Вполоборота,о печаль, На равнодушных поглядела.
Спадаяс плеч, окаменела Ложноклассическая шаль.
О.Мандельштам
Прочитавэти строчки, я живо вспомнила другой портрет Анны Андреевны Ахматовой,написанный одним росчерком кисти великого Модильяни. От него невозможнооторвать взгляда: женщина, изображенная на нем, спокойна и величественна,несколько чувственная поза не отвлекает от лица и глаз, в которых отражен целыймир, сотканный из личных переживаний, размышлений, полный трагизма и веры всилу человеческих чувств и разума. Это портрет Поэта, а большой поэт всегданеизъяснимо влекущая тайна. Тайной окружены и душа, и мысли, и сердце.Прикосновение к поэту подобно погружению в мир русской волшебной сказки. Нотолько сказки всегда имеют счастливый конец, а судьба русского поэта по большейчасти неизменно трагична. Невольно вспоминаешь пророческие строки М. Волошина:Темен жребий русского поэта.
Неисповедимыйрок ведет.
Время,рок — они стали трагедией Анны Ахматовой. Как удалось ей сохранить свое “я” и сдостоинством пронести его через все невзгоды страшного века? Думаю, что ответна этот вопрос надо искать уже в ее ранней лирике.
Великийпоэт и прекрасная женщина — такой я всегда воспринимаю Анну Ахматову. Многие еесовременники, писавшие о ней, подчеркивали ее царственность, гордость. Ее“испанизировал”, по аналогии с Кармен, Александр Блок, Николай Гумилевпредставил античной красавицей, а Марина Цветаева утверждала: От ангела и оторла В ней было что-то.
Средиосновных мотивов лирики А. Ахматовой (Петербург и Пушкин, революция исталинский террор, Великая Отечественная война, тайны поэтического мастерства ипатриотизм) любовная лирика занимает едва ли не самое важное место.
Ужев ранних стихах Ахматовой, посвященных теме любви, проявились свобода,внутреннее благородство, величие и лирической героини, и самого автора (она нелюбила слова “поэтесса”).
Ю.Тынянов отмечал, что, “когда Ахматова начинала, она была нова и ценна не своимитемами, а несмотря на свои темы”. Я долго думала над этими словами и поняла ихсмысл совсем недавно. Казалось бы, что нового можно внести в тему любви послеблистательного “гения чистой красоты”, созданного Пушкиным, трагической лирикиЛермонтова-, глубоких раздумий Тютчева? Но Ахматова придала этой теменеповторимый аромат, причем отнюдь не в связи с исповеданием акмеизма какхудожественного метода. Этот метод проявился в ясности и точности образов, ввещах, которыми Поэт наполняет мир любящего и любимого человека, в прозрачнойатмосфере, которой наполнены все стихи Анны Андреевны. И все же не это главное.
Есличитать у Ахматовой всё подряд, то постепенно становится ясным, что перед намиженщина начала XX века со своими привычками, логикой поведения, сознанием, вкотором уживаются противоречивые устремления. Любовь для нее — высшая ценность.Но как по-разному реализуется это стремление любить в стихах Ахматовой. Иногдалирическое “я” стилизовано под простую деревенскую бабу, живущую с ненавистныммужем и ждущую настоящей любви: Муж хлестал меня узорчатым, Вдвое сложеннымремнем.
Длятебя в окошке створчатом Я всю ночь сижу с огнем.
Вдругих стихах перед нами представительница петербургской элиты, “роковаяженщина”, умеющая отличить истинную любовь от минутной страсти: Настоящуюнежность не спутаешь Ни с чем, и она тиха.
Тынапрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха.
Критикине раз называли любовные стихи Ахматовой “психологическими новеллами”. Онаблестяще умела воспроизвести тончайшие движения женской души, нередко прибегаяк приему маски. Она бесконечно примеряет на себе, как любит монахиня, чточувствует блудница, чего хочет от любви цыганка, хотя сама никогда не была ниодной, ни другой, ни третьей. Но в том-то и гениальность ахматовской любовнойлирики, что передаваемым ею чувствам разных людей веришь так, как будто ты самих испытал.
