«Великая дидактика» Я.А.Каменского
Реферат по социальной психологии студенткиIII курса. Мухиной Марины Васильевны
Институт ГосударственногоАдминистрирования
Педагогический факультет
с. Намцы
2002 год.
Антролого-педагогическиевзгляды Каменского. Гуманизм педагогической системы Яна Амоса Каменского.
Введение
Образованиев Европе в 500-1789гг прошло длительный путь развития от всеобщего невежествадо всеобщего обязательного начального образования. Около 500г пал древний Рим,завоеванный германским имением вандалов. Исчезла культура, а вместе с ней иклассическое образование. Сохранилось только христианское образованиесвященников в монастырских и церковных школах. В них господствовалодогматическое обучение, основанное на вере и заучивание наизусть молитв идругих священных текстов. Логическое мышление развивалось путем схоластическихрассуждений, целью которых было теоретическое обоснование церковных догматов.Постепенно в городах организовывались церковные и общинные школы дляремесленников, купцов, горожан. Орден иезуитов, организованный прикаталогической церкви, разработал иезуитскую систему образования, существующуюи в настоящее время.
Еёцель воспитание преданности каталогической религии. В 11-м веке появилисьпервые европейские университеты. Система университетского высшего образованияшироко распространилось по всей Европе. Первые университеты организовалипрофессора, прибывшие из Константинополя. В 1538г в Страсбурге появилась перваягимназия, готовившая учащихся к поступлению в университет.
Новоевремя в историко-педагогическом развитии открывается удивительным феноменом: рождением педагогической системы, необычайно смелой по замыслу, постановкепедагогических вопросов и предложенным решениям, отличающейся сложнойархитектоникой. Этой системой педагогика «отпочковывалась» от философии какновая отрасль научного знания с собственным предметом исследования, научнойаргументацией, исследовательской проблематикой, собственным «языком» –понятийно-терминологическим аппаратом.
Этасистема плод титанического труда гениального чешского педагога, мудрогофилософа-гуманиста Я.А.Каменского, трансформировавшего в своей мировоззрении, всвоей философии образования величайшие достижения человеческого духапредшествующих веков культурного развития. Его «Великая дидактика» (1632г) –начала всех начал в педагогике нового времени. Духовный мир Каменского,человека энциклопедически образованного, — сложнейший оригинальный «сплав»воззрений античности и Возрождения, католической теологии и протестантизма,современного ему гуманитарного и естественнонаучного.
Задачейкаждого христианского государства, утверждал педагог-философ, должна стать«всеобщее образование юношества». Теоретическая мысль великого гуманистаизбежать «соблазна» исторических условий его времени: низведения человека доего сословного облика, орудия национально-государственных и религиозныхинтересов и целей, а его воспитания — до подготовки человека к выполнению егосословных ролей, социальных функций. Каменский обосновал демократическую игуманистическую идею всеобщего, общечеловеческого воспитания, которая напротяжении не одного века была и ниже остается «путеводной» в отставаниивсеобщего образования как неотьемлемого права каждого человека, какнеобходимого условия «единения» людей на общечеловеческих началах.
Вконцепции Каменского человек помещен в «микромир», наделен властью над вещами иответственностью за свою деятельность в «микромире». Трудовая практическаядеятельность человека в той или иной сфере жизни общества – это «искусство», апуть к искусству «научное образование» дающее знание об окружающем миреприроды, общества, о делах и трудах общества человека. Человек сам сложный мир,«микрокосм». Его внутренняя жизнь – борьба добрых и злых начал, благонравия ипороков, в которой проявляют себя желания и страсти, управляющие волей.Направить природный дар свободу воли к истинно человеческому: разуму,нравственности, добродетелям – цели и задачи нравственного воспитания.
Духовнаяопора человека в его внутреннем само строительстве и в его деятельности в мире– стремление «жить точно перед очами Бога», «ходить перед Богом», осуществлятьсвое предназначение в земной жизни и готовиться к жизни вечной. «Семенаблагочестия», как и «семена ума», «семена нравственности», призвано раститьрелигиозное воспитание.
