МИНИСТЕРСТВОТРАНСПОРТА Р.Ф.
ГОСУДАРСТВЕННОЕФЕДЕРАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТУЧКОВСКИЙАВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ
РЕФЕРАТ
По предмету: «Экологическое право»
На тему: «Экологическиеправа и обязанности человека»
Выполнил студент группы Ю — 37
КоротковАлексей Владимирович
Проверил старший преподаватель юридических
дисциплин************
ОЦЕНКА __
ТУЧКОВО2005 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………….стр.2
1. Экологические права и обязанностиграждан……………………….стр.3
2. Понятие и виды экологических правчеловека……………………… стр.7
3. Правовое регулированиеэкологических прав человека по российскому законодательству……………………………………………………стр.10
4. Роль общественных объединений в защитеэкологических
прав граждан……………………………………………………………………………….стр.15
Заключение………………………………………………………………………………….стр.17
5. Список использованнойлитературы…………………………………….стр.19
ВВЕДЕНИЕ:
Вопрос об экологических правах индивида являетсяцентральным в современном праве окружающей среды России. Любые права должныбыть закреплены и защищены законом. Таким законом в нашей стране являетсяФедеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». Этотнормативный акт содержит перечень экологических прав граждан и определяетпорядок их регулирования в Российской Федерации.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью[1].
Также человек должен соблюдать определенныеэкологические обязанности, согласно статье 58 Конституции, каждый обязансохранять природу, окружающую среду и бережно относиться к природнымбогатствам.
Целью работы являетсятеоретическое обобщение основных положений в области регулированияэкологических прав граждан.
Данная цель достигается решением следующих задач:
Ø систематизацияпонятийного аппарата и группированиеэкологических прав человека по видам;
Ø раскрытиеосновных подходов к правовому регулированию экологических прав граждан всоответствии с российским законодательством;
Ø оценка ролиобщественности в защите экологических прав граждан.
1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИГРАЖДАН
Экологическое право —одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные (экологические)отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего ибудущего поколений людей.
Российская Конституция1993 г. провозгласила экологические права и обязанности граждан — наблагоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии, навозмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическимправонарушением (ст. 42)[2].
В статье 42 КонституцииРФ предусмотрено право гражданина РФ на благоприятную окружающую среду,основанное на принципиальном положении, что человек есть высшая ценность, чтокаждый имеет право на жизнь. Это право предполагает благоприятную окружающуюприродную среду и охрану от неблагоприятного воздействия окружающей природнойсреды, вызванного авариями, катастрофами, иной деятельностью человека, включаяхозяйственную, чаще всего антропогенного характера, а также право на получениедостоверной информацию о состоянии биосферы, право на возмещение ущербапричиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением илистихийными катаклизмами.
Это право гарантируетсягосударством путем планирования и нормирования качества окружающей природнойсреды, мерами по предупреждению и ликвидации последствий экологически вреднойдеятельности, социальным и государственным страхованием граждан, возмещениемвреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения и иных вредныхвоздействий на «природу», привлечением к различным видам юридическойответственности лиц, виновных в нарушении действующего законодательства.
К экологическим правамграждан относятся и их возможности излагать свое мнение. Обращаясь с письмами,содержащими предложения, заявления или жалобы по вопросам охраны окружающейсреды, в государственные органы, требовать их рассмотрения. В области охраныокружающей среды и обеспечения, экологических прав граждан функционирует более10 министерств и ведомств, которые можно условно разделить на межотраслевые испециальные. К межотраслевым органам государственного управления в областиэкологии относятся Госстандарт и Госкомгидромет. Они выполняют межведомственныефункции в области координации, планирования, управления природоохранной деятельностью.Их решения в сфере их компетенции обязательны к исполнению для всех министерствведомств. Важная роль принадлежит государственным органам специальнойкомпетенции. Закон РФ об охране окружающей природной среды определилкомпетенцию специально уполномоченных на то государственных органов РФ вобласти охраны окружающей среды. Это комплексное управление в области охраныокружающей природной среды РФ, государственный контроль за использованием иохраной земель, недр, лесов и т. д., осуществление государственнойэкологической экспертизы, выдача разрешений на захоронение отходов, ограничениеили приостановление деятельности предприятий в случае нарушения природоохранныхтребований при их эксплуатации, предъявления исков о возмещении вреда, причиненногов результате нарушения природоохранного законодательства и др.
Наряду соспециализированными природоохранительными органами существуютправоохранительные органы, занимающиеся предупреждением и пресечениемэкологических преступлений. Суд, прокурор, следователь и орган дознания обязаныв пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случаеобнаружения признаков преступления.
