Альбер Камю «Миф о Сизифе. Эссе обАбсурде.»
МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.Ломоносова
1996
"Боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыбанеизменно скатывалась вниз. У них были основания полагать, что нет карыужасней, чем бесполезный и безнадежный труд."
А.Камю«Миф о Сизифе.»
Абсурд и Самоубийство
Напервый взгляд мораль сей басни, тщетность бытия. Но ос новная проблемаэкзистенциализма формулирутся (в частности и Камю) иначе это проблемасамоубийства, решение которой дает ответы на самые загадочные стороны бытия.Вопрос, что есть са моубийство, обращен непосредственно к бытию и можетсчитаться одним из основных вопросов любой философии в той мере, в какой онастремится к диалогу с истиной и оправданию своей почетной обязанности,представлять Человека в этом, если хотите, спо ре. Во первых, Камю рассматривалсамоубийство как индивидуальный акт: «самоубийство подготавливается в безмолвиисердца» (здесь и далее в кавычках слова Камю в пересказе близком ктексту). Во вторых, то что называется причинами обычно всего лишь по вод. Такимобразом, Камю медленно переходит к основной теме своей работы теме абсурда вжизни. Не будем забывать, что здесь перед нами более Камю-психолог чем философ,и обратимся к чувствам. Ведет ли абсурд к смерти? Мы можем, например, вычитать,что чувство абсурдности это разлад между человеком и жизнью: «когдаочевидность и восторг уравновешивают друг друга, мы получаем доступ и к эмоциями к ясности». За этим следует философский вопрос в лучших традицияхгерменевтики: «не следует ли за заключением абсурдности быст рейший выходиз этого состояния?» Многие отвечающие «нет» дейс твуют так, какесли бы сказали «да»; и наоборот, самоубийцы часто уверены, что жизньимеет смысл. И взгляд на жизнь как на бессмыслицу совсем не равен утверждению,что она не стоит того, чтобы ее прожить. " Нюансы, противоречия,всеобъясняющая психо логия, умело привнесенная «духом объективности»,все это не имеет ничего общего с этим страстным исканием (имеются виду ис кания«куда же ведет абсурд?»), ему потребно неправильное, то естьлогическое мышление".
Абсурдные стены
"Чувство абсурдности неуловимо в тусклом свете своей атмосфе ры". Можем найти,что такое атмосфера чувства по Камю: «большие чувства, целаявселенная.Наделенная собственной аффективной атмосферой, эта вселеннаяпредполагает наличие определенной ме тафизической системы или установкисознания». Хотелось бы под черкнуть здесь слово «собственной»,поскольку «определенность» вводится по законам самой этой«вселенной».
Неуловимостьже заслуживает отдельного внимания. Уловимость практическая оценка. Чувства же,которые недоступны нам во всей своей глубине, частично отражаются в поступках,в установке созннания, необходимых для того или иного чувства. Тем самымзадается метод, но это метод анализа, а не познания в том смыс ле, в которомпоследнее трактовалось выше. Метод познания пред полагает метафизическуюдоктрину, которая заранее определяет выводы, вопреки всем заверениям вбезпредпосылочности метода, что, собственно не так страшно, но только не внашем случае. Может все-таки удастся раскрыть неуловимое чувство абсурдности вродственных мирах умопостижения искусства жизни? Начнем с ат мосферы абсурда.Конечная цель постижение вселенной абсурда. " Начало всех великих мыслейничтожно. В этом парадокс скуки." Далее Камю замечает, что ощущениеабсурда рождается с ощущением возраста, поскольку элементарность иопределенность происходящего содержание абсурдного чувства. Пока разум мол чит,погрузившись в недвижный мир надежд, все упорядочивается и отражается вединстве его ностальгий. При первом же движении этот мир дает трещину. Какой жевывод из этих рассуждений об ограниченности разума? Отчуждаемый от самого себяи от мира, вооруженный на любой слу чай мышлением, которое само себя отрицает всамый миг собствен ного утверждения (в круге первом в подходе к истинности иложности, во втором в преодолении всеединства; чистый разум «испорчен»желанием ясности в том, где проявление абсурда в незаполняемости рва междусобственным существованием и содержа нием, вкладываемым в него, действительно,как может быть смертным мыслящее существо), что это за удел, если я могу примириться с ним лишь отказавшись от знания и жизни, если мое жела ние всегданаталкивается на непреодолимую стену? Значит желать вызывать к жизни парадоксы.Все устроено так, чтобы родилось это отравленное умиротворение, дающее намбеспечность, сон сердца и отречение смерти. Абсурдно столкновение междуиррациональностью и исступленным желанием ясности. Абсурд здесь равно зависит иот человека и от мира, и пока что он единственная связь между ними. Последнееутверждение можно рассматривать как кредо французского экзис тенциализма, когдаподобный постулат о месте человека в мире приводит к идее абсурда, как особой«душе» мира, самодвижимой подобно душе человека. Так отпарадоксальной природы желаний автор переходит к главному вопросу: «почемусердце не сгорает в миг появления чувства абсурда?»
