Базаров и Павел Кирсанов в романе«Отцы и дети»
Длятого чтобы осознать конфликт романа во всей его полноте, следует понять всеоттенки разногласий Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова.
«Ктоесть Базаров?» — спрашивают Кирсановы и слышат ответ Аркадия:«Нигилист». По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего непризнают и ничего не уважают. Взгляды нигилиста Базарова можно определить,только выяснив его позицию. Вопрос, что признавать, на чём, на каких основанияхстроить свои убеждения, — чрезвычайно важен для Павла Петровича. Вот чтопредставляют собой принципы Павла Петровича Кирсанова: право на ведущееположение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственнымидостоинствами и делами («Аристократия дала свободу Англии и поддерживаетеё»), т. е. нравственные нормы, выработанные аристократами, -опорачеловеческой личности. Без принципов могут жить лишь безнравственные люди. Прочитаввысказывания Базарова о бесполезности громких слов, мы видим, что«принсипы»Павла Петровича никак не соотносятся с его деятельностью наблаго общества, а Базаров принимает только то, что полезно («Мне скажутдело — я соглашусь». «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем»).
Евгенийотрицает и государственный строй, что приводит Павла Петровича в замешательство(он «побледнел»). Отношение к народу Павла Петровича и Базароваразное. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведённым дедамипорядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его.Базарову же эти качества ненавистны: «Народ полагает, что, когда громгремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласитьсяс ним?» Одно и то же явление и называется по-разному, и по-разномуоценивается его роль в жизни народа. Павел Петрович: «Он (народ) не можетжить без веры». Базаров: «Грубейшее суеверие его душит».Просматриваются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству,природе. С точки зрения Базарова, «читать Пушкина-потерянное время,заниматься музыкой смешно, наслаждатьтся природою-нелепо».
ПавелПетрович, напротив, любит природу, музыку. Максимализм Базарова, полагающего,что можно и нужно во всём опираться только на собственный опыт и собственныеощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз ипредставляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта.Искусство (и литература, и живопись, и музыка)размягчает душу, отвлекает отдела. Всё это «романтизм», «чепуха». Базарову, для которогоглавной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой,«грубейшими суевериями», казалоськощунственным«толковать»об искусстве, «бессознательномтворчестве», когда «дело идёт о хлебе несущном».
Итак,в романе Тургенева «Отцы и дети» столкнулись два сильных, яркиххарактера. По своим взглядам, убеждениям Павел Петрович предстал перед нами какпредставитель «сковывающей, леденящей силы прошедшего», а ЕвгенийБазаров — как часть «разрушительной, освобождающей силы настоящего».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bobych.spb.ru/