Христианско-антропологическаяконцепция человека, как базовая в педагогической системе Каменского, обусловилагуманистический характер всей системы. Цель воспитания определена на основепризнания самоценности человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитаниядоминирует духовно-нравственная направленность развития личности.Педагогическая система Каменского – это «строгая» педагогика, она предполагаетотношение к воспитаннику как сознательному, деятельному, ответственному в своихмыслях и поступках существу, она утверждает идею педагогической деятельностикак сложнейшего из всех искусств развития человеческого в человеке.Педагогическая система Каменского оптимистична, пронизана светом веры ввозможности человека и возможности воспитания, в перспективы разумного«общежития человеческого», обьединения «возвышенных, мужественных, великодушныхлюдей».
Педагогическийоптимизм Каменского не только на его христианско-антропологическихвоззрениях, но и опирается на общенаучный принцип рационального знания, которыйоформлялся в научном сознании в ходе исследования природного мира – принципприродосообразности. В трактовке Каменского принцип природосообразного воспитаниямногозначен, ибо требует учитывать и универсальные законы природы, и законыприроды человека, и законы природы самого воспитания. Возникает обширноесмысловое поле на базе знаний из многих наук (в «Великой дидактике» – этофилософские, психологические, педагогические знания), интегрируемых идеейрационального научного обоснования педагогического процесса. К пониманиюприроды этого процесса теоретик подходил от темологических представлений внауке его времени. Общее свойство природы – целесообразность, самопроизвольноедвижение каждой «вещи» к своему предназначению, потенциальная возможность статьтакой, какой она должна быть. В искусстве воспитания это означает – развивать,то что имеет человек «заложенным в зародыше, развивать изнутри, ожидать «созреваниясил», не толкать природу туда, куда она не стремится, следовать общему правилу:«Пусть все течет свободно, прочь насилие в делах». Исходя из тезиса о том, чтосемена ума, нравственности и благочестия и стремление их к развитию природыприсущи всем людям, Каменский определял роль воспитания «как самое легкоепобуждение и некоторое разумное руководство» естественным процессомсаморазвития воспитанника. При этом имелись в виду не просто имманентностьэтого процесса, а сознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен кличности ученика и утверждению в нем чувства собственного достоинства,самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду. Ивместе с тем природосообразное воспитание, как уже отмечено – это«ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природных сили способностей, педагогика успеха как стимула учения – преодоления учения –удовлетворения, учения – удовольствия, радости.
Впоследующие века рациональное научное знание отказалось от темологическихобьяснений развития природных процессов, а в социо-ориентированнойобразовательной практике утвердились принципиально иная педагогическаяпарадигма: воспитание как воздействие на воспитанника с целью формированияопределенных качеств личности. Однако идея о природосообразном (естественном,свободном) воспитании с постоянством закономерности будет актуализироватьсявновь и вновь, обосновывать возможность счастливой и радостной школьной жизни,стимулировать поиски адекватных технологических решений.
Стольвысоким идеалам (будь то человек как предмет воспитания или же педагогическаядеятельность, педагогический процесс) традиционная практика воспитания,семейного и общественного, явно не соответствовала. И Великий теоретик создаетграндиозный и по современным масштабам проект воспитания человека о рождения додвадцати четырех лет. Его универсальность (научную обоснованность) Каменскийобьяснял тем, что обеспечивалось соответствие педагогического процессачеловеческой природе и «земному предназначению» человека. Проект былориентирован на идею «учить всех всему» — на рациональную организацию «массовойшколы».
Опираясьна принцип природосообразности, первый в истории образования носитель идеивозрастной и педагогической психологии представил время взросления человека какчетыре этапа по шесть лет каждый и определил для каждого этапа задачи,содержательную и процессуальную стороны образовывания человека – матерью ли всемье, учителем ли в школе, профессором ли в академии. Обратим внимание назамысел Гуманиста: не ребенок для школы, а школа для ребенка, способная учестьи реализовать его возрастные возможности и особенности.
Вплане содержания образования этот замысел облечен в идею «пансофии» (всеобщеймудрости). Каждый возраст способен обьять пансофические знания на своем уровневозможного (концентрические круги) и Каменский определяет примерное содержание«материнской школы», «школы родного языка», «латинской школы», создаетучебники. При этом неизменными остаются принципы энциклопедизма «вместе с темпрактической нравственности знаний – связи с живым» опытом взаимодействияразвивающегося человека с миром. Не каждый склонен и способен одолеть весь путьк пансоджи, тем более, что академия предполагает специализацию в том родезанятий, к которому «предназначила природа». Однако первые две ступени – тотминимум, который необходим любому, чтобы в детстве были заложены основания дляразумной, нравственной и благочестивой жизни.