«Остановка в пустыне.»
Хайдеггерговорил: " забота краткий миг страха". Обращение к смерти это краткиймиг заботы, голос тревоги, заклинающий эк зистенцию вернуться к самой себе. Иэто путь экзистенциализма: Ясперс искал нить Ариадны, Кьеркегор не только искалабсурда, но и жил им. Мыслать значит научиться заново видеть, статьвнимательным; это значит управлять собственным сознанием, учась у Пруста,придавать привилегированное положение каждой идее, каждому об разу. С самогоначала этот метод кладет конец несбыточным надеждам и околонаучным знаниям. Всемыслители согласны в одном: человек способен видеть и познавать толькособственные стены.
Филосовское самоубийство
Какмы уже говорили, чувство абсурда не равно понятию абсурда. После вынесенияприговора вселенной чувство может умереть. Не обходимо понять почему людидобровольно уходят из этой вселен ной и почему остаются. Остаться значит вестинепрерывную борьбу. Борьба эта предпо лагает полное отсутствие надежды, но неотчаяние, неизменный отказ, но не отречение и осознанную неудоволетворенность.Все, что уничтожает, скрывает эти требования или идет вразрез с ними идет наабсурд и обесценивает предполагаемую установку созна ния. Абсурд имеет смысл исилу, которую трудно переоценить в нашей жизни, когда с ним не соглашаются.Откуда это следует? Во-первых абсурдность порождается сравне нием илипротивопоставлением. Абсурд это раскол, ибо его нет ни в одном из сравниваемыхэлементов, он рождается в их столк новении. И этот раскол существенная связьмежду человеком и миром. Человек знает: во-первых, что он хочет, во-вторых, чтоему предлагает мир, и что его объединяет с миром. Уничтожить один из вопросовтриады означает уничтожить ее всю. Последнее единственная достоверность. Задачачеловека вывести из нее все следствия, которые в дальнейшем будут определятьсуть мето да. Поэтому первое правило метода, если считаю что-то истинным,должен это сохранить. Вот как это формулируется Камю: " Первым, и по сутидела, единственным условием моего исследова ния является сохранение того, чтоменя уничтожает, последова тельное соблюдение того, что я считаю сущностьюабсурда". Осоз навший абсурд человек привязан к нему навсегда. Такимобразом, экзистенциализм, обожествляя то, что сокрушает человека, предлагаетему вечное бегство от самого себя. Так Яс перс, говоря, что все имеетобъяснение в бытии, в «непостижимом единении частного и общего»находит в этом средство для возрож дения всей полноты бытия крайнеесамоуничтожение, отсюда де лая вывод, что величие бога в его непоследовательности.Шес тов говорил: " Единственный выход там, где для человеческого ума нетвыхода. Иначе к чему нам Бог?" Необходимо броситься в Бога и этим скачкомизбавиться от иллюзий. Когда абсурд интег рирован человеком, в этой интеграциитеряется его сущность раскол. Так мы приходим к идее, что абсурд предполагаетравновесие. Если же экзистенциализм пытается перенести акцент на один изкомпонентов триады, тем самым нарушается равновесие. Рассматри вание с такойискаженной позиции остальных компонент приводит к выводу о немощи разума.Абсурд это ясный разум, осознающий свои пределы.
