Борьба добра и зла в романе М. А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Доброи зло… Понятия вечные и неразделимые. И пока жив человек, они будут боротьсядруг с другом.
Добробудет «открываться» человеку, освещая ему путь к истине. Не все- гданосителями добра и зла бывают разные люди, особой трагичности достигает этаборьба, когда она происходит в душе одного человека. Роман М. А. Булгакова«Мастер и Маргарита» посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книгеописывает события двадцатых годов нашего века и события библейских времен.
Действия,происходящие в разное время, объединены одной идеей — поисками истины и борьбыза нее. Перенесемся в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи ПонтияПилата. «В белом плаще с кровавым подбоем» появляется он передчеловеком лет двадцати семи, у которого «руки связаны за спиной, под левымглазом синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью». Человек этот —звали его Иешуа — обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаим-скогохрама. Арестант хотел было оправдаться: «Добрый человек! Поверьмне...» Но его «научили» соблюдать этикет: «Крысобой вынулбич и… ударил арестованного по плечам… Связанный мгновенно рухнул наземь,как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица,и глаза обессмыслились...» Трудно не согласиться с тем определением, какоедал себе прокуратор: «свирепое чудовище».
ПонтийПилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих иподчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема,значит, господин имеет право судить всех и вся. И вдруг появляется человек,который думает иначе: "… рухнет храм старой веры и воздвигнется новыйхрам истины". Более того, этот «бродяга» смеет предлагать:«Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими стобой, тем более, что ты производишь впечатление очень умного человека».Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, что временамиприводит Пилата в замешательство.
УИешуа своя жизненная философия: "… злых людей нет на свете, есть людинесчастливые". Арестант показался интересен прокуратору. В егоневиновности прокуратор убедился сразу. Конечно, речи его несколько крамольны,не зато «бродяга» обладает чудесным свойством снимать головную боль,которая так мучает прокуратора. И у Понтш- Пилата уже сложился план действия:он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземное море, туда, гденаходится его резиденция. Но это оказалось невозможным. Иуда из Карнафапредставил такие сведения о «безумце», что наместник кесаря не имелправа не казнить его. Иешуа казнен. Почему же мучается прокуратор? Почему емуснится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будтоони идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, «жестокийпрокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне?»
МогуществоПонтия Пилата оказалось мнимым. Он трус, и совесть мучает его. Но как связаныершалаимские главы с основным содержанием романа? Большое количество как явных,так и тончайших параллелей связывают изображение Ершалаима двадцатых годовпервого века и Москвы двадцатых годов двадцатого века. Герои и времена, в нихописанные, как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к людям инакомыслящим,зависть царствуют в мире, который окружает Мастера. Их обнажает Воланд. Воланд— это художественно переосмысленный автором образ Сатаны. Сатана и егопомощники творят зло. Их цель — обнажать сущность явлений, высвечивать,усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческомобществе. Фокусы в Варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом,таинственное превращение денег в доллары и прочая чертовщина — это обнажениескрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в Варьете. Здесьпроисходит испытание москвичей на алчность и милосердие.
Вконце представления Воланд приходит к выводу: «Ну что ж… они — люди каклюди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны — из кожи ли, из бумаги ли,из бронзы или золота. Ну, легкомысленные… ну, что ж… и милосердие иногдастучится в их сердца… Обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…квартирный вопрос только испортил их...» Вечное стремление людей к добрунеодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви — Иисус Христосжив в душах людей. Мастер, главный герой романа, создает роман о Христе иПилате. Христос для него — это мыслящая и страдающая личность, утверждающаядостоинство бескорыстного служения людям, несущая непреходящие ценности в мир.Маргарита в романе является носительницей огромной, поэтической и вдохновеннойлюбви, которую автор назвал «вечной».
Ичем более непривлекательным, «скучным, кривым» предстает перед намипереулок, где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается эточувство, вспыхнувшее «молнией». Маргарита борется за Мастера. ПосещаяВеликий бал полнолуния, Маргарита при помощи Воланда возвращает Мастера. Вместес ним под раскаты очищающей грозы она переходит в вечность. Уйдя от нас, Мастероставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемырешать нам самим.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/