Обосновываяидею школы родного языка (глава ХХ1Х «Великой дидактики»), педагог постоянно имеетв виду природосообразность развития ребенка. Естественными стремлениями иусловиями жизни человека аргументирует Каменский необходимость в школе родногоязыка начал родиноведения, граждановедения (эта идея будет переоткрытаПесталоцци через полтора века). Столь же естественно и необходимо в латинскойшколе наличие «класса этики», в котором рассматривается «сам человек сдействиями его свободной воли как владыка вещей», изучение «стрежневогопредмета истории», знание», знание которой «как бы освещает всю жизнь» –сокращенная библейская история, история естествознания, история изобретений,история морали, история религиозных обрядов у разных народов, всеобщая история,но преимущественно история своего отечества. «Семь свободных искусств», этитрадиционные учебные предметы средневековой школы, пансоджи Каменский дополняетосновами наук нового времени. Все содержания общего образования обращает кчеловеку – его целостному мировосприятию, гармонии его стремлений испособностей «знать, уметь, действовать, говорить».
Широкаяфилософско-гуманистическая трактовка природосообразности воспитаниядетерминитровала создание Каменским такого смыслового поля в поисках ответа навечный педагогический вопрос «Чему учить», которое оказалось далеко неосвоенным теорией содержания общего образования и практикой школьного обученияпоследующих веков. Было утрачено гуманистическое, от растущего человека видениепроблемы, возобладал подход к ее решениям от социальных запросов «времени имести». В наши рубежные годы, годы осознания кризиса духовности инравственности и его опасных последствий в планетарных масштабах, предстоиточевидно, заново оценить гуманизм и актуальность установки философа-педагога:«Мы стремимся к общему образованию в области всего человеческого для всех, кто родилсячеловеком».
Неменее радикальные изменения традиций характеризовали в проекте Каменскогопроцессуальную сторону обучения. Поиск «естественного (природосообразного)метода» был ориентирован на целостную личность ученика, на мотивационную сферу,на разностороннюю работу интеллекта, на «живое знание», а не традиционную«книжную ученость», бастионы которой ученик брал памятью и напряжением воли(догматический метод).
Аналог«естественного метода» дидакт нашел в деятельности ученого. Известныегносеологии его времени закономерности познания Каменский интерпретировал виндуктивный путь формирования понятий. Дедукция используется как частные выводыиз общих, уже известных ученику положений. Проблемные ситуации (в современнойтерминологии) «включают» мышление. Самостоятельные работы предполагают исамостоятельное наблюдение, и самостоятельное применение, и приобретениезнаний. Естественность обучения усматривается также в специальном развитииспособности рассуждать так, в латинской школе рекомендуется изложение материалав следующей последовательности: «происхождение и состояние вопроса, тезис иантитезис, верные и вероятные аргументы, защита того или другого, затем пустьбудут вскрыты ошибки одного из двух утверждений и самый повод к этой ошибке,ложные доказательства и подлинные доказательства в пользу истинного тезиса ит.д. или, наоборот, если то и другое утверждение заключает в себе частицуистины, то пусть будет показано из применение между собой. Таким образом одна ита работа будет представлять собой и самое приятное повторение как пройденного,и чрезвычайно полезное разьяснение непонятного ранее». К выводу дидакта нельзяне добавить, что учебная работа такого плана (не часто встретишь и всовременной школе), вызывая мыслительную активность, создавая позитивныйэмоциональный настрой, обеспечивает движение личности как в овладении знаниями,так и в развитии интеллектуальных сил.
Висторико-педагогической и дидактической литературе воззрения Каменского обычносводят к обосновыванию обьяснительно-репродуктивного способа обучения. Междутем теоретические представления Каменского, апологета учения как познанияистины, связаны с сочетанием репродуктивной и продуктивной деятельностиученика, с идеей самостоятельности и умственной активности. Не бесспорнаиспользуемая в педагогической литературе аналогия разработанной первым дидактомформы организации обучения с классно-урочной системой в ее современнойтрактовке. Термин «класс» потребовался теоретику для того, чтобы расположитьобразовательный материал по годам обучения и таким образом организоватьсовместную работу учеников, рационализировать их труд и труд учителя (втрадиционной школе каждый обучался индивидуально). С определенной дозойобразовательного материала для отдельного занятия связывалось и понятие «урока».Само же значение – это и школьная лекция, и наблюдение природы, и изучение спомощью школьного телескопа звездного неба, и работа в школьной мастерской илистудии (в таких картинках представлена школа на титульном листе прижизненногоиздания сочинений Каменского).
