Реферат по предмету "Литература и русский язык"


«Антоновские яблоки»: художественное своеобразие

Наталья Полякова
г. Пермь
Одной из главных особенностей прозы И.А.Бунина,обычно сразу отмечаемой учащимися, является, конечно же, отсутствие сюжета впривычном представлении, то есть отсутствие событийной динамики. Учащиеся, ужезнакомые с понятиями “эпический” и “лирический” сюжет, приходят к выводу, чтосюжет в “Антоновских яблоках” лирический, то есть основанный не на событиях, ана переживании героя.
Первыеже слова произведения: “… Вспоминается мне ранняя погожая осень” – несутнемалую информацию и дают пищу для размышлений: произведение начинаетсямноготочием, то есть описываемое не имеет ни истоков, ни истории, оно словновыхвачено из самой стихии жизни, из её бесконечного потока. Первым словом“вспоминается” автор сразу погружает читателя в стихию собственных (“мне”)воспоминаний. Сюжет развивается как цепь воспоминаний и ощущений, связанных сними. Поскольку перед нами воспоминание, то, следовательно, речь идёт опрошлом. Но у Бунина применительно к прошлому употребляются глаголы настоящеговремени (“пахнет яблоками”, “становится очень холодно...”, “долгоприслушиваемся и различаем дрожь в земле” и так далее). Для лирического герояБунина описываемое происходит не в прошлом, а в настоящем, сейчас. Подобнаяотносительность времени также является одной из характерных черт бунинскойпоэтики.
Воспоминаниепредставляет из себя некий комплекс физических ощущений. Окружающий мирвоспринимается всеми органами человеческих чувств: зрением, слухом, осязанием,обонянием, вкусом.
Однимиз главных образов-лейтмотивов, вероятно, является в произведении образ запаха,сопровождающий всё повествование от начала и до конца. Помимо главноголейтмотива, пронизывающего всё произведение, – запаха антоновских яблок – здесьприсутствуют и другие запахи: “крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев”,“ржаной аромат новой соломы и мякины”, “запах яблок, а потом уже и другие:старой мебели красного дерева, сушёного липового цвета, который с июня лежит наокнах...”, “славно пахнут эти, похожие на церковные требники книги… Какой-топриятной кисловатой плесенью, старинными духами...”, “запах дыма, жилья”...
Бунинымвоссоздаются особая красота и неповторимость запахов сложных, того, чтоназывают синтезом, “букетом” ароматов: “тонкий аромат опавшей листы и – запахантоновских яблок, запах мёда и осенней свежести”, “крепко пахнет от овраговгрибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою”.
Особаяроль образа запаха в сюжете произведения обусловлена ещё и тем, что с течениемвремени характер запахов меняется от тонких, едва уловимых гармоничныхприродных ароматов в первой и второй частях рассказа – к резким, неприятнымзапахам, кажущимся каким-то диссонансом в окружающем мире, – во второй, третьейи четвёртой его частях (“запах дыма”, “в запертых сенях пахнет псиной”, запах“дешёвого табаку” или “просто махорки”).
Меняютсязапахи – меняется сама жизнь, её основы. Смена исторических укладовпоказывается Буниным как смена личных ощущений героя, смена мировосприятия.
Зрительныеобразы в произведении максимально отчётливы, графичны: “чёрное небо чертятогнистыми полосками падающие звёзды”, “мелкая листва почти вся облетела сприбрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе”, “холодно и ярко сияло насевере над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих тучмедленно выплывали хребты снеговых гор-облаков”, “чёрный сад будет сквозить нахолодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы… А поля уже резко чернеютпашнями и ярко зеленеют закустившимися озимями”. Подобная “кинематографичность”изображения, построенного на контрастах, создаёт у читателя иллюзию действия,происходящего на глазах или запечатлённого на полотне художника: “В темноте, вглубине сада, – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалашабагровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрногодерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от нихходят по яблоням. То по всему дереву ляжет чёрная рука в несколько аршин, точётко нарисуются две ноги – два чёрных столба. И вдруг всё это скользнёт сяблони – и тень упадёт по всей аллее, от шалаша до самой калитки...”