Все экологические праваграждан защищаются в судебном порядке.
Закономпредусматривается право граждан на участие в митингах, собраниях,демонстрациях, шествиях по охране окружающей среды. Согласно ст. 1 Конституции,Россия – правовое государство, ст. 31 предусматривается, что граждане имеютправо собираться мирно, без оружия, проводить шествие. В соответствии со ст. 20.1Всеобщей декларации прав человека от 10 дек. 1948, каждый человек имеет правона свободу мирных собраний и ассоциаций.
В деле обеспеченияэкологической безопасности важное место занимает институт референдумов поэкологически значимым проблемам. Ключевым положением экологическогозаконодательства по этому поводу явился п. 2 ст. 41 закона РФ об охранеокружающей природной среды: определение мест строительства предприятийпроизводится при наличии положительного заключения специально на тоуполномоченных государственных органов РФ. В необходимых случаях решениепринимается по результатам референдума. Согласно ст. 12 Закона РФ об охранеокружающей природной среды, граждане имеют право принимать участие вреферендумах по охране среды, излагать свое мнение и т.д.
Право граждан иорганизаций на получение экологической информации: Согласно ст. Закона РФ « Огосударственной тайне» 1993 г., не подлежат засекречиванию сведения очрезвычайных ситуациях и катастрофах, состоянии экологии, здравоохранения,санитарии, о фактах нарушения законодательства органами государственной власти.
Названным правам соответствуют,и обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относитьсяк природным богатствам (ст.58 Конституции).
В принятой 12 декабря1993 г. всенародным голосованием Конституции Российской Федерации отраженыосновные положения экологической стратегии государства и главные направленияукрепления экологического правопорядка.
Центральное место средиэкологических норм Конституции РФ занимает ст.9, ч.1, где указывается, чтоземля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются иохраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих насоответствующей территории.
В продолжение этогоположения в Конституции есть две нормы. Первая из них (ст.42) закрепляет правокаждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба,причиненного его здоровью и имуществу. Вторая провозглашает право граждан июридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы(ст.9, ч.2). первая касается биологических начал человека, вторая — егоматериальных основ существования.
2. Понятие и виды экологических
прав человека
Под экологическими правами человека понимаются признанныеи закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающиеудовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии сприродой[3].
По уровню правового регулирования эти праваподразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.
Основные права часто называются конституционными и фундаментальными.В Российской Федерации они закреплены Конституцией, а такжемеждународно-правовыми документами по правам человека, которые в соответствиисо ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. Кмеждународным документам относятся, в частности, Всеобщая декларация правчеловека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основныхсвобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.).
Так, основными конституционными являются правочастной собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятнуюокружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и навозмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическимправонарушением (ст. 42). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности правимеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасностии гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья имедицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл. 2 КонституцииРФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основныеэкологические права относятся к категории неотчуждаемых, естественных правчеловека. Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конституция подчеркиваетневозможность и недопустимость лишения человека таких прав. Они являютсяправами субъективными и естественными, поскольку природа наделяет ими человекав момент рождения.
К категории иных экологических прав человекаотносятся права в области природопользования и охраны окружающей среды,установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерациии ее субъектов. Примерами разновидности таких прав являются право гражданна охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды,право граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающихна территории Российской Федерации, на радиационную безопасность, правограждан на пребывание в лесах и др.
Выделение впредлагаемой классификации категории «иные экологических прав» вовсе неозначает, что они юридически менее значимы, чем основные. Эти права такжеподлежат государственному обеспечению и защите.
Наряду спредставленной выше классификацией, экологические права могут бытьподразделены также по видам регулируемых ими интересов или сторон деятельности.Как в Российской Конституции, так и в Международных пактах по правам человекавыделяются гражданские (личные) права; политические права; культурные права;социальные и экономические права. Очевидно, что как самостоятельные посодержанию экологические права, так и юридически значимые экологическиеинтересы граждан проявляются в большей или меньшей степени в каждом изназванных видов прав[4].
Так, гражданские (личные) права определяютзащищенность человека, его здоровья и имущества от какого-либо незаконноговмешательства (к примеру, от вредного воздействия окружающей среды).
Политические права гражданвыражают возможности индивида на участие в осуществлении государственнойвласти (посредством проведения референдума по вопросам охраны окружающей среды,участия в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений и др.),установления контроля за властью (путем судебного обжалования решений идействий государственных органов и должностных лиц, а также их бездействия,нарушающих экологические права граждан).
