Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Детство и учёба Лермонтова

Проектнаядеятельность.
 
 
Детство и учёба М. Ю. Лермонтова.
 
Работа ученика 9 класса Б
Заверняева Дмитрия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814 г. Русская ветвь родаЛермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятогов плен при осаде крепости Белой и в 1613 г. уже числившегося на«Государевой службе», владевшего поместьями в Галичском уезде (нынеКостромской губернии). В конце XVII века внуки его подают в Разрядный Приказ«Поколенную роспись», в которой они называют своим предком тогошотландского вельможу Лермонта, который, принадлежа к «породным людямАнглийской земли», принимал деятельное участие в борьбе Малькольма, сынакороля Дункана, с Макбетом. Фамилию Lermont носит также легендарный шотландскийпоэт-пророк XIII века; ему посвящена баллада Вальтера Скотта: «Thomas theRymer», рассказывающая о том, как Томас был похищен в царство фей и тамполучил вещий свой дар. Юная фантазия Лермонтова колеблется между этим чарующимпреданием о родоначальнике-шотландце и другой, также пленительной для негомечтой — о родстве с испанским герцогом Лерма. Он называет Шотландию«своей», считает себя «последним потомком отважных бойцов»,но в то же время охотно подписывается в письмах М. Lerma, увлекается сюжетамииз испанской жизни и истории (первые очерки «Демона», драма«Испанцы») и даже рисует портрет своего воображаемого испанскогопредка.
В поколениях, ближайших ко времени поэта, род Лермонтовых считался ужезахудалым; отец его, Юрий Петрович, был пехотный капитан в отставке. По словамблизко знавших его людей, это был замечательный красавец, с доброй и отзывчивойдушой, но крайне легкомысленный и несдержанный. Поместье его — Кропотовка,Ефремовского уезда Тульской губернии — находилось по соседству с имениемВасильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденнойСтолыпиной. Красота и столичный лоск Юрия Петровича пленили единственную дочьАрсеньевой, нервную и романтически-настроенную Марию Михайловну. Несмотря напротесты своей гордой матери, она вскоре стала женой небогатого«армейского офицера». Семейное их счастье продолжалось, по-видимому,очень недолго. Постоянно болея, мать Лермонтова умерла весною 1817 г., оставивв воспоминаниях сына много смутных, но дорогих ему образов. «В слезах угасламоя мать »,- говорил Лермонтов и помнил, как она певала над нимколыбельные песни.
Бабушка Лермонтова, Арсеньева, перенесла на внука всю свою любовь кумершей дочери и страстно к нему привязалась, но тем хуже стала относиться кзятю; распри между ними приняли такой обостренный характер, что уже на 9-й деньпосле смерти жены Юрий Петрович вынужден был покинуть сына и уехать в своепоместье. Он лишь изредка появлялся в доме Арсеньевой, каждый раз пугая еесвоим намерением забрать сына к себе. До самой смерти его длилась эта взаимнаявражда, и ребенку она причинила очень много страданий. Лермонтов сознавал всюнеестественность своего положения, и все время мучился в колебаниях между отцоми бабушкой. В драме «Menschen und Leidenschaften» отразилось болезненноепереживание им этого раздора между близкими ему людьми.
Арсеньева переехала вместе с внуком в имение «Тарханы»,Пензенской губернии, где и протекало все детство поэта. Окруженный любовью изаботами, он уже в ранние годы не знает радости и погружается в собственный мирмечты и грусти. Здесь сказывалось, быть может, и влияние перенесенной имтяжелой болезни, которая надолго приковала его к постели и приучила кодиночеству; сам Лермонтов сильно подчеркивает ее значение в юношескойнеоконченной «Повести», где рисует свое детство в лице Саши Арбенина:«Он выучился думать… Лишенный возможности развлекаться обыкновеннымизабавами детей, Саша начал искать их в самом себе. Воображение стало для негоновой игрушкой… В продолжение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячихподушек, он уже привыкал побеждать страдания тела, увлекаясь грезами души…Вероятно, это раннее умственное развитие немало помешало еговыздоровлению». Уже теперь намечается в Лермонтове распад между миромзатаенных грез и миром повседневной жизни. Он чувствует себя отчужденным средилюдей и в то же время жаждет «родной души», такой же одинокой. Когдамальчику было 10 лет, его повезли на Кавказ, на воды; здесь он встретил девочкулет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизньи неразрывно слившееся с первыми подавляющими впечатлениями Кавказа, который ончитает своей поэтической родиной («Горы Кавказа для меня священны; вы кнебу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас, да о небе»).