Оченьважную роль в картине окружающего мира играет цвет. Как и запах, он являетсясюжетообразующим элементом, заметно изменяясь на протяжении рассказа. В первыхглавах мы видим “багровое пламя”, “бирюзовое небо”; “бриллиантовое семизвездиеСтожар, голубое небо, золотистый свет низкого солнца” – подобная цветоваягамма, построенная даже не на самих цветах, а на их оттенках, передаётмногообразие окружающего мира и его эмоциональное восприятие героем. Но сизменением мироощущения меняются и цвета окружающего мира, из него постепенноисчезают краски: “Дни стоят синеватые, пасмурные… Целый день я скитаюсь попустым равнинам”, “низкое сумрачное небо”, “посеревший барин”. Полутона иоттенки (“бирюзовый”, “лиловатый” и другие), в изобилии присутствующие в первыхчастях произведения, сменяются контрастом чёрного и белого (“чёрный сад”, “полярезко чернеют пашнями… забелеют поля”, “снежные поля”). На чёрно-белый фонБунин-живописец неожиданно наносит весьма зловещий мазок: “убитый матёрый волкокрашивает своей бледной и уже холодной кровью пол”.
Но,пожалуй, наиболее часто встречающимся является в произведении эпитет “золотой”:“большой, весь золотой… сад”, “золотой город зерна”, “золотые рамы”,“золотистый свет солнца”.
Семантикаэтого образа чрезвычайно обширна: это и прямое значение (“золотые рамы”), и обозначениецвета осенней листвы, и передача эмоционального состояния героя,торжественности минут вечернего заката, и признак изобилия (зерна, яблок),некогда присущего России, и символ юности, “золотой” поры жизни героя.
Привсём многообразии значений можно констатировать одно: эпитет “золотой”относится у Бунина к прошедшему времени, являясь характеристикой дворянской,уходящей России. У читателя этот эпитет ассоциируется ещё с одним понятием:“золотой век” российской жизни, век относительного благополучия, изобилия,основательности и прочности бытия.
Такимвидится И.А.Бунину век уходящий.
Cтихиюжизни, её многообразие, движение передают также в произведении звуки:“прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов… голоса дагулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок”, “Долго прислушиваемся иразличаем дрожь в земле. Дрожь переходит в шум, растёт, и вот, как будто уже засамым садом, ускоренно выбивают шумный такт колёса, громыхая и стуча, несётсяпоезд… ближе, ближе, всё громче и сердитее… И вдруг начинает стихать,глохнуть, точно уходя в землю...”, “на дворе трубит рог и завывают на разныеголоса собаки”, “слышно, как осторожно ходит по комнатам садовник, растапливаяпечи, и как дрова трещат и стреляют”. Все эти бесконечно разнообразные звуки,сливаясь, словно создают в произведении Бунина симфонию самой жизни.
Чувственноевосприятие мира дополняется в “Антоновских яблоках” образами осязательными: “снаслаждением чувствуешь под собой скользкую кожу седла”, “толстая шершаваябумага” – и вкусовыми: “вся насквозь розовая варёная ветчина с горошком,фаршированная курица, индюшка, маринады и красный квас – крепкий исладкий-пресладкий...”, “… холодное и мокрое яблоко… почему-то покажетсянеобыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие”.
Такимобразом, отмечая мгновенные ощущения героя от соприкосновения с внешним миром,Бунин стремится передать всё то “глубокое, чудесное, невыразимое, что есть вжизни” 1.
Смаксимальной точностью и выразительностью мироощущение героя “Антоновских яблок”выражено словами: “Как холодно, росисто, и как хорошо жить на свете!” Герою вмолодости свойственно острое переживание радости и полноты бытия: “жадно и ёмкодышала моя грудь”, “всё думаешь о том, как хорошо косить, молотить, спать нагумне в омётах...”