Культурные права позволяют обеспечивать ростуровня экологической культуры человека.
Социальные и экономические права призваныобеспечить человеку достойный жизненный уровень с учетом экологических характеристик,право на труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредноговоздействия загрязненной окружающей среды, право на экологическое образование.
С учетом важности экологических интересов для человека,общества и государства, уровня развития экологических прав человека онидолжны быть выделены в качестве самостоятельной разновидности прав.
3. Правовое регулирование экологических прав человекапо российскому Законодательству
Признание и регулирование экологических прав граждан –одна из наиболее существенных новаций развивающегося российскогозаконодательства. Поэтому особенно важно то, что эта разновидность правпризнана Конституцией России (ст.36, 37, 41, 42)[5],
К решению вопросовв сфере взаимодействия общества и природы вполне могут быть применимы такженекоторые другие конституционные права – свободно искать, получать,передавать, производить и распространять информацию любым законным способом(ст. 29), на объединение для защиты своих интересов (ст. 30), собиратьсямирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия ипикетирование (ст. 31), обращаться лично, а также направлять индивидуальные иколлективные обращения в государственные органы и органы местногосамоуправления (ст. 33). Гарантируя государственную защиту прав и свобод человекаи гражданина в России, Конституция предусматривает в то же время, что каждыйвправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом(ст. 45).
Конституция РФразвивает и конкретизирует экологические права граждан, закрепленные вмеждународных документах в области охраны окружающей среды. Конституционноеправо каждого на благоприятную окружающую среду – одно из фундаментальных и всеобъемлющихсубъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы егожизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических,экономических и эстетических условий его жизни. Лишь немногие, преимущественноновые конституции зарубежных государств в разных формах закрепляют право своихграждан на благоприятную окружающую среду.
Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» не толькозакрепил право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействияокружающей природной среды, но и предусмотрел ряд важных полномочий граждан,способствующих обеспечению его защиты. В частности, он предоставил гражданам право:
а) создавать общественные объединения и иные некоммерческиеорганизации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
б) направлять обращения в органыгосударственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органыместного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получениисвоевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды вместах своего проживания, мерах по ее охране;
в) принимать участие в собраниях,пикетированиях, демонстрациях, шествиях и митингах, сборе подписей подпетициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и иных непротиворечащих законодательству РФ акциях;
г) выдвигать предложения о проведенииэкологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
д) оказывать содействие органам государственной власти РФ врешении вопросов охраны окружающей среды;
е) обращаться в органы государственной власти с жалобами,заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;
ж) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
з) осуществлять другие предусмотренные законом права[6].
Ряд существенных прав граждан в области охраны окружающейсреды установлен иными законодательными актами России. Так, поФедеральному Закону РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»граждане имеют право:
Ø наблагоприятную среду обитания (включая окружающую природную среду, условиятруда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемуюили используемую продукцию народного хозяйства), факторы которой не должныоказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущихпоколений;
Ø насвоевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного ихздоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собойвозникновение массовых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний иотравлений людей, а также профессиональных заболеваний;
Ø при обращениина предприятия и в организации – на получение от них в пределах их компетенцииполных и достоверных сведений:
а) о состоянии среды обитания и здоровья населения,эпидемиологической обстановке, действующих санитарных правилах;
б) о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологическогоблагополучия и их результатах;
в) о качестве выпускаемых товаров народного потребления,в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды;
Ø непосредственноили через своего представителя, или через общественные объединения участвоватьв разработке, обсуждении и принятии органами государственной власти и управлениярешений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологическогоблагополучия населения.
С учетом высокой социальной и экологической опасности радиационногозагрязнения окружающей среды Федеральным законом «Орадиационной безопасности населения»также установлен ряд прав граждан. Согласно ст.22 этого Закона, граждане России, иностранные граждане и лица безгражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право нарадиационную безопасность. Граждане и общественные объединения имеют такжеправо на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельностьс использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых еюфункций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационнойбезопасности (ст. 23). Представителям общественныхобъединений предоставлено право доступа в организацию, осуществляющуюдеятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в порядке ина условиях, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 24). Согласно ст. 26,граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни издоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленныхоблучением ионизирующим излучением сверх установленных данным Федеральнымзаконом основных пределов доз, в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации. А в случае радиационной аварии граждане имеют право на возмещениевреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных имубытков в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законом «О защите правпотребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г.)установлено право потребителей на просвещение в области защиты правпотребителей (ст. 3). Это право обеспечивается посредством включениясоответствующих требований в государственные образовательные стандарты иобщеобразовательные и профессиональные программы, а также посредствоморганизации системы информации потребителей об их правах и о необходимыхдействиях по защите этих прав. Под потребителем понимается гражданин, имеющийнамерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий илииспользующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд,не связанных с извлечением прибыли. Закон устанавливает другое важноеэкологически значимое право потребителя – на безопасность товара (работы,услуги) (ст. 7). Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работ, услуга) приобычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации былбезопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также непричинял вред его имуществу.
