Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого

Николенкова Н. В.
Двусоставноепредложение (далее ДСП) – это предложение, грамматическая основа которого состоитиз двух главных членов — подлежащего и сказуемого.
Поструктуре двусоставные предложения противопоставлены односоставным, так как впоследних представлен только один главный член, схожий по форме с одним изглавных членов ДСП – либо с подлежащим, либо со сказуемым. Следовательно,рассмотрев способы выражения главных членов ДСП, мы узнаем и характер выраженияглавного члена в односоставном предложении.
Мырассмотрим следующие вопросы: 1. способы выражения подлежащего; 2. типысказуемого и способы выражения сказуемого; 3. характер взаимодействияподлежащего и сказуемого, тип синтаксической связи между членами предикативнойосновы. Также будут предложены задания, которые помогут вам самостоятельнопроработать обсуждаемую тему.
§1. Подлежащее.
Подлежащее– один из главных членов ДСП, который обозначает производителя действия илиносителя признака, названного соотносимым с ним вторым главным членом –сказуемым. Королева дала Белоснежке отравленное яблоко. Белоснежка стала однойиз самых красивых принцесс в мире. Подлежащее в некоторых предложениях называетобъект, над которым производится действие. Такие предложения в руском языкерассматриваются как конструкции со значением страдательного залога,производитель действия в них выражен другим членом предложения (как правило,дополнением в форме творительного падежа): Домик гномиков был убран Белоснежкойвсего за три часа.
Подлежащееотвечает на вопросы «кто?» и «что?».
Подлежащееможет быть выражено:
1.существительным или местоименным существительным в форме именительного падежа.К местоименным существительным относят местоимения я, ты, он, она, оно, они,мы, вы, кто, что и образованные от двух последних неопределенные иотрицательные (кто-то, ничто).Королева долго считалась одной из самых красивыхженщин в своем королевстве. Она и не подозревала, что подрастающая принцессаБелоснежка сможет стать более красивой. «Разве не я первая красавица вкоролевстве?» — спрашивала королева у волшебного зеркальца. «Ктоможет знать точно?» — уклонялось от ответа зеркальце.
2.субстантивированным словом. Под субстантивированным словом понимают слово любойчасти речи, которое в предложении приобретает предметное значение, отвечает навопросы «кто?» и «что?». Субстантивироваться можетпрактически любая часть речи. Чаще всего субстантивация затрагиваетприлагательные, причастия и местоименные прилагательные: Больные выздоравливалибыстрее, если за ними ухаживала Белоснежка. Приглашенные во дворец не знали,как реагировать на слова королевы. Это было самым страшным колдовством из всех,к которым прибегала королева.
Вроли подлежащего очень часто выступает местоименное прилагательное«который» в придаточном определительном: Яблоко, которое было даноБелоснежке, оказалось отравленным. Для местоимения «который», по всейвидимости, рассуждения о субстантивации будут неуместными, так как, будучиприлагательным по своим морфологическим свойствам, оно по синтаксическимпризнакам оказывается существительным, выступая имеенно в роли подлежащего вименительном падеже, а в косвенных падежах становясь дополнением.
Субстантивироватьсямогут и другие части речи: наречия, междометия, даже союзы: Это завтрапредставлялось королеве главным днем в её жизни, ведь именно завтра она сможетрассправиться с Белоснежкой. Раскатистое «ау» раздавалось в лесу, нона зов Белоснежки никто не отзывался. «Но» было любимым словомВорчуна, которое он прибавлял, даже если соглашался с собеседником.
3.количественным числительным: «Восемь больше пяти», — заключил умныйДобряк.
4.инфинитивом: «Умываться лишь пустая трата времени!» — заявилигномики. Разные пособия по русскому языку предлагают разные решения вопроса отом, зависит ли функционирование инфинитива как подлежащего от егоместоположения. Скажем, выпущенные в последние годы на филологическомфакультете МГУ практически одним и тем же составом авторов пособия по русскомуязыку предлагают разные решения. Нам ближе всего высказанная в последнемиздании пособия идея о независимости функционирования нфинитива в ролиподлежащего от его положения в предложении. Следовательно, в предложении МечтаБелоснежки – влюбиться в какого-нибудь принца подлежащим тоже будет инфинитив.
Здесьже оговорим, что если инфинитив выражен информативно недостаточным глаголом(чаще всего это глаголы «быть» или «стать»), то в составподлежащего будет включено относящееся к нему слово: Стать первой красавицейкоролевства – очень нелегкая задача!
5.Подлежащие могут быть выражены и иными типами словосочетаний:
·совместности, которые состоят из существительного или местоимения вименительном падеже, к которому при помощи союза «С» присоединяетсясуществительное или местоимение в творительном падеже; сказуемое при этом стоитв форме множественного числа: Тихоня с Ворчуном стали самими близкими друзьямиБелоснежки. Но: Король по важным государственным вопросам с королевой никогдане советовался.
