Реферат по предмету "Психология"


Методика преподаванния. Шпоры

1. Сущность, содержание и уровни методики. 2. Роль методики в педагогическом процессе и деятельности специалиста. 3. Основы методики преподавания общественных дисциплин. 4. Объективное и субъективное в преподавании экономических дисциплин. 5. Прямая и обратная связь в процессе обучения.
6. Система принципов обучения и их роль в педагогическом процессе. 7. Принцип научности и его реализация в обучении. 8. Принцип практической направленности и его роль в подготовке экономистов. 9. Сознательность и активность обучения: сущность и пути достижения. 10. Систематичность, последовательность, комплексность в обучении экономиста. 11-12. Доступность обучения: основы проявления и пути достижения. Прочность усвоения и пути ее достижения в педагогическом процессе. 13. Коллективизм и индивидуальный подход в обучении: понятие и методы претворения в жизнь. 14. Методы обучения и их взаимосвязь с принципами. 15. Основные методы обучения и их характеристика. 16. Классификация форм учебного процесса. 17. Общее понятие о самостоятельной работе и ее роль в обучении. 18. Основные направления самостоятельной работы педагога. 19. Самостоятельная работа обучаемых и ее роль в овладении знаниями. 20. Основные группы экономических источников, их достоинства и недостатки. 21. Методика обработки экономических источников. 22. Роль и место лекции в учебном процессе высшей школы. 23. Требования к учебной лекции по экономическим дисциплинам. 24. Достоинства, недостатки и разновидности учебной лекции. 25. Методика подготовки учебной лекции. 26. Методика чтения учебной лекции по экономическим дисциплинам. 27. Подготовка педагога и обучаемых к семинару. 28. Структура и содержание рабочего плана преподавателя на семинар. 29. Роль, функции и виды семинаров по экономическим дисциплинам. 30. Методика проведения семинара по экономическим дисциплинам. 31. Консультации: классификация, подготовка и проведении. 32. Функции учебного контроля и требования к нему. 33. Основные виды, формы и методы учебного контроля. 34. Подготовка, организация и проведение зачете по экономическим дисциплинам. 35. Подготовка, организация и проведение экзамена по экономическим дисциплинам. 36. Особенности организации и проведения государственных экзаменов. 37. Психолого-педагогические требования и критерии оценки знаний обучаемых. 38. Наглядность как принцип обучения. 39. Классификация и характеристика средств наглядности. 40. Методика наглядного обучения. 41. Методика использования художественных средств в преподавании экономики. 42. Общие основы программированного обучения. 43. Основы и методика проблемного обучения. 44. Формы проблемного обучения и их характеристика. 45. Общее понятие о методике дистанционного управления. 46. Организация экономического образования в Украине. 50. Методика подготовки школьного урока по экономике и формы материалов к уроку. 51. Методика проведения школьного урока по экономике. 52-53. Педагогический коллектив: структура и особенности. Основные направления деятельности коллектива. 54. Формы и методы работы кафедры. 55. Основная документация ведущаяся на кафедре. 56. Основные направления повышения эффективности преподавания. 57. Роль и место педагога в жизни общества. 58. Определяющие черты личности педагога. 59. Структура педагогического мастерства. 60. Пути и методы формирования педагогического мастерства. 61. Педагогическая система прошлого. 62. Стороны педагогического процесса. 63. Метод устного изложения материала. 64. Метод обсуждения изучаемого материала. 65. Метод демонстрации. 66. Метод упражнения. 67. Общеплановые формы учебного процесса. 68. Внеплановые формы учебного процесса. 69. Вступительное слово педагога на семинаре. 70. Заключительное слово педагога на семинаре. 71. Разновидности учебных консультаций. 72. Технические средства обучения. 73. Структура обучающей программы. 74. Формы проблемного обучения. 76. Требования к учебной лекции. 77. Основные типы Учебных заведений Украины. 78. Проблемы и трудности в самостоятельной работе. 79. Требования к самостоятельной работе. 80. Формы обработки источников. 81. Группы экономических источников. 82. Направления самостоятельной работы педагога. 83. Факторы, влияющие на подготовку учебной лекции. 84. Особенности выступления на экономическую тему. 85. Правила методики использования классной доски. 87. Педагогические знания. 88. Педагогические способности. 89. Педагогическая техника. 90. Педагогический такт. 93. Основные документы кафедры. 94. Разновидности школьного урока. 95. Формы и методы учебного контроля.
1. Сущность, содержание и уровни методики. Понятие «методика» имеет древнегреческие корни и пе­реводится как путь исследования, теория, учение. Отсюда методика (в самом общем смысле слова) — от­расль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету (предметам). Методика вычленилась из теории обучения — дидактики, которая впервые в полном объеме и с сохранением в своей основе до наших дней была обобщена великим педагогом Яном Амосом Коменским в хул веке. В узком смысле слова методика преподавания — это уче­ние о методах обучения и воспитания. Но было бы неверно рассматривать методику только как сумму методов, приемов или организационных мер. Это наука, которая имеет свою теорию, практику, методологию. Отсюда и подход к ней дол­жен быть таким же, как к любой другой науке. Предмет методики преподавания — процесс обучения обу­чаемых, его закономерности. На основе познанных (скажем откровенно, и объективных, и субъективных) закономерностей методика разрабатывает: с одной стороны, средства, спо­собы и организационные формы учебно-воспитательного про­цесса; с другой — нормативные требования к деятельности педагогов. Уровни методики. Отсюда со всей очевидностью вытекает заключение о многоуровневости методики. Первый уровень — это наука, подчиняющая себе весь педагогический процесс на основе диалектического взаимо­действия и взаимопроникновения педагогики (теории обра­зования) и дидактики (теории обучения). Второй уровень — учение (научная дисциплина) о мето­дах обучения и воспитания, закономерностях обучения. Третий уровень — закрепленная сумма приемов и орга­низационных мер по изучению конкретной учебной дисцип­лины (группы дисциплин). Поэтому наряду с теорией методики есть как общая ме­тодика преподавания, так и специфические (частные) мето­дики преподавания группы дисциплин, отдельной дисцип­лины, ее разделов и даже отдельных тем.
2. Роль методики в педагогическом процессе и деятельности специалиста. Роль и значение методики в современных условиях не только не снижается, но и возрастает. Во-первых, практически любой специалист с высшим об­разованием выступает не только исполнителем, но и твор­цом, он должен уметь квалифицированно и четко довести спои идеи и замыслы до подчиненных и коллег. Во-вторых, экономическое, политическое, идеологическое настолько переплелись в современной жизни, что очень важ­но уметь выделять и разрабатывать экономические задачи и проблемы. В-третьих, успех любого дела зависит от убежденности, знания, информированности и морального единства испол­нителей; немаловажно отметить, что убедить — значит уже увлечь за с о бои. В-четвертых, экономическая практика на переломном эта­не (как никогда прежде) нуждается в теоретическом обос­новании и практическом подкреплении теории, а необходи­мость связать теорию с практикой является одной из важ­нейших задач педагогики, а в частности -- методики. В-пятых, право преподавать должно подкреп­ляться соответствующей профессиональной психолого-педагогической подготовкой, в т. ч. такими учебными дисципли­нами, как: основы психологии и педагогики: психология де­ятельности; коммуникационные процессы обучения; методи­ка преподавания экономики.
Роль методики в работе специалиста. В методике преподавания общественных наук имеются черты, отличающие ее от методики препода­вания, например, естественных или технических дисциплин. Они находят свое выражение в преобладании таких, форм, методов и приемов обучения, которые позволяют наиболее эффективно прививать студентам мировоззренческие и об­щеметодологические взгляды, идеи, аргументы, развивать дух творческого мышления, вырабатывать у них объектив­ный подход к явлениям действительности.
Сегодня мировоззрение, методология и логико-гносеоло­гические принципы, при всей их относительной самостоятель­ности, выступают в неразрывном единстве. Дело в том, что научное мировоззрение имеет громадное методологическое значение для всех наук и практической деятельности, а в ме­тодологии реализуются как мировоззренческие, так и логи­ко-гносеологические принципы. Именно на этом диалекти­ческом единстве и базируется в настоящее время препода­вание общественных наук
3. Основы методики преподавания общественных дисциплин. На чем же основывается методика преподавания общест­венных наук сегодня? Чтобы ответить на этот вопрос, выде­лим три ведущих основы: мировоззрение, методология, ло­гико-гносеологические основы (закономерности процесса по­знания). Мировоззрение педагога как основа методики преподавания. М —система взглядов личности на ок­ружающий мир и свое место в нем. В нем органически со­четаются как общие черты существующего строя, идеологии и морали, так и индивидуальный опыт, род практической де­ятельности личности. МП общ наук — не про­сто опора на то или иное мировоззрение, это процесс его активного формирования. Убеждение студентов фор-я под воздействием всего уклада жизни, но прежде всего (и это очень важно подчеркнуть) всем учебно-воспитательным процессом высшего учебного заведения, т. е. такой обстановкой учебы, когда получаемые знания само­стоятельно осмысливаются, становятся органической частью субъективного мира личности, его личными взглядами, ми­ропониманием. Все это будет определять и нормы поведения, и компоненты практ деят-и на длит-й пе­риод после учебы. М-е основы МП об­щественных наук - широкий круг вопро­сов, требовании, форм работы кафедр и отдельных препода­вателей, обеспеч-х выс идейно-теоретический уро­вень учебно-воспитательного процесса. Что такое методология преподавания? М. - сумма требований к формам, прие­мам и методам преподавания, позволяющая за­дачи обучения вообще и изуч данной дисциплины в ча­стности. Главн в м-ии сост в том, что методика пре­подавания с точки зрения методологии нацеливает преподавателей-обществоведов на тесную и органически неразрыв­ную связь с общественно-экономической практикой, с проб­лемами и задачами, стоящими перед обществом сегодня. Глав-и требов М-гии преп общ наук выступают глубина, последоват, связь с жизнью и соотв профилю обучения. Все эти треб-я находят свою реал-ю в организационных, теоретических и метод-их канонах орг и по­строения учеб процесса (это материал последующих тем).
