудительную функциюобращение как способ выражения олицетворения выполняет при наличии императивнойформы, то есть глагола в повелительном наклонении:
Соловеюшка премилый,
Сядьпоближе ты, голубь, к дружку;
Ты скажи-кадружку моему…
/ «Соловеюшка премилый»; Соб. т.II /;
         Ты лети-ка, мой соловьюшко,
         На родимую сторонушку,
         Скажи батюшке низкойпоклон…
                                     /«Из-за лесу, лесу темнаго»; Соб. т.III/.
Нередко наблюдаютсяолицетворения-обращения, осложненные вопросительными конструкциями, в которыхвопрос чаще всего является риторическим:
         Лучина, лучинушка березовая!
         Что же ты, лучинушка,не ясно горишь…
/ «Лучина,лучинушка березовая»; Соб. Т.II /.
В песнях выявление олицетворениячерез прямую речь и диалог встречается реже, чем олицетворения-обращения.Однако прямая речь и диалог являются самыми наглядными способами созданияолицетворения, поскольку именно в них неодушевленные предметы, животные ирастительные реалии наделяются способностью говорить. Например:
         Ах ты, рощица, ты моязеленая!
Чем же ты,рощица, изукрашена?
Изукрашенаразным ягодам,
Я калиною да сомалиною,
Черной ягодойсмородиной…
/ «Ах ты,рощица, ты моя зеленая»; Соб. Т.II /.
Способы создания олицетворения спомощью антропоморфных глаголов, атрибутивных характеристик (определения),приложений также характерны для лирических песен. Степень олицетворения приантропоморфных глаголах усиливает деепричастие, поскольку оно обладает ярковыраженными глагольными признаками:
         По улицам воробушекпопархивает,
         Красных девушек молодушек засматривает…
/«По улицам воробушек попархивает»; Соб. Т.II /;
         Кричит гагара,на воде сидючи,
         Красных девушек к себе манючи…
/ «У меня лимуж водопьяница»; Соб. Т.II /.
Структура построения олицетворенияв песнях связана, прежде всего с композицией лирических песен, в основе которойлежат «три композиционные формы: монолог, диалог и повествовательная часть +монолог (или диалог)» /Аникин, Круглов, 265/.
В лирических песнях широкоупотребительны повторы. Особо распространен «синтаксический параллелизм,который является формой выражения так называемого психологическогопараллелизма, когда две параллельно развивающиеся картины находятся в отношениидруг к другу как символ к символизируемому» /Лазутин 1965: 50/. Данный приемусиливает эмоциональное звучание лирической песни. Символическая параллельсоздает настроение, человеческая параллель конкретизирует данное настроение.
Встречаются в песнях иморфологические средства выражения идейно-художественной функции песен. Этопрежде всего суффиксы. «Основное назначение слов с уменьшительными суффиксами влирических песнях – служить средством выражения любви, ласки и нежности»/Лазутин 1965: 51/.
«Поэтический стильтрадиционных лирических песен отличается ярким жанровым своеобразием. Если вэпических песнях… различные приемы и средства поэтического стиля выполняют восновном функцию изобразительную, то в лирических песнях их роль главнымобразом – эмоционально-выразительная» /Лазутин 1965: 52/.
При помощи образногосопоставления создателям и исполнителям народных песен удавалось ярче выражатьсвои чувства. «Кроме того, эти сопутствующие образы или образы из мира природыв народной песенной лирике как бы срастались с теми человеческими обликами,которые они символизировали. Они дополняли те стержневые образы, которые неслина себе всю смысловую нагрузку песни» /Сидельников 1959: 49/.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Из глубины веков песнядонесла до нас память о людях, их страстях, переживаниях и идеалах, онасвязывает времена, радует и печалит человеческие души. Сопровождая народныежизни, она по-своему отражает духовные искания, нравственные идеалы русскогонарода, показывает жизнь народа в различные исторические периоды. Народнаяпесня – летопись народной жизни, хранитель духовных начал жизни.
