""
А.С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировуюгармонию, и, хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной жизнии любопытства к ней, что жизни он мог отдаться беззаветно. Он не только жил, нои писал. И оттого Пушкин — самое драгоценное, что есть у России, самое родное иблизкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один исследователь русскойлитературы, нам трудно говорить о нем спокойно, объективно, без восторга.Творчество этого богопоэта необыкновенно разнообразно, как сама жизнь. Любовь,ненависть, смысл бытия, стремление к свободе, посмертная слава, муки творчества- все это становится объектом поэтического исследования. В своей поэзии Пушкиннаследовал лучшие традиции мировой и русской литературы.
Наиболее выразительно это проявляется в темепредназначения поэта и поэзии. Над вопросом о своем поэтическом наследиизадумывались все поэты всех времен. Поэтому эпиграфом к стихотворению «Япамятник себе воздвиг...» Пушкин не случайно выбирает начало оды Горация«Я воздвиг памятник». Строки этого, стихотворения перекликаются состроками Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул. Превыше пирамид икрепче меди...» и с чувствами Державина: «Я памятник себе воздвигчудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид...». Но Пушкинпонимает предназначение поэта в том, чтоб, «обходя моря и земли, глаголомжечь сердца людей». Поэтические строки Пушкина всегда предполагаютбесконечное множество осмыслений. Перечитывая его строки, каждый раз по-новомупонимаешь их содержание. «Что же было предметом его поэзии?» — спрашивал Гоголь. И отвечал: «Все стало предметом». Действительно, встихах Пушкина мы найдем все: и реальные портреты времени, и философскиеразмышления о главных вопросы бытия, и портреты вечного изменения природы идвижения человеческой души. Пушкин был больше, чем поэт. Это был историк,философ, политик, человек, являющий собой эпоху. Поэт был настоящим живописцемприроды, он воспринимал ее зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта:Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса… Часто черезсимволику пейзажа поэт передает свои вольнолюбивые порывы: Прощай, свободнаястихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордоюкрасой. Именно в стихотворении «К морю» Пушкин ассоциирует образ моряс неспокойной бурной стихией, со «свободной стихией» борьбы. Другоенастроение воплощено в стихотворении «Я помню чудное мгновенье». Внем Пушкин рассказывает не только о своей любви, но и о том, как его жизньповлияла на это чувство: "… Звучал мне долго голос нежный, И снилисьмилые черты". Стихотворение построено на сопоставлении двух образов: любвии жизни. Жизнь идет своим чередом «в глуши, во мраке заточенья», нолюбовь — это божество и вдохновенье, которые торжествуют над жизнью. Или — другая тема. Тема смерти. Всегда в его творчестве совершается пир во времячумы, всегда одновременно кто-нибудь пирует и кто-нибудь умирает, цепь жизнь-смертьнепрерывна. «Эта черная телега имеет право всюду разъезжать».
И на одном из этих празднеств, окаймленных чернойсмертью, Пушкин над нею смеется, дерзновенно славит Царствие чумы и раскрываетглубины обезумевшего сердца: Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю, И вразъяренном океане Средь грозных волн и бурной тьмы, И в аравийском урагане, Ив дуновении чумы! — Все, все, что гибелью грозит, Для сердца смертного таитНеизъяснимы наслажденья, Бессмертья, может быть залог. Вся поэзия Пушкина являетсяоправданием Бога, творца, оправданием добра. И это ее назначение сказывается ив самой форме, в самих звуках его стихотворений. Не только определенные сюжетыи общий строй его песен, но и сами они как песни, даже отдельные тона их,ласкающие сердце, уже примиряют с природой и жизнью. Пушкин «видел ивнимал» всю окружающую жизнь. Его произведения именно поэтому так близкимногим читателем. Он смог «жить, чтоб мыслить и страдать», и, читаяего строки, мы мыслим и страдаем вместе с Пушкиным.