Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Александр Сергеевич Грибоедов "Горе от ума". Трагедия Чацкого

Александр Сергеевич Грибоедов «Гореот ума». Трагедия Чацкого
КомедияА. С. Грибоедова «Горе от ума» — одно из самых загадочныхпроизведений русской литературы XIX века, хотя и не очень сложное в сюжетномплане.
Двелинии определяют развитие действия пьесы. Сначала личная история Чацкого икрушение его любви как будто развиваются отдельно от общественной, но уже сседьмого явления первого действия становится ясно, что обе сюжетные линии тесносвязаны. Действие идет плавно, один за другим появляются действующие лица,завязываются споры. Конфликт главного героя с «веком минувшим»углубляется. Поведав всем о своем «мильоне терзаний», молодой геройостается в полном одиночестве. Кажется, должен начаться спад движения комедии.Но нет. Развитие действия продолжается — должна решиться личная судьба героя.
Чацкийузнает правду о Софии и Молчалине. Развязка обеих сюжетных линий происходитодновременно, они сливаются, и единство содержания — одно из достоинств комедии- вступает в силу. Личное и общественное слито в жизни обычных людей, сливаютсяони и в развитии сюжета «Горе от ума». Почему же до сих пор этакомедия — одно из самых притягательных произведений нашей литературы? Почему попрошествии стольких лет нас волнует драма Чацкого?
Попробуемответить на эти вопросы, а для этого перечитаем монологи и реплики Чацкого,всмотримся в его взаимоотношения с другими героями. Герой комедии вместил всебя не только реальные черты лучших людей декабристской эпохи, но и воплотиллучшие качества передового общественно-политического деятеля России XIX века.Но для нас Александр Андреевич Чацкий — это художественный образ бессмертнойкомедии, в которой «отразился век и современный человек», и, хотямногие называли комедию «Горе от ума» «комедией нравов»,каждое новое поколение узнает в Чацком своего современника.
Воти в этюде И. А. Гончарова «Мильон терзаний» есть такие слова:«Чацкий неизбежен при каждой смене века другим… Каждое дело, требующееобновления, вызывает тень Чацкого...» О чем же эта комедия? Чаще всегокритики спорят о названии пьесы: горе от ума или горе уму? А если перенестиакцент на первое слово? Ведь в пьесе говорится не о мнимом, а о подлинном горе.Речь идет о жизненной драме Чацкого — личной и общественной.
Историяжизни героя в пьесе намечена отдельными штрихами. Детство, проведенное в домеФамусова вместе с Софией, затем служба с Горичем в полку «назад тому летпять», Петербург — «с министрами связь, потом разрыв», путешествиеза границу — и возвращение к сладкому и приятному дыму Отечества. Он молод, аза плечами уже много событий и жизненных перипетий, отсюда не случайна егонаблюдательность и понимание того, что происходит.
Чацкийхорошо понимает людей, дает им меткие характеристики. «Сам толст, егоартисты тощи», — говорит он об одном из московских «тузов» и егокрепостном театре. Он замечает ненависть света ко всему новому: А тотчахоточный, родня вам, книгам враг, В ученый комитет который поселился И скриком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился?..
Прошлигоды, и, возвратившись из дальних странствий, герой видит, что в Москве малочто изменилось. За границей Чацкий «ума искал», учился. Но кроменаучных истин беспокойная Европа, кипящая революционными выступлениями инационально-освободительной борьбой, привила или могла привить мысли о свободеличности, равенстве, братстве.
Даи в России после Отечественной войны 1812 года царила атмосфера критическогоосмысления того, что происходит в империи. Чацкому смешно, что он могпреклоняться перед расшитыми мундирами, укрывавшими «слабодушие, рассудканищету». Теперь ему ясно видно, что в Москве «дома новы, нопредрассудки стары». И потому небогатый дворянин Чацкий отказывается отслужбы, объясняя это тем, что «служить бы рад — прислуживатьсятошно».
Он«славно пишет, переводит», он добр и мягок, остроумен и красноречив,горд и искренен, а любовь его к Софии глубока и постоянна. Уже первый монологЧацкого дает почувствовать важное качество героя — его открытость. В моментпервого свидания с Софией он далек от сарказма, а в его репликах чувствуетсянасмешливо-беззлобная издевка умного наблюдателя, подмечающего смешные инелепые стороны жизни, поэтому вслед за французом Гильоме упоминается иМолчалин.
