Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Cравнительный анализ сюжетной и образной структуры в "Пейзаже, нарисованном чаем" Милорада Павича и произведениях Н. В. Гоголя

Cравнительный анализ сюжетной и образной структуры в«Пейзаже, нарисованном чаем» Милорада Павича и произведениях Н. В.Гоголя
Ремеле Александр
Даннаяработа является в своём роде новаторской — тема сравнения произведений М.Павича с текстами Гоголя, насколько известно автору, на данный момент времениостаётся совершенно неразработанной, хотя очевидность в ценности и плодотворноститаких исследований, думаем, будет доказана ниже.
Во-первых,заманчиво деление «Пейзажа» на две части. Ведь и «Мертвыедуши», и «Портрет», и «Невский проспект», и«Шинель», и «Женитьба» имеют похожее строение.Функционально это было необходимо Гоголю, т.к. в разных частях — различное«обрамление» главного героя второстепенными лицами («Мертвыедуши», «Женитьба») или вообще разные главные герои(«Портрет», и «Невский проспект»). В случае с «Пейзажем»мы наблюдаем то же самое: Атанас Свилар из «Маленького ночногоромана» абсолютно не похож на себя, ставшего Афанасием Разиным в«Романе для любителей кроссвордов». Аналогично обстоит дело и свторостепенными персонажами (а именно — их количество в «Романе длялюбителей кроссвордов» несоразмерно большее, чем в «Романе длялюбителей кроссвордов», а роль героев, проходящих через весь роман можеткардинально отличаться в разных частях «Пейзажа»). Так, если МНРможно было бы сравнить с иконой с деяниями, то РДЛК — это картина хождений поАду или Страшного суда.
Павичстроит амбивалентный образ Атанаса Свилара. Атанас проходит через событийныйряд, близкий Чичиковскому, но с другим результатом и в ином качестве. Начиная вобразе схожем с образом Акакия Акакиевича, Свилар постепенно мигрирует влагерь сильных мира сего, приобретая черты Чичикова, Муразова из «Мёртвыхдуш» и, в конце концов, превращаясь в «значительное лицо»,погубившее Башмачкина. Наблюдениям за этой эволюцией и посвящена основная частьданной работы.
Главныйгерой «Пейзажа» — Атанас Свилар — является в начале романа в образетворца-графомана. Он наделён комплексом мотивов и черт, напрямую связанных сАкакием Акакиевичем, который "[…] представляет собой бытовое снижение ужеставшего расхожим типа экстатического графомана-творца", — как пишет о нёмМихаил Вайскопф. Действительно, Свилар — архитектор, чьи проекты «год загодом […] пылились в его квартире, свёрнутые в трубку и сваленные в стенныешкафы или зажатые между двойными дверями» (МНР с. 13 -14); «егоработа архитектора, выполняемая в нерабочее время, остающаяся только набумаге» (МНР с. 17); злословие по поводу его неудачливости: «Онпроектирует […] на этом свете, а дома строятся уже на том» (МНР с. 14);его " колоссальная работоспособность, которая словно слизывала его одеждуи волосы" (МНР с. 14). Все эти черты просто копия с Башмачкина, которыйбегает на службу в старой шинели, имеет лысину на голове, не знает продвиженияпо службе и счастья в личной жизни (ср., Свилар женат, но жену не любит). Уобоих существует «сильный враг». Но если для гоголевского героя это«северный мороз», свирепствующий зимой (а точнее, шинель, совершенноне защищающая от этого мороза), то для Свилара это сенная лихорадка, которая«нападает» на него каждую весну. Это сравнительно небольшое различие,однако, кладёт начало расхождению образов, которое произойдёт к средине 2-йчасти «Пейзажа». Но в начале романа функциональная связь шинелиБашмачкина и болезни Свилара важна и сильна.