4. Объективное и субъективное в преподавании экономических дисциплин. Не удивительно, что преподавание, как и любой другой вид активной творческой человеческой деятельности, являет собой синтез объективного и субъективного. К объективной стороне преподавания следует отнесги содержание данной науки (учебной дисциплины), а также исторически сложив­шиеся и подтверждаемые педагогической практикой прин­ципы и методы преподавания (об этом речь пойдет в после­дующих лекциях). Субъективная сторона преподавания включает в себя степень овладения данным преподавателем содержанием и особенностями данной учебной дисциплины и смежных (па­раллельных) дисциплин, уровень методической зрелости- и педагогического мастерства, индивидуальные черты, вытека­ющие из его личности.
5. Прямая и обратная связь в процессе обучения. Обучение — это сложный процесс взаимосвязанной дея­тельности обучающего и обучаемых. При этом деятельность обучающего - преподавание, деятельность обучаемых -уче­ние. Обучение как процесс проявляется в двухстороннем взаимодействии: с одной стороны - от преподавателя к обу­чаемым через преподавание (обучение и воспитание); с дру­гой - от обучаемых к преподавателю через «обратную связь».
6. Система принципов обучения и их роль в педагогическом процессе. Принципы обучения — руководящие идеи и положения, определяющие требования к содержанию, организации и ме­тодике процесса обучения. Впервые о принципах как кредо преподавателя свои идеи высказал выдающийся педагог Ян Амос Коменский. В оте­чественной педагогике и методике принципы как система были сформулированы на педагогической конференции в Ленинграде в 1950 г. Принципы не являются теоретически застывшими кано­нами, они постоянно выполняют определенные функции в пе­дагогическом процессе. Во-первых, именно они отражают основные закономерности процесса обучения. Во-вторых, они обеспечивают отличительные особенности действий обу­чающих и обучаемых. В-третьих, "они содержат основные пе­дагогические требования к подготовке обучаемых. Наконец, в-четвертых, их соблюдение является условием успешной профессиональной деятельности педагога.
7. Принцип научности и его реализация в обучении. Так, путями реализации принципа научности являются: четкое и ясное определение личных позиций самим преподавателем; убедительное изложение идейного смысла и практи­ческого предназначения дисциплины, раздела, темы, занятия; постоянное внимание мировоззренческой и интеллек­туальной сторонам обучения; научное изложение материала с учетом последних достижений и взглядов (как отечественных, так и зарубеж­ных) ; отказ от устаревших концепций и взглядов, но не огульный, а аргументированный, на основе анализа, научная организация всего учебного процесса.
8. Принцип практической направленности и его роль в подготовке экономистов. Принцип практической направленности педагог реализу­ет в том случае, если он: раскрывает особенности, динамику и тенденции раз­вития экономики в современных условиях; показывает место и роль данной специальности в сов­ременной экономической жизни; использует последние практические наработки в об­ласти своего учебного курса; постоянно вносит элементы психологической подготов­ки и регуляции к будущей практической работе.
9. Сознательность и активность обучения: сущность и пути достижения. Немало возможностей для практической реализации Принципа сознательного "и активного усвоения знаний, в ча­стности: — акцентирование внимания на общественную значи­мость обучения вообще и учебы по данной специальности в частности; — разъяснение теоретической и практической значимос­ти дисциплины и темы занятия; — заинтересовывание обучаемых поощрением их иници­ативы в учебе. 9. Сознательность и активность обучения.
Немало возможностей для практической реализации принципа сознательного и активного усвоения знаний, в ча­стности: акцентирование внимания на общественную значи­мость обучения вообще и учебы по данной специальности в частности; разъяснение теоретической и практической значимос­ти дисциплины и темы занятия; заинтересовывание обучаемых поощрением их иници­ативы в учебе.

10. Систематичность, последовательность, комплексность в обучении экономиста. Для того, чтобы на деле реализовать принцип система­тичности, последовательности (комплексности) изложения материала, педагог должен: сам глубоко знать весь свой курс, его структуру, идею, последовательность разделов; постоянно ставить перед собой конкретные цели на каждое занятие; весь новый материал излагать только на базе старой информации; новый материал должен готовить обучаемых, к вос­приятию последующего, еще более нового материала; в учебном процессе избегать или хотя бы сокращать до минимума паузы между разделами, темами, между теоре­тическими и практическими занятиями по учебному курсу (а также и между дисциплинами экономического цикла).
11-12. Доступность обучения: основы проявления и пути достижения. Прочность усвоения и пути ее достижения в педагогическом процессе. Принцип доступности (посильности) обучения обязывает педагога до начала проведения занятий детально разобрать­ся с уровнем общей и экономической грамотности и подго­товленности слушателей, детально познакомиться со всей программой обучения и местом своей дисциплины в ней. Тогда в ходе занятий преподаватель не должен излагать все то без остатка, что сам знает по предмету обучения и не подходить к оценке знаний слушателей по мерке своих соб­ственных знаний; он всегда должен помнить, что слишком облегченное обучение — расхолаживает, а непосильное — губит всякое желание учиться и интерес к учебе. Стремясь не допускать не посильности в учебе у обучае­мых, настоящий учитель всегда заботится о доступности по глубине, объему и наглядности. Найти «золотую» середину в доступности своего труда— и мечта, и обязанность, и заслуга педагога.
13. Коллективизм и индивидуальный подход в обучении: понятие и методы претворения в жизнь. Несмотря на внешнюю противоречивость, реализация принципа коллективизма и индивидуального подхода к обу­чению осуществляется в единстве такими педагогическими путями: — учитывать индивидуальные особенности обучаемых, по не подстраиваться под них; — обучая всех, не забывать ни тех, кто в силу ряда фак­торов ушел вперед, ни тех, кто пока отстает; — отдельно и конкретно заниматься теми, кто ушел счет, далеко вперед (чтобы не допускать охлаждения к уче­бе), и теми, кому кажется, что они отстали безнадежно (что­бы не позволить им опустить руки и отказаться от дальней­шей учебы); — быть доступным и понятным для любого из учеников.
14. Методы обучения и их взаимосвязь с принципами. Под методами понимается осн способы совместная деят обучаешего и обучаемых в пед процессе. Вместе стем, именно конкретные методы выступают инструментом реализации принципов обучения. Рассмотрим осн методы обучения: -устное изложение материала; - обсуждение изучаемого материала; -показ (демонстрация); -упражнения; -практическая работа; - самостоятельная работа. + см. 6 билет
15. Основные методы обучения и их характеристика. Устное изложение как метод обучения. Устное изложение материала — метод воздействия преподавателя на обучаемых словом. Устное изложение мо­жет быть рассказом (в учебном смысле слова), объяснени­ем, инструктированием; самым классическим примером дан­ного метода является учебная лекция. Метод обсуждения изучаемого материала. Обсуждение изучаемого материала—двухсторонний педагогический процесс как повторения, закрепления прош­лого материала, так и получения новых дополнительных знаний. Реализоваться этот метод может беседой, классно-групповым занятием, семинаром, собеседованием, конферен­цией (в средней школе — урок-беседа, урок-опрос). Показ как метод обучения. Показ (демонстрация) — такая организация занятия, когда-либо слово преподавателя подкрепляется наглядными материалами, либо наглядные материалы обосновываются, комментируются преподавателем. Данный метод применяет­ся самостоятельно, либо как методический прием в ходе лек­ции или семинара. Разновидности метода: личный показ преподавателем, показ учебно-вспомогательным персоналом, демонстрация средств наглядности. Упражнение как метод обучения. Упражнения — сознательный многократный повтор тех или иных действий обучаемых под руководством педагога, Они могут быть вводные, основные, итоговые. Разновидность этого метода — тренировка
16. Классификация форм учебного процесса. Методы и формы учебы находятся в постоянном взаимо­действии и взаимовлиянии. В самом деле: с одной стороны — если методы это инструменты обу­чения, то формы — организационная сторона учебного про­цесса; с другой — если методы наполняют формы конкрет­ным содержанием, то формы — придают методам своеобра­зие, усиливают или ослабляют их действие. От чего зависят формы, что они выражают? Во-первых, состав и группировку обучаемых (курс, поток, академ. группа, подгруппа). Во-вторых, структуру занятия, т. е. тот педагогический замысел, который был разработан для данного занятия по данному предмету. В-третьих, место и продолжительность учебного меро­приятия. В-четвертых, особенности действий и роль обучаемых на данном занятии. Сегодня формы учебного процесса подразделяются на об­щие (всеобщие), используемые всеми учебными заведения­ми, независимо от предмета, и специфические, применяемые лишь для определенного направления обучения.