·количественные, которые включают в себя слово с количественным значением(числительное, существительное, наречие) и зависимое от него существительное(или субстантивированное слово) в родительном падеже: Все семь гномиковзанимались добычей драгоценных камней. Часть камней они отдавали Горному троллю– хозяину леса. Несколько самых красивых изумрудов они оставляли себе и потомменяли их на еду. Именно количественные словосочетания в роли подлежащего могут«обойтись» без именительного падежа, если называют приблизительноеколичество (в этом случае они включают предлоги «около» и «от …до»): Около трехсот принцев добивались руки Белоснежки. От десяти додвадцати принцев ежедневно приезжали в королевство для личного знакомства скрасавицей принцессой.
·выделительные, в состав которых входит местоимение, существительное,числительное, прилагательное в превосходной степени, далее предлог«ИЗ» и существительное или субстантивированное слово: Трое изгномиков сразу же пошли мыть руки. «Любой из нас готов помочь тебе!»- закричал самый толстый из гномиков.
·неопределенности или всеобщности, которые состоят из неопределенного илиотрицательного местоименнного существительного вместе с определяющим егоприлагательным или причастием: Что-то необычное творилось в этот день вкоролевстве.
·фразеологизмы, то есть устойчивые сочетание слов: В жизни королевы наступиличерные дни.
6.подлежащее может быть выражено целым предложением. Это не означает, чтокакое-то предложение целиком выделяется как подлежащее, но функция подлежащегодля него определяется. Прежде всего эта функция выделяется для придаточнойизъяснительной части, когда она вытесняет подлежащее из главной, в результатечего главная часть рассматривается как ДСП неполное: «Хорошо, что тытеперь живешь вместе с нами!» — сказали гномики после вкусного обеда. Впрямой речи примера представлено сложноподчиненное предложение с придаточнымизъяснительным, которое стоит на месте пропущенного в главной части подлежащего[это] хорошо…
Во-вторых,позиция подлежащего может быть занята прямой речью: «Что-то с этойстарушкой не так!» — мелькнуло в голове у Белоснежки.
Задание
Выделитев предложениях подлежащие.
1.Одна из самых грустных сказок Андерсена – это «Девочка со спичками».
2.Большинство детей в нашей стране читают сказки Андерсена с самого раннегодетства.
3.Машенька получила в подарок на день рождения красивую толстую книгу, в которойбыло опубликовано множество сказок Андерсена.
4.Читать сказки и представлять себя принцессой – самое любимое занятие маленькихдевочек.
5.Копенгагенская Русалочка – это единственный памятник в мире, который посвященгероине сказки.
6.Приятно, что так много детей в мире все еще любят волшебные сказки.
7.Около трехсот высоких гостей присутствовали на открытии памятника Андерсену.
8.Человек, который так любил детей, просто не мог писать плохте сказки.
9.Книга с картинками известных художников была самым приятным подарком.
10.Белоснежка с семью гномами стали самыми популярными мультипликационными героямив Америке.
11.Читающий всегда получает удовольствие не только от содержания, но и от внешнеговида книги.
12.«Как хорошо уметь читать!» — говорят все детишки после того, как онипрочитали свою первую в жизни книгу.
13.Тот, кто, читая сказки, может представить себя ребенком, никогда не постареет.
14.Что-то загадочное происходит с туристами при виде дома, который стал родинойдля всех самых знаменитых сказок Андерсена.
15.От 300.000 до миллиона изданий сказок Андерсена выходят ежегодно в разныхмировых издательствах.
Другоезадание: придумайте свои примеры с разными способами выражения подлежащего.
§2. Сказуемое.
Сказуемое– один из главных членов ДСП, который обозначает действие или признак предмета,названного подлежащим. Королева хотела погубить Белоснежку. Она отравила самоекрасивое яблоко и притворилась монашкой. Сказуемое выражает грамматическое илексическое значение, причем в простом сказуемом лексическое и грамматическоезначение соединены в одном слове, а в составных сказуемых эти значенияразделены, лексическое выражает смысловая часть (инфинитив или именная часть),а грамматическое выражено вспомогательными глаголами и связками. Всего выделяюттри типа сказуемого – простое глагольное (далее ПГС), составное глагольное(СГС), составное именное (СИС).
Сказуемоевместе с подлежащим составляют предикативную основу предложения. Опредикативности говорят как о способе для говорящего выразить в предложениисвоё отношение к действию или состоянию как к реальному или нереальному ипроисходящему в определеном времени, следовательно, основным для выраженияпредикативности членом предложения будет именно сказуемое, так как у глагольнойформы сказуемого есть категории наклонения, выражающего отношение к реальностидействия, и времени. В предложении Мама мыла раму выражается реальностьдействия, которое происходит в прошедшем времени. Это выражено в глагольнойформе изъявительного (=реального) наклонения прошедшего времени. Если мыизменим форму глагола (=сказуемого), изменится в первую очередь время: Мамамоет раму – реальное действие в настоящем времени. При изменении Мама, вымойраму! действие не отражает реальности, а значит, ни с каким временем несоотнесено. При изменении субъекта действия Петя мыл раму меняется подлежащее,при этом меняются соотносительные формы сказуемого, что подчеркиваетвзаимозависимость двух этих членов. Возможность выразить в форме сказуемогопредикативность мы будем характеризовать в тексте как грамматическое значениесказуемого в отличие от лексического.
2.1.Простое глагольное сказуемое (ПГС).