Стараяшинель, «капот» Акакия Акакиевича, позволяла ему «перебежать какможно скорее пять шесть улиц», чтобы «с любовью» переписыватьбумаги. Но «позволяла» она это из рук вон плохо и с каждым разом всёхуже. Вместо того, чтобы защищать Акакия Акакиевича от внешнего мира,минимизировать влияние мороза, она, наоборот, лишь усиливала, подчёркивалаконтраст, между тем, как есть, и тем, как быть должно. В отличие от новойшинели, имевшей две выгоды: " одно то, что тепло, а другое, что хорошо", старая, очевидно, грешила и тем, что холодно, и тем, что " служила[…] предметом насмешек чиновникам". В новой шинели Башмачкин дороги«не приметил вовсе», значит старая шинель «удлиняла» путь,«несмотря на то, что он (Башмачкин — А.Р.) старался перебежать как можноскорее законное пространство».
На«законное пространство» здоровья посягает со своей стороны сеннаялихорадка, чьи функции также амбивалентны (точнее, задачи, преследуемые еюреально, на 180° повёрнуты от направления надлежащих целей). Вот что сообщаютСвилару: «Болезни подобны разным платьям […] Как знать, от какой напасти иещё больших бед защищают человека болезни […] Лучше заболеть, чем познатьистину […] ваша болезнь […] хочет вас от чего-то уберечь и защитить» (МНРс. 79).
Именноиз-за шинели попадает Акакий Акакиевич к Петровичу и, узнав о том, чтонеобходимо сшить новую шинель, выходит «как во сне» и идёт«совершенно в противную сторону», «вместо того, чтобы идтидомой». Сенная же лихорадка «выпроваживает» Свилара впутешествие на Афон, которое слишком (даже — с лишком) напоминает странствияЧичикова, описанные в 1-м томе «Мёртвых душ». Кстати, некоторые общиес Павлом Ивановичем черты у Свилара уже присутствуют.
Каки Чичиков, который «родился просто, как говорит пословица: ни в мать, нив отца, ни в проезжего молодца» (Т3 с. 221), Атанасу его отец, КостаСвилар, чью «мёртвую душу» тот отправился искать на святую гору,оказывается отчимом.
Чичиковтоже занимался строительством в комиссии «Для построения какого-токазённого весьма капитального строения» (Т3 с. 230) и также, как иСвилару, ему не удалось ничего построить, но уже по причине собственногообогащения за казённый счёт, в следствие чего комиссия была переформирована.Тут появляется параллель между образами Чичикова и Опсеницы.
Передтем, как пуститься в аферу с мёртвыми душами, Чичиков сокрушается: "какими глазами я стану смотреть терперь в глаза всякому почтенному отцусемейства?" Чичиков хочет, но не считает возможным для себя стать отцом,причитая: " […] что скажут потом мне мои дети? Вот, скажут, отец, скотина,не оставил нам никакого состояния!" Этот вымышленный конфликт воплощаетсяв упрёках сына Атанаса Свилара в том, что тот, как и всё его поколение,«бездарно проел свой хлеб» и ничего не оставил в наследство.
Кстати,заметим, что болезнь Чичикова — лёгкая простуда, «флюс и небольшоевоспаление в горле» (Т3 с. 208), как и лихорадка Атанаса, выполняетзащитную функцию, т.к. благодаря тому, что Павел Иванович остаётся дома, навремя откладывается потрясение, которое впоследствие вызовет неожиданноесообщение Ноздрёва о слухах, гуляющих в городе. Но перейдём всё же к подробномурассмотрению путешествий Чичикова и Свилара.