17. Общее понятие о самостоятельной работе и ее роль в обучении. Не только самому глубоко овладеть экономической тео­рией, но и суметь добротно и доходчиво довести свои зна­ния до других без самостоятельной каждодневной работы— вещь для преподавателя не только утопичная, но и профес­сионально недопустимая. Еще в предисловии к 1-му тому «Основы Магваизма» великий Макс завещал: «В науке нет широкой столбовой доро­ги, и только тот достигнет ее сияющих вершин, кто, не стра­шась усталости, карабкается по ее каменистым тропам». Под самостоятельной работой (в широком смысле сло­ва) понимается вся работа по овладению знаниями, вся ум­ственная деятельность. Место самостоятельной работы в жизни и деятельности педагога. Она способствует профессиональному становлению и росту педагога (а предела в этом, как известно, нет); обеспе­чивает глубокие и прочные знания — вначале по своей учеб­ной дисциплине, а затем — и по смежным; приучает к сис­тематическому творческому труду; формирует и развивает навыки научного исследования; воспитывает собранность, целеустремленность и волю.
18. Основные направления самостоятельной работы педагога.
Работа преподавателя над со­бой. Ее основными направлениями должны являться: 1) изучение руководящих педагогических документов (приказов, декретов, инструкций, положений); 2) изучение учебно-методических материалов по предме­ту преподавания (учебный план, рабочая программа, тема­тический план, частная методика); 3) работа над литературой и источниками по своей про­фессии; 4) постоянное обогащение психолого-педагогических зна­ний, умений, навыков; 5) работа над учебными материалами: текстами лекций, рабочими планами 'проведения семинаров; 6) методическая работа (частные методики, методичес­кие разработки и пособия); 7) научно-исследоват работа (подготовка диссер­таций, монографий, учебников и учеб пособий).

19. Самостоятельная работа обучаемых и ее роль в овладении знаниями. Обладающие некоторым опытом, встречаются с рядом труд­ностей, которые современные социологи и психологи объе­диняют в четыре группы: трудности ориентировки; труднос­ти синтезирования; психолого-лингвистические трудности и трудности практического применения. Рассмотрим их по­дробнее: 1) Ориентировочные трудности. Это самые существенные трудности. Они связаны с общи­ми проблемами и трудностями сегодняшнего дня. Главные из них состоят в следующем: — во-первых, нет полной, четкой ориентации в обилии современных данных: что нужно вообще для общего раз­вития, что нужно для своего личного «банка данных», что нужно для передачи обучаемым); во-вторых, к сожалению,, слабая практика у большин­ства молодых преподавателей в работе над источниками и пособиями (сегодня даже выпускники высшей школы такой практики не получают); в-третьих, слабые навыки в умении делить получае­мую информацию на определяющее, главное, важное, вто­ростепенное; в-четвертых, недостаточно достоверное и полное пред­ставление о генезисе, динамике и тенденциях современных экономических явлений и процессов; в-пятых, недостаточно прочный опыт в выявлении под­текстов, недомолвок, скрытого смысла. 2) Трудности синтезирования. Как часто вме­сто стройной системы у нас в голове сумбур отдельных фак­тов, цифр, дат, которые не помогают, а мешают усвоению личностью новой информации. Трудности такого рода на­ходят свои проявления в следующем: во-первых, неумение из отдельных фактов «выстро­ить» цепочки, а затем и всеобщую систему взглядов и зна­ний по своему предмету; во-вторых, слабости в привлечении и обобщении зна­ний по смежным, однонаправленным наукам и учебным дис­циплинам — для подкрепления преподаваемой дисциплины. 3) Психолого-лингвистические трудности. Говоря об этой группе трудностей, следует подчеркнуть, что происходящее в последнее время сверх активное насаж­дение иностранных терминов и производных понятий подчас ставит в тупик даже хорошо владеющих родным языком; с другой стороны — опасение прослыть ретроградом, употреб­ляя только устоявшиеся термины и понятия и боязнь не сов­сем точно применить ультрасовременные толкования порож­дает буквально психолого-лингвистический комплекс.
20. Основные группы экономических источников, их достоинства и недостатки. Для опред круга необходимых источников необхо­димо, прежде всего, четко определить предмет каждой из эк наук, т. к. именно из предмета науки можно выделить круг источников, необходимых для познания дан­ной науки. Дело в том, что исследование источников может быть забо­той самостоятельной научной дисциплины — источниковедения. Это — особая научная дисциплина, разра­батывающая теорию и методику изучения и использования источников, поэтому она имеет не только свой самостоятель­ный и при этом специфический предмет, но и свое место в системе общественных наук. Что же связывает экономические науки с источникове­дением? 1. экономические науки, рассматривая произво­дительные силы и производственные отношения социально-экономической жизни человечества, естественно обращают­ся к прошлому, о котором можно судить только по накоп­ленным источникам. 2. даже рассматривая современность, исследо­ватель, в т. ч. и педагог, не может опираться только на лич­ные восприятия — без соответствующих источников и здесь не обойтись. Основные виды: труды теоретиков экономики, справочники, статистические источники, учебники и пособия, общественная и экономическая периодика.
21. Методика обработки экономических источников. На­чиная использовать источник, надо провести его анализ: 1) изучить историю его написания; 2) установить место и время его написания; 3) максимально узнать об авторе (авторах) источника; 4) установить обстоятельства, вызвавшие необходимость появления источника. Получение этих данных облегчит понимание тех или иных характерных черт и особенностей источника, позиции ав­тора. Работая непосредственно над текстом источника, не­обходимо придерживаться определенной методической пос­ледовательности: 1. Прежде всего, работа должна быть привязана к опре­деленной теме (нельзя изучать вообще). 2. Чтобы иметь полное, а не отрывочное представление, надо полностью прочитать работу, раздел, главу. 3. При повторном прочтении выделить ведущие положе­ния, составить (при необходимости — даже письменно) ло­гическую схему прочитанного. 4. Отработать источник в зависимости от задач дальней­шего использования в той или иной форме.
22. Роль и место лекции в учебном процессе высшей школы. Лекция (от латин.) lectio — чтение) — специфи­ческая форма устного общения преподавателя с аудито­рией с целью передачи научных знаний. Лекция как форма учебного процесса имеет ряд отличи­тельных черт, в частности: она дает целостное и логичное освещение основных положений учебной дисциплины; вооружает студентов методологией изучения данной науки; — лучше и полнее других форм компенсирует устарева­ние или отсутствие современных учебников и учебных посо­бий, оперативно знакомит с последними данными наук; органично сочетает обучение с воспитанием; нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет основные ее направления. Ведущее место лекции в учебном процессе определяется тем, что: во-первых, курс лекций по предмету передает основ­ное его содержание; во-вторых, именно лекции определяют не только со­держание, но и идейно-теоретическую и профессиональную направленность всего учебного процесса; в-третьих, от них зависят направление, содержание и эффективность других форм учебного процесса. Это подкрепляется и тем, что на лекции отводится не ме­нее 50% времени каждой экономической дисциплины. Виды: обзорные, проблемные, предметные.
23. Требования к учебной лекции по экономическим дисциплинам. 1. Лекция должна быть безукоризненной в научном от­ношении. 2. Лекция должна безусловно выходить за рамки даже самого свежего и удачного учебника. 3. Лекция должна учить мыслить, а не состоять из гото­вых ответов и рецептов. 4. Лекция должна быть грамотной и логичной с точки зрения языка. 5. Лекция должна быть яркой и убедительной. Таковы самые главные черты учебной лекции как веду­щей формы учебного процесса и магистральные требования, предъявляемые к ней.

24. Достоинства, недостатки и разновидности учебной лекции. Лекционная форма преподавания обладает рядом досто­инств: эго наиболее экономичный способ обучения, эффек­тивна по степени усвоения, одно из наиболее действенных средств формирования мировоззрения и убеждений, сред­ство прямого личного воздействия лектора на большую аудиторию одновременно. Однако лекция не свободна и от недостатков, в частно­сти: она не может совершенно отходить от базовых трудов, учебников, аксиом и истин; она обеспечивает лишь самую минимальную обратную связь от студентов к лектору; на­конец, чем многочисленнее лекционная аудитория, тем сильнее влияние лектора на конкретного обучаемого. Эта неоднозначность не раз приводила не только к ост­рым дискуссиям о роли и месте лекций, но и к периодичес­ким запретам на нее.

25. Методика подготовки учебной лекции. Обычно всю работу по подготовке учебной лекции делят на три этапа: предварительная подготовка, подготовка тек­ста, работа над текстом лекции. Предварительная подготовка - изучение соответствующей документации. Как ни опытен ни был преподаватель, он должен постоян­но тать все руководящие документа Министерства образования Украины, своего вуза, кафедры, предметно-методической комиссии. Естественно, педагог должен в деталях изучить тематический план, программу своего предмета, фор­му и содержание занятий, которые были ДО и будут После лекции. После этого педагог изучает все известные ему по теме источники: монографии, учебники, учебные пособия, Законы и др официальные документы, справочники, энциклопе­дии, словари. В хорошей лекции обязательно должно най­ти. место для образов из литературы и искусства, для элементов разрядки. Вторым этапом будет подготовка текста лекции. В мето­дике обычно принято, что 2-х часовая лекция включает 2 — 4 вопроса, 4-х часовая — 3—5 вопросов. Сформировав главные цели лекции и разделив собран­ные материалы по вопросам, формулируются основные по­ложения каждого вопроса, аргументы и доказательства, ци­фры и иллюстрации, логические, связки и переходы от од­них положений к другим. Так постепенно формируется чер­новой вариант текста. Наконец, начинается работа над подготовленным тек­стом. Проверяется, нет ли упущений в тексте, пробелов, не­понятно сформулированных или объясненных положений. Подготовленный материал тщательно проверяется по времени. Для того, чтобы сознательно управлять собранным ма­териалом, обычно текст «поднимают»: ставят знаки приори­тета, меняют размер, шрифт, цвет букв, используют различ­ные системы подчеркивания, особыми значками отмечают материал «про запас».