Ещераз оговорим, что ПГС – это тип сказуемого, где лексическое и грамматическоезначение выражены одним словом или одним и тем же компонентом. Способывыражения ПГС могут быть различные:
1.ПГС выражается спрягаемыми формами глагола в каком-либо наклонении.Изъявительное наклонение указывает на реальность действия, а условное иповелительное – на нереальность (желательность или требование осуществлениядействия). Это самый простой и распространенный способ выражения ПГС, когдалексическое и грамматическое значения действительно выражены одним словом. –Гномики работают с утра до вечера. Белоснежка убралась в доме и перемыла всюпосуду. «Я буду сидеть дома, а вы будете зарабатывать деньги!» — предложила Белоснежка гномикам. «Не открывай никому!» — строго заявилВорчун. «Я бы съел мороженое!» — мечтательно произнес Тихоня. NB:обратите внимание, что будущее время в русском языке представлено сочетанием двухслов, но сказуемое мы считаем ПГС, т.к. использование двух слов — способвыражения одного значения — изъявительное наклонение, будущее время глаголовнесовершенного вида. Также необходимо помнить, что частица БЫ входит в составсослагательного наклонения глагола, а значит, является частью ПГС.
2.ПГС может быть выражено фразеологическим оборотом, неразложимым сочетаниемслов, выражающим одно лексическое значение. ( вышел из себя, принял участие, изпальца высосал, пришел в себя, впал в ярость, забил тревогу). Эти оборотывыражают единое действие, а цельное словосочетание синонимично одномуглагольному слову: Ворчун вышел из себя = рассердился. Он целые дни бьетбаклуши = бездельничает.
3.ПГС может быть выражено сочетанием двух глаголов в одинаковой форме, первый изкоторых обозначает действие, а второй — цель действия: «Пойду погуляю влесу», — сказала Белоснежка друзьям.
4.ПГС выражается конструкцией «взять + и/да и /да + глагол в той же форме,что и взять», где первый из глаголов выступает в ослабленном лексическомзначении, фактически в роли частицы: Тут король возьми и скажи: «А яженюсь!». Королева взяла да и отравила яблоко.
5.Конструкцией с усилительным значением, где используется повтор однокоренныхслов: «Мы все ждем не дождемся ужина», — сообщили гномики.
6.Конструкция, в которую входит inf + не + личная форма того же глагола:«Ты, Ворчун, сам спать не спишь, да и всем нам не даешь», — пробормотал Добряк.
7.Оборот для выражения длительности или интенсивности, куда входит элемент«только и делает, что» с ослабленным лексическим значением: Королеватолько и делала, что вредила окружающим.
8.Конструкция с повторением сказуемого для обозначения длительного действия: Зимыждала, ждала природа...(эта фраза встречается во всех известных нам пособиях дляиллюстрации этого способа выражения ПГС). После А.С.Пушкина мы своих примеровпридумывать не будем.
9.Конструкция для обозначения полностью осуществленного действия: «глагол +так + глагол в той же форме», где опять же первый из глаголов выступает вослабленном значении: Тут он ответил так ответил, все даже растерялись.
10.Конструкция «знай себе (в составе сказуемого, на наш взгляд, это частица)+ глагол»: Все гномики моют руки, а Ворчун знай себе посмеивается. Ктрадиционным примерам на этот способ выражения ПГС относится пушкинское Онбежит себе в волнах, где один из входящих в конструкцию элементов опущен.
11.Конструкция для обозначения неосуществившегося действия: «глагол + было(частица)» – Слуга оставил было Белоснежку в лесу, но все-таки не смогпойти на преступление.
12.Существуют еще так называемые несогласуемые формы ПГС, когда в значенииизъявительного наклонения выступает глагольное междометие или inf: Мартышка, взеркале увидя образ свой, тихохонько Медведя толк ногой… (это И.А.Крылов); Ицарица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами....(кто не знает,это А.С.Пушкин).
Задание:придумайте свои примеры с разными способами выражения ПГС.
2.2.Составное глагольное сказуемое (СГС).
СГС– это тип сказуемого, где лексическое и грамматическое значение выражены вразных словах. Грамматическое значение выражает вспомогательный элемент(=приинфинитивная часть), а лексическое выражено в основном глаголе, которыйпредставлен в форме inf.
СГС= приинфинитивная часть + infinitiv
Приинфинитивнаячасть может быть выражена несколькими способами, в первую очередьвспомогательными глаголами. Вспомогательные глаголы могут относиться только кдвум типам:
1.Фазисные глаголы обозначают какую-либо фазу действия — его начало, середину,конец: В тот же день королева начала готовить новое колдовское зелье. Все эти глаголыотносятся к неполнозначным, т.е. не могут употребляться в предложениисамостоятельно (стать, начать, начинать, приняться, приниматься, продолжить,продолжать, перестать, переставать, прекратить, прекращать...). Отсутсвие infпри этих глаголах создает неполноту предложения.