I    Сразу же привлекает интерес попутчик Свилара — некий гусляр, который затягиваетв дороге песню, одну из тех, «которых нет ни в одном из сборников, нокоторые передаются певцами из уст в уста, подобно оспе. И действительно, этобыло похоже на заразу, на болезнь языка, переходящую с предыдущей фразы напоследующую, которая хоть и говорит совсем о другом, но корёжится и подгоняетсяпод свою предшественницу» (МНР с. 46). Конечно, нам это напоминает«песню не песню, но что-то такое длинное, чему и конца не было» икуда «всё вошло», «что первое попадалось на язык» Селифану,кучеру Чичикова. Как и Селифан, ненароком завезя своего барина к Коробочке,коренным образом изменил ход дел в его судьбе, так и гусляр «совершенноизменил судьбу Афанасия», посоветовав тому искать следы Косты Свилара наАфоне. Благодаря гусляру, подгоняемые громом и молнией, как и Чичиков сСелифаном, Атанас со своим спутником попадают в трактир к Василию и Василии Филактосам.Тем самым Свилар опережает Чичикова, заехавшего в трактир уже по отъезде от«крепколобой» помещицы. Но знакомства с Павичевским вариантомКоробочки Свилар всё-таки не избегает. Ибо Василия обобщает в своём образечерты оной в добавку к всезнанию Гоголевской трактирщицы. Так Василия — «существо необычное […], живёт в больших промежутках времени: мысль,начатую сегодня, додумывает завтра» (МНР с. 58) Ср. с Коробочкой, «напяти страницах» пытающейся понять, чего добивается от неё ночной визитёр — Чичиков.
Втрактире Павича есть и свой Ноздрёв (Помните? Именно в трактире же встречаетего в «Мёртвых душах» Чичиков ) — это муж Василии. Он принимает икормит гостей, как и его прототип в первый вечер пребывания у него Чичикова;играет со Свиларом в шашки (!), а напоследок развлекает гостя музыкой свирели(Вспомните музыкальную табакерку Ноздрёва!). Есть у Павича и элементиздевательства — когда хозяева принимаются играть с гостями в игру, о правилахкоторой те не имеют ни малейшего понятия. (МНР с. 59) II
II    Монастырь Хилендар с «непролазными зарослями» вокруг напоминает«замок» Плюшкина. Впрочем, в «Пейзаже » есть и свой Плюшкинсобственной персоной. Это бывший настоятель Хилендара с «косицей,завязанной в узел» (Плюшкин тоже похож на «бабу»), с кожей,которая «была покрыта пятнами, точно бесцветными ранами», в«одежде с прожжёнными дырами», покрытый «птичьим помётом,оставлявшим седые пятна в волосах» (МНР с.68-69). У бывшего настоятеля,как и у Плюшкина, есть своя история былого благоденствия, когда «пшеницада рожь всегда держались в закромах» (МНР с. 90).
Примечательно,что, как Плюшкин, ведущий одинокую жизнь (идиоритмик! — А.Р.), прокляв сына — военного, окончательно запустил дела и отошел от руководства имением, так инастоятель Хилендара, предав сербов-военных, своих «сыновей» в вере,в руки немцев, был отстранен от управления и стал шататься из монастыря вмонастырь.
III   В трапезной Хилендара, рассматривая «картины из княжеской жизни»,Атанас Свилар вступает в разговор с отцом Варлаамом (это имя в переводеозначает «сын народа» — А. Р.), который напоминает Собакевича,принимающего Чичикова среди изображенных на картинах греческих полководцев.Сходство это не только в «огромном» теле отца Варлаама, в его«зычном» голосе и в том, что он рыжий, как медведь, которого Чичиковунапоминает Собакевич, истинный сын своего народа (ведь медведь, как полагаютнекоторые исследователи, был тотемом у древних русичей — А.Р.)
Показательно,что как Собакевич осуждает Плюшкина, так и о. Варлаам — бывшего настоятеляХилендара.