Однако,как отмечают большинство исследователей, в художественном мире Бунина радостьжизни всегда соединяется с трагическим сознанием её конечности. Как пишетЕ.Максимова, “уже раннее творчество говорит о том, что воображениеБунина-человека и Бунина-писателя целиком занимает тайна жизни и смерти,непостижимость этой тайны” 2. Писатель постоянно помнит о том, что“всё живое, вещественное, телесное непременно подлежит гибели” 3. Ив “Антоновских яблоках” мотив угасания, умирания всего, что так дорого герою,является одним из главных: “Запах антоновских яблок исчезает из помещичьихусадеб… Перемёрли старики на Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелилсяАрсений Семёныч...”
Умираетне просто прежний уклад жизни – умирает целая эпоха русской истории, дворянскаяэпоха, опоэтизированная Буниным в данном произведении. К концу рассказа всёболее отчётливым и настойчивым становится мотив пустоты и холода.
Сособенной силой это показано в образе сада, когда-то “большого, золотого”,наполненного звуками, ароматами, теперь же – “озябшего за ночь, обнажённого”,“почерневшего”, а также художественных деталях, выразительнейшей из которыхявляется найденное “в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко”,которое “почему-то покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, какдругие”.
Воттак, на уровне личных ощущений и переживаний героя, изображает Бунинпроисходящий в России процесс вырождения дворянства, несущий с собойневосполнимые потери в духовном и культурном отношении: “Потом примешься закниги – дедовские книги в толстых кожаных переплётах, с золотыми звёздочками насафьянных корешках… Хороши… заметки на их полях, крупно и с круглымимягкими росчерками сделанные гусиным пером. Развернёшь книгу и читаешь: “Мысль,достойная древних и новых философов, цвет разума и чувства сердечного”… иневольно увлечёшься и самой книгой… И понемногу в сердце начинаетзакрадываться сладкая и странная тоска...
… Авот журналы с именами Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина. И с грустьювспомнишь бабушку, её полонезы на клавикордах, её томное чтение стихов из“Евгения Онегина”. И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою...”
Поэтизируяпрошлое, её “век минувший”, автор не может не думать и об её будущем. Этотмотив появляется в конце рассказа в виде глаголов будущего времени:“Скоро-скоро забелеют поля, скоро покроет их зазимок...” Приём повтораусиливает грустную лирическую ноту; образы голого леса, пустых полейподчёркивают тоскливую тональность концовки произведения.
Будущеенеясно, оно вызывает тревожные предчувствия. Символичен образ первого снега,покрывшего поля: при всей его многозначности он часто ассоциируется у учащихсяс новым чистым листом бумаги, а если учесть, что под произведением поставленадата “1900”, то невольно возникает вопрос: что напишет новый век на этом белом,незапятнанном листе, какие следы оставит на нём? Лирической доминантойпроизведения звучат эпитеты: “грустная, безнадёжная удаль”...
Словапесни, которой заканчивается произведение:
Широкимоиворотарастворял,
Белымснегомпуть-дорогузаметал… –
ещёраз передают ощущение неизвестности, неясности пути.
Многоточия,которыми начинается и заканчивается произведение, дают понять, что всёвыраженное в нём, как уже отмечалось, – лишь фрагмент, выхваченный избесконечного потока жизни.
Наматериале рассказа “Антоновские яблоки” учащиеся знакомятся с главнойособенностью бунинской поэтики: восприятием действительности как непрерывноготечения, выраженного на уровне человеческих ощущений, переживаний,чувствований, – и обогащают своё представление о жанре лирической прозы,особенно ярко представленном в творчестве И.А.Бунина. По наблюдению Ю.Мальцева,у Бунина “поэзия и проза сливаются в некий совершенно новый синтетический жанр”4.
Список литературы
1БунинИ.А. Собр. соч.: В 9 т. М., 1966. Т. 5. С. 180.
 2МаксимоваЕ. О миниатюрах И.А.Бунина // Русская литература. 1997. № 1.
 3БунинИ.А. Собр. соч.: В 9 т.… Т. 6. С. 44.
 4МальцевЮ. Иван Бунин: 1870–1953. Франкфурт-на-Майне–Москва: Посев, 1994. С.272.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.