26. Методика чтения учебной лекции по экономическим дисциплинам. Даже, если студенты в целом знакомы с литературой, же­лательно подчеркнуть материалы по данной теме, назвать свежие источники, публикации и периодики. Все это обычно называют организационной, вводной частью лекции, на ко­торую рекомендуют тратить до 10 минут (не более). Затем лектор излагает содержание лекции. Основные по­ложения (базовые определения) даются четко, с диктовкой. Аргументы и доказательства доводятся четким членением, отточенными формулировками, не допускающими различ­ных толкований. Факты, иллюстрации — обязательный элемент учебной лекции. Обычно на каждое положение их приводят 1—2 (на большее, как правило, нет времени), хотя желательно всегда иметь их в запасе. Особый разговор о цифрах. Лекция по экономике без цифр — это декларация, при том бездоказательная. С Дру­гой стороны — водопад цифр может полностью утопить те­орию вопроса. Большинство методистов и психологов счи­тают, что оптимальным соотношением можно признать 1--2 цифры на минуту лекции. Безусловно, этот норматив не может быть догмой, т. к. есть экономические темы, где без нескольких десятков цифр вообще ничего не докажешь. Использование доски в ходе лекции — заметный рычаг повышения методического уровня лекции. Важно делать это методически правильно и обоснованно: использовать всю площадь доски, соблюдать последовательность записей, все, что пишется, иметь в руках, а не бегать за каждой цифрой от доски к кафедре и назад. Можно рекомендовать карточ­ки небольшого формата, легко помещаемые на ладони.
27. Подготовка педагога и обучаемых к семинару. Успех и эффективность любой из форм семинара дости­гается только упорной и тщательной подготовкой. Поэтому подготовка к семинару включает в себя как подготовку пре­подавателя, так и подготовку слушателей. Подготовка преподавателя объединяет теоретическую и методическую области. С точки зрения теоретической, пре­подаватель обязан глубоко уяснить план и сформировать замысел семинара, изучить литературу, посетить лекции (ес­ли он их не читает), отработать для себя лично наиболее важные и сложные моменты темы. С точки зрения методической он обязан тщательно разо­браться как с общей методикой проведения семинаров, так и с методическими особенностями предстоящего. Кроме то­го, на его «совести» лежит не только доведение плана семи­нара до обучаемых, но и выдача им таких методических ре­комендаций, которые обеспечат и эффективность, и качество занятия. Для студентов подготовка к семинару будет заключаться в знакомстве с темой и планом семинара, уяснении его за­мысла и методических особенности, сборе материалов для выступлений. При возникновении трудностей и проблем сту­денты приходят на консультации к преподу. Подготовка обучаемых к семинару. Основными видами с/р студентов являются: конспектирование и отработка лекций, изучение и конспектирование литературы и источников, подготовка к семинарским, практическим занятиям, подготовка к зачетам и экзаменам, подготовка контрольных, курсовых, выпускных и дипломных работ. Роль преподавателя в организации и руководстве само­стоятельной работой включает в себя: 1) обучение с/р: в ходе лекций, практических, семинарских занятий, на консультациях; 2) управление с/р: разработка и доведение заданий на самостоятельную работу, оказание по­мощи в повышении эффективности и качества работы; 3) контроль за с/р: как непосред­ственный, так и опосредованный через контрольно-провероч­ные мероприятия; 4) коррекция с/р: групповая и ин­дивид.
28. Структура и содержание рабочего плана преподавателя на семинар. Наименование темы и основных вопросов семинара; время и его расчет; рабочие подвопросы (проблемы) по каждому вопросу семинара; возможные дополнительные вопросы или варианты для письменного контроля; текст вступительного слова; наметки (теоретические) для заключительного слова; примерные тезисы ответов на вопросы (если собствен­ный опыт преподавания дисциплины еще не велик).
29. Роль, функции и виды семинаров по экономическим дисциплинам. Нам представляется, что основные функции семинара (в порядке приоритетности) могут быть обозначены так. 1. Учебно-познавательная функция — закрепление, расширение, углубление знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы.
2. Обучающая функция — школа публичного выступле­ния, развитие навыков отбора и обобщения информации. 3. Побудительная функция — побуждение на основе ана­лиза состояния подготовки к более активной и целеустрем­ленной работе. 4. Воспитывающая функция — формирование мировоз­зрения и убеждений, воспитание самостоятельности, смелости, научного поиска, состязательности.
5. Контролирующая функция — контроль за уровнем знаний и качеством самостоятельной работы студентов. Ска­жем откровенно, многие педагоги и методисты именно эту функцию считают первоочередной.
30. Методика проведения семинара по экономическим дисциплинам. При подготовке и проведнии семинарских занятий необ­ходимо учитывать специфику современного изучения эконо­мических дисциплин. Наиб существен из них яв­ляются 1, сложность переживаемого социально-эконо­мического момента естественно вызывает многозначность, а порой — и противоположность аргументов и оценки. И пре­подавателю не следует впадать в волюнтаризм, давить сво­им авторитетом — пусть лучшим судьей будет сама жизнь. 2, необходимость нестандартных аналитических выступлений резко повышает удельный вес запланирован­ных, заказанных выступлений, что выдвигает большие труд­ности для преподавателя в ходе их подготовки. 3, большой удельный вес формул и расчетов вы­двигает проблему элементарных знаний в области матема­тики, информатики, физики и др. естественных наук.
31. Консультации: классификация, подготовка и проведении. На консультации отводится 4% от всех часов на предмет очникам, 12%—заочникам—на каждую группу; кроме то­го, по 2 часа на группу перед экзаменом (Приказ Министра образования Украины № 195 от 7 июня 1996 г.). В практике сложилась такая классификация консуль­таций: а) по содержанию: проблемные, обзорные, методические; б) по назначению: предсеминарские, предзачетные. пред­экзаменационные; в) по объему: поточные, межгрупповые, групповые, ин­дивидуальные. Проблемные консультации призваны оказать помощь в усвоении наиболее сложных проблем, вопросов, источников. Обзорные—охватывают материал ряда тем или раздела учебного предмета. Методические — раскрывают методику изучения литературы, учебного материала или написания реферата, контрольной, курсовой, выпускной или дипломной работы. Методика консультации. В педагогической практике сложился определенный ком­плекс методических правил проведения консультаций. 1. Уважать обучаемых. Преподаватель не дол­жен отождествлять знания студентов со своими и спокойно реагировать на любые (по сложности) вопросы. 2. Не идти на поводу у обучаемых. Иногда студенты стараются использовать консультацию для полу­чения ответов на вопросы, не вызывающие сложностей или охватывающие весь перечень вопросов семинара, зачета, эк­замена. 3. Быть честными со студентами и с самим собой. Любой педагог может встретиться с таким вопро­сом, на который или не знает ответа, или знает очень при­близительно. В этом случае честнее отказаться от ответа, пообещав сделать это в следующий раз. 4. Консультация — не повторение лекции. Нельзя читать лекции во время консультации — надо зада­вать вопросы и отвечать на них, надо советовать, а не на­учать. 5. Нельзя стесняться просить помощи у более опытных коллег.
32. Функции учебного контроля и требования к нему. К основным функциям контроля можно отнести: он обеспечивает необходимое наблюдение за степенью усвоения изучаемого; способствует приведению знаний в систему; помогает более глубокому уяснению как отдельных тем, так и учебного курса в целом; стимулирует сознательное и активное отношение к учению, воспитывает чувство ответственности за достигнутые ре­зультаты; помогает развитию памяти и мышления у студентов; вызывает необходимость в работе с источниками, учеб­никами, приучает учиться использовать полученные знания для практической деятельности; дает материал преподавателю для совершенствования содержания и методики, а то и корректировки дальнейшей педагогической деятельности. Анализ хода и итогов контроля дает возмож­ность в известной мере судить о постановке учебно-воспи­тательного процесса в учебном заведении. Требования к контролю в учебном процессе. ВСЕСТОРОННОСТЬ. Данное требование предполагает осуществление контроля по содержанию, форме (методике), глубине, свободе и самостоятельности изложения. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Контроль должен обеспечить не просто персональную оценку каждого контролируемого, индивидуальное ее обоснование и индивидуальный разбор уровня подготовки каждого. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. Это, естественно, не означает школьной системы опроса на каждом занятии, но контроль должен быть столь регулярным, чтобы четкие его этапы и мобилизовывали, и вынуждали к систематической работе над собой каждого студента. СТИМУЛИРУЮЩИЙ ХАРАКТЕР. Контроль не может и не должен пугать и разочаровывать, а, наоборот, подбадривать, поддерживать любое движение вперед, поощрять старание.
33. Основные виды, формы и методы учебного контроля. По видам и формам контроль подразделяется на: текущий (семинар, практическое занятие, контроль­ное занятие, контрольная работа); промежуточный (индивидуальное собеседование, зачет, экзамен, — если он не единственный); итоговый (заключительный экзамен по предмету, го­сударственный экзамен, защита дипломной работы). По методике проведения контроль бывает: — устным (методом устного опроса); — письменным (путем письменных ответов); — путем защиты разработанных рефератов; — в виде деловой игры.
34. Подготовка, организация и проведение зачете по экономическим дисциплинам. Особенностью зачета в плане подготовки является то, что специального времени студентам не предоставляется, — они используют личное время. Перечень вопросов, выноси­мых на зачет, разрабатывается и утверждается на кафедре и доводится до студентов не менее, чем за 2 недели до дня зачета. Зачет может приниматься лектором или преподава­телем, проводящим практические занятия. Знания на зачете оцениваются «зачтено» — «не зачтено»; если это специально оговорено учебной программой — четырех бальной системой.
