Реферат по предмету "Литература и русский язык"


А. Блок —символист

Явам поведал неземное.
Явсе сковал в воздушной мгле.
Владье — топор.
Вмечте — герои.
Такя причаливал к земле.
А.Блок
ТворчествоА. Блока, гениального поэта, “трагического тенора эпохи”, как назвала егоА.Ахматова, во многом определилось эстетикой одного из модернистскихлитературных течений того времени — символизма. Именно с ним связаны основныетемы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы. Длятого чтобы проследить наличие и трансформацию символистских мотивов втворчестве поэта, необходимо остановиться на основных положениях эстетики ипоэтики данного течения.
Символизмкак направление в искусстве сложился во Франции уже в 70—80-е годы прошлоговека. Именно в творчестве великих французских поэтов того времени черпали своевдохновение их русские последователи. Символизм принято считать одним изпроявлений декаданса — мировосприятия, характеризующегося подчеркнутыминдивидуализмом, уходом от действительности, разочарованием в традиционныхценностях, пессимизмом. Символисты решительно противопоставили мир внутренний имир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать вмире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ,наделив его особым, необычным смыслом. Символ перестает быть лишь средствомхудожественной образности, условно выражающим суть какого-либо явления. Отнынеон призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Онпринципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности,неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения — никакихкрасок, только оттенки. Задача поэта — внушать читателю определенноенастроение. Для этого нужна новая система образов, нужна музыкальнаяорганизация стиха. Для эстетики символизма вообще свойственна идея синтезаразличных видов искусств, отсюда “музыкальный” и “живописные” элементы впоэзии, стремление передать зрительное впечатление с помощью слухового,музыкальное — с помощью изобразительного. К примеру, у Брюсова: В гармонии тенимелькнуло безумие, Померкли аккорды мечтательных линий, И громкие краскисгустились угрюмее, Сливаясь в напев темно-синий.
связаныс воздействием на его эстетические взгляды идей символизма. Особенно великобыло влияние русского философа и поэта Вл. Соловьева. Именно из егопроизведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение оМировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и вбиографическом плане — любовь к Л. Д. Менделеевой и определили во многоммистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм иотрешенность от мира.
Внаибольшей степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме. Хотя циклэтот в целом автобиографичен, но реальная основа событий тщательно зашифрована,переведена на особый, мистический язык. Так, ожидание невесты и встреча с нейпреобразуются в следующие строки: Ты в белой вьюге, в снежном стоне Опятьволшебницей всплыла, И в вечном свете, вечном звоне Церквей смешались купола.
Невесту,любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение ВечнойЖенственности. Образ Прекрасной Дамы — один из ключевых в поэзии Блока. Она —идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэт не дает ее портретов— ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон. К тому же описать —значит, определить, а определить — значит, ограничить. И образ Прекрасной Дамыостается в блоковской поэзии нераскрытым, недосказанным, неопределенным. Онявлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность,Владычица Вселенной: О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мнене слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты.
Лирическийгерой цикла предстает несомненным индивидуалистом, человеком не толькоодиноким, но жаждущим одиночества, живущим своей внутренней жизнью, чуждымобщественным интересам: Что буря жизни, если розы Твои цветут мне и горят! Чточеловеческие слезы, Когда румянится закат! Пейзажи стихов Блока полныотвлеченных и усложненных образов, призванных передать символическоесоответствие внешнего мира, мира природы и мира внутреннего: Я встал и триждыподнял руки.
Комне по воздуху неслись Зари торжественные звуки, Багрянцем одевая высь.
Когдапозднее в поэзии Блока появляются социальные мотивы, основной формой ихвыражения по-прежнему остается форма символическая: реальные события даныавтором условно, образы размыты, характеры неопределенны. В стихотворении“Фабрика” поэт рисует фигуру некоего чудовища с “медным” голосом, согнутыеспины рабочих, желтые окна, где смеются над обманутыми. С развитием социальнойтематики в творчестве Блока связано появление в нем новых многоплановыхсимволов. Например, образ дороги и степи, поля как символ самой России, ее путиво времени, ее бескрайних просторов и неисчерпаемой красоты и силы.
Россияв поэзии Блока становится мифическим сфинксом, чью тайну нельзя разгадать:.Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне — ты почиешь, Русь.
Воплощениемреволюционной стихии делает Блок метель и пожар в своей символистской поэме“Двенадцать”: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем… Глубоко символиченв поэме и образ Христа. Его нельзя назвать однозначным. В самом деле, Христосидет впереди двенадцати, но, может быть, не как невидимый вождь, а как жертва,или судия, или пророк. Пожалуй, для самого автора фигура Христа — выражениестрастной жажды обновления, веры в истину, в любовь и добро.
Музыкальность— одно из свойств лирики Блока.
Ондобивается ее с помощью различных средств, как правило, это разного рода(ритмические, звуковые, лексические) повторы: Ни любви, ни тоски, ни обиды.
Всепомеркло, прошло, отошло… Или: Вот лицо возникает из кружев, Возникает изкружев лицо.
Вкругу символистов Блок занимает особое место. Разделяя во многом их эстетическиеубеждения, он не был сторонником крайнего индивидуализма и пессимизма (“Сотрислучайные черты— и ты увидишь: мир прекрасен”), проповедникомискусства для искусства, экспериментатором, отрицающим предшествующую традицию.Используя и трансформируя идеи символизма, его методы, поэт сумел выразить нетолько свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, воплотив тем самым своетворческое кредо: О, я хочу безумно жить: Все сугцее — увековечить, Безличное —врчеловечить, Несбывшееся — воплотить!
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблема гуманизма в пьесе Горького «На дне»
Реферат Та, ой, як крикнув же та козак Сірко
Реферат Acidity Of Apple Juice In Different Temperature
Реферат Miyamoto Musashi Essay Research Paper I Introduction
Реферат Адаптація іншомовних запозичень в сучасній китайській мові
Реферат Развитие молочного скотоводства в ООО Правда
Реферат " " г
Реферат Проектно-методическая разработка по лингводидактике
Реферат Синтез и анализ электрического фильтра
Реферат Проблема любви и долга в “Сиде” Корнеля
Реферат Аналіз регуляторного впливу проекту розпорядження голови облдержадміністрації
Реферат Организация внутреннего контроля сбыта готовой продукции на предприятии ОАО "Оникс"
Реферат Holidays in Great Britain
Реферат Специфика современной американской модели социально-экономических и политических процессов
Реферат Канада особенности природных условий население культура