Влияние народной песни нарусскую литературу огромно. Оно проявляется и в созданных крупных характерах,особенно женских, и в развитии так называемой лирической прозы, в трактовкетемы «человек и природа», в стилистических элементах.
«Русская народная песня –явление уникальное, грандиозное и вечно живое» /Выходцев 1990: 26/.
Мы привели своюклассификацию песен, опираясь на имеющиеся в литературе. Так, мы выделяем семейно-бытовыепесни, которые включают песни любовной и семейной тематики; трудовыепесни; отходнические: бурлацкие, чумацкие, ямщицкие, солдатские; удалыепесни – разбойничьи, каторги и ссылки, тюремные; шуточные, сатирические,хороводные песни и песни литературного происхождения.
Выявляя композиционныеособенности песни, уделяем внимание вариативности песенных сюжетов и такомупесенному явлению, как контаминация. Часто встречается такой композиционныйтип, как песня-монолог, реже – песня-диалог. Особенностью песни-монологаявляется наличие обращений, которые, в основном, выполняют риторическуюфункцию. Характерным для песенной композиции является повествовательная форма,которая как таковая сама по себе встречается редко. В основном этоткомпозиционный тип встречается в сочетании с монологом или диалогом, чтоявляется наиболее распространенным композиционным типом.
Анализируя каждыйкомпозиционный тип, находим, что композиция влияет на восприятие слушателя.Она, соединяясь с содержанием и мелодией, не только участвует в раскрытиихарактеров героев через события, но и позволяет сопоставить внутренний мирчеловека с миром окружающей природы.
Сюжетную основу, по нашемумнению, составляют социальные мотивы: женитьбы или замужества, неразделеннойлюбви, родительской власти, любви к родному дому и т.п. Антикрепостническаятематика также является характерной для лирических песен, поскольку крепостноеправо оказывало огромное влияние на семейные отношения.
Герои – это выходцы изпростого народа: девушки и молодцы из крестьянских семей. Они обладают богатымвнутренним миром и нежеланием смириться с окружающей несправедливостью. Такрождаются жалобы, переживания, плачи героев. Представители растительного иживотного мира также являются героями русских народных лирических песен, ночасто их образы символичны. Именно эти образы-символы позволяют глубже понятьвнутреннюю жизнь русского народа.
Анализируя фольклорныйтекст, находим, что его основой является все же слово. Оно, соединяясь смузыкой, раскрывает внутренний мир героя. Именно сочетание слова и музыки иопределяет специфику жанра лирической песни. Каждое слово в песне важно, каждоеслово участвует в описании мира чувств, характеров и настроений. Слово в песнеизменяет свое значение, которое определяется контекстом.
Все это связано с тем, чтофольклорные произведения создаются на живом, разговорном народном языке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.  Веселовский А.Н. Историческаяпоэтика. – М.: Высшая школа, 1989.
2.  Давлетов К.С. Фольклор как видискусства. – М.: Наука, 1966. – 365 с.
3.  Константинова С.К. Семантикаолицетворения. – Курск, 1997.
4.  Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русскоеустное народное творчество. Учебник для филол. фак. ун-тов. М.: Высшая школа,1977. – 375 с.
5.   Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни.– М.: Высшая школа, 1982. – 272 с.
6.  Лазутин С.Г. Русские народныепесни. – М.: Просвещение, 1965. – 302 с.
7.   Лирическиепесни / Составление, предисловие, подготовка текстов и примечанияП.С. Выходцева. – М.: Современник, 1990. – 653 с.
8.  Сидельников В.М. Поэтика русскойнародной лирики. Пособие для вузов / Под ред. Л.И. Тимофеева. – М.: Гос-еуч.-пед. изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1959. – 128 с.
9.   СоболевскийА.И. Великорусские народные песни. – Т.2, 3. – СПб, 1896, 1897.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.