35. Подготовка, организация и проведение экзамена по экономическим дисциплинам. Экзамены по экономическим наукам обычно проводятся по билетам. Перечень вопросов и вариантов задач (а не са­ми билеты) доводятся до студентов не позднее, чем за ме­сяц до экзаменов. Экзамены принимает лектор (один или с ассистентами). Перед экзаменом проводится обязательная консультация. Для подготовки к экзамену студентам предоставляется 2—3 учебных дня (для гос. экзамена—3—5 учебных дней). Экзаменационный билет включает 2--3 вопроса (вместо од­ного из них задача); государственный экзаменационный би­лет — не менее 3-х вопросов. Если зачет (экзамен) проводится в устной форме—в, классе могут одновременно находиться не более 5 сдающих, если в письменной форме — группа в полном составе или даже поток. При этом количество преподавателей, проводя­щих экзамены (зачеты), должно быть не менее одного пре­подавателя на учебную группу.

36. Особенности организации и проведения государственных экзаменов. Подготовка на гос экзамен – 3-5 учебных дня. Экзаменационный билет должен содержать не менее 3-х вопросов. Для государственных экзаменов учебные группы делятся на подгруппы; расчет учебного времени на каждую подгруппу — не более 6 учебных часов (см. При­каз Министерства образования Украины № 195 от 7 июня 1996 г.).

37. Психолого-педагогические требования и критерии оценки знаний обучаемых. Оценка выполняет такие учебно-вос­питательные функции, как: свидетельство степени подготовленности данного сту­дента; оценка способностей каждого обучаемого; сравнение возможностей слушателей учебной группы; право на получение стипендии и ее размер. Отсюда не только сложность, но и психолого-педагоги­ческая важность объективности и точности выставления оце­нок. Разумеется, не только группы учебных дисциплин, но даже отдельные учебные курсы имеют свою специфику в оценках. Оценка, ее объективность — это совесть преподавателя. Если она будет неоправданно высокой, студенты переста­нут работать над собой, надеясь на поблажки в будущем, ес­ли же она будет неоправданно занижена--студенты или разуверятся в своих способностях к учебе, или будут вся­чески избегать этого преподавателя.
38. Наглядность как принцип обучения. Наглядность в преподавании — это комплекс педагоги­ческих мероприятий и средств, воздействующих на различ­ные органы чувств обучаемых. Поскольку у любого обучаемого целый комплекс органов чувств—только максимально комплексное их включение в ходе обучения принесет подлинный успех. Принцип наглядности — это такая организация учебного процесса, при которой обучаемые усваивают знания и фор­мируют навыки и умения на основе чувственного восприятия изучаемого материала. Необходимость наглядности в обучении обусловлена тем, что «живое созерцание»: зрительные, слуховые, осязатель­ные и др. ощущения и восприятия — являются началом, пер­вым этапом любого познания, в т. ч. и учебного. Отсюда целями наглядности являются:— формирование правильных представлений об изучае­мом с помощью комплексного воздействия на психику обу­чаемых; — активизация мыслительных процессов и учебной ак­тивности студентов. Формы наглядности по источнику подразделяются на вну­тренние и внешние.
39. Классификация и характеристика средств наглядности. 1. Внутренняя наглядность. 2. Внешняя наглядность. При этом внешняя наглядность столь разнообразна и многопланова, что по видам она подразделяется на натураль­ную, словесно-образную и изобразительную. Натуральная или естественная — это использование пред­метов, образцов, экспонатов такими, какие они есть на са­мом деле. Словесно-образная наглядность — это использование ху­дожественных образов, ярких сравнений и т. д. Изобразительная наглядность — это применение искусст­венно созданных пособий (заменителей реальных предметов) для обучения.
40. Методика наглядного обучения. 1. Мера: излишнее применение средств наглядности не ме­нее, а более вредно, чем недостаточное. 2. Логичность, учебная осмысленность. Для этого иног­да приходится неоднократно продумывать моменты и пос­ледовательность применения средств наглядности. 3. Педагогическая и психологическая строгость. Нельзя устраивать ярмарку средств наглядности, внимание студен­тов должно быть направлено только на один объект—или педагога, или средство наглядности. 4. Личное знание всех средств и умение пользоваться всем, что применяется. Это, кстати, касается и классной дос­ки: неумелое, небрежное пользование ей принесет только вред. Поэтому, для тех, у кого не получаются быстрые запи­си на доске, рекомендуется подготовить ее еще в перерыве и закрыть листом бумаги. 5. Удобство и для себя, и для обучаемых. Сколько бы ни было технических и нетехнических средств — главное, чтобы были нормальные условия для работы. Класс—это рабочее место для всех участников педагогического процесса.
41. Методика использования художественных средств в преподавании экономики. Задачи: 1) Повышение интереса к изучаемому материалу. 2) Расширение кругозора. 3) Формирование художественных вкусов. 4) Выработка навыков разносторонней аргументации. 5) Воспитание на художественных средствах. Методы: 1) цитирование; 2) пересказ (мб с иллюстрациями). Требования и правила: 1) Соблюдение меры, 2) Связь с предметом, 3) Разнообразие жанров, 4) Учитывать степень знаний обучаемых.
42. Общие основы программированного обучения. Принципы: 1) Чёткая дозировка учебного материала (порции). 2) Обязательная самостоятельная работа. 3) Индивидуализация темпа и объёма. 4) Постоянство контроля. 5) Возможность использования технических средств (информационные, контролирующие, обучающие) и формализованных документов (таблицы, справочники). Обучающая программа и её элементы. Элементы: - обучающая программа - нормативный учебный материал - рекомендации по С/М действиям обучаемых - огранизация обучения, формы и методы контроля. Достоинства и недостатки программированного обучения.Недостатки: 1) Слабость связи педагога с обучаемыми. 2) Стандартизация вопросов и ответов. 3) Вынуждено ориентироваться на слабых или сильных. 4) Консервативность
43. Основы и методика проблемного обучения. Проблемное обучение – обучение, основанное на познавательном интересе и самостоятельном творческом мышлении обучаемых. Автор: Адольф Дистервег. Бум проблемного обучения – на 60-е-70-е г.г. Факторы: 1)Наступил рост объёма информации. 2) Наступил период пересмотра концепций, категорий, понятий. У нас – 1986г. Горбачёвс. 3) Рост подготовленности молодых поколений. 4) Отставание учебной литературы.
44. Формы проблемного обучения и их характеристика. Проблемная лекция. Проблемный семинар. Проблемная сам раб. Деловая игра. Проблемная лекция Используется в случае: 1) Для показа проблем, не разрешённых наукой. 2) Если выделяются наиболее сложные разделы и вопросы курса, не отражённые учебниками. 3) Если проблема освещена наукой, но существует несколько точек зрения. Проблемный семинар. 1) Применяется при трудности: всё нормально, но разбирается один непонятный вопрос. 2) Выбирается то, что в учебнике не изложено или изложено плохо. Деловая игра. Формы: 1) Ролевая – отрабатывается выполнение роли. 2) Ситуативная – что в этой ситуации может сделать к-л специалист.
45. Общее понятие о методике дистанционного управления. Дистанционное обучение на примере ЕШКО (Европейская Школа Корреспондентского Обучения). Филиал школы в Украине находится в Харькове. Поступление происходит на основе купона – заявки, посылаемого по адресу школы. ЕШКО присылают предварительный бесплатный первый урок. Если будущему студенту понравилась данная методика обучения, он подписывает контракт с ЕШКО на прохождение всего курса обучения. Сроки обучения м/б разными (от 2-х мес до нескольких лет). В случае, если студент принял решение о расторжении контракта, он уведомляет администрацию за 3 месяца. Интенсивность обучения м/б различной. Периодически присылаются учебные материалы, содержащие урок, кассету к ему, и контрольные задания (они, будучи выполненными, отсылаются обратно; результаты обязательно приходят к студенту). В конце курса выдаётся сертификат об окончании.

46. Организация экономического образования в Украине. Основные документы по вопросам образования в Украине: 1. ЗУ “Об образовании” 2. УПУ “ Об основных направлениях реформирования высшего образования в Украине ” (12.09.95) 3. Положение “Об организации учебного процесса в ВУЗах Украины” (КМУ).
4. Положение “Об организации учебного процесса в КНЭУ” Основные типы учебных заведений эк образования в Украине. - 14 классических университетов (многопрофильность) - 45 специализированных универов (в т.ч. 2 экономических (КНЭУ и Одесский)) - 75 гос институтов (КЭИ) - 740 учебных заведений 1-2 степени аккредитации. - негосударственные ВУЗы. Уровни экономического образования. 1. Младший специалист (техникум, колледж) 2. Бакалавр и специалист (институты, университеты) 3. Магистр
50. Методика подготовки школьного урока по экономике и формы материалов к уроку. Предмет – основы экономических знаний. Метод изучения экономики в СШ – классно-урочный (Я.А. Каменский). Основа метода – школьный урок. Урок – это организация формы учебной работы в СШ, с помощью которой решаются учебно-воспитательные задачи. Сегодня в СШ применяются несколько типов уроков: 1) Урок – рассказ. 2) Урок – беседа (простейший семинар). 3) Урок – опрос. 4) Урок – повторение. 5) Урок – лекция. Структура школьного урока: 1. Организационная часть 2. Контрольная часть (опрос, вызов к доске) 3. Сообщение нового материала (рассказ, беседа) 4. Закрепление новых знаний 5. Обязательно домашнее задание Существует 3 формы документа: предоставляется – педагогу-методисту, завучу, директору школы: § План-конспект проведения урока (тема, вопросы, вопросы для контроля, дом задание) § План-сценарий проведения урока (Подробная роспись урока) § Опорный конспект проведения урока
51. Методика проведения школьного урока по экономике. Особенности проведения урока: 1. Соединение в одном занятии элементов вузовских лекций и семинаров. 2. Психолого-возростная специфика учеников. 3. Более жесткая дозировка материала, отсюда более низкий темп изложения 4. Особенности педагогического такта и пед техники. Факторы успеха школьного урока: Период учебного года; День недели. Технология проведения урока: Организационная часть; Контрольная часть урока.