Виерархии задач воспитания высшие ступени Каменский связывал с непосредственнымобращением к внутреннему миру человека, воспитанием его духовности. Ценностнымотношением к знаниям пронизан образовательный процесс. Известный прагматизмустановок: нацеленность научных знаний на деятельность человека в «мире вещей»– «уравновешивается» возвышенной трактовкой человека как «владыки мира». Накаждой возрастной ступени вводятся этические и теологические представления иправила, нормы поведения, назначение которых – одухотворить внутреннюю жизньученика ценностным отношением к людям, к самому себе. В системе ценностей,необходимых гуманной личности, Каменский специально выделил «кардинальныедобродетели», выношенные в христианской этике средневековья, истоками уходящиев философию Платона: мудрость, умеренность, мужество, справедливость.
Вискусстве развивать и возвышать духовность человека педагог-гуманист стремилсяк природосообразности. Главное основание формирования нравственности иблагочестия – это непрестанная духовная жизнь и практическая деятельностьчеловека: «Добродетели учатся, постоянно осуществляя честное». В таком ключе:человек сам выстраивает свой внутренний мир – предстают «шестнадцать правилискусства развивать нравственность». Воспитатель ориентирован на стимулированиесамодисциплины растущего человека (сдерживание влечений, обуздываниенетерпеливости, гнева и т.п.), нравственных стремлений (справедливость поотношению к другим людям, готовность уступить, услужить, оказать пользу своимиуслугами возможно большему числу людей и др.). Его «инструменты» — инаставление, и «примеры порядочной жизни», и упражнения, главное же –организация упорядоченной, разнообразной, нравственно направленнойдеятельности, деятельности достаточно длительной, чтобы заложить привычки ктруду, полезным занятиям, которые противостояли бы лени, праздности и безделью.
Кладезинравственной мудрости и благочестия для воспитателя и для воспитанника –священное писание и размышления великих людей. «Почему и как нужно избежатьзависти? Каким оружием защищать сердце от печалей и всяких человеческихнесчастий? Как умерить радость? Каким образом сдерживать гнев и умеритьпреступную любовь?» – приведя этот перечень вопросов, Каменский ориентируетучителя на стимулирование напряженной, нравственно направленной сознательнойвнутренней жизни воспитанников, в которой он пытается преодолеть слабости ипороки, противостоять разрушительной силе негативных чувств, влечений,сохранить душевное равновесие. При этом определенно и четко обозначены и«предьявлены» требования к человеку как духовно-нравственному существу. Длягуманиста Каменского это отнюдь не проявление авторитарности, насилия надличностью. В его антрополого-педагогической концепции за человеком, «образомподобным Божьим» всегда остается право свободного выбора между добром и злом. Вто же время воспитание призвано максимально помочь определиться в нравственнойпозиции, «предохранить молодежь от всех поводов к нравственной испорченности»,научить «преодолевать самих себя».
Вэтой связи и в учении о школьной дисциплине, «искусстве проявлять строгость»,доминирует установки на самодисциплину, на такую строгость, которая быпользовалась лаской и обращалась в любовь, а главное на создание в школеатмосферы «искреннего и открытого расположения», «господства бодрости ивнимания как у учащих, так и у учащихся», «любви и радостной бодрости», когдане требовалось бы делать что-то против воли, по принуждению, а давалось бы всесамостоятельно и добровольно, когда ученики любили и уважали бы своихвоспитателей, «охотно позволяли вести себя туда, куда подобает,… и сами к томуже стремились.
Вышеотмечалось, что в современном обществе феномен бездуховности, дефицитчеловечности — следствие доминирующих в общественном сознании прагматическогоотношения к вопросам морали, сциентистских трактовок духовного развитиячеловека, противопоставления науки и религии, непосредственно связываются сглобальным мировым кризисом, а их преодоление с выходом к новому гуманномувитку цивилизационного развития. Тем значимее для современности опыт техпедагогов, которые, как Каменский усматривали в воспитании духовности человекаглавное назначение образования, главное направление педагогическойдеятельности.