ПричемАхматова всегда стремилась не к прямому выражению эмоций, чувств, а к косвеннойих передаче — через описание обстановки, окружающих предметов, через мимику,жесты. Поэтому вещь у Ахматовой всегда знак того или иного чувства.Вспоминаются знаменитые строки: Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои былилегки.
Яна правую руку надела Перчатку с левой руки.
Сразустановится ясно: речь идет не о простой рассеянности, а о сердечном потрясениитакого масштаба, что можно перепутать левую и правую руки.
Всев стихах Ахматовой становится свидетелем таинства любви: кресло, покрытоекрасным плюшем, часы с кукушкой, темная вуаль, старое саше: И комната, где окнаслишком узки, Хранит любовь и помнит старину...
Весьвзрыв страсти, отчаяния, ревности, счастья и обиды — все, что составляет смысллюбви, — у Ахматовой может заключаться в одной детали: Мне очи застит туман, Сливаютсявещи и лица, И только красный тюльпан, Тюльпан у тебя в петлице.
Дажесамые откровенные ее стихи о любви не крик отчаяния, как это бывает у МариныЦветаевой, а образ, чувство, возникшее при встрече с любимым. Ахматовой данобыло искусство передать все нюансы любви: от ее предчувствия до окончательногоразрыва с любимым. Еще ничего нет, где-то два человека обменялись взглядами — иначалась великая мистерия любви: Было душно от жгучего света, А взгляды его —как лучи.
Ятолько вздрогнула: этот Может меня приручить.
Лирическаягероиня ждет любви как великого I счастья, как божьей милости. Вспомнимстихотворение “Вечером”: Звенела музыка в саду Таким невыразимым горем.
Свежои остро, пахли морем На блюде устрицы во льду...
Какэто по-ахматовски! Тоска без любви на фоне плачущей мелодии, экзотические“устрицы во льду”, которые в данном случае вовсе не пища, а изысканныйнатюрморт. Запах моря как бы предвещает любовь. Предчувствие не обманывает:любовь может начаться и так: Он мне сказал: “Я верный друг!” — И моего коснулсяплатья.
Итоска уходит, женщина благодарит небо за дарованное чувство: Благослови женебеса: Ты первый раз одна с любимым.
Оченьчасто в стихах Ахматовой представлены драматические стороны любви: разлука,измена. Однако ее лирическая героиня переживает эти удары судьбы сдостоинством. Она не кричит на весь белый свет: “Мой милый, что тебе ясделала?!”. Эта женщина не из тех, кого бросают, она уходит сама, когдачувствует, что любовь прошла.
А,ты, думал — я тоже такая, Что можно забыть меня И что брошусь, моля и рыдая,Под копыта гнедого коня.
Новедь лирическая героиня Ахматовой не просто женщина, но и поэт. Недаром Гумилевжаловался: Из логова змиева, Из города Киева, Я взял не жену, а колдунью.
Колдунья— потому что постигла таинство слагать стихи. И уже никогда не станетженщина-поэт простой “забавницей”, никогда не будет полностью подвластноймужчине: Тебе покорной? Ты сошел с ума.
Покорная одной господней воле.
Последниестрочки, на мой взгляд, не несут идеи божьего смирения, в них звучитблагодарность за дарованный талант, за то, что эта “колдунья” умеет писатьстихи.
Онаумерла 5 марта 1966 года от четвертого инфаркта. Ее сердце, которое так многолюбило, страдало, радовалось и горевало, не выдержало этих испытаний. На еемогиле нет надписи, но есть высокий крест, который она предвидела в началесвоего пути: Издалека, мальчик зоркий, Будешь крест мой узнавать.
Кэтому месту не зарастает “народная тропа”, как не подлежит забвению имя,ставшее дорогим для многих: Анна Ахматова.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/