УМилорада Павича, Равно как и у Николая Гоголя в конце 1-го тома «Мёртвыхдуш», тоже появляется образ русской тройки. Автор «Пезйажа»вслед за Андреем Белым, который первым указал на связь характеров коней,впряжённых в «птицу-тройку», со способностями Чичикова, сравниваетих, в свою очередь, с добродетелями Свилара. Но появляется эта тройка не вконце МНР, как можно было бы ожидать, а под конец всего романа. Почему такпроизошло; что заставило «русскую тройку» совершить скачок через весьРДЛК, чтобы встретить там Атанаса и увезти его в адские ледяные пустыни(очевидно, зороастрийские), мы рассмотрим подробнее ниже. Напоследок лишьупомянем, что отъезд Атанаса Свилара из Хилендара всё-таки можно связать сбегством Чичикова из NN. Оба возвращаются, «исполнив задуманное», ноисполнив лишь до половины. Интересная деталь: вернувшись домой, Свилар первымделом бросается перечитывать «Мёртвые души» — он следит за тем, какЧичиков подъезжает к дому Коробочки, где происходит первое посвящение читателейв тайну шкатулки Павла Ивановича. В «Пейзаже» же сцена чтенияСвиларом книги Гоголя предваряет открытие собственной тайны Атанаса — оносознал, что «застарелая родная болезнь […] навсегда уходила из его жизни.Ей больше не от чего было его защищать […] Ответ на вопрос, почему жизньСвилара прошла в бесплодных усилиях построить что-то, что ему не дано былопостроить, находился наконец перед ним […]; каждого из окружавших его людейможно отнести к одной из двух категорий: к общинникам, как его отец и сын, илик одиночкам — идиоритмикам, каким был он сам […] Свилар не мог быть и одиночкойи строителем. Просто-напросто он не принадлежал к общинникам или зодчим, и небыло у него предназначения строить. […] Несчастье его заключалось в том, чтобыл он идиоритмиком» (МНР с. 109 — 110). Только вернувшись домой,Башмачкин «начал собирать мысли, увидел в ясном и настоящем виде своёположение, стал разговаривать с собою […] рассудительно и откровенно, как сблагоразумным приятелем […]».
Сэтого места начинается новая жизнь у Акакия Акакиевича: «С этих пор какбудто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился[…], как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась сним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, какта же шинель[…]. Он сделался как-то живее, даже твёрже характером, как человек,который уже определил и поставил себе цель. С лица и поступков его исчезло самособою сомнение, нерешительность — словом, все колеблющиеся и неопределённыечерты».
Послесознания причины своих неудач, начинается, вместе со 2-й частью«Пейзажа», новый жизненный этап и у Атанаса Свилара. Но прежде чемприступить к разбору последующих перипетий в судьбе главного героя романа,необходимо рассмотреть интереснейшую
cвязьобразов Петровича из «Шинели» и Обрена Опсеницы.
Обаэти персонажа наделены демоническими чертами; к обоим главный герой два раза(отражённые в тексте) приходит с просьбой и лишь со 2-го раза ему удаётсязаключить сделку, которая явилась поворотным моментом в его судьбе. Вотописание Обрена: "[…] в школе Опсеница имел обыкновение неожиданноповернуться к собеседнику спиной, а затем, вдруг, извернувшись, ловко и сильноего ударить. […] Такому ничего не стоит языком поменять косточки в вишнях,окажись они у него во рту. […] Опсеница бал наделён сверхъестественнойспособностью питать и взращивать неприязнь к людям, при этом совершеннолишённую враждебных чувств. […] Человек, павший жертвой его тайного, ноинтенсивного и непрерывного воздействия, становился чем-то вроде больного,подверженного постоянной инфекции, от которой он не в силах защититься, не знаяеё источников".
«Накого Опсеница косо смотрит — у того всё из рук валится», — говорили вкругах специалистов" (МНР с. 15-16). И Свилар «испытал на себе легендарноенедоброжелательство Опсеницы», в которое тот вкладывал «львиную долюсвоей энергии и своего рабочего времени»(МНР с. 16). Именно после встречис этим своим школьным товарищем Афанасий понял, что его проекты, которым онпосвящал «всё свободное время», «работа, осуждённая заполнятьлишь его досуг, превратилась в порок»(МНР с. 17). Так впервые появляетсямотив забвения имени Афанасием.
Тогдаже Свилар «Отвернулся от своего дома и обратился лицом к городу, в которомжил»(МНР с. 18). Как раз во время «ночных прогулок», «желаяразвлечься, он придумал себе занятие почти неприличное […]» (МНР с 18) — Афанасий невольно отыскивал места, в которых он когда-то обладал женщинами.
Сравните,Акакий Акакиевич «уже несколько лет не выходил по вечерам на улицу» и«глядел на всё как на новость». Там же, на улице, он«остановился с любопытством […] посмотреть на картину, где изображена былакакая-то красивая женщина, которая скидала с себя башмак, обнаживши […] всюногу, очень недурную […]».
