Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Бедные люди в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Бедные люди в романе Ф. М. Достоевского«Преступление и наказание»
Встатье «Забитые люди» Н. А. Добролюбов писал: «В произведенияхФ. М. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную вовсем, что он писал. Это боль о человеке, который признает себя не в силах или,наконец, даже не вправе быть человеком, настоящим, полным самостоятельнымчеловеком самим по себе».
РоманФ. М. Достоевского «Преступление и наказание» — это книга о жизниобездоленных, это боль писателя за поруганную честь «маленького»человека. Перед читателем разворачиваются картины страданий«маленьких» людей. Их жизнь протекает в грязных каморках, набульваре. Холодно и безразлично смотрит сытый Петербург на обездоленных.Трактирная и уличная стихия вмешивается в судьбы людей, накладывает отпечатокна их переживания и поступки.
Вотженщина, которая бросается в канал… А вот по бульвару идет пьянаяпятнадцатилетняя девочка. Эта страшная картина вызывает горькие мысли уРаскольникова. Он знает, чем и как закончит жизнь эта растоптанная с юных летчеловеческая душа. «Бедная девочка!.. Очнется, поплачет, потом матьузнает… Сначала прибьет, а потом высечет, больно и с позором, пожалуй, исгонит… А не сгонит, так все-таки пронюхают Дарьи Францевны, и начнет шмыгатьмоя девочка туда да сюда… Потом тотчас больница (и это всегда у тех, которыеу матерей живут очень честных и тихонько от них пошаливают), ну а там… а тамопять больница… вино… кабаки… и еще больница… года через два-три —калека, итого житья ее девятнадцать аль восемнадцать лет от родувсего-с...» И гневом дышат его слова, когда он с возмущением говорит, чтосуществующая жизнь оправдывает подобное сознательное унижение человека: «Это,говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждыйгод...» В этот процент и попали Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, ДуняРаскольникова.
Типичныйприют столичной бедноты — жалкая комната Мармеладовых. При виде этой комнаты,нищеты обитателей понятной становится та горечь, с которой ее хозяин несколькочасов назад рассказывал Раскольникову историю своей жизни, историю своей семьи.Рассказ Мармеладова о себе в грязном трактире — это потрясающая исповедьпогибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств". Этовопль о помощи. Горький пьяница, пропивающий последние чулки жены, теряющийслужбу из-за своего порока, Мармеладов дошел до последней ступени человеческогопадения. «Нас обкрадывал да в кабак носил», — говорит Катерина Ивановна.Но сам порок Мармеладова объясняется безмерностью его несчастий, сознаниемобездоленности, приниженности, которые приносит ему нищета. «Милостивыйгосударь, — начал он почти с торжественностью, — бедность не порок, это истина.Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивыйгосударь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородствоврожденных чувств, в нищете же — никогда и никто».
Мармеладов— человек, которому «некуда идти». Отчаянием человека-одиночки звучитего жалоба: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудьможно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хотькуда-нибудь да пойти!» Мармеладов все дальше катится вниз, но и в падениион сохранил лучшие человеческие порывы, способность сильно чувствовать, пословам Д. И. Писарева, «ему не изменила естественная деликатность ичуткость глубоко нежного характера». Последнее душевное движениеМармеладова — это мольба к Катерине Ивановне и Соне о прощении.
Да,действительно, всю жизнь Катерина Ивановна ищет, чем и как прокормить своихдетей, она терпит нужду и лишения. Гордая, горячая, непреклонная, оставшисьвдовой с тремя детьми, она под угрозой голода и нищеты была вынуждена,«плача и рыдая, и руки ломая, выйти замуж за невзрачного чиновника, вдовцас четырнадцатилетней дочерью Соней, который, в свою очередь, женится наКатерине Ивановне из чувства жалости и сострадания. Тут невольно вспоминаютсяслова Мармеладова: „Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда большеидти“? Нужда, нищета давят семью Мармеладова, доводят Катерину Ивановну дочахотки, но в ней живет чувство собственного достоинства.
СамДостоевский говорит о ней: „А Катерина Ивановна была сверх того и не иззабитых, ее можно было совсем убить обстоятельствами, но забить ее нравственно,то есть запугать и подчинить себе ее волю нельзя было“. Вот это стремлениепочувствовать себя полноценным человеком и заставило Катерину Ивановну устроитьшикарные поминки. Достоевский постоянно подчеркивает это стремление словами»гордо и с достоинством осмотрела своих гостей", «не удостоилаответом», «громко заметила через стол». Рядом с чувствомсамоуважения в душе Катерины Ивановны живет другое большое чувство — доброта.Она старается оправдать своего мужа, говоря: «Вообразите, РодионРоманович, в кармане у него пряничного петушка нашла: мертво-пьяный идет, а продетей помнит». Она, крепко прижимая Соню, как будто грудью хочет защититьее от обвинений Лужина, говорит: «Соня! Соня! Я не верю!» В поискахсправедливости Катерина Ивановна выбегает на улицу. Она понимает, что послесмерти мужа дети обречены на голодную смерть, что судьба немилостива к ним.
