Анализ стихотворения Бальмонта «Вбезбрежности»
Землюцелую и неустанно,
ненасытнолюби, всех
люби,ищи восторга
иисступления сего.
Ф.М.Достоевский.
Этотэпиграф к своему стихотворению «В безбрежности» поэт взял далеко не случайно.Значит, разговор пойдёт о сверхлюбви, в понимании житейской и настоящей любви,восторженного поэта:
Ямечтою ловил уходящие тени,
Уходящиетени погасавшего дня,
Яна башню всходил, и дрожали ступени,
Идрожали ступени под ногой у меня.
Какистинный символист, Бальмонт строит форму на символах, создавая гиперболическийобраз героя. «Тени» — это прошлое, которое выступает по воле поэта в ролебудущего. В поэзии, оказывается, это возможно.
Ичем выше я шёл, тем сильнее рисовались,
Темясней рисовались очертанья вдали,
Икакие-то звуки вдали раздавались,
Вокругменя раздавались от Небес и Земли.
Рефреномидущие слова – «рисовались», «вдали», «раздавались» — создают двойной эффектдействия: музыку и ритм движения. Это подтверждает пристрастное отношениеБальмонта – символиста к звуку и музыкальности стиха. Есть третья особенность,достигаемая рефреном: близкое становится далёким, а далёкое близки, и впостоянном чередовании пространств – гармония. Поэтому не страшно отдаляться отчего-то дорогого сердцу, потому что впереди – мир ещё прекраснее высвечиваетэто же самое, оставшееся вовсе не в прошлом пространстве…
Чемя выше всходил, тем светлее сверкали,
Темсветлее сверкали выси дремлющих гор,
Исияньем прощальным как будто ласкали,
Словнонежно ласкали отуманенный взор.
Повинуясьновым ощущениям и принимая их как откровение, поэт, а вернее – лирический геройделает ещё одно открытие: всё встречное и вызывающее в его душе восторгодновременно и прощается с ним. Восторг встречи и грусть прощанья сливаются вбожественное чувство блаженства со слезами на глазах. Это высшее состояниечеловеческого духа, но до следующего шага ввысь…
Ивнизу подо мною уже ночь наступила,
Уженочь наступила для уснувшей Земли,
Дляменя же блистало дневное светило,
Огневоесветило догорало вдали.
Лирическийгерой переводит дух и в этот момент оценивает реальное своё положение в мире.Куда он зашёл? Первое сомнение вкралось в душу, потеснив восторг новизны. Азашёл он туда, где уже нет его Оберега – Земли, нет рядом Бога – Нового, нетвечного приюта душе человека. Замешательство усиливает момент догорания солнца,исчезает и последних между Богом и Землёй.
Яузнал, как ловить уходящие тени,
Уходящиетени потускневшего дня,
Ивсё выше я шёл, и дрожали ступени,
Идрожали ступени под ногой у меня.
Лирическийгерой начинает оправдывать целесообразность восхождения. Как бы ни было, онузнал, прикоснулся к тайне высшей любви, ко всему сущему, но он опередилсобытия. Тени уже обгоняют его, те самые, которые несколько мгновений назад оннаучился «ловить».
Нолирическому герою не хочется возвращаться в исходную точку, хотя он уже в этомне волен. Ему осталось только сохранять позу, что он и делает: имитируетдвижение вверх. Но это – самообман. Это уже – память о чудных мгновениях. Иснова, чтобы войти в состояние блаженства, надо, как советует Достоевский,целовать землю, всех любить.
Таковлирический герой Бальмонта в им же созданном мире. Он не может смириться с тем,что восторг зависит от необъятности мирового пространства, и этим приближаетновые и новые открытия для человеческой души.
Бальмонтусуждено было стать одним из значительных представителей нового символическогоискусства в России. Однако у него была своя позиция понимания символизма как поэзии,которая, помимо конкретного смысла, имеет содержание скрытое, выражаемое спомощью намёков, настроения, музыкального звучания. Из всех символистовБальмонт наиболее последовательно разрабатывал импрессионизм – поэзиювпечатлений.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/