Пытаясьрастопить лед равнодушия, которым его встретила София, он добивается обратного.Озадаченный ее холодом, Чацкий произносит вещую фразу: «Но если так: ум ссердцем не в ладу!» Это сказано удивительно точно: в этой фразе, как и взаглавии комедии, сконцентрировано определение двойственной природы конфликтапроизведения как пьесы о гражданской позиции человека прогрессивных убеждений ипьесы о его несчастной любви. Нет того «водораздела», которыйотделяет одно от другого, а есть человек-гражданин, пылко влюбленный впрекрасную девушку, свою единомышленницу. Он раскрывается перед нами вдействиях, имеющих одновременно и личный, и общественный смысл.
ДляЧацкого по-своему «распалась связь времен». Того времени, когда унего с Софией были общий язык и чувства, и того времени, когда происходятсобытия комедии. Его ум возмужал и не дает пощады теперь никому, но Софию-то онлюбит еще сильнее, чем прежде, и этим причиняет и ей, и себе большие огорчения.Воистину «ум с сердцем не в ладу». Главное сражение, которое происходитво втором действии, оказывается целиком связано с интимной линией.
Вего любовном монологе «Оставимте мы эти пренья...» содержится едва лине важнейшее политическое заявление Чацкого. Оно выражено намеком-шуткой опревращениях, которые возможны в Молчалине, раз они оказались возможны и вправительстве, преобразовавшемся из либерально-демократического вказарменно-деспотическое.
Сатирическаяжелчь по поводу превращений «правлений, климатов, и нравов, и умов»соединяется с элегическими излияниями героя. Но может ли любовь затмить,заглушить в Чацком биение сердца гражданина, мечтающего о свободе и благеОтечества? Судьба его народа, его страдания — основной источник гражданскогопафоса Чацкого. Самые яркие места монологов героя те, где он гневно выступаетпротив угнетения, крепостничества Ему отвратителен нечистый дух слепого,рабского, пустого подражания всему иностранному. Драма Чацкого и в том, что онвидит трагические моменты в судьбе общества, но исправить людей не может, и этотакже приводит его в отчаяние. Тем и привлекателен Чацкий, что даже в отчаяниион не вздыхает, подобно Горичу, не болтает, как Репетилов, даже не удаляется отобщества, как брат Скалозуба, а смело бросается в бой с отжившим, старым,обветшалым.
РежиссерВладимир Немирович-Данченко поражался сценическому мастерству Грибоедова, когдапьеса вдруг разрывает грани интимности и разливается в широкий потокобщественности. Борьба Чацкого за сердце любимой становится моментом егоразрыва с окружающим его враждебным миром Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных.
Чацкийглубоко обманулся в Софии, а не только в ее чувствах к себе. Страшно то, чтоСофия не только не любит, но и оказывается в толпе тех, кто клянет и гонитЧацкого, кого он называет «мучителями». Две трагедии? Горе от ума илигоре от любви? Они неразрывно связаны, и из двух трагедий возникает одна, оченьмучительная, так как горе от ума и от любви слились воедино- И все этоосложняется трагедией прозрения, а следовательно, утратой иллюзий и надежд.
Впрощальных монологах Чацкий как бы подводит итог: «Чего я ждал? что думалздесь найти?» В его словах слышатся досада, горечь, боль разочарования, ав самом последнем монологе — ненависть, презрение, гнев и… нет чувствасломленности: Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тотвыйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И внем рассудок уцелеет. Так не говорит побежденный. Его протест — это энергичныйпротест против гнусной рассейской действительности, противчиновников-взяточников, бар-развратников, против невежества И холопства",- писал В. Г. Белинский.
Умный,трепещущий от негодования, занятый неотступно размышлениями о судьбе России,Чацкий не только раздражает погрязшее в косности общество, но и вызывает егоактивную ненависть- Он вступает а схватку и торжествует над бюрократическойограниченностью Фамусова, солдафонством и мракобесием Скалозуба, угодливостью иподличанием Молчалина, пошлостью и фанфаронством Репетилова. Чацкий переживаетгоре личное, сердечное, благодаря своему непримиримому к социальным уродствамуму. Ведь в понятие ума краеугольным камнем положено вольнодумие, поэтомужизненные ориентиры Чацкого не деньги и карьера, а высшие идеалы. Ум Чацкогоостается неуязвимым и приносит его обладателю то высшее счастье, когда человекс верой в свою правду побеждает ложь и несправедливость. Этому пониманию жизни,долга, счастья учит умная и глубоко человеческая комедия А. С. Грибоедова«Горе от ума».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.