СтихотворениеБальмонта “ Я мечтою ловил уходящие тени … “ было написано в 1895 году.
Ясчитаю, что это стихотворение наиболее ярко отражает творчество Бальмонта иявляется гимном символизма.
Встихотворении “Я мечтою ловил уходящие тени…”, как легко убедиться, есть и“очевидная красота” и иной, скрытый смысл: гимн вечному устремлениючеловеческого духа от тьмы к свету.
Всяобразная структура стихотворения Бальмонта построена на контрастах: междуверхом («И чем выше я шел…»), и низом («А в низу подо мною...»), небесами иземлей (оба эти слова в тексте пишутся с большой буквы — значит, им придаетсяисключительно весомое символическое значение), днем (светом) и тьмой(угасанием). Лирический сюжет заключается в движении героя, снимающем указанныеконтрасты. Восходя на башню, герой покидает привычный земной мир в погоне зановыми никем не изведанными прежде ощущениями. Он мечтает («Я мечтою ловил …»),остановить ход времени, приблизится к вечности, в которой обитают «уходящиетени». Это ему вполне удается: в то время как «для уснувшей Земли» наступаетночь — пора забвения и смерти для героя продолжает сиять «огневое светило», приносящееобновление и духовный подъем, а далекие очертания «выси дремлющих гор»становятся все более зримыми. Наверху героя ждет неясная симфония звуков («Икакие-то звуки вокруг раздавались...»), что знаменует его полное слияние свысшим миром.
Величественнаякартина, воссозданная в стихотворении, уходит корнями в романтическиепредставления о гордом одиночке, бросающем вызов земным установлениям. Но здесьлирический герой вступает в противоборство уже не с обществом, а со вселенскими,космическими законами и выходит победителем ( «Я узнал, как ловить уходящиетени...»). Тем самым Бальмонт намекает на богоизбранность своего героя (а вконечном счете и на свою собственную богоизбранность, ведь для старшихсимволистов, к которым он принадлежал, была важна мысль о высоком, «жреческом»предназначении поэта).
Однакостихотворение покоряет главным образом не своей идеей, а чарующей пластикой, музыкальностью,которая создается волнообразным движением интонационных подъемов и спадов, трепетнымипереливами звуковой структуры (особую нагрузку несут шипящие и свистящиесогласные, а так же сонорные « р» и « л »), наконец, завораживающим ритмомчетырехстопного анапеста (в нечетных строках он утяжелен цезурнымнаращиванием). Это что касается языка. Что же касается содержания стихотворения- оно наполнено глубоким смыслом. Человек идет по жизни все выше и выше, ближеи ближе к своей цели.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.litra.ru/