Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Анализ стихотворения А.А. Блока "О, весна без конца и без краю..."

Анализ стихотворения А.А. Блока «О,весна без конца и без краю...»
Завсе, за все тебя благодарю я:
Затайные мучения страстей,
Загоречь слез, отраву поцелуя,
Заместь врагов и клевету друзей;
Зажар души, растраченный в пустыне.
М.Ю.Лермонтов
О,весна без конца и без краю —
Безконца и без краю мечта!
Узнаютебя, жизнь! Принимаю!
Иприветствую звоном щита!
Принимаютебя, неудача,
Иудача, тебе мой привет!
Взаколдованной области плача,
Втайне смеха — позорного нет!
Принимаюбессонные споры,
Утров завесах темных окна,
Чтобмои воспаленные взоры
Раздражала,пьянила весна!
Принимаюпустынные веси
Иколодцы земных городов!
Осветленныйпростор поднебесий
Итомления рабьих трудов!
Ивстречаю тебя у порога —
Сбуйным ветром в змеиных кудрях,
Снеразгаданным именем Бога
Нахолодных и сжатых губах...
Передэтой враждующей встречей
Никогдая не брошу щита...
Никогдане откроешь ты плечи...
Нонад нами — хмельная мечта!
Исмотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя,кляня и любя:
Замученья, за гибель — я знаю —
Всеравно: принимаю тебя!
СтихотворениеА.А. Блока “О, весна без конца и без краю...”, написанное 24 октября 1907 года,входит в цикл “Заклятие огнем и мраком”. Стихотворение проникнуто оптимизмом,полнотой жизнеощущения, имеет символическое значение, которое знаменовалонаступление нового периода в истории России.
А.А.Блоку были близки поэзия М.Ю. Лермонтова и трагическое обаяние его личности.Эта глубокая связь обнаруживается не только в эпиграфах, реминисценциях,парафразах из Лермонтова, но и в общности идейной направленности творчествапоэтов, в сходстве самой манеры изображения действительности и поэтическихприиемов.
Стихотворение“О, весна без конца и без краю...” написано под влиянием лермонтовской“Благодарности”, где подводится итог отношений поэта с “не принявшим” егомиром. Как известно, у Лермонтова благодарность иронически переосмыслена впоследних стихах, которые Блок не вводит в свой эпиграф:
Устройлишь так, чтобы тебя отныне
Недолгоя еще благодарил.
Сходствостихотворений только в самом “ключе” противоре-чивого изображения, различие — вих смысле: у Лермонтова это “благодарность” не за радости жизни, а застрадания, у Блока — оптимистическое восприятие жизни, мира, несмотря на егопротиворечивость и даже гибельность:
Замученья, за гибель — я знаю —
Всеравно: принимаю тебя!
Композиционнаяструктура стихотворения опосредует связь его идеи и речевых средств еевоплощения. Восприятие жизни воспринимается конструктивно как взаимодействие лирического“я” и жизни (мира):
Узнаютебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!
Лирическийгерой обретает доспехи в аллегорически изображаемой “враждующей встрече” сжизнью, утоляющей жажду борьбы (последнее подчеркивается оптимистическизвучащими словами “И приветствую звоном щита!”), ведущей к заветной и влекущеймечте. Это борьба бескомпромиссная, борьба до конца. Сама жизнь предстаетвоплощенной в женский образ “с буйным ветром в змеиных кудрях” (“можно любитьмать, сестру и жену в едином лице Родины — России”). Блок — поэт тонкойметафоры:
Передэтой враждующей встречей Никогда я не брошу щита… Никогда не откроешь тыплечи… Но над нами — хмельная мечта!
Сложностьи противоречивость жизни и мира изображается целой системой ее противопоставленныхи взаимоисключающих друг друга сторон, противоположных эмоций их восприятия:неудача — удача, плач — смех, ненависть — любовь и др.
Важнуюконструктивную роль играют и другие противопоставления, подчеркивающиенеобъятность времени: бессонные споры (ночь) — утро и пространства: веси —города. Та же мысль усиливается и атрибутами весны и мечты (“без конца и безкраю”).
Сложностьи противоречивость жизни и мира изображается целой системой их сторон. Встихотворении можно вьщелить так называемые ключевые слова, опорные точкикомпозиции и его идейного содержания. Здесь таким конструктивным элементомявляется глагольная форма “принимаю”, которая повторяется пять раз, организуяобщий подчеркнутый ритм стихов. Его аналогами — контекстуальными синонимами выступаютдругие языковые средства: приветствую, тебе мой привет, что взоры… пьянилавесна, встречаю, не брошу щита, кляня и любя и другие.
Целостностьстихотворения, его смысловое и структурное единство организуются восприятиемизображаемого мира лирическим героем, человеком своей эпохи, его переживаниями,эмоциями и волевыми импульсами, а также характером и типом речи.
Мыслии чувства лирического героя, его нравственная позиция получают преломления иоценку в образе автора как высшей “поэтической инстанции”, где мозаичные деталисинтезируются в единое противоречивое целое: радость борьбы, готовность пойтина бой (“приветствую звоном щита”), готовность отдать всего себя изнурительнойработе (“томления рабьих трудов”) и бессилие разгадать жизнь, узнать до концаее тайны (“с неразгаданным именем Бога на холодных и сжатых губах”, “никогда неоткроешь ты плечи”), противоречивое восприятие мира (“ненавидя, кляня и любя”).В идеологической, композиционной и языковой структуре стихотворения “О, веснабез конца и без краю...” лирическое “я” само является, таким образом, предметомоценки и осмысления сущности человеческого бытия, смысла жизни — всего, что напротяжении веков волновало людей, живущих на Земле.