52-53. Педагогический коллектив: структура и особенности. Основные направления деятельности коллектива. Качество преподавания во многом зависит от постанов­ки и состояния работы кафедры. Вся деятельность кафедры подразделяется на выполнение внешних и внутренних фун­кций. Внешние функции — организационно-методическая рабо­та, обеспечивающая учебно-воспитательный процесс: обуче­ние, воспитание, психологическую подготовку, самостоятель­ную и научно-исследовательскую работу студентов и орга­низацию внеаудиторных мероприятий с ними. Внутренняя — внутрикафедральная работа. Включает в себя направления: профессиональный рост преподавателей, б т. ч. работа с молодыми преподавателями; воспитательная работа с членами кафедрального коллектива; методическая работа кафедры и предметно-методических комиссий; научно-исследовательская работа преподавателей и кафедры в целом. Организационно-методическая работа кафедры, в свою очередь, представляет собой совокупность идейно-теоретиче­ской, учебно-воспитательной, научно-методической и органи­зационной работы. Исходя из этого, именно кафедра явля­ется главным звеном, центром учебно-методической работы в вузе. Нельзя не отметить особенность кафедры как коллекти­ва: с одной стороны—как и любой -трудовой коллектив она строится на основе субординации: есть руководитель (в круп­ных коллективах—и заместитель), есть подчиненные по вер­тикали; с другой -— деятельность основывается на совмест­ном творчестве и взаимном контроле, демократическом ре­шении всех вопросов жизни и деятельности.
54. Формы и методы работы кафедры. — межкафедральные, кафедральные научные, методиче­ские, научно-практические конференции, совещания; — заседания кафедры (как правило, не реже 2 раз в ме­сяц); — совещания предметно-методических комиссий, если та­ковые образованы в составе кафедры; — открытые занятия (когда коллектив кафедры посеща­ет занятия одного из преподавателей с последующим обсуж­дением его итогов); — пробные занятия — молодые преподаватели в поряд­ке контроля готовности проводят занятия с коллегами по ка­федре (без студентов); — личные стажировки преподавателей; —работа учебно-методического кабинета кафедры. Важнейшей, ведущей формой работы кафедры являются ее заседания. На них обсуждаются наиболее важные вопро­сы учебно-воспитательного процесса, внутрикафедральной работы, вопросы теории и методики. По каждому вопросу проводится свободное обсуждение и принимается решение, протоколы заседаний кафедры оформляются письменно и хранятся на кафедре.
55. Основная документация ведущаяся на кафедре. В своей работе кафедра опирается на указы Президен­та Украины, Закон Украины «Об образовании», постанов­ления Кабинета Министров Украины, приказы и директивы Министерства образования Украины, Положение об органи­зации учебного процесса в высших учебных заведениях Ук­раины, Устав высшего учебного заведения, постановления ученого совета и распорядительные документы вуза. 1)Планы работы. 2)Рабочие и учебные программы всех дисциплин кафедры. 3)Журнал контрольных и взаимных посещений. 4)Индивидуальные планы препод-ов. 5)Протоколы заседаний кафедры.6)Выписки из расписаний.
56. Основные направления повышения эффективности преподавания. Хо­телось бы подчеркнуть важнейшие из них: — тщательно готовить и на высоком уровне проводить все порученные занятия; — систематически повышать свою научную квалификацию; — принимать активное участие в научно-исследовательской работе и руководить НИР студентов; — постоянно оказывать помощь студентам в организации и методике самостоятельнойработы; — предъявлять высокую, справедливую требовательность; — активно участвовать в обсуждении всех вопросов, про­являть инициативу и творчество; — постоянно поддерживать связи со студенческими кол­лективами; — изучать морально-политические и деловые качества студентов своего потока (группы); — служить образцом, примером для подражания во всем.
57. Роль и место педагога в жизни общества. Профессия учителя, воспитателя-педагога, всегда была одной из наиболее важных, почетных и сложных профессий. Почему? Во-первых, именно через педагога осуществляется пере­дача опыта, знаний и умений, накопленных предыдущими поколениями. Во-вторых, именно педагогу общество доверяет самое ценное — его будущее. В-третьих, педагог—одна из центральных фигур форми­рования личности будущих творцов материальных и духов­ных благ.
В-четвертых, педагог — не только организатор, но и ос­новной' исполнитель в учебно-воспитательном процессе че­ловечества. Человечество всегда считало титул учителя одним из са­мых почетных: лучшие умы древности Платон, Сократ, Ари­стотель — носили титул учителей; пророка и мессию Иисуса Христа ближайшие сподвижники называли не богом, не свя­тым, а учителем.
Был разработан статус государственных отличий за безу­пречный педагогический труд: — за 10 лет—медаль «За трудовую доблесть»; — за 15 лет—медаль «За трудовое отличие»; — за 20 лет — орден «Знак Почета»; — за 25 лет — орден Трудового Красного знамени; — за 30 лет — орден Ленина. Наиболее выдающимся педагогам, в т. ч. великому учи­телю Украины — Василию Александровичу Сухомлинскому, было присвоено высшее звание страны— Герой Социалисти­ческого Труда. В настоящее время но примеру США, Великобритании и ряда других стран в России учреждено и ежегодно присуж­дается почетное звание «Лучший учитель года»; в Украине существуют почетные звания «Заслуженный учитель Укра­ины» и «Заслуженный работник высшей школы Украины».
58. Определяющие черты личности педагога. 1. Нравственная культура—это твердое и последова­тельное мировоззрение; ясная и яркая направленность (на работу вообще, на передачу знаний, навыков, умений, на постоянный творческий рост); это идейно-политическая зре­лость. 2 Страстная убежденность. Человек не убежденный ни­кого не убедит, человек холодно-равнодушный никого за со­бой не увлечет. 3. Высокая профессиональная подготовка, широкий обще­культурный кругозор, постоянное стремление к новым зна­ниям. В наше стремительно меняющееся время даже самая высокая профессиональная подготовка не гарантирует спо­койной жизни педагогу. Без обновления знаний сегодня труд­но любому работнику, а педагогу — вообще невозможно. 4. Инициатива, самостоятельность, новаторство. Педагог по самой своей сути должен быть постоянно го­тов и настроен на инновации как по содержанию, так и по форме своего труда. 5. Высокая дисциплина, исполнительность, ответствен­ность за порученное дело. Недо­статки и брак преподавателя — это прорехи в работе буду­щего специалиста. 6. Безукоризненный моральный облик. Только педагог, не имеющий моральных изъянов в глазах студентов, может рассчитывать на то, что каждое его слово дойдет до ума и сердца учеников.
59. Структура педагогического мастерства. определенные условия (предпосылки). 1. Задатки в смысле особенностей строения мозга, орга­нов чувств и движений. Вы вероятно обращали внимание, что даже в детских играх кто бывает то тем, то другим, а кто только учителем, водителем, милиционером. 2. Общественные условия. Общественный заказ, общест­венный престиж и признание, отношение общества к данной профессии. 3. Генетика. Несмотря на споры, влияет ли генетика, в какой мере или не влияет совсем, все же это влияние есть, и педагогические династии, как музыкантские, научные и другие—в нашей жизни не редкость. 4. Направленность—система устойчивых побуждений, определяющих деятельность и активность личности во взаи­модействии с окружающей средой. Без желания можно стать только простым исполнителем; творцом, педагогом—ни­когда!
60. Пути и методы формирования педагогического мастерства. Предела в пе­дагогическом мастерстве еще никто не достигал. Тем не ме­нее, самостоятельная забота о росте своего профессиональ­ного мастерства—и обязанность, и дело чести каждого пе­дагога. Самым главным и неисчерпаемым путем развития мас­терства является практическая педагогическая деятельность —никто не может стать мастером, не упражняясь, в мас­терстве. Не менее эффективным путем является профессиональная учеба и повышение квалификации. Общепринятой нормой сегодня является пятилетняя периодичность профессиональ­ного роста. Постоянным фактором роста мастерства является изуче­ние опыта коллег, обмен достижениями и находками. В любом педагогическом коллективе всегда есть более опытные педагоги, готовые поделиться всем, что знают и умеют. Наконец, неисчерпаемым источником мастерства являет­ся самообразование, саморазвитие, само формирование пе­дагога. Жизненным девизом каждого педагога должен быть ежедневный труд, ибо без труда даже самые мощные задатки, даже самые выдающиеся способности никогда не перерастут в мастерство.