2.Модальные глаголы – это те, которые дают оценку действия с точки зрения еговозможности или невозможности; указывают на желание, намерение, способность илинеспособность к совершению действия; выявляют степень обычности назвенногодействия или вносят в предложение эмоциональную оценку: «Я хочу жить свами», — сообщила гномикам Белоснежка. К модальным чаще всего относятглаголы уметь, мочь, хотеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться,отказаться, думать, предпочитать, привыкнуть, любить, ненавидеть, остерегатьсяи некоторые другие. Важно отметить, что многие из перечисленных глаголов имеютмодальное значение только в сочетании с инфинитивом, в употреблении без inf онивыступают как полноценные глаголы и будут ПГС. Сравните: Королева думала решитьвсе свои проблемы только при помощи колдовства. (Она не долго думала о своемгоре и сразу приняла правильное решение.); Королева привыкла разговаривать передсном со своим зеркальцем. (Она привыкла к мысли о своей красоте).
Естьдва момента, которые надо учитывать при рассмотрении предложений, гдепредставлены глаголы указанных выше групп и сочетания глагола и инфинитива.Во-первых, предложения с использованием перечисленных глаголов могут оказатьсянеполными, к примеру, в придаточной части предложения Принц не мог забытьБелоснежку, потому что не хотел представлено не ПГС, а неполное СГС, где infвосстанавливается по смыслу. Чаще представлены типы предложений с однороднымиСГС, где при втором вспомогательном глаголе опущен inf: Принц хотел забытьБелоснежку, но не мог. В этом предложении два однородных вспомогательныхглагола относятся к одному инфинитиву. Второе сказуемое в принципе можноописать как неполное. Во-вторых, надо помнить, что не любой inf при глаголевходит в состав СГС. Есть три случая, когда это не так:
1.в составе ПГС есть глагол несовершенного вида в сложном будущем времени (infпосле глагола «быть»): Она будет думать об этом завтра.
2.после ПГС стоит объектный inf, описывающий действие, которое совершает инойсубъект, нежели тот, что совершает названное глаголом действие: Белоснежкапосоветовала гномикам чаще умываться. Выявить такое употребление инфинитивалегко, если задуматься о смысле предложения (советует Белоснежка, а умыватьсябудут гномики), а еще и о том, что глагол «советовать» не принадлежитк фазисным или модальным. Инфинитив в этой позиции будет дополнением.
3.после ПГС находится inf со значением цели, присоединяющийся чаще всего кглаголам со значением движения: Принц приехал в королевство познакомиться скрасавицей принцессой. Инфинитив в этом случае рассматривается какобстоятельство цели.
Фазисноезначение в СГС может быть выражено только глаголом. Модальное значение можетвыражаться еще двумя способами:
·краткими прилагательными, не имеющими полной формы, — рад, готов, обязан,должен, намерен, способен ( их называют п р е д и к а т и в н ы м и ), а такженаречиями и существительными, если они обладают модальным оттенком значения –Королева была готова подождать неделю, чтобы яд полностью впитался в яблоко.При этом она была не в состоянии не придумывать в это же время козни противпринцессы. В приведенных примерах при прилагательном и существительном естьглагол-связка БЫТЬ, указывающий лишь на наклонение и время. В настоящем временисвязка в таких СГС нулевая: «Мы рады помочь принцессе!» — ответилигномики. NB: по нашим многолетним наблюдениям, «должен» описываетсяшкольниками как глагол. Пожалуйста, попытайтесь запомнить частиречнуюпринадлежность данного слова!
·В позиции модального глагола может употребляться фразеологическое сочетание стем же значением — иметь возможность, иметь намерение, иметь обыкновение, иметьчесть, иметь право, изъявить желание, гореть желанием, приобрести привычку,почитать себя вправе, счесть необходимым… – Постепенно самые спокойные изгномиков приобрели привычку умываться по утрам.
Вторымкомпонентом в СГС является inf основного глагола: Король не любил спорить сновой женой. Необходимо отметить, что в роли лексической части СГС можетвыступить не только inf глагола, но и inf синтаксически неразложимогосочетания: Королева намеревалась совершить преступление уже завтра. Принц готовбыл принять участие в смотре женихов Белоснежки.
Инфинитивыпри одной общей приинфинитивной части могут группироваться, в этом случае можноговорить об однородных сказуемых или об однородных частях сказуемого: Последолгой дороги принц хотел умыться и отдохнуть. Структура сложного предложенияиногда создает иллюзию однородности inf в СГС. Это возможно в бессоюзном илисложносочиненном предложении с параллелизмом построения частей, где в каждойчасти имеется свое подлежащее, а в СГС по смыслу предполагаются одни и те жеприинфинитивные части, повтора которых нет: Вот уже стали виднеться звезды нанебе, различаться созвездия, просматриваться молодой месяц. Во второй и третьейчасти этого бессоюзного предложения представлены неполные СГС.
СГСможет быть о с л о ж н е н н ы м. Это бывает в случаях, когда употребляютсясразу два вспомогательных глагола — фазисный и модальный. – Гномики решили начатьумываться каждый вечер.