Первыми учителями Лермонтова были какой-то беглый грек, большезанимавшийся скорняжным промыслом, чем уроками, домашний доктор Ансельм Левис ипленный офицер Наполеоновской гвардии, француз Капэ. Из них наиболее заметноевлияние оказал на него последний, сумевший внушить ему глубокий интерес иуважение к «герою дивному» и «мужу рока». По смерти Капэбыл взят к дом французский эмигрант Шандро, выведенный потом Лермонтовым в«Сашке» под именем маркиза de Tess, «педанта полузабавного»,«покорного раба губернских дам и муз», «парижскогоАдониса». Шандро скоро сменил англичанин Виндсон, знакомивший Лермонтова санглийской литературой, в частности с Байроном, который сыграл в его творчестветакую большую роль.
В 1828 г. Лермонтов в Московский университетский Благородный пансион ипробыл в нем около двух лет. Здесь процветал вкус к литературе; как и раньше,учениками составлялись рукописные журналы; в одном из них — «УтреннейЗаре» — Лермонтов был главным сотрудником и поместил свою первую поэму — «Индианка». Из русских писателей на него влияет сильнее всего Пушкин,пред которым он преклонялся всю свою жизнь, а из иностранных — Шиллером,особенно своими первыми трагедиями. У них обоих поэт находит образы, нужные емудля выражения своего собственного, по-прежнему, тяжелого состояния. Его гнететпечальное одиночество; он готов окончательно порвать с внешней жизнью, создать«в уме своем мир иной, и образов иных существование». Грезы его«удручены ношею обманов»; он живет, «не веря ничему и ничего непризнавая». В этих излияниях, конечно, не мало преувеличений, но в ихоснове, несомненно, лежит духовный разлад с окружающей жизнью. К 1829 г.относятся первый очерк «Демона» и стихотворение «Монолог»;в обоих вылилось очень ярко это тяжелое настроение. В первом поэт отказываетсяот «нежных и веселых песней», сравнивает свою жизнь со «скучнымосенним днем», рисует измученную душу демона, живущего без веры, безупований, ко всему на свете относящегося с равнодушием и презрением. В«Монологе» мрачными красками изображаются захудалые «дети севера»,их душевная тоска, пасмурная жизнь без любви и дружбы сладкой.
Весною 1810 г. Благородный пансион преобразовывается в гимназию, иЛермонтов оставляет его. Лето он проводит в Середникове, подмосковном имениибрата бабушки, Столыпина. Недалеко от Середникова жили его московские знакомыебарышни, А. Верещагина и ее подруга Е. Сушкова, «черноокая»красавица, в которую Лермонтов возмечтал себя серьезно влюбленным. В запискахСушковой Лермонтов рисуется невзрачным, неуклюжим, косолапым мальчиком, с красными,но умными выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливойулыбой. Кокетничая с Лермонтовым, Сушкова в то же время беспощадно над нимиздевалась. В ответ на его чувства ему предлагали «волан или веревочку,угощали булочками с начинкой из опилок». Когда они встретились вновь присовершенно иной обстановке, Лермонтов отомстил Сушковой очень зло и жестоко.
В это же лето возникает серьезный интерес Лермонтова к личности и поэзии«огромного» Байрона, которого поэт всю жизнь свою «достигнуть быхотел». Ему отрадно думать, что у них «одна душа, одни и те жемуки»; ему страстно хочется, чтобы и «одинаков был удел». Ссамого начала здесь скорее ощущение родственности двух мятежных душ, чем то,что разумеют обыкновенно под влиянием. Об этом говорят те многочисленныепараллели и аналогии, общие мотивы, образы и драматические положения, которыеможно найти у Лермонтова и в самый зрелый период, когда о подражании не можетбыть и речи.
Осенью 1830 г. Лермонтов поступает в Московский университет на«нравственно-политическое отделение». Университетское преподаваниетого времени мало способствовало умственному развитию молодежи. «Ученость,деятельность и ум, по выражению Пушкина, чужды были тогда Московскомууниверситету». Профессора читали лекции по чужим руководствам, находя, что«умнее не сделаешься, хотя и напишешь свое собственное». Начиналасьсерьезная умственная жизнь в студенческих кружках, но Лермонтов со студентамине сходится; он больше тяготеет к светскому обществу. Впрочем, кое-что из надежди идеалов лучшей тогдашней молодежи находит, однако, отражение и у него в драме«Странный человек» (1831), главный герой которой, Владимир, — воплощение самого поэта. Он тоже переживает семейную драму, тоже раздираемвнутренними противоречиями; он знает эгоизм и ничтожество людей и все-такистремится к ним; когда «он один, то ему кажется, что никто его не любит,никто не заботится о нем — и это так тяжело!» Это — душевное состояниесамого Лермонтова. И тем ценнее та сцена, когда мужик рассказывает Владимиру ожестокостях помещицы и о других крестьянских печалях, и он приходит в ярость, иу него вырывается крик: «О, мое отечество! мое отечество!» Все же этотолько случайный мотив, стороной задевающий душу поэта; главными, основнымиостаются по-прежнему разлад между мечтой и действительностью, трагическоестолкновение противоположных начал, чистого и порочного, глубокая ненависть клюдям, к тому самому «свету», в котором он так охотно бывал.