Языковаяструктура стихотворения “О, весна без конца и без краю...” мотивирована егосодержанием и композицией.
Доминирующимизобразительным средством в стихотворении является повтор. Стихотворениеначинается выразительным повто-эм фразеологизма — определения в постпозиции ипредпозиции: определяемым словам, который экспрессивно усиливает впечатлениебезграничности мира как цветущей весны и такой же необъятной человеческоймечты:
(весна)без конца и без краю
безконца и без краю (мечта)
Повторениесинонимов в каждом из этих выражений, заостряет на себе внимание и образуетэмоциональный зачин стихов, подчеркнутый междометием “о”, интонациейвосклицания и паузой сопоставления содержания первых двух стихов (“О, весна безконца и без краю — Без конца и без краю мечта!”)
Сквознойповтор глагольной формы принимаю (вместе с его аналогами) семантически иструктурно организует текст стихотворения как его лейтмотив:
Узнаютебя, жизнь! Принимаю!
Принимаютебя, неудача...
Принимаюбессонные споры...
Принимаюпустынные веси!
Всеравно: принимаю тебя!
Жизньпринимается восторженно во всей ее полноте, во всех ее самых крайнихпроявлениях. Эта мысль художественно воплощается с помощью антонимов:
Принимаютебя, неудача,
Иудача, тебе мой привет!
Взаколдованной области плача,
Втайне смеха — позорного нет!
Таковаже функция контекстуальных антонимов:
Принимаюбессонные споры,
Утров завесах темных окна…
Принимаюпустынные веси
Иколодцы земных городов!
Осветленныйпростор поднебесий
Итомления рабьих трудов!
Здесьночные споры и утро, наполненное творческим поиском, пустынные деревни имногоэтажные города, радостный простор светлого неба и вынужденный,подневольный и, может быть, беспросветный труд без “творческого парения”.
Сложноеи противоречивое отношение к различным явлениям и сторонам жизни, может быть,даже некоторая душевная раздвоенность передается с помощью антитезы: ненавидя,кляня и любя.
Впроизведениях поэта создается как бы особая метафорическая речь, своеобразнаявторая ступень языка над обычной, первой, то есть язык символов. Таково встихотворении изображение жизни — сначала, в первых четырех строфах, обычное, апотом символическое:
Ивстречаю тебя у порога — С буйным ветром в змеиных кудрях, С неразгаданнымименем Бога На холодных и сжатых губах…
Изображаемоепредстает как бы в двойном освещении, в двух планах, которые то соединяются, торазъединяются. Обычная жизнь вдруг “проступает” в облике загадочной, непознаваемой до конца женщины — природы — сфинкса.
Общаяобразно-символическая двуплановость стихотворения основана на развитии иразвертывании метафорического ряда. Жизнь представляется весной без конца и безкраю: весна пьянит воспаленные от бессонных ночей взоры поэта; неразгаданная имтайна жизни осеняется хмельной мечтой, в которой есть и возбужденное отчаяние,и безрассудность, и надежда (весна — весна пьянит — хмельная мечта). Образныйстрой стихотворения поддержан и другими метафорами — символами (“Взаколдованной области плача, в тайне смеха — позорного нет!”), а такжеметонимией (бессонные споры — то есть споры не спящих людей) и гиперболой (безконца и без краю — о весне и мечте).
Необходимосказать несколько слов об интонации стихотворения. Эмоциональный строй стиховусилен интонацией восклицания, придающей им восторженный вид и торжественностьи создающей декламационный стиль. Важно в этой связи обратить внимание навосклицательные знаки; в сравнительно небольшом стихотворении их 12. Надосказать, что число 12 у Блока всегда являлось чем-то символическим.Взволнованность и патетика лирической исповеди поэта переданы синтаксически присоединениемоднородных членов, эмоционально выделенных в самостоятельные восклицательныепредложения:
Узнаютебя, жизнь! Принимаю!
Иприветствую звоном щита!
Принимаюпустынные веси
Иколодцы земных городов!
Обычныефразы как бы разорваны на части, интонационно подчеркнутые (узнаю, принимаю).Стихотворение композиционно целостное, в нем ярко проступают внутренняятематическая законченность и метрическое единство. Стих выразителен,четырехстишная строфа ярко раскрывает внутреннее содержание произведения.
Исмотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя,кляня и любя:
Замученья, за гибель — я знаю —
Всеравно: принимаю тебя!
Стихотворениезвучит ритмически широко, размерено и свободно. Оно написано трехстопныманастопом с чередующимися женскими и мужскими рифмами: а в а в.
Индивидуальныйавторский стиль, совокупность средств и приемов делают это стихотворение Блокапроизведением яркой художественной выразительности.
ПроизведениеА.А. Блока нельзя усвоить “с ходу”, не напрягая своего разума и своей души.Стихи Блока не читаются “легко” еще и потому, что в них воплощено немалотрудных, даже, если угодно, тяжких переживаний.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.