ТакДостоевский, противореча себе, опровергает теорию утешительства и смирения,якобы приводящую всех к счастью и благополучию, когда Катерина Ивановнаотвергает утешение священника. Трагичен конец Катерины Ивановны. В беспамятствебежит она к генералу, чтобы просить о помощи, но их сиятельство обедают, иперед ней закрывают двери. Больше нет надежды на спасение, и Катерина Ивановнарешается на последний шаг: она идет просить милостыню. Очень впечатляет сценасмерти бедной женщины. Слова, с которыми она умирает, («уездиликлячу», «надорвалась»), перекликаются с образом замученной,забитой до смерти клячи, которая когда-то приснилась Раскольникову.
Образнадорвавшейся лошади у Ф. Достоевского, стихотворение Н. Некрасова обизбиваемой кляче, сказка М. Салтыкова-Щедрина «Коняга» — этообобщенный, трагический образ замученных жизнью людей. В лице Катерины Ивановнызапечатлен трагический образ горя. Этот образ заключает в себе огромную силупротеста. Он встает в ряд вечных образов мировой литературы. Трагизмсуществования отверженных воплощен и в образе Сони Мармеладовой.
Достоевскийлюбил контрастно оттенять трагическое, ставя его рядом с пошлым, будничным,смешным. Так появляется первый раз Соня в кричащем костюме продажной женщины упостели отца. Этот нелепый костюм заставляет почувствовать трагичность судьбыего обладательницы. А судьба Сони трагична. Ей также некуда идти в этом мире,ибо, по словам Мармеладова, «много ли может бедная, но честная девицачестным трудом заработать». Сама жизнь отвечает на этот вопросотрицательно. Вот и идет Соня торговать собой, чтобы спасти семью от голода,так как выхода нет, она не имеет права покончить с собой. Д. И. Писарев писал:«Может быть, Софья Семеновна так же сумела бы броситься в Неву, но,бросаясь в Неву, она не могла бы выложить на стол перед Катериной Ивановной 30целковых, в которых заключался весь смысл и все оправдание ее безнравственногопоступка».
Положениетупика, когда даже исход самоубийства невозможен для бедного человека, толкаетлюдей на моральные преступления против самих себя, ставит перед выбором:нарушить нравственность — преступно, не нарушить — тоже преступно по отношениюк близким. Не пойди Соня на нарушение норм нравственности, и дети умерли бы сголоду. Образ Сони превращается в обобщающий образ вечных жертв. ПоэтомуРаскольников восклицает: «Сонечка Мармеладова! Вечная Сонечка». ОбразСони является проводником взглядов на жизнь самого автора. Все в ее образеговорит о величии нравственного подвига, о сострадании к людям, о силе души, остремлении к самоуничижению, к смирению. Горькая участь и душевная сила Сонизапечатлены во внешнем облике: "… в комнату, робко озираясь, вошла однадевушка… Это была Софья Семеновна Мармеладова… Теперь это была скромно идаже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, сскромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганнымлицом..."
Характернымидеталями Ф. Достоевский подчеркивает униженное положение Сони в этом мире:«Соня села, чуть не дрожа от страху, и робко взглянула на обеих дам»,«Соня опять села и опять робко, потерянно, поскорей взглянула на обеих дами вдруг потупилась». Это робкое забитое существо становится моральнымнаставником, ибо его устами говорит Ф. Достоевский. Главное в характере Сони —это смирение, всепрощающая христианская любовь к людям, религиозность. Вечноесмирение, вера в Бога придают ей силы, помогают жить. Поэтому именно оназаставляет Раскольникова признаться в преступлении, доказав, что истинный смыслжизни в страдании. Раскольников спрашивает у нее, что делать ему теперь. Соняотвечает: «Пойди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись,поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, навсе четыре стороны, и скажи всем, вслух: „Я убил!“ Чтобы показатьморальную силу Сони, Достоевский пишет, что и на каторге, куда пошла она заРаскольниковым, каторжане полюбили ее. Под ее влиянием излечивается от душевнойтравмы и Раскольников. Образ Сони был единственным светом Ф. М. Достоевского вобщем мраке безнадежности. Сонечка Мармеладова — это олицетворение любви клюдям. Она сохранила чистоту души в той грязи, в которую толкнула ее жизнь.Образ Сони — это обобщенный образ страдания человеческого.
Ноэтот образ заключает в себе и огромное реалистическое содержание. Судьба Соникак жертвы мерзостей, уродств собственнического строя, при котором женщинастановится предметом купли-продажи, приобретает широкое обобщающее значение.Подобная судьба уготована и Дуне Раскольниковой, которая должна была пойтидорогой Сони. Единственно реальный путь для девушки без средств — это путьпродажи себя, только лицу определенному, в данном случае Лужину. Оченьподробно, психологически верно изображая „бедных людей“, Ф. М.Достоевский проводит основную идею романа: так дальше так жить нельзя.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.