В Московском университете Лермонтов пробыл менее двух лет. Профессора,помня его дерзкие выходки, срезали его на публичных экзаменах. Он не захотелостаться на второй год на том же курсе и переехал в Петербург, вместе сбабушкой. Незадолго до этого умер его отец; впоследствии, в часы горестныхвоспоминаний, поэт оплакал его в стихотворении: «Ужасная судьба отца исына». В Петербургский университет Лермонтов не попал: ему не зачлидвухлетнего пребывания в Москве и предложили держать вступительный экзамен напервый курс.
По совету своего друга Столыпина он решил поступить в школу гвардейскихюнкеров и подпрапорщиков, куда и был зачислен приказом от 10 ноября 1832 г.,«сначала унтер-офицером, потом юнкером». Почти в одно время с нимпоступил в школу и его будущий убийца, Н.С. Мартынов, в биографических запискахкоторого поэт-юнкер рисуется как юноша, «настолько превосходивший своимумственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провестиневозможно. Он поступил в школу, по словам Мартынова, уже человеком, многочитал, много передумал; другие еще вглядывались в жизнь, он уже изучил ее совсех сторон. Годами он был не старше других, но опытом и воззрением на людейдалеко оставлял их за собою».
Лермонтов пробыл в школе «два страшных года», как он самвыражается. Земная стихия его натуры одержала на время полную победу наддругой, лучшей частью его души, и он с головой окунулся в царивший в школе«разгул». Об этом времени его родственник Шан-Гирей пишет следующее:«Способности свои к рисованию и поэтический талант Лермонтов обратил накарикатуры, эпиграммы и разные неудобные в печати произведения, вроде»Уланши", «Петергофского праздника», помещавшиеся виздаваемом в школе рукописном иллюстрированном журнале, а некоторые из нихходили по рукам и отдельными выпусками". Ему грозила полная нравственнаягибель, но он сумел и здесь сберечь свои творческие силы. В часы раздумья,скрывая свои серьезные литературные замыслы даже от друзей, поэт «уходил вотдаленные классные комнаты, по вечерам пустые, и там один просиживал долго иписал до поздней ночи». В письмах к своему другу, М. Лопухиной, он изредкаоткрывает эту лучшую часть своей души, и тогда слышится горькое чувствосожаления о былых оскверненных мечтаниях.
По выходе из школы (22 ноября 1834 г.) корнетом лейб-гвардии гусарскогополка, Лермонтов поселяется со своим другом А.А. Столыпиным в Царском Селе,продолжая вести прежний образ жизни. Он делается «душою общества молодыхлюдей высшего круга, запевалой в беседах, в кружках, бывает в свете, гдезабавляется тем, что сводит с ума женщин, расстраивает партии», для чего«разыгрывает из себя влюбленного в продолжение нескольких дней». Кэтому-то времени и относится развязка давнишнего романа Лермонтова с Е.Сушковой. Он прикинулся вновь влюбленным, на этот раз добившись ее взаимности;обращался с нею публично, «как если бы она была ему близка», и когдазаметил, «что дальнейший шаг его погубит, быстро начал отступление».Как ни сильны, однако, его увлечения «светом» и его желание создатьсебе в нем «пьедестал» — все это лишь одна сторона его жизни:сказывается все та же двойственность его натуры, его искусство скрывать подмаской веселости свои интимные чувства и настроения. Прежние мрачные мотивыосложняются теперь чувством глубокого раскаяния и усталости. Оно звучит в егоавтобиографической повести «Сашка», в драме «Два брата», вего лирике; оно отражается также в его письмах к М. Лопухиной и Верещагиной.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Arctic Essay Research Paper The ArticIntroductionThe
Реферат Завоевания Чингисхана и его военачальников
Реферат Социально-экономическое развитие современной Китайской Народной Республики
Реферат Философские концепции истины
Реферат Who Am I Essay Research Paper In
Реферат Бонч-Бруевич, Владимир Дмитриевич
Реферат Современные и популярные виды и системы физических упражнений
Реферат Метод i методологiчне дослiдження
Реферат 1. начало работы над своим организмом
Реферат Загальні та сумарні показники вмісту природних та антропогенних компонентів, що застосовуються в програмах спостереження
Реферат 28. 10. 06. Гуманистическое направление в развитии психологической науки
Реферат Управление юстиции Брестского облисполкома
Реферат Emily Dickenson Essay Research Paper Emily Dickinson
Реферат Особенности формирования имиджа образовательного учреждения в обла
Реферат Chaucer Essay Research Paper Geoffrey ChaucerGeoffrey Chaucer