Анализстихотворения А.С.Пушкина «Элегия».
Докладподготовил Игорь Ирлин
Vilniaus Pedagoginis Universitetas
2000
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино – печальминувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Средь горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
1830
А. С. Пушкин написал эту элегию в 1830году. Она относится к философской лирике. Пушкин обратился к этому жанрукак уже немолодой умудренный жизнью и опытом поэт.
Это стихотворение глубоко личное. Двестрофы составляют смысловой контраст: в первой рассуждается о драме жизненногопути, вторая звучит апофеозом творческой самореализации, высокого назначенияпоэта. Лирического героя мы вполне можем отождествить с самим автором.
В первых строках («безумных лет угасшее веселье/ мне тяжело, как смутное похмелье.») поэт говорит о том, что онуже не молод. Оглядываясь назад, он видит за собой пройденный путь, которыйдалеко не безупречен: прошлое веселье, от которого на душе тяжесть.
Однако вместе с тем в душу переполняеттоска по ушедшим дням, она усиливается чувством тревоги и неизвестностибудущего, в котором видится «труд и горе». Но это также означает движение иполноценную творческую жизнь. «Труд и горе» обычным человеком воспринимается,как тяжелый рок, но для поэта – это взлеты и падения. Труд – творчество, горе –впечатления, яркие по значимости события, приносящие вдохновение. И поэт,несмотря на пройденные годы, верит и ждет «грядущего волнуемое море».
После довольно мрачных по смыслу строк,которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг легкий взлет раненнойптицы:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
Поэт умрет тогда, когда перестанетмыслить, даже если по телу бежит кровь и бьется сердце. Движение мысли – это истинная жизнь, развитие, а значит стремлениек совершенству. Мысль отвечает за разум, а страдание за чувства. «Страдать» — это ещё и способность к состраданию.
Усталый человек тяготится прошлым ивидит будущее в тумане. Но поэт, творец с уверенностью предсказывает, что«будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья». К чему приведут этиземные радости поэта? Они даруют новые творческие плоды:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь…
Гармонией, вероятно, является цельностьпушкинских произведений, их безупречная форма. Либо это сам момент творенияпроизведений, момент всепоглощающего вдохновения… Вымысел и слезы поэта – эторезультат вдохновения, это само произведение.
И может быть на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Когда муза вдохновенья придет к нему,может быть ( поэт сомневается, но надеется) он снова полюбит и будет любим.Одно из основных устремлений поэта, венец его творчества – любовь, котораятакже, как и муза, является спутником жизни. И эта любовь последняя.
«Элегия» по форме монолог. Оно обращенок «другам» — к тем, кто понимают и разделяют мысли лирического героя.
Стихотворение являетсялирической медитацией. Оно написано в классическом жанре элегии, и этомусоответствует тон и интонация: элегия в переводе с греческого – «жалобнаяпесня». Этот жанр был широко распространён в русской поэзии с 18 века: к немуобращались Сумароков, Жуковский, позже Лермонтов, Некрасов. Но элегия Некрасова– гражданская, Пушкина – философская. В классицизме этот жанр, один из«высоких», обязывал использовать высокопарные слова и старославянизмы.
Пушкин в свою очередь не пренебрёг этойтрадицией, и использовал в произведении старославянские слова, формы и обороты,причём обилие такой лексики нисколько не лишает стихотворение лёгкости,изящества и понятности.
Минувших = будущих
старе = старше
сулит = предвещает (обещает)
грядущего = будущего
«грядущего волнуемое море» — метафора из канона заупокойной церковной службы:
Житейское море воздвизаемое зря напастейбурею,…
Но у Пушкин стремится от этого моря не к«тихому пристанищу», но снова в стихию чувств и переживаний.
други = друзья
ведаю = знаю
треволненья = тревоги
порой – слово, никогда неупотребляющееся в разговорной речи, но его часто можно встретить у Пушкина:
… О жены Севера, меж вами
Она является порой
(«Портрет»)
Порой восточный краснобай
Здесь разливал свои тетради
(«В прохладе сладастной фонтанов...»)
Следует заметить, что если сгруппироватьслова из текста по частям речи, то по ним прямо можно следить за ходом мысли ипеременой настроения.
Существительные почти тоько абстрактные:
веселье – печаль – труд – горе –грядущее – наслажденья – заботы – треволненья – гармония – вымысел – закат –любовь.
В первом столбце только одинглагол, поскольку это экспозиция, она статична, в ней довлеют определения:
безумных – тяжело – смутное– минувших – старе – сильней – уныл – волнуемое.
Зато второй столбец насыщенконтрастными действиями, передающими движение души:
умирать – жить – мыслить – страдать –упьюсь – обольюсь – блеснёт.
А если вслушиваться только в рифмы,выступает на первый план мотив хмеля:
веселье – похмелье
упьюсь – обольюсь – тут даже отзвукиоргии.
На звуковом уровне текст удивительноплавный, певучий. Гласные и согласные звуки последовательно чередуются,сонорные преобладают над шипящими. Мелодичность вообще присуща поэзии Пушкина.
Стихотворение написано пятистопным ямбомв форме двух строф по шесть стихов с последовательной рифмой, женской имужской. Оно может служить образцом жанра как со стороны формы, так исодержания.