Педагогическуюсистему Каменского возможно представить как гуманистическую модельпедагогического процесса, цель которого ценностно-направленное и целостноеразвитие природных сил и способностей растущего человека. Цель реализуется ворганизации жизнедеятельности воспитанников в нравственно здоровой, духовнобогатой, стимулирующей разностороннее развитие среде: в системе разнообразныхвидов деятельности, соответствующих природосообразному развитию сил испособностей, человеческому в человеке, в системе гуманных отношений междувоспитанниками, отношений взаимодействия педагога и учащихся как субьектовпедагогического процесса, в нарастающей субьектности воспитанников, чтопереводит цель и задачи педагогического процесса в их собственные цели изадачи, а воспитание «перерастает» в самовоспитание. Результат педагогическогопроцесса – достигнутый воспитанником уровень его личностного индивидуальногоразвития, включая самосознание, самоопределение, потребности и способности кдальнейшему саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. Свобода развитияличности воспитанника обеспечивается равными для каждого возможностямисаморазвития, «ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчетливовыявляется в образцовых, высокоэффективных воспитательных системах прошлого,органически вписывается в современные поиски гуманизации школы, чтосвидетельствует об универсальности педагогических открытий Каменского.
Обстоятельствасложились так, что о Каменском – ученом, философе, при жизни признанном«наставником мира», забыли вплоть до конца Х1Хв., и многие его идеи пришлось«переоткрывать» другим педагогам. Каменский настолько обогнал свое время, что исегодня не в полном мере, осознана вся глубина его воззрений, многое остаетсяневостребованным. В европейском историко-педагогическом процессе педагогическаясистема Я.А.Каменского предстает гениальным обобщением многовековогогуманистического опыта христианского средневековья и вместе с тем началомнового этапа в развитии гуманистической традиции, идеологически связанного спросвещением.
Гуманистическаятрадиция в педагогике западной цивилизации органически связана сгуманистической традицией западной культуры. Интерпретируя и синтезируягуманистические идеи и опыты развития европейской философии, науки, искусства,религии, педагогика, в свою очередь, средствами воспитания и образованияспособствовала их передаче от поколения к поколению, укоренению их виндивидуальном и общественном сознании.
Гуманистическаяпедагогика целенаправленно служила утверждению «человеческого в человеке»,духовно-нравственному обогащению его внутренней жизни, возвышению жизнесмысловего деятельности. Она сыграла свою историческую роль в признании европейскимчеловечеством в качестве высших духовных ценностей самоценности человеческойличности, права человека на свободное развитие, самоопределение исамореализацию, абсолютной ценности Истины, Добра, Красоты как идеальныхстремлений человеческой природы, вытекающих из них кардинальных добродетелей,норм и правил гуманистической морали. Генезис гуманистической педагогическойтрадиции в процессе европейского культурного развития (от средневековья доконца ХХ в) происходил на базе антропологических концепций (принципприродосообразнсоти), на основе познания природы воспитания как явлениякультуры (принцип культуросообразности) и как целенаправленного саморазвитиячеловека (выявлялись условия, возможности, средства педагогической поддержки ипомощи воспитаннику в его духовно-нравственном, личностном становлении иразвитии). В том, что именно в гуманизации воспитания и образования высшийсмысл и назначение педагогической науки, убеждает классическая педагогика,педагогические системы ее корифеев Каменского, Локка, Руссо, Песталоцци,Гербарта, Дистервега.
ХХвек продолжил и развил в новых социальных и культурно-исторических условияхгуманистические идеи педагогов-просветителей, умножил их имена.Педагоги-гуманисты ХХ века стремились противостоять обострению социальныхпротиворечий, дефициту гуманности и духовности, нараставшему во всех сферахчеловеческой жизнедеятельности, в том числе в образовательно-воспитательнойсфере.
Философияи история образования, обращение к многовековому духовному опыту педагоговгуманистов помогает всесторонне обьяснить и верно оценить бытующие всовременном общественном и педагогическом сознания проявления бездуховности ипрагматизма, авторитарности и социоцентризма, косности и реакционногоконсерватизма, сознательно и убежденно противостоять им, целенаправленноутверждать в своей педагогической деятельности гуманистические общечеловеческиеи педагогические идеалы и ценности.
Список литературы
Историяпедагогики. А.И.Пискунова
Историяобразования и педагогической мысли. В.Г.Праникова, З.И.Равкин
Философияи история образования. Л.А.Степашко.