Многиепособия выделяют еще один тип СГС и называют его СГС особого типа. В этомслучае в предложении два инфинитива, один выполняет функцию подлежащего, другойвходит в состав СГС: Быть постоянно злобной — значит рано постареть. Улыбаться– жить до глубокой старости. В наших примерах представлены обе разновидностиСГС особого типа – со связкой «значит» и с нулевой связкой(реализация связки «быть» в настоящем времени, об этом речь будетидти при рассказе о составном именном сказуемом). Иногда «значит»рассматривается как частица, но это не так – это глагол, имеющий формы разныхвремен и наклонений: Отказаться значило бы обидеть гномиков. Определить«значит» как какой-то тип вспомогательного глагола не представляетсявозможным.
Задание
Выделитев предложениях ПГС и СГС. Объясните, чем выражены сказуемые.
1.Многие жители Дании хотели бы принять участие в празднествах по поводу юбилеяАндерсена.
2.Издатель предложил ему перевести сказку «Русалочка» на язык племенимумбо-юмбо для приобщения последних к европейской культуре.
3.Туристы приходят в этот район Копенгагена сфотографироваться на фоне Русалочки.
4.«Пойду прочитаю Ванечке на ночь следующую главу из „Снежнойкоролевы“, — извинилась перед гостями хозяйка.
5.Художник обязан был сделать иллюстрации к „Снежной королеве“ ксубботе, но он уже не был в состоянии придумать свежие решения.
6.Я люблю книжки, в которых есть много картинок.
7.Жители Дании разрешили приехать на празднование юбилея великого сказочника дажепредставителям тех стран, которые не имели дипломатических отношений скоролевстовом.
8.»Вы разрешите показать Вам дорогое подарочное издание сказок, котороеобязательно должно понравиться Вашим детям?" — пришел на помощь продавец.
9.Человечество еще долго бедет ломать голову над тем, почему писать сказки дляАндерсена значило создавать философские произведения, а не рассказы для детей.
10.Андерсен хотел славы и признания в мире, но не как детский писатель.
2.3.Составное именное сказуемое (СИС).
СИС– это тип сказуемого, где лексическое и грамматическое значение выражены вразных словах. Грамматическое значение сказуемого передает приименная часть(связка), а именная часть передает лексическое значение: В 16 лет все принцессыкажутся красавицами, но Белоснежка была красивее всех.
СИС= приименная часть ( связка ) + имя
Вроли связки могут выступать три группы глаголов:
1.Отвлеченная связка — это глагол «быть», лишенный своего лексическогозначения «существовать, быть в наличии, иметься». В роли связки он неимеет значения и выступает только для указания на наклонение, время, а всочетании с подлежащим и на лицо. Белоснежка была обычной девочкой. «Онабудет красавицей!» — говорили её отцу окружающие. В настоящем времениглагол «быть» имеет форму «есть», которая в русском языкетрадиционно не употребляется. Отсутствие глагола-связки в настоящем времениназывают нулевой связкой, так как отсутствие значимо — Она красавица — нулеваясвязка указывает на настоящее время, изъявительное наклонение (реальнаямодальность), а на лицо в данном примере указывает подлежащее. Использованиенулевой связки в настоящем времени — норма русского языка, употребление связки«есть» возможно в крайних случаях, например в художественном тексте,имитирующем речь иностранца — «Я есть американский посол».
2.Полуотвлеченная связка — это особые полузнаменательные глаголы: явиться,являться, бывать, оказаться, казаться, представиться, представляться, стать,становиться, делаться, сделаться, остаться, оставаться, считаться, слыть инекоторые другие. В сочетании с именем эти глаголы не обладают самостоятельнымзначением, но дополняют и уточняют значение, выражаемое именной частью. Сизменением формы отвлеченной связки меняется только грамматическое значениепредложения, тогда как с изменением полуотвлеченной связки немного изменяется исмысл высказывания: Королева казалась ведьмой — считалась ведьмой — оказалась ведьмой.
3.Знаменательная связка — это использование в роли приименной части СИСполнозначных глаголов движения, состояния, деятельности: идти, ходить, бежать,вернуться, сидеть, стоять, лежать, работать, жить, родиться и некоторых других.Все эти глаголы имеют собственное лексическое значение и сохраняют его всоставе СИС, но это значение может ослабляться, а на передний план выходитзначение имени. Не могут входить в состав СИС слова, отвечающие на вопросы«где?», «когда?», входят слова, отвечающие на вопрос«какой?»: Гномики вернулись домой усталые. (ср: Они вернулись домойоколо полуночи); Первая жена короля уже месяц лежала больная. (ср: Она лежала впостели), Принцесса родилась счастливой (ср: Принцесса родилась под Рождество).
Вторымкомпонентом СИС является именная часть, выражающая лексическое значениесказуемого. Именная часть имеет следующие формы выражения:
1.существительное в именительном или творительном падеже: Белоснежка такаядушка!" — в один голос воскликнули гномики. На самом деле королева быланастоящей колдуньей.
2.существительное в любом косвенном падеже с предлогом и без него: Лес был весь всухих листьях.
3.прилагательное, местоименное прилагательное, порядковое числительное илипричастие в полной форме в именительном или творительном падеже: Дорога отлесной опушки до домика гномов была долгой. Когда гномики выстраивались в ряд ишли на работу, Тихоня всегда был седьмым. «Этот домик наш!» — заявилВорчун. Яблоко, полученное принцессой, оказалось отравленным.
