Анализ рассказа И. Бунина «Лёгкоедыхание»
Человек- повод к взрыву.
(Почемувулканы взрываются?).
Иногдавулканы взрываются сокровищами.
Датьвзорваться — больше, чем добыть.
М.Цветаева.
Начинаяписать это сочинение, ставлю перед собой цель разобраться, почему людинеординарные, необычные, люди, «взрывающиеся сокровищами», остаютсянепризнанными, отвергнутыми обществом. Оля Мещерская — из таких людей. Излучаянегаснущий свет, бодрость духа, жизнерадостность, лёгкость, она у однихвызывала зависть, у других — неприязнь. Хотя все эти люди, как мне кажется, вглубине души восхищались её беззаботностью, смелостью, восхищались её судьбой,поведением, её безудержным счастьем. Несомненно, личность Оли Мещерской, еёхарактер и образ жизни неоднозначны. С одной стороны, эта сильная личностьживёт без страха быть непонятой. Но с другой стороны, Оля не в силахпротивостоять обществу, она не выдерживает этой жестокой борьбы спредрассудками, «моральными устоями», которые создаёт толпа, серая ибезликая масса людей, не имеющих индивидуальности, не имеющих собственнойжизни, осуждающих даже попытки жить так, как нравится.
«Онаничего не боялась — ни чернильного пятна на пальцах, ни раскрасневшегося лица,ни растрёпанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена», — вотчем стоит восхищаться! Вот чему стоит завидовать! Редкий человек сможет такбезбоязненно вести себя, не задумываясь о последствиях, делая всё искренне илегко. Все её слова, действия (то есть поступки) — всё это шло от чистогосердца. Она жила сегодняшним, не боясь будущего, по-настоящему получаяудовольствие от жизни. Если честно, я завидую! Я, наверное, не смогла бы такжить, так беспечно вести себя, да и мало кто смог бы. В этом и состоитуникальность Оли, её индивидуальность, такая судьба как подарок, ею надогордиться.
Идеярассказа в противоречии двух миров: серого, скучного, безликого общества исветлого, яркого внутреннего мира Оли Мещерской. Здесь и конфликтмежличностный: "…пошли толки, что она (Оля) ветрена, не может жить безпоклонников…" Общество не принимало поведение Оли, потому что оно выходилоза его рамки, Оля же, в свою очередь, возможно, даже с излишней лёгкостьюотносилась к повышенному вниманию окружающих. Всякий раз недооцениваяпротивника, человек обречён на поражение в борьбе.
Здесьже, в «Лёгком дыхании», конфликт двух миров находит отражение и впейзаже: с одной стороны, "…апрель, дни серые; холодный ветер звенитвенком у подножия креста", а с другой — медальон, в котором«фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живымиглазами». И эта лёгкость, радость, живость повсюду. Читая рассказ,заражаешься той кипящей, бурлящей энергией Оли, тебя словно пронизываютбиотоки, посылаемые гимназисткой Мещерской: «изящество, нарядность,ловкость, ясный блеск глаз», «Оля Мещерская казалась самойбеззаботной, самой счастливой», «сияя глазами, побежала наверх»,"…глядя на неё ясно и живо", "…так легко и грациозно, как толькоона одна умела", "…просто, почти весело ответила Мещерская".
Олинабеззаботность и желание знать всё завели её в тупик. В этом и состоит главноепротиворечие: живя своей судьбою, Оля открывала для себя новый мир, но в то жевремя, желая всего и сразу, не задумываясь о смысле своей жизни, она безнадёжнотеряла своё детство, юность, молодость. Слишком рано она познала пошлую сторонулюбви, так и не разгадав тайну романтического чувства. Лишь позже, осознав это,а точнее сказать, почувствовав страх, разочарование и стыд, возможно, первыйраз в жизни, Оля испугалась: «Я не понимаю, как это могло случиться, ясошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Ячувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..»
Толькосейчас становится понятно, насколько Оля слаба. Она не в состоянии бороться.Спустившись с небес на землю, она испугалась. И единственный возможный для неёвыход из этого положения — смерть. Оля хорошо это понимала. Я считаю, смертьстала закономерным итогом её безрассудного поведения.
Множествовопросов возникает, когда вновь и вновь перечитываешь текст. Малютин и этотказачий офицер, убивший Олю, — это одно лицо или нет? А женщина, которую мывидим у могилы Мещерской в конце рассказа, и начальница? Однозначно ответитьтрудно. Ясно одно: в принципе, и неважно это, потому как эти люди представляютсобой толпу, и совсем не обязательно знать, кто они такие, ведь все они, посути, одинаковы. Единственный яркий образ в рассказе — Оля Мещерская, и еёБунин рисует нам во всех подробностях, ибо таких людей, как она, — единицы.«Теперь Оля Мещерская — предмет её неотступных дум и чувств», — речьидёт о поклонении классной дамы Оле как идеалу. За счёт таких людей существуетмир: они дарят окружающим ту энергию, ту лёгкость, которой недостаёт миру простыхсмертных. Хоть эти люди слабы и неспособны противостоять как своим страстям,так и презрению окружающих, такие, как Оля, проживают отведённое им время сдостоинством, в удовольствии. И даже одна такая человеческая судьба, я считаю,способна перевернуть весь мир, что никогда не сможет сделать безликая толпа.Гимназистка Оля, молодая девушка, которая только начинала жить, оставилаглубокий след в душе каждого, знавшего её историю. За короткий период своейжизни она смогла сделать то, что многим не удаётся за всю жизнь: она выделиласьиз толпы.
"…Ноглавное, знаешь ли что? Лёгкое дыхание! А ведь оно у меня есть, — ты послушай,как я вздыхаю, — ведь правда, есть?" Конечно, у неё была эта лёгкость,которую она дарила всем. «Возможно ли, что под ним (под фарфоровым венком)та, чьи глаза так бессмертно сияют из этого выпуклого фарфорового медальона накресте..?» Конечно, нет, в земле похоронено лишь тело, но жизнь Оли, еёулыбка, чистый взгляд, лёгкость навсегда останутся в сердцах людей:«Теперь это лёгкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе,в этом холодном весеннем ветре». Такие люди бессмертны, ибо они дарятжизнь другим, жизнь полноценную, настоящую, неподдельную.
Такпочему же Оля была отвергнута обществом? Ответ один: зависть. Все эти безликиесущества завидовали ей «чёрной завистью». Понимая, что они никогда нестанут ТАКИМИ, как Мещерская, люди сделали её изгоем. Упрямая толпа не хотелапринимать что-либо, не вписывающееся в её рамки.
Ноглавная беда таких, как Оля, не в этом. Они просто, живя своей жизнью,совершенно забывают про жестокую реальность, которой ничего не стоит сломатьвсе их мечты, радости, всю их жизнь. Но тем не менее я восхищаюсь ОлейМещерской, её талантом жить красиво, неправильно, но интересно, мало, но ярко илегко!!!
…Жаль,что лёгкое дыхание встречается нечасто.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта goldref.ru/