Кактолько Свилар взял себе новое имя и фамилию (заметим, что смена имени у Павичаравноценна смене шинели Акакием Акакиевичем. Обратите внимание на связь фамилиии части одежды — «башмака» — у Гоголевского героя), он «в первыеже дни своих странствий» уже как «господин Разин» нанёс визитОбрену Опсенице, который стал «источником его деловых удач» (ср.мотив сделки с нечистой силой у Гоголя). «У Обрена Опсеницы были волосыцвета стекла, на концах загибающиеся, словно удочки, а лицо лишено выражения,как коровья лепешка […] Разина он принял чрезвычайно любезно».
Послетого, как Афанасий «что-то шепнул Обрену Опсенице. Последний облизнулногти, легонько ударил своей тростью по кончику разинского ботинка и далденьги. Из этой-то неожиданно возобновлённой дружбы, из имевшейся наличности,из их сотрудничества и вырос постепенно величественный калифорнийский трестархитектора Разина „ABC Engineering & Pharmaceuticals“»(РДЛКс. 27 -28). В этом отрывке нас привлекает две вещи, а именно: фекальнаясимволика внешности Опсеницы и удар тростью по ботинку Разина в моментзаключения сделки. Опсеница ударом трости (субститут посоха, меча) как быпосвящает Свилара, принимая его в ряды служителей Мамоны. Символичноприкосновение тростью именно к ботинку Свилара. Этот жест, очевидно, содержитпародию-«перевертыш» на ритуал, например масонского, посвящения(одним из элементов которого является прикосновение к голове или плечу — к«верху», а не к «низу») и, с другой стороны, намёк на«башмак» — Башмачкина, фекальную символику чьего имени «подметил[…], если не ошибаюсь, Крученых», — отмечает Вайскопф. Т.о. Опсеница,приобретая портретное сходство с Башмачкиным, даёт деньги (как Акакий Акакиевич- Петровичу) Свилару и благодаря этому меняется с ним местами. Образ Опсеницыпоглощает окончательно и черты Чичикова, бывшие у Атанаса (вспомним о схожестиисторий строителей Павла Ивановича и Обрена, уже отмеченной нами в своё время).Заметим, что детство и юные годы Чичикова, проведённые в нищете, его отличали«прилежанием и опрятностью» и т.п. очень напоминают судьбу Башмачкина.Так что свести эти два образа в один — в начале применительно к Свилару, азатем и к Опсенице — не представляло труда и не вызвало противоречий в тексте.Важно, что в «Шинели», как обратил внимание Вайскопф, такжеприсутствует портретное сближение Акакия Акакиевича и Петровича: «портной»крив" — Башмачкин «несколько даже подслеповат»; уПетровича «рябизна по всему лицу» — Башмачкин «несколькорябоват». Тем самым оба героя одновременно наделяются двойственнымстатусом" (М.В. с 354). Подобной амбивалентностью обладают почти все героиМ. Павича. Также любопытно, что мотив колдовского перевоплощения демона в обликгероя (при этом герой наделяется внешностью, ранее принадлежавшей этому демону)присутствует во вставной новелле «Плакида» — истории, которуюАфанасий рассказывает себе, «чтобы очистить душу». Знаменательно, чтоэто происходит в момент, когда на пути Свилара появляется носитель (2-й посчёту) образа демона-помощника, сродни Опсенице. Обновлённый Свилар — новоявленный Разин, сменив имя и начав новую жизнь, выехал в Вену, навестилОбрена Опсеницу и заложил основы будущего финансового могущества, а после этого«снова появился» в квартире Витачи, «взял её за руку и увёзсначала в Вену, а потом в Америку»(РДЛК с. 84).