4.краткое прилагательное или краткое причастие (для этих форм это единственнаясинтаксическая функция): Предложение Ворчуна выгнать Белоснежку из дома было глупои необъяснимо.
5.местоимение — существительное в именительном (реже в творительном) падеже:«Я мечтаю познакомиться с принцем, но ведь Вы же не он», — вежливозаметила Белоснежка.
6.имя прилагательное в форме сравнительной или превосходной степени (вниманее! этаформа может быть простой и составной) — Жизнь с мачехой становилась дляБелоснежки все тяжелее, но у многих жизнь бывает и более тяжелая. Этот лес былсамым опасным в королевстве. Добряк был наименее конфликтным в отряде гномиков.
7.количественное числительное: Пятью пять — двадцать пять.
8.наречие, способное сочетаться с существительным: «Разговор у нас будет начистоту»,-заявила слуге королева.
Необходимозаметить, что наречия на –О,-Е в составе СИС встречаются, но только не вдвусоставном предложениии, а в односоставном: В лесу было темно и страшно. Обэтом мы еще будем говорить в разделе об односоставном предложении. Обычноопределение частиречной принадлежности слова не вызывает проблем, в этом жеслучае наречие на –О оказывается омонимично краткому прилагательному в среднемроде. Но если помнить указанное правило (в ДСП – прилагательноые, а в ОСП –наречия), то проблема легко разрешима. Сравни: Хорошо, что Белоснежка незаблудилась одна в лесу. Ей было очень хорошо у гномиков. В первом предложениимы имеем дело с прилагательным (предложение двусоставное неполное с пропускомподлежащего, на месте которого оказалось придаточное изъяснительное), тогда какво втором примере «хорошо» является наречием.
9.фразеологический оборот или неразложимое сочетание слов: Это была ахиллесовапята королевы. Король был добрейшая натура.
10.В состав именной части СИС могут войти сочетания существительных сосравнительными союзами (в справочниках по пугктуации описанные каксравнительные обороты): Домик гномов был как игрушка.
Приописании СИС необходимо характеризовать и связку, и способ выражения именнойчасти.
СИСмогут быть о с л о ж н е н н ы м и. Иногда о таком сказуемом говорят как о СИСс элементами СГС, так как в этом случае в СИС вводится модальный или фазисныйкомпонент: Принц хотел быть удачливее своих конкурентов. Слуга не готов быласделаться преступником. Если из таких сказуемых мы уберем модальный илифазисный компонент, то оставшаяся часть будет представлять собой СИС в чистомвиде.
Основнаяошибка при определении типа СИС заключается в попытке охарактеризовать именнуючасть как второстепенный член предложения, часто сходство действительно есть.Ошибка возникает, когда школьник для определения членов предложения задаетвопросы последовательно к каждому слову: Королева стала (какая?) нервная. Воизбежание этой ошибки необходимо сначала определить главные члены предложения,а потом последовательно, задавая вопросы от одного члена предложения к другому,выделить второстепенные члены.
Встречаютсятакже типы составных сказуемых, состоящих из нескольких элементов, где одно ито же слово можно рассмотреть и в качестве глагола-связки и в качествевспомогательного глагола. Такие сказуемые характеризуют как сложные, СГС + СИС:С этого дня принц женихом стал ездить во дворец. В этом примере глагол«стать» используется в двух указанных качествах., этот тип сказуемоговообще чаще всего включает глагол «стать», который может бытьфазисным, а может быть полуотвлеченной связкой. Естественно, такой типсказуемого – большая редкость.
Задание
Выделитев предложениях подлежащие и сказуемые, определите их типы.
Глубокопод водой находится дворец морского царя. Там живут сам морской царь и егодочери. Одиннадцать дочерей похожи друг на друга как близнецы, но младшая дочьАриэль отличается не только длинными рыжими волосами, но и своим необычнымхарактером. Ариэль с сестрами очень дружны, но никто из сестер не может доконца разобраться в поступках младшенькой. Каждая из них имеет свою мечту:кто-то хочет удачно выйти замуж, несколько сестер мечтают стать владычицами всобственных морских королевствах, но ни одна из них не мечтает стать человеком.Ведь они не люди, они русалки!
Главнымотличием русалочки от обычной девушки будет длинный хвост вместо ножек, которыйне позволяет его обладательнице ходить по земле, но помогает быстро плавать.Сменить хвост на пару стройных ножек было мечтой Ариэль лет с десяти. Онаискала способы совершить такую замену, и об этом взяла да и узнала стараяморская ведьма. Ведьма (никто из сказочников не знал её имени) послала верныхслуг сказать Ариэль, что может ей помочь. Глупышка было отказалась, но желаниеиметь ножки оказалось сильнее.
Заножки ведьма взяла в аренду нежный голосок Ариэль, и бедняжка оказалась наберегу с новыми, «нехожеными» ножками, но немая. Она хотела пойти квиднеющемуся впереди дворцу, но не смогла. Ножки отказались идти вперед, идевушка упала. Она даже не имела возможности закричать и позвать на помощь!
Тутоткуда ни возьмись появился принц! Его любимым занятием было гулять по вечерампо берегу моря, что и привело к встрече с Ариэль. Но красавица не могла нипроизнести своего имени, ни пройти вместе с принцем в его дворец. Принц взялкрасавицу на руки и тут же решил связать свою судьбу именно с этой девушкой.
