Женские образы в романах Тургенева «Отцы идети» и Гончарова «Обломов»
И.С. Тургенев иИ.А. Гончаров стремились показать в своих романах разные образырусских женщин своего времени.
В романе «Отцы и дети» Тургенев показал намтри основных женских образа: образ Анны Сергеевны Одинцовой, образ КатериныСергеевны Локтевой и образ Фенечки. Тургенев описывает Анну Сергеевну и КатеринуСергеевну совсем противоположными. Анна Сергеевна кокетлива,очень опытна в отношениях с мужчинами, разговорчива. А КатеринаСергеевна робка, молчалива, «беспрестанно краснеет и быстропереводит дух». Она больше любит читать, размышлять о жизни, о книгах, олюдях, чем танцевать на балах и кокетничать с мужчинами. Даже во внешнемоблике автор показывает их противоположность, непохожесть друг на друга.
Анна Сергеевна очень красива, стройна, у нее достойнаяосанка. «Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящихволос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво,глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губыулыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силойвеяло от ее лица.» Нельзя сказать, что Катя была красавицей,но «она очень много улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-тозабавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: иголос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками наладонях, и чуть-чуть сжатые плечи...» Анна Сергеевна никого не любила. Ихотя Базаровнравился ей своей непохожестью на других, она не могла отдаться вовласть своему чувству. Она прекрасно знала, что Базаров влюбился в неевопреки своим убеждениям, видела, как он избегает ее, понимала, чтопризнание в любви неизбежно, и ждала его, довольная собой. А дляБазарова, наверное, существовала не любовь, а только страсть ироскошное тело Анны Сергеевны. Хотя Аркадий сначала был влюблен в АннуСергеевну, скорее, даже не в нее, а в ее красоту, он выбрал Катю. Ядумаю, что это случилось потому, что Катерина более близка кприроде, естественна, добра, нежна, проста. С ней легко и приятнообщаться. А Анна Сергеевна ведет себя гордо, даже высокомерно изаставляет всех, общающихся с ней чувствовать себя не очень уютно.
В своем романе Тургенев также рисует образ Фенечки.Она была «беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детскипухленькими губками и нежными ручками». Фенечка могла дать НиколаюПетровичу любовь, доброту, заботу, уважение, которых он, несомненно,заслуживал, будучи человеком добрым и порядочным. В свою очередь,Николай Петрович дал Фенечке надежную защиту, уважение, любовь.
В романе И.А.Гончарова «Обломов» показанытолько два основных женских образа, тоже противоположных друг другу. Этообраз Ольги Ильинской и образ Агафьи Пшеницыной. Их внешность также противоположна,как и облики Анны Сергеевны и Катерины Сергеевны в романе И.С.Тургенева «Отцы идети». Ольга Сергеевна «не была красавицей, то есть не было ни белизны в ней, нияркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня… Но если б ееобратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Нескольковысокому росту строго отвечала величина головы, величине головы — овал иразмеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами,плечи — с станом». Агафья Пшеницына «была очень бела и полна в лице,так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у неепочти совсем не было, а были на их местах две немного будтоприпухшие, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глазасеровато-простодушные, как и выражение лица; руки белые, но жесткие, свыступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней вобтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке,чтоб увеличить объем бедер и уменьшить талию».
Ольга Ильинская пыталась разбудить Обломова, сделатьего деятельным,как Штольц. Но душа Обломова не лежала к той жизни, которую емупредлагала Ольга. И Ольга поняла это: «Я узнала недавно только, что ялюбила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мнеШтольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен,Илья; ты нежен… как голубь; ты спрячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше;ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мнемало этого, мне нужно чего-то еще, а чего — не знаю!» Поэтому онабросила Обломова и нашла свое счастье в Штольце. Обломов тоже нашел своетихое, спокойное счастье в Агафье Пшеницыной. Только она способна дать емуспокойствие, любовь, понимание. Агафья Пшеницына уважает в Обломовеленивого, изнеженного барина, от чего в свое время пыталисьизбавиться Ольга и Штольц.
Мне кажется, что у Агафьи Пшеницыной, Фенечки,Катерины Сергеевны много общего. Они не стремятся к любви, как к сверхцели, не добиваютсяее любыми способами, а ждут, когда она придет сама. Когда к нимнаконец-то приходит любовь, они выходят замуж и становятся прекрасными женами иматерями. Ольга Ильинская стремится к любви, ищет ее. Сначала она ошибается всвоем выборе, но все же находит человека, который подходит ей.
Я считаю, что И.А.Гончаров и И.С.Тургенев очень удачнопоказывают нам разные женские образы, разные характеры. И хотя укаждой женщины своя жизнь, свои переживания, их объединяет любовь и желание бытьсчастливыми.
/>