А.С.Пушкин «Я помню чудноемгновенье»
Большинствостихотворений периода Михайловской ссылки по жанрам и стилю — послания, элегиии оды, в которых можно заметить по традиционному для Пушкина то возвышеннуюсимволику, то лирическую мягкость, то шутливую интонацию дружеской беседы.Самые сокровенные вооспоминания, раздумья, переживания, порывы Пушкинаотражаются, прежде всего, в этих традиционных жанрах. Чаще всего поэта волнуютмысли о любви и дружбе, о юношеских идеалах и судьбе его поколения, о поэзии,вдохновении, славе. Лирика Михайловского периода запечатлела процесс духовноговозрождения поэта после идейного кризиса 1823 года и мучительного потрясения,вызванного ссылкой и одиночеством в первые месяцы 1824 г.
Стихотворение«Я помню чудное мгновенье» выходит за рамки простого эпизода вбиографии Пушкина. До прочтения стихотворения нужно отметить, что слово«гений», которое упоминается в произведении дважды, во временаПушкина употреблялось в поэтическом языке в значении «дух» или«образ».
Перваястрофа послания — воспоминание о мимолетном и прекрасном видении юности:
Япомню чедное мгновенье:
Передомной явилась ты,
Какмимолетное виденье,
Какгений чистой красоты.
Естьв этом четверостишии что-то от полузабытого радостного сновидения, в которомреальные очертания расплываются, и в памяти остаются лишь общие контуры.Пушкин, умевший создавать четкие, конкретные картины жизни, здесь сознательноизбегает уточнений, которые бы разрушили это впечатление золотого сна юности.Вто откуда и «чудесное мгновенье» в первой строке, и почти сказочнаятаинственность второй: «Передо мной явилась ты», и отсутствиепортретных штрихов А.П.Керн, и обобщенный образ — «гений чистойкрасоты» в четвертой.
Всепоэтические средства поэта направлены на то, чтобы оттенить духовное начало вженской красоте. Эпитет «чистое» вызывает ассоциацию содухотвореннымы образами мадонн, молодых матерей, созданных живописцамиВозрождения и мастерами русской ионописи.
Гармонияпластической и внутренней красоты этих обаятельных женских образов достигаласьблагодаря изяществу, «певучести» линий рисунка, свежести тонов инравственной чистоте материнского чувства, озарявшего их облик.
Возникшийв первой строфе образ чистой красоты воспринимается как символ красоты и поэзиисамой жизни. Впечатление радостного юношеского видения усилено во второйстрофе, где душевное состояние передано в характерных для романтического стилянедомолвках:
Втомленьях грусти безнадежной,
Втревогах шумной суеты,
Звучалмне долго голос нежный
Иснились милые черты.
Обаэпитета: голос нежный и милые черты оттеняют нравственную основу пушкинскогоидеала красоты.
Следующиестрофы — поэтический рассказ о жизненных испытаниях, которые, казалось,навсегда изгладили из памяти радостное юношеское видение. С третьей строфыинтонация стихотворения изменяется, первая строка ломается паузой, а в самойнеобычности порядка слов возникает тревожная нота:
Шлигоды. Бурь порыв мятежный
Рассеялпрежние мечты,
Ия забыл твой голос нежный,
Твоинебесные черты.
Наконец,упоминание о ссылке:
Вглуши, во мраке заточенья
Тянулисьтихо дни мои
Безбожества, без вдохновенья,
Безслез, без жизни, без любви.
«Мракзаточенья» воспринимается не только как биографический намек. Это образнасилия над личностью, неволи, которая лишала жизнь ее радостей в широкомсмысла слова.
Жизньсловно замерла, утратила свою поэзию — наступила душевная спячка. Божество,вдохновение, слезы, жизнь, любовь поставлены Пушкиным в один ряд как слова,символизирующие полноту и яркость чувств, светлую сторону бытия, все, чтопротивоположно мраку неволи.
Последниедве строфы звучат как гимн вечно юной и прекрасной жизни, напоминая общеерадостное настроение финальных строк элегии «К морю». Там источникомверы поэта в жизнь была величественная морская стихия, здесь — женская красота.Философский смысл душевного пробуждения поэта заключается в утверждениивозвышающего воздействия красоты, в поэтизации свежести чувств. Как ни тяжелыиспытания, выпавшие на долю поэта, каким глухим и безысходным ни кажется мракзаточенья, его душа не завяла, она готова откликнуться на зов красоты.
Вотпочему предпоследняя строфа повторяет мотив юношеского видения, а последняяутверждает ту полноту и силу чувств, которых был лишен поэт в неволе:
Душенастало пробужденье:
Ивот опять явилась ты,
Какмимолетное виденье,
Какгений чистой красоты,
Исердце бьется в упоенье,
Идля него воскресли вновь
Ибожество, и вдохновенье,
Ижизнь, и слезы, и любовь.
Музыкальность,свойственная стихам А.С.Пушкина вообще, в послании «А.П.Керн»достигает высшей степени совершенства. Мелодическое звучание строк здесьявляется поэтическим средством передачи впечатления чистоты, целомудренностивосхищения автора женской красотой. Источник этой музыкальности в ритмическомрисунке послания, в необычайно легком, волнообразном чередовании ямбическихстоп, в повторении рифмующихся окончаний, в усилительных смысловых повторахстрок, в интонационной и смысловой перекличке первой и пятой, четвертой ипоследней строф.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bobych.spb.ru/