Явам поведал неземное.
Явсе сковал в воздушной мгле.
Владье — топор.
Вмечте — герои.
Такя причаливал к земле.
А.Блок
ТворчествоА. Блока, гениального поэта, “трагического тенора эпохи”, как назвала егоА.Ахматова, во многом определилось эстетикой одного из модернистскихлитературных течений того времени — символизма. Именно с ним связаны основныетемы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы. Длятого чтобы проследить наличие и трансформацию символистских мотивов втворчестве поэта, необходимо остановиться на основных положениях эстетики ипоэтики данного течения.
Символизмкак направление в искусстве сложился во Франции уже в 70—80-е годы прошлоговека. Именно в творчестве великих французских поэтов того времени черпали своевдохновение их русские последователи. Символизм принято считать одним изпроявлений декаданса — мировосприятия, характеризующегося подчеркнутыминдивидуализмом, уходом от действительности, разочарованием в традиционныхценностях, пессимизмом. Символисты решительно противопоставили мир внутренний имир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать вмире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ,наделив его особым, необычным смыслом. Символ перестает быть лишь средствомхудожественной образности, условно выражающим суть какого-либо явления. Отнынеон призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Онпринципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности,неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения — никакихкрасок, только оттенки. Задача поэта — внушать читателю определенноенастроение. Для этого нужна новая система образов, нужна музыкальнаяорганизация стиха. Для эстетики символизма вообще свойственна идея синтезаразличных видов искусств, отсюда “музыкальный” и “живописные” элементы впоэзии, стремление передать зрительное впечатление с помощью слухового,музыкальное — с помощью изобразительного. К примеру, у Брюсова: В гармонии тенимелькнуло безумие, Померкли аккорды мечтательных линий, И громкие краскисгустились угрюмее, Сливаясь в напев темно-синий.
связаныс воздействием на его эстетические взгляды идей символизма. Особенно великобыло влияние русского философа и поэта Вл. Соловьева. Именно из егопроизведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение оМировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и вбиографическом плане — любовь к Л. Д. Менделеевой и определили во многоммистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм иотрешенность от мира.
Внаибольшей степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме. Хотя циклэтот в целом автобиографичен, но реальная основа событий тщательно зашифрована,переведена на особый, мистический язык. Так, ожидание невесты и встреча с нейпреобразуются в следующие строки: Ты в белой вьюге, в снежном стоне Опятьволшебницей всплыла, И в вечном свете, вечном звоне Церквей смешались купола.
Невесту,любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение ВечнойЖенственности. Образ Прекрасной Дамы — один из ключевых в поэзии Блока. Она —идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэт не дает ее портретов— ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон. К тому же описать —значит, определить, а определить — значит, ограничить. И образ Прекрасной Дамыостается в блоковской поэзии нераскрытым, недосказанным, неопределенным. Онявлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность,Владычица Вселенной: О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мнене слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты.
Лирическийгерой цикла предстает несомненным индивидуалистом, человеком не толькоодиноким, но жаждущим одиночества, живущим своей внутренней жизнью, чуждымобщественным интересам: Что буря жизни, если розы Твои цветут мне и горят! Чточеловеческие слезы, Когда румянится закат! Пейзажи стихов Блока полныотвлеченных и усложненных образов, призванных передать символическоесоответствие внешнего мира, мира природы и мира внутреннего: Я встал и триждыподнял руки.
Комне по воздуху неслись Зари торжественные звуки, Багрянцем одевая высь.
Когдапозднее в поэзии Блока появляются социальные мотивы, основной формой ихвыражения по-прежнему остается форма символическая: реальные события даныавтором условно, образы размыты, характеры неопределенны. В стихотворении“Фабрика” поэт рисует фигуру некоего чудовища с “медным” голосом, согнутыеспины рабочих, желтые окна, где смеются над обманутыми. С развитием социальнойтематики в творчестве Блока связано появление в нем новых многоплановыхсимволов. Например, образ дороги и степи, поля как символ самой России, ее путиво времени, ее бескрайних просторов и неисчерпаемой красоты и силы.
Россияв поэзии Блока становится мифическим сфинксом, чью тайну нельзя разгадать:.Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне — ты почиешь, Русь.
Воплощениемреволюционной стихии делает Блок метель и пожар в своей символистской поэме“Двенадцать”: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем… Глубоко символиченв поэме и образ Христа. Его нельзя назвать однозначным. В самом деле, Христосидет впереди двенадцати, но, может быть, не как невидимый вождь, а как жертва,или судия, или пророк. Пожалуй, для самого автора фигура Христа — выражениестрастной жажды обновления, веры в истину, в любовь и добро.
Музыкальность— одно из свойств лирики Блока.
Ондобивается ее с помощью различных средств, как правило, это разного рода(ритмические, звуковые, лексические) повторы: Ни любви, ни тоски, ни обиды.
Всепомеркло, прошло, отошло… Или: Вот лицо возникает из кружев, Возникает изкружев лицо.
Вкругу символистов Блок занимает особое место. Разделяя во многом их эстетическиеубеждения, он не был сторонником крайнего индивидуализма и пессимизма (“Сотрислучайные черты— и ты увидишь: мир прекрасен”), проповедникомискусства для искусства, экспериментатором, отрицающим предшествующую традицию.Используя и трансформируя идеи символизма, его методы, поэт сумел выразить нетолько свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, воплотив тем самым своетворческое кредо: О, я хочу безумно жить: Все сугцее — увековечить, Безличное —врчеловечить, Несбывшееся — воплотить!
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/