В системе экологических прав граждан можно выделить правана природопользование, т.е. на использование природных ресурсов дляудовлетворения разнообразных потребностей человека – экономических,оздоровительных, рекреационных, эстетических, научных, культурных. Праваграждан на природопользование регулируются природоресурсными актамизаконодательства – Земельным, Водным, Лесным кодексами, законами «Онедрах», «О животном мире» и др.
4. Роль общественных объединений в защите
экологических прав граждан
Возможности граждан обеспечивать соблюдение и защищатьсвои экологические права возрастают при объединении усилий путем создания экологическихорганизаций, наделенных более широкими полномочиями, чем отдельныеграждане.
Полномочия общественных экологических объединений в областиохраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов.Наиболее концентрированно они выражены в Законе «Об охране окружающей природной среды».
Экологическиеи иные общественные объединения, выполняющие экологические функции, имеютправо:
а) разрабатывать, пропагандировать иреализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающейсреды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающейсреды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности вобласти охраны окружающей среды;
б) за счет собственных и привлеченныхсредств осуществлять и пропагандировать в области охраны окружающей среды, воспроизводстваприродных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;
в) оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;
г) организовывать собрания, митинги,демонстрации, шествия, пикетирования, сбор подписей под петициями и приниматьучастие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вноситьпредложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и обосуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;
д) обращатьсяв органы государственной власти и к должностным лицам о получениисвоевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, омерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и инойдеятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществуграждан;
е) участвовать в установленном порядке впринятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказатьнегативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имуществограждан;
ж) обращатьсяв органы государственной власти с жалобами, заявлениями, исками и предложениямипо вопросам, касающимся охраны окружающей среды;
з)организовывать и проводить слушания по вопросам размещения объектов,деятельность которых может нанести вред окружающей среде;
и)организовывать и проводить экологическую экспертизу;
к)рекомендовать своих представителей для участия в проведении экологическойэкспертизе;
л)подавать в органы государственной власти, в суд обращения об отмене решений,способных оказать негативное воздействие на окружающую среду;
м)предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
н)осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
В России создано более 1000 общественных экологическихформирований, осуществляющих полезную многообразную деятельность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Глубокое преобразующее воздействие на природусказывается на российском обществе в целом и на каждом человеке конкретно. Ипорой – негативно. Экологическую ситуацию в России многие ученые и специалистысчитают кризисной. В настоящее время в пределах страны выделено 13 регионов, вкоторых экологическая ситуация считается очень острой.
ЮНЕСКОпроизвела оценку экологической ситуации и уровня жизни населения всех стран мира по 5-бальной шкале. Вывод былпоразителен:«Выживаемость русских достиглакритической отметки». Полученный коэффициент (1,4 балла), по существурассматривается как смертный приговор нации.
Запоследние 5 лет Россия сделала скачок в области законодательного закрепленияэкологических прав человека. В то же время в связи с крайне неблагоприятнымэкологическим наследием России и антиэкологической политикой федеральнойисполнительной власти ситуация с реализацией этих прав становится все болеетревожной.
Неудовлетворительноеположение с реализацией экологических прав человека определяется:
1. Экологическойнеграмотностью, экологическим невежеством и/или экологическим авантюризмом лиц,принимающих решения.
2. Недостаточнойактивностью граждан в области реализации механизма судебной защиты своихзаконных экологических прав.
3. Недостаточнойготовностью судебной власти к активному осуществлению своих функций в областизащиты экологических прав.
4. Противоречиямипериода быстрого перехода от парадигмы примата интересов государства (характернойдля тоталитарного общества) к парадигме примата интересов личности (характернойдля демократического общества).
Защитанации от экологической катастрофы задача многогранная. Но с какой бы стороны кней ни приступало общество, исходной будет правовая посылка. Выбраннаягосударством стратегия перехода России к «устойчивому развитию» требуетвнедрения эффективной правовой базы защиты экологических интересов всех икаждого.
<