Вповести Гоголя «шинель, перейдя в ранг целевого объекта, напрямуюотождествляется с самой невестой», «подругой жизни», заменяетеё", — пишет Вайскопф (с. 337). Те же отношения в «Пейзаже»связывают Витачу и фирму Свилара. "[…]получение шинели равносильно дляБашмачкина переходу из царства «ровных строк» на пространство«улицы», т.е. внешней реальности", — читаем у Вайскопфа. ДляСвилара обретение Витачи плюс финансовое могущество давали возможность "[…] выйти из роли, которая была ему предопределена издавна установленнымпорядком вещей"(МНР с. 110), стать, как некоторые его товарищи«кем-то другим, стать тем, кем не были и не могли стать в своём отечестве:из одиночек — общинниками, из идиоритмиков — кенобитами. Из Йоана Сиропулоса,грека, — Йованом Сиропуловым, болгарином»(МНР с. 110 -111).
Следуетзаметить, что в структуре МНР существует вставная новелла «Жизнь и смертьЙоана Сиропулоса». В ней рассказывается о том, как Йоан, грек попроисхождению, поменял имя и стал болгарином — Йованом Сиропуловым,«накопил добра […], женился и обзавёлся детьми, нося постоянно своёдругое, болгарское имя и передаавя его своему потомству»( МНР с. 81). Встычке между болгарами и греками он был смертельно ранен. Его принесли домой,и «на смертном одре» Йован «велел […] похоронить (себя — А.Р.)на греческом погосте и чтобы на кресте написали его греческое имя» (МНР с.81). Т.о. сюжет новеллы коррелирует с повествованием о судьбе Свилара, которыйродился и умер архитектором, тогда как Йоан «родился и умер греком».Здесь же актуализирована тема связи имени и судьбы человека.
То,что Витача Милут напрямую связана с финансовым положением Свилара,подчёркивается неоднократно. Так Афанасия «любили […] только Витача иденьги» (РДЛК с. 25). Потеряв же Витачу, Афанасий «продал забаснословную сумму» свою фирму, которую учредил при помощи Опсеницы,«забросил все свои дела»(РДЛК с. 254) и вернулся к профессииархитектора, принявшись строить копии резиденций И.Б.Тито. Согласитесь, что эточем-то напоминает последние шаги Черткова из «Портрета» — его попыткувернуться к настоящему художеству, занимавшему ранний период работы, ипоследующее разорение вследствие скупки и уничтожения шедевров искусства (нотема живописи требует отдельного исследования, посвящённого её роли в«Пейзаже» — А.Р.). Что ещё привлекает внимание в связи с этапомфинансового могущества Свилара, так это сходство Атанаса (в этом промежуткевремени) с Муразовым. Ср.: оба в возрасте, «после сорока», ворочают40-ка миллионами. У Гоголя встречаем и объяснение богатству: «кто родилсяс тысячами и воспитывался на тысячах, тот уже не приобретёт, у того ужезавелись и прихоти, и мало ли чего нет! Начинать нужно с начала, а не ссередины, — с копейки, а не с рубля, — с низу, а не с верху»(МД2 с. 442).Ну не апология ли Свилара, который и впрямь узнал, что «всякая копейкаалтынным гвоздём прибита»(там же).
СмертьСвилара так же не может не обратить на себя внимания. После утраты ВитачиАфанасий возвращается к архитектурным проектам, склонившись над которыми«работал не разгибая спины, для него ничего не существовало, кроме этогодела, он был глух ко всему» и лишь временами " он откидывался наминутку на спинку кресла и представлял себе готовое здание[…]. Он представлялсебе, как переезжает во дворец […]. Он воображал, как размещает в будущемдворце охотничьи трофеи […]. Он представлял, как в его будущий дворец вВашингтоне вносят белый рояль […], как он садится за рояль и совсем как И. Б.Тито наигрывает какой-то вальс, может быть «Последнюю голубую среду»[…]"(РДЛК с. 264 -265).
Неправда ли, напоминает мечты Чичикова о том, чтобы «сделаться когда-нибудьсамому[…], когда обделается главное дело и будут средства в руках, — сделатьсясамому мирным владельцем […] поместья» и т.п. (МД с 273).