Абсурдная свобода
Человекбунтующий видит свои пределы, но закрывая глаза на природу абсурда, ищетнаилегчайший путь борясь с собственными стенами, создает все новые стены вокругсебя. Не ставя своей жизни никаких вопросов, всегда принимает повод за причинупро исходящего, не делая попыток видеть дальше своих стен. Здесь Камю говорит оскачке. В разных видах эту идею можно найти и у Р.Баха, у Бердяева илиКьеркегора. Стоит на этом ос тановиться. " От абсурдного человека требуютсовершить нечто совсем иное скачок. В ответ он может только сказать, что неслишком хорошо понимает требование, что оно неочевидно. Он же лает делать лишьто, что хорошо понимает. Его уверяют, что это грех гордыни, а ему неясно самопонятие «греха». Он чувствует себя неисправимо невинным..." Камюупрощает скачок до термина, означающего любой уход от проблемы, уход отконфликта. Вопрос о том, что человек не в силах отбросить даже во время скачка,когда решает обойтись без скачка, но в состоянии «полной невинности», остается открытым. И опять Камю возвращается к проблемесамоубийства, говоря о том, что главное это удержаться на гребне волны, междуосоз нанием абсурда и скачком. Самоубийство полная противополож ность бунту,так как предполагает согласие. И, в то же время, подобно скачку, самоубийствосогласие с собственными предела ми, но это два взаимоисключающих выхода. Сточки зрения худож ника, цену жизни придает именно бунт. " Бунт постояннаядан ность человека самому себе." Так Камю переносит в повседневный опыттему перманентной революции. Проблема бунта приводит нас к мысли об отсутствии«свободы во обще». Абсурд же нам предлагает следующую альтернативу:либо мы не свободны, либо полностью свободны. " Единственная доступнаямоему уму и сердцу свобода есть свобода ума и действия. А смерть единственнаяреальность." " Завтрашнего дня нет отныне стало основанием моейсвободы," кстати, похоже на женскую логику. Абсурд учит главное не качество,а количество опыта. Это приводит к отсутствию иерар хии опыта и к отсутствиюсистемы ценностей. " Побивать все ре корды как можно чаще сталкиваться смиром." Вселенная абсурд ного человека вселенная льда и пламени.
Абсурдный человек.
Абсурдныйчеловек готов признать, что есть лишь одна мораль, которая не отделяет от бога:это навязанная ему свыше мораль (Камю противопоставляет ей собственную моральчеловека). Но аб сурдный человек живет как раз без этого бога. Что до других моральных учений, (включая имморализм), то в них он видит только оправдания,тогда как ему самому не в чем оправдываться. Я ис хожу здесь из принципа егоневиновности." Далее Камю говорит об опастности комплекса невиновности." Достоверность бога… куда более притягательна, чем достоверностьбезнаказанной влас ти злодеяния." Казалось бы, выбор нетруден. Но выборанет, аб сурд не освобождает от выбора, он привязывает к нему навсегда. Абсурдпоказывает лишь равноценность последствий любого выбора, если хотите, выявляетбесполезность угрызений совести. «Можно быть добродетельным изкаприза.» Сможет ли абсурд избавить че ловека от этого замкнутого кругаугрызений совести, когда стремление возвратить невинность мешает анализу«чистого выбора», возвращая человека к согласию с собственнымистенами? Абсурдный ум готов к расплате. "… Для него существует ответственность, но не существует вины. Более того он согласен, что прошлый опытможет быть основой для будущих действий." Единственная истина абсурдараскрывается и воплощается в конк ретных людях. Итогом поисков абсурдного умаоказываются не пра вила этики, а живые примеры. В этом, может быть, главная гуманистическая заслуга философии абсурда. Живой человек всегда значит длядругого человека много больше, чем все придуманные «истины». Мыговорим о мире, в котором и мысли, и жизни лишены будущего, здесь для искусствавыбраны лишь те герои, которые поставили своей целью исчерпание жизни.
Абсурдное творчество
"В разреженном воздухе абсурда жизни таких героев могут длиться лишь благодарянескольким глубоким мыслям, сила которых позволяет им дышать. В данном случаеречь пойдет об особом чувстве верности." Можно добавить: и о чувствеверности автора своим героям, «верности правилам сражений». Детскиепоиски заб вения и удовльствия отныне оставлены. Творчество, в том смысле, вкаком оно способно их заменить, есть «по преимуществу абсурд наярадость». Искусство является знаком смерти и в то же время приумножениемопыта. Творить значит жить вдвойне. Поэтому мы и завершаем разбор тем данногоэссе обратившись к исполненной великолепия и в то же время ребячества вселеннойтворца. Ошибочно считать ее символической, полагать, будто произведениеискусства может рассматриваться как убежище от абсурда. Произведение искусствавпервые выводит наш ум за его пределы и ставит лицом к лицу с другим.Творчество отражает тот момент, когда рассуждение прек ращается и наповерхность вырываются абсурдные страсти. В аб сурдном рассуждении творчествоследует за беспристрастностью и раскрывает ее. Хотелось бы закончить еще однойцитатой из эссе: " Старое про тивопоставление искусства и философиидостаточно произвольно. Если понимать его в узком смысле, то оно просто ложно.Единс твенно приемлемый аргумент сводится здесь к установлению противоречиямежду философом, заключенным в сердцевину своей системы и художником, стоящимперед своим произведением. Но, подобно мыслителю, художник вовлекается в своюработу и в ней становит ся самим собой. Это взаимовлияние творца и произведенияобразу ет важнейшую проблему эстетики. Между дисциплинами, которые создаютсячеловеком для понимания и любви, нет границ."
Список литературы
1.А.Камю «Миф о Сизифе.Эссе об Абсурде.» пер. Руткевича в изд.«Сумерки богов», М. Политиздат, 1989