61. Педагогическая система прошлого. Ж.Ж.Руссо жил в 18в.-известный французский просветитель, философ, писатель, педагог. В пед.взглядах Руссо придерживался той мысли, что воспитание д.б. естественным, т.е. соответствовать возрасту ребёнка, осуществляться в естественных условиях. Руссо выдвинул идею свободного воспитания, выступая против авторитаризма в воспитании, отрицал наказание. Основным фактором воспитания детей Руссо считал природу, людей и предметы окружающего мира. Руссо выделил основные периоды в развитии человека и наметил задачи воспитания для каждого из них. 1.от рождения до появления речи; 2.от появления речи до 12 лет; 3.от 12 до 15 лет; 4.от 15 лет до совершенства. 1.Руссо дал многочисленные указания по уходу за детьми в раннем возрасте, которые имеют целью закаливание организма. Словарь ребёнка должен соответствовать запасу его идей и конкретных представлений. 2.Гл.задачей воспитания в этом периоде-создание условий для выработки более широкого круга представлений. Ребёнок должен учиться, но без использования книг. Он должен на практике усвоить элементы астрономии, географии, геометрии и арифметики. 3.На этом возрастном этапе Руссо считал вредным давать читать детям книги. Он считал, что труд-средство и цель воспитания. Каждый ребёнок должен овладеть к.л.полезным ремеслом, чтобы иметь впоследствии возможность зарабатывать себе на жизнь. 4.С 15 лет осуществляется формирование нравственного облика, поэтому нравтсвенное воспитание на данном этапе должно носить практический характер. Одним из важных средств нравственного воспитания явл-ся чтение исторических сочинений, биографии великих людей. Идея Руссо отвоспитании человека проникнута духом гумманизма и демократизма. Руссо был за развитие у детей самостоятельного мышления, выдвигал требования связи обучения с жизнью, с личным опытом.
62. Стороны педагогического процесса. Педагогический процесс — это неразрывный синтез двух его сторон — учения и преподавания. Учение в самом об­щем смысле слова является одним из основных видов дея­тельности личности (наряду с общением, трудом, игрой). Учение (в узком, психолого-педагогическом плане)—это целенаправленная деятельность обучаемых, направленная на усвоение ими системы знаний, приобретение умений и навы­ков для последующего применения их на практике. Но для успешного решения всех задач необходимо, что­бы учение было организованным и целенаправленным про­цессом. Иначе получится так, как описал А. С. Пушкин в «Евгении Онегине»: Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь .
Следовательно, процесс учения кто-то должен организо­вать, управлять им. Именно эта роль отводится педагогу, а второй стороной педагогического процесса становится на­учение, чаще называемое преподаванием. Преподавание — это управление познавательной деятель­ностью обучаемых, в результате чего они усваивают знания, приобретают умения и навыки
При этом успех обучения (да и всего педагогического процесса) напрямую зависит от степени активности как обу­чаемого, так и обучающего. Исходя из этого выделяется три фактора успеха педагогического процесса: 1) чему обучают; 2) кто и как обучает; 3) кого обучают (кто учится). Во-первых, успех учения целиком зависит от того мате­риала, который преподается, должен быть понят, усвоен и остаться в памяти; как от содержания материала, так и от объема и системы преподнесения. Во-вторых, отношение к учению, его успешность находят­ся в прямой зависимости от опыта, знаний, методического мастерства педагога, его личностных характеристик, конкретной (частной) методики, применяемой в каждом отдель­ном занятии (цикле занятий). В-третьих, результаты учебы не могут не зависить от то­го, кого учат, т. е. контингента обучаемых. В данном случае речь прежде всего идет об индивидуаль­ных характеристиках психического развития обучаемого (ум­ственного, эмоционального, волевого), от сложившегося от­ношения к учению вообще и изучению данного предмета, от его склонностей и интересов. В связи с этим в педагогичес­кой психологии используется понятие обучаемость. Обучаемость — это общая умственная способность к ус­воению основ наук или восприимчивость к обучению. Естественно, все психически здоровые юноши и девушки способны к обучению. Но конкретные условия жизни каж­дого студента своеобразны и неповторимы, отсюда те свое­образие и неповторимость системы интеллектуальных свойств, которые и определяют успешность обучения. В эту систему входят такие индивидуальные качества, как: обобщенность мыслительной деятельности, самостоя­тельность и гибкость мышления, смысловая память, харак­тер связей наглядно-образных и отвлеченных компонентов.
63. Метод устного изложения материала. Устное изложение материала — метод воздействия преподавателя на обучаемых словом. Устное изложение мо­жет быть рассказом (в учебном смысле слова), объяснени­ем, инструктированием; самым классическим примером дан­ного метода является учебная лекция. Основными дидактическими требованиями по примене­нию этого метода являются: — высокая идейность и научность; —тесная связь с жизнью, социально-экономической прак­тикой; — убедительность и логичность; — эмоциональность, яркость и ясность речи; — умелое сочетание с другими методами; — высокая действенность; — проблемность изложения (минимум готовых рецептов). Естественно, каждое применение этого метода требует глубокой и тщательной подготовки.
64. Метод обсуждения изучаемого материала. Обсуждение изучаемого материала — двухсторонний педагогический процесс как повторения, закрепления прошлого материала, так и получения новых дополнительных знаний. Реализоваться этот метод может беседой, классногрупповым занятием, семинаром, собеседованием, конференцией (в средней школе — урок-беседа, урок-опрос). Этот метод также предъявляет ряд требований педагогу: — умение интересно и проблематично поставить вопросы; — постоянное управление ходом занятия: — инициирование дискуссионности обсуждения; — стимулирование и качества, и активности на занятии студентов; — предельно объективная оценка участников обсуждения; — четкая постановка задач на будущее.
65. Метод демонстрации. Показ (демонстрация) — такая организация занятия, когда либо слово преподавателя подкрепляется наглядными материалами, либо наглядные материалы обосновываются, комментируются преподавателем. Данный метод применяется самостоятельно, либо как методический прием в ходе лекции или семинара. Разновидности метода: личный показ преподавателем, показ учебно-вспомогательным персоналом, демонстрация средств наглядности. За внешней простотой необходимо и в этом случае соблюдать определенные методические требования: — тщательность отбора материалов (экспонатов); строгость в соблюдении меры и наглядности показа; — умелое сочетание слова педагога и показа.
66. Метод упражнения. Упражнения — сознательный многократный повтор тех пли иных действий обучаемых под руководством педагога. Они могут быть вводные, основные, итоговые. Разновидность этого метода — тренировка. Для максимальной результативности этого метода необходимо четко следовать правилам: — постоянно поддерживать интерес к упражнению; — строго соблюдать последовательность, ритм и постепенность психологических и физических нагрузок; — постоянно обучать студентов навыкам самоконтроля и самооценки; — обеспечивать состязательность в ходе занятий.
67. Общеплановые формы учебного процесса. 1. лекции; 2. семинарские, практические занятия; 3. работа на компьютерах; 4. индивидуальное собеседование; 5. рефераты, контрольные, курсовые работы; 6. самостоятельная работа студентов; 7. консультации преподавателей; 8. производственная, педагогическая, преддипломная практика: 9. зачеты, экзамены, защита работ.
68. Внеплановые формы учебного процесса. Внеплановые (не имеющие четкой периодичности): 1. конференции, 2. симпозиумы, 3. экскурсии, 4. встречи с интересными людьми, 5. факультативы, 6. конкурсы, 7. соревнования.
69. Вступительное слово педагога на семинаре. Вступительное слово преподавателя. Оно должно быть задающим генератором для семинара. Его обы­чная структура включает название темы, ее место в учебной программе и значение для практики; замысел, цели, поря­док прохождения вопросов семинара; возможные практич. и даже персональные рекомендации перед нач за­нятия.
70. Заключительное слово педагога на семинаре. Заключительное слово, п р е п о.д а в а т е л я., Исключительный, необходимый элемент, любого семинара, закономерный педагогический, методический и воспитатель­ный его итог. Обычно его начинают с теоретических итогов изучения темы, в т. ч. и прошедшего семинара Затем пре­подаватель дает общую оценку семинара: степень разрешенности целей и замысла семинара, полноту раскрытия учебных вопросов, уровень активности и самостоятельности студентов. Затем следует персональный анализ и оценка вы­ступлений на семинаре и в теоретическом, и в методическом отношениях. Наконец, ставятся задачи (даются рекоменда­ции) по дальнейшей работе. Вот почему заключительное слово (хотя бы в набросках) должно готовиться заранее.
71. Разновидности учебных консультаций.
1. по содержанию – теоретические (что учить), методические. 2. по функциям – предсеминарские, предзачетные, предэкзаменационные. 3. по организации – по инициативе обучаемых, по инициативе педагога 4. по масштабу – поточные, групповые, индивидуальные
72. Технические средства обучения.
Экранные и звуковые средства наглядности, в педа­гогике получили видовое название — технические средства обучения (ТСО). Многолетние иссле­дования ведущих педагогов, психологов, методистов Москвы позволили им сделать такой примерный расчет применения ТСО на двухчасовой лекции по общественным наукам.
73. Структура обучающей программы. Элементы: - обучающая программа - нормативный учебный материал - рекомендации по С/М действиям обучаемых - огранизация обучения, формы и методы контроля.
74. Формы проблемного обучения. 1) Проблемная лекция. 2) Проблемный семинар. 3) Проблемная сам раб. 4) Деловая игра.
76. Требования к учебной лекции. 1. Лекция должна быть безукоризненной в научном от­ношении. 2. Лекция должна безусловно выходить за рамки даже самого свежего и удачного учебника. 3. Лекция должна учить мыслить, а не состоять из гото­вых ответов и рецептов. 4. Лекция должна быть грамотной и логичной с точки зрения языка. 5. Лекция должна быть яркой и убедительной. Таковы самые главные черты учебной лекции как веду­щей формы учебного процесса и магистральные требования, предъявляемые к ней.