«Итут, целиком погрузившись в свои мечты, Архитектор Свилар ощутил некоторуюстранность, — Читаем мы дальше (РДЛК с. 265). — Из вестибюля понеслохолодом». Сидя летом в своём кабинете на вилле «Плавинац», — копии виллы И. Б. Тито, Афанасий вдруг ощутил «холод, который […] ударилему в лицо» (РДЛК с. 265). Свилар вдруг оказывается замерзающим в снегах:«В кабинете с невидимого потолка падал снег. В воздухе носилисьснежинки» (РДЛК с. 265).
Атанасещё успевает разгрести снег и избежать смерти от холода, — как Башмачкин,неожиданно оказавшийся бей шинели на площади зимой. И тут Афанасий увиделколыбельку с младенцем, который «приподнял головку, посмотрел на него […],вытащил палец изо рта и вполне отчётливо произнёс: — Чего уставился,… твоюмать, качай!» (РДЛК с. 267). Так Атанас оказался на месте«значительного лица», если бы тот мог услышать «сквернохульничанье» умирающего Акакия Акакиевича. «Свилар не испытывал такойрастерянности с тех самых нищенских времён, когда вкалывал до седьмого пота, ипокорно протянул руку к колыбели[…]. Читатель, наверное, не настолько глуп,чтобы не догадаться, что случилось здесь с Атанасом Свиларом, который одновремя назывался Афанасием Разиным (намекает автор на смерть Атанаса А.Р.)»(РДЛК с. 267). Это аллюзия на сцену встречи привидения Акакия Акакиевича сгенералом — ср.: «значительное лицо» «сам даже скинул поскорее сплеч шинель свою» и «чуть не умер».
Вотзакономерный финал перевоплощения архитектора Атанаса Свилара в бизнесменаАфанасия Разина, и далее, превращение его в «значительное лицо» — И.Б. Тито, чьи виллы Атанас копирует в Америке на Малых Антильских островах.
Вайскопфпишет, что шинель «могла неявно принимать на себя функции души, слова,целевого объекта и одновременно функции тела и дома» (с. 115). Подобныйряд изофункциональных объектов можно выделить и в «Пейзаже», аименно: Утрата сенной лихорадки = обретение знания = обретение Витачи =обретение фирмы.
Следовательно,утрата Витачи = утрата фирмы = утрата знания = обретение болезни (роль болезниздесь играет возвращающаяся красота Разина — в тексте неоднократно выдвигаетсятезис о равенстве красоты и болезни(ср. (РДЛК с. 50)).
Копируявиллы И. Б. Тито, Свилар становится на место разбойничков, присвоивших шинельБашмачкина. «Вселяясь в дом Тито», Атанас примеряет чужую одёжку,«влазит в чужую шкуру» и окончательно перевоплощается в«значительное лицо».
Ноперед этим, из «агента дьявола», «адского коммивояжёра»,как именует Чичикова В. Набоков, Афанасий Разин на мгновение превращается вархитектора Тасу Свилара, когда усаживается за чертёжные принадлежности, чтобыспроектировать будущие строения. Вот тут-то и появляется«птица-тройка», чтобы отсалютовать в последний раз образу Башмачкина,кем «некогда являлся» Чичиков, и на кого поначалу походил Свиларперед постигшими его метаморфозами.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта zhelty-dom.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сыгнак
Реферат Финансовое и культурное развитие мирового пространства в контексте глобализации
Реферат Синтезы на основе СО и Н2
Реферат Синтез 2 трихлорметилбензимидазола
Реферат Синтез и свойства комплексов рения IV с некоторыми аминокислотами
Реферат Інститут нефрології амн україни, тел. 512 64 74
Реферат Синтез химико- технологической системы
Реферат Синтез привитых сополимеров поликапроамида с полиметакриловой кислотой
Реферат Синтез и свойства полимеров на основе бис-ацетилфеноксифенил-о-карборана
Реферат Сложные эфиры (эстеры)
Реферат Синтез слабосшитого полиэлектролита ацетоуксусный эфиракриловая кислота и взаимодействие его
Реферат Синтез 2-трихлорметилбензимидазола
Реферат Синтез бис-триметилсилил диметиламинометил фосфоната
Реферат Синтез свойства и применение дифениламина Амины и их свойства
Реферат Синтез и идентификация сульфата магния MgSO4