Никтоиз знатоков творчества Андерсена не любит конец этой истории. Уолт Дисней и егокоманда смогли стать создателями гораздо лучшего финала, когда они решилипозволить себе самовольно изменить конец этой истории. Но подробный пересказ неявляется сейчас нашей задачей, поэтому мы с вами вернемся к истории принца иАриэль еще раз.
§3. Согласование сказуемого и подлежащего. Типсинтаксической связи между подлежащим и сказуемым.
Междусловами внутри предложения есть подчинительная связь, то есть одно словозависит от другого. Типы этой подчинительной связи изучаются в разделе«словосочетание», это известные школьнику согласование (длинныйхвост), управление (мечтать о счастье), примыкание (постоянно мечтать). Впредложении может реализоваться и сочинительная связь, это связь однородныхчленов (стройные и красивые).
Естественнопредположить, что между подлежащим и сказуемым тоже возникает связь. Этоподчинительная связь, но в паре «подлежащее» и «сказуемое»нельзя однозначно выделить главный и зависимый компонент. Связь между главнымичленами ДСП рассматривается как взаимозависимость компонентов: сказуемоетребует от подлежащего формы именительного падежа (требование формыопределенного падежа – управление), а подлежащее в свою очередь требует отглагольной формы сказуемого определенного числа и лица/рода (это согласование).Таким образом, связь подлежащего и сказуемого внутри предикативной основы – этосогласование+управление.
Приописании, как именно выражается связь, необходимо внимательно следить за формойглагола в составе сказуемого, важно и то, чем выражено подлежащее. К примеру, впредложении «Я хожу!» — закричала русалочка перед нами две группыподлежащего и сказуемого. В первом предложении (прямой речи) подлежащее стоит вформе местоимения 1 лица единственного числа, сказуемое выражено формойнастоящего времени изъявительного наклонения, которая имеет признаки лица ичисла. Согласование между подлежащим и сказуемым происходит именно по этимпризнакам. ВНИМАНИЕ! Местоимение «Я» имеет признак рода, который станетважным при согласовании с ним формы сказуемого, но только если это будет инаяглагольная форма. Такая иная глагольная форма представлена во второйпредикативной основе – слова автора – приведенного нами примера. Глагол впрошедшем времени изъявительного наклонения имеет грамматические характеристикирода и числа и по этим признакам согласуется с подлежащим. Изменениесуществительного на личное местоимение в 1 или 2 лице не изменит формусказуемого.
Проверьсебя и определи, по каким грамматическим признакам связаны подлежащее исказуемое в предложениях:
Русалочкаполучила ножки, но я не поняла, зачем она это сделала.
Всезнают, что Андерсен не напишет больше сказок, поэтому люди изменили некоторыесюжеты.
Вприведенных выше случаях проблем стилистического характера не возникает. Еслиподлежащее именная часть речи, а сказуемое ПГС или СГС, то нет трудностейпостроить такое предложение. Стилистические трудности часто возникают припостроении предложения с СИС (в какой форме должна стоять именная часть?) и привыражении сказуемого словосочетанием (в какой форме поставить в этом случаеглагол в сказуемом?). Попробуем рассмотреть некоторые из возникающихтрудностей.
1.Наиболее простой случай – выражение подлежащего словосочетанием совместноститипа «брат с сестрой». Мы уже упоминали, что если сказуемое в такомпредложении стоит в форме множественного числа, то мы считаем подлежащим всесловосочетание ( Русалочка с сестрами беззаботно проводили время во дворцесвоего отца). Если сказуемое выражено формой единственного числа, то подлежащиммы считаем только одно слово – существительное или местоимение в именительномпадеже (Русалочка со своими новыми ножками чувствовала себе неуверенно).
2.Сказуемое может быть поставлено и в единственном и во множественном числе приподлежащем, выраженном количественным словосочетанием. Большинство жителейморского царства успело (успели) приехать на свадьбу Ариэль и принца вовремя.
Строгихправил распределения единственного и множественного числа нет, хотя всправочниках рассматриваются некоторые предпочтения. Скажем, чем большевторостепенных членов расположены между подлежащим и сказуемым, тем большеоснований употребить форму множественного числа. В этом случае согласованиепроисходит по смыслу – именно множественным числом выражен зависимый компонентсловосочетания: Большинство родственников русалочки, даже живущие в самыхдалеких и глубоких частях океана, хотели привезти родственнице подарки.
Формаединственного числа более употребима, если главным компонентом словосочетания оказываетсячислительное, а зависимым – слова с общим значением меры веса, пространства,времени и т.д.: Пять месяцев прошло со времени первой встречи принца с Ариэль.
Присловосочетаниях, включающих числительные «два», «три»,«четыре», «двое», «трое», «четверо»,сказуемое обычно ставится в форме множественного числа: Три прелестных девушкиприслуживали Ариэль в её первый вечер во дворце людей.
3.При выделительных сочетаниях сказуемое ставится в единственном числе, а род впрошедшем времени глагола выбирается мужской, независимо от реального родапроизводителей действия: Кто из сестер не завидовал сейчас младшей?!..