77. Основные типы Учебных заведений Украины. - 14 классических университетов (многопрофильность) - 45 специализированных универов (в т. ч. 2 экономических (КНЭУ и Одесский)) - 75 гос институтов (КЭИ) - 740 учебных заведений 1-2 степени аккредитации. - негосударственные ВУЗы.
78. Проблемы и трудности в самостоятельной работе. 1) Ориентировочные трудности. 2) Трудности синтезирования. 3) Психолого-лингвистические трудности.
79. Требования к самостоятельной работе. — планомерность (каждый раз педагог должен четко знать, зачем он это делает); —соблюдение режима, т. е. оптимальное соотношение труда и отдыха (недогрузка и перегрузка в умственной дея­тельности одинаково пагубны); —регулярность и последовательность (работа над собой должна стать органической потребностью); —сознательная активность (не плестись в хвосте жизни, а активно искать новое, бороться за собственный теорети­ческий рост); — работать не только на себя, но и на обучаемых (что­бы всегда было чему учить, но при этом что-то обязательно должно оставаться для себя).
80. Формы обработки источников. Работая непосредственно над текстом источника, необходимо придерживаться определенной методической последовательности. 1. Прежде всего, работа должна быть привязана к определенной теме (нельзя изучать вообще). 2. Чтобы иметь полное, а не отрывочное представление, надо полностью прочитать работу, раздел, главу. 3. При повторном прочтении выделить ведущие положения, составить (при необходимости — даже письменно) логическую схему прочитанного. 4. Отработать источник в зависимости от задач дальнейшего использования в той или иной форме, например: — структурный план (когда необходима лишь общая логика источника); — выписки (когда подбираются основные оценки и аргументы автора); — тезисы (когда источник войдет составной частью в •гекст лекции); — конспект—сжатое и логически последовательное изложение содержания работы (когда к источнику приходится обращаться неоднократно и с достаточной полнотой).
81. Группы экономических источников. труды теоретиков экономики, справочники, статистические источники, учебники и пособия, общественная и экономическая периодика.
82. Направления самостоятельной работы педагога. Работа преподавателя над со­бой. Ее основными направлениями должны являться: 1) изучение руководящих педагогических документов (приказов, декретов, инструкций, положений); 2) изучение учебно-методических материалов по предме­ту преподавания (учебный план, рабочая программа, тема­тический план, частная методика); 3) работа над литературой и источниками по своей про­фессии; 4) постоянное обогащение психолого-педагогических зна­ний, умений, навыков; 5) работа над учебными материалами: текстами лекций, рабочими планами 'проведения семинаров; 6) методическая работа (частные методики, методичес­кие разработки и пособия); 7) научно-исследовательская работа (подготовка диссер­таций, монографий, учебников и учебных пособий).
83. Факторы, влияющие на подготовку учебной лекции. В практике, естественно, проявляется целый ряд факто­ров, которые влияют на подготовку лекции и должны учи­тываться как самим преподавателем, так и его старшими коллегами. Прежде всего, это содержание и место в курсе данной лекции (вводная, заключительная, узловая, проблемная и т. п.). Не менее важен объем времени, имеющийся на под­готовку (по сложившимся из практики нормам на разработ­ку принципиально новой 2-х часовой лекции положено до 80 рабочих часов; на переработку читавшейся — до 20 ча­сов). Наконец, безусловным фактором является опыт препода­вателя, его умение работать над собой. Конечно, надо учи­тывать при этом уровень здоровья, психологическое состоя­ние, моральную ситуацию в коллективе.
84. Особенности выступления на экономическую тему. Лекция, как правило, начинается с объявления темы, плана, целей лекции. Это необходимо сделать четко, внят­но, повторить несколько раз, чтобы студенты все могли за­писать. Даже, если студенты вцелом знакомы с литературой, же­лательно подчеркнуть материалы по данной теме, назвать свежие источники, публикации и периодики. Все это обычно называют организационной, вводной частью лекции, на ко­торую рекомендуют тратить до 10 минут (не более). Приносить с собой на лекцию литературу или не прино­сить, до сих пор дискутируют специалисты по методике. Ви­димо, можно согласиться с тем, чтобы преподаватель пока­зал 1—2 наиболее интересные и новые книги. С другой сто­роны, вряд ли оправдано, когда преподаватель, буквально сгибаясь под тяжестью десятков фолиантов, еле-еле доно­сит их до аудитории. Здесь же возможно доведение до студентов задания и рекомендаций по дальнейшей работе, хотя это может быть сделано и в самом конце лекции. Затем лектор излагает содержание лекции. Основные по­ложения (базовые определения) даются четко, с диктовкой. Аргументы и доказательства доводятся четким членением, отточенными формулировками, не доспускающими различ­ных толкований. Факты, иллюстрации — обязательный элемент учебной лекции. Обычно на каждое положение их приводят 1—), хотя желательно всегда иметь их в запасе.
Особый разговор о цифрах. Лекция по экономике без цифр — это декларация, при том бездоказательная. С дру­гой стороны — водопад цифр может полностью утопить те­орию вопроса. Большинство методистов и психологов счи­тают, что оптимальным соотношением можно признать 1—2 цифры на минуту лекции.
Безусловно, этот норматив не может быть догмой, т. к. есть экономические темы, где без нескольких десятков цифр вообще ничего не докажешь. Одна из важнейших и наиболее сложных проблем лек­ции — темп. Темп изложения основного материала должен позволить студентам не только осмысливать важнейшую часть лекции, но и делать необходимые записи в тетрадях. Лекция — не диктовка, но и не скороговорка; темп меняет­ся в зависимости от цели и характера информации, сооб­щаемой в данный момент. О приемлемости или недоступности темпа преподаватель может судить только поддерживая постоянный контакт с аудиторией. Если студенты дружно бросили ручки — темп слишком высок, если аудитория разговаривает, смотрит по окнам, скучает — темп неоправданно низок. Использование доски в ходе лекции — заметный рычаг повышения методического уровня лекции. Важно делать это методически правильно и обоснованно: использовать всю площадь доски, соблюдать последовательность записей, все, что пишется, иметь в руках, а не бегать за каждой цифрой от доски к кафедре и назад. Можно рекомендовать карточ­ки небольшого формата, легко помещаемые на ладони.
85. Правила методики использования классной доски. Использования классной доски в ходе лекции-заметный рычаг повышения методического уровня лекции. Важно делать это методически правильно и обосновано: использовать всю площадь доски, соблюдать последовательность записей, все, что пишется, иметь в руках, а не бегать за каждой цифрой от доски к кафедре и назад. Можно рекомендовать карточки небольшого формата, легко помещаемые на ладдони.
87. Педагогические знания. На нервом плане для педагога глубокие зна­ния преподаваемой науки, но этого мало — необходимы до­статочно серьезные знания о смежных науках, представле­ния о взаимодействующих учебных курсах. Кроме этого нуж­на соответствующая методическая и психолого-педагогичес­кая подготовка.
88. Педагогические способности. Личные способности, неразрывно связанные с чертами, качествами личности педагога: — расположенность к детям, ученикам— выдержка, самообладание, умение владеть собой Дидактические способности — умение учить: — способность объяснять — способность спрашивать и оценивать; – способность отбирать материал для изложения, использовать эрудицию и кругозор Организационно-коммуникативные способности. Они свя­заны с организацией учебно-воспитательного процесса и об­щением с учениками: — организаторские способности — коммуникативные способности - перцептивные способности (педагогическая наблюдательность) — способность изучать учеников, проникать в их внутренний мир; — суггестивные способности — способности воздейство­вать, влиять на обучаемых, повести их за собой, навязать им свою волю;
89. Педагогическая техника. Это совокупность средств и приемов воздействия педагога на обучаемых. Элементами педагогической техники являются: речь—главный инстру­мент педагога (тон, сила, темп, частота и культура речи); мимика (лицо—зеркало души педагога); жесты (педагог— не статуя, но и не ветряная мельница); артистизм (насто­ящий педагог сродни хорошему актеру — он исполняет за­нятие, как актер—роль); культура поведения в классе, по­каза наглядных пособий.
90. Педагогический такт. Это сложное профессиональное качество педагога, которое характеризуется педагогически целесообразной мерой отношений с учениками и воздейст­вия на них. Педагогический такт проявляется: — в высоко моральном отношении к обучаемым; — в сочетании требовательности с уважением, контроля с доверием; — в правильном сочетании применения одобрения и осу­ждения; — в чутком, отзывчивом, естественном обращении с лю­дьми.
93. Основные документы кафедры. 1)Планы работы. 2)Рабочие и учебные программы всех дисциплин кафедры. 3)Журнал контрольных и взаимных посещений. 4)Индивидуальные планы преподавателей. 5)Протоколы заседаний кафедры. 6)Выписки из расписаний.
94. Разновидности школьного урока. Среди уроков по основам экономических знаний м.выделить следующие:1.уроки формирования новых знаний; 2.уроки обобщения и ситематизации изучимого; 3.уроки контроля знаний, умений; 4.уроки практического применения знаний, умений. Так же можно выделить нестандартный подход к типам уроков:1.уроки – соревнования; 2.уроки типа КВН; 3.уроки игры (деловые); 4.уроки пресс-конференции.
95. Формы и методы учебного контроля. текущий (семинар, практическое занятие, контроль­ное занятие, контрольная работа); промежуточный (индивидуальное собеседование, зачет, экзамен, — если он не единственный); итоговый (заключительный экзамен по предмету, го­сударственный экзамен, защита дипломной работы).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.