4.Если необходимо согласовать глагол в составе сказуемого с инфинитивом илисубстантивированным словом типа наречия, союза, междометия и т.д., товыбирается форма среднего рода единственного числа: В комнате принца раздалосьтихое «ах». Мечтать было всегда самым любимым занятием Ариэль.
5.В СИС согласование происходит не только между подлежащим и связкой, но и междуподлежащим и именной частью. Как правило, связка согласуется с подлежащим в томже роде и числе, при том что падеж может и не совпасть (связка может быть втворительном падеже): Ариэль была любимица(любимицей) всех родных.Разочарование ведьмы было ужасным. Возможно согласование связки в СИС не сподлежащим, а с самой именной частью: Свадьба Ариэль было самое радостноесобытие в семье.
§4. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.
Междуподлежащим и сказуемым может быть поставлен только один знак препинания – тире.Оно ставится в первую очередь в следующих случаях :
·Подлежащее — существительное, а сказуемое СИС с нулевой связкой и именнойчастью, выраженной существительным в той же форме: Море – родина русалочек.
·Подлежащее – инфинитив, сказуемое СИС с нулевой связкой и существительным вименительном падеже: Колдовать – главная работа ведьмы. Долг любого принца –спасти попавшую в беду принцессу.
·Подлежащее – инфинитив, сказуемое СГС особого типа с нулевой связкой иинфинитивом: Ходить на новых ножках – причинять себе страшную боль.
·Подлежащее «это» (субстантивированное местоимение), а сказуемое СИС снулевой связкой и существительным в именительном падеже: Это – морская ведьма.
Внекоторых случаях постановка тире между подлежащим и сказуемым, наоборот, нерекомендована (хотя не говорится о невозможности её постановки). К примеру, неставят тире при подлежащим и сказуемом в именительном падеже, если между нимиоказался сравнительный союз: Море как небо; ограничительная или отрицательнаячастица: Принц этот не чета многим другим принцам; перед сказуемым находитсяотносящийся к нему второстепенный член: «Ариэль мне друг!» — пропищалкраб Тристан.
Постановкатире между подлежащим и сказуемом во многом может зависеть от желания пишущего.Скажем, если подлежащее – личное местоимение, а сказуемое СИС с существительнымв именительном падеже, то правила не рекомендуют постановку тире, но при этомотмечают, что тире все же возможно «при логическом противопоставлении… припротивопоставлении… при структурном параллелизме частей ». «Я – самаяглавная ведьма во всем морском королевстве!» — заявила колдунья Ариэль.
Всвоей работе о постановке тире между подлежащим и сказуемым мы просим бытьвнимательными, если по условиям контекста в предложении перед тире можетоказаться запятая. Это бывает, если к подлежащему относится обособленноеопределение или придаточное предложение: Русалка, живущая в воде и желающаястать человеком, — вымысел Андерсена, но очень привлекательный! Плата, которуюпопросила за колдовство ведьма, — нежный голос девушки. Отсутствие запятойперед тире – это одна из самых частых ошибок создающих письменные работы порусскому языку и литературе.
Хотелосьбы отметить еще одну группу правил, использующуюся в предикативной основепредложения. Как подлежащие, так и сказуемые (а также части составныхсказуемых) могут быть выражены однородными членами. В этом случае между нимиставятся запятые по общему правилу на однородные члены: Ариэль умела петь, итанцевать, и вышивать крестиком, и готовить салаты из морской капусты. Еще в группеоднородных членов могут оказаться обобщающие слова, тогда используются нетолько запятые, а еще двоеточие (если обобщающее слово перед группой однородныхчленов) и тире (если после): Все жители морского дна: и рыбки, и крабы, иморские гребешки – любили русалочек. Самой распространенной ошибкой прииспользовании этого правила будет непостановка тире в предложениях, подобныхприведенному нами выше, то есть когда после обобщающего слова и однородныхчленов предложение продолжается.
Задание.
Расставьтезнаки препинания в предложениях, определите типы подлежащего и сказуемого.
1.Сказки которые знают и любят все дети в мире это волшебные истории созданныевоображением Андерсена.
2.Главная задача стоящая перед Андерсеном писать не только для детей но и длявзрослых.
3.Стать человеком значило для русалочки наслаждаться зеленой травой пением птичеки запахами цветов, ведь это то чего нет под водой.
4.Всё и предательство и нелюбовь и измену преодолеле русалочка на пути к счастью.
5.Всегда рядом с русалочкой были её верные друзья краб Тристан рыбка Флаудер ипеликан с противным голосом имя которого тайна для многих.
6.Русалочка вынырнула на поверхность и увидела что небо над морем словно разлитаябанка чернил, такое же черное.
7.Дети любят не только играть и развлекаться но еще и слушать интересные рассказыо волшебных приключених.
8.Читать сказку под одеялом пока родители смотрят какой-то неинтересный для детейфильм любимое занятие многих детишек.
9.«Ты мне друг или враг?» — спрашивала акула у рыбки перед тем каксъесть.
10.«А вот это моя лучшая подруга Ариэль!» — представил Флаудер своюбольшую подружку другим маленьким рыбешкам.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.