Реферат по предмету "Химия"


Соединения азота

Лабораторная работа
 
Тема: «Соединения азота»
Анализ содержания экспериментальной части программы поданной теме свидетельствует, что большинство продуктов реакций являютсяминеральными удобрениями. Утилизировать отходы можно по следующей схеме:продукты реакции сильно разбавить водой, кислые смеси нейтрализоватьизвестковой водой до слабого окрашивания с фенолфталеином, затем растворыиспользовать в качестве подкормки комнатных растений или подкормки растений напришкольном участке. Работы, в которых используют серную кислоту, соединениямеди, снабжены указаниями по утилизации продуктов реакции.
Опыт №1.Получение азота взаимодействием хлорида аммония с нитритом натрия
Оборудованиеи реактивы: Хлорид аммония, нитрит натрия, водяная баня, плитка, колба Вюрца,капельная воронка, пробирки, кристаллизатор с водой, стеклянные и резиновыегазоотводные трубки, шпатель.
Уравнения реакций:NH4Cl + NaNO2 ® NH4NO2 + NaCl,
NH4NO2 ®2 H2O + N2­– при нагревании
Ходработы:На холоде готовят насыщенный раствор хлорида аммония (на 100 мл воды – 35 г. соли)и нитрита натрия (на 80 мл воды берут 50 г. соли). Колбу с газоотводной трубкойзаполняют на 1/3 объема раствором хлорида аммония и закрывают пробкой скапельной воронкой, в которую наливают раствор нитрита натрия. Колбу нагреваютна водяной бане и по каплям наливают раствор нитрита натрия к раствору хлоридааммония. Когда воздух из колбы будет вытеснен, азот собирают над водой вгазометр, цилиндр или пробирку. Для равномерного выделения газа не стоитперегревать колбу и прибавлять слишком много нитрита натрия, иначе реакция идеточень бурно, происходит энергичное вспенивание. Если реакция будет идти бурно,то колбу опускают в холодную воду. Проверить качественной реакцией, что впробирку собран азот. Для этого опускают в сосуд с азотом горящую лучинку. Онагаснет. Объясните, как отличить качественной реакцией азот от углекислого газа?
Техникабезопасности: Проверить исправность, целостность шнура, вилки, электроплитки
Примечание: Смесь для полученияазота можно использовать повторно.
 
Опыт №2.Растворение аммиака в воде
Оборудованиеи реактивы: U-образнаятрубка, трубка заполненная активированным углем, раствор фенолфталеина, вода,штатив с лапкой, спиртовка, спички, пробка, пробирка, хлорид аммония, гидроксидкальция, газоотводная трубка, ступка с пестиком, шпатель.
Ходработы:Собрать прибор согласно рис. 12.
Уравненияреакций: 2NH4Cl + Ca(OH)2 ® CaCl2 +2NH3­+2H2O (нагревание).
NH3 + H2O ® NH4OH
Пробирку-реакторна 1/3 объема заполняют смесью равных порций сухих хлорида аммония и гидроксидакальция (предварительно тонко измельченных и перемешанных). В U-образную трубку наливаютводу с добавлением нескольких капель фенолфталеина (воды, примерно, 1/5 высотыколена). U-образнуютрубку и пробирку соединяют резиновой трубкой, пробирку-реактор нагревают. Оходе реакции и выделения аммиака судят по изменению окраски воды в U-образной трубке, онастановится малиновой. Избыток токсичного аммиака поглощается активированным углемв стеклянной трубке.
Техникабезопасности. 1. Использовать трубку с активированным углем в целях избежанияпопадания аммиака в помещение. 2. Дно пробирки – реактора в лапке штативанесколько приподнято во избежание стекания капель воды, образующихся в результатереакции, и растрескивания пробирки.
Опыт №3.Синтез аммиака
Оборудованиеи реактивы: Штатив с лапкой, пробирка-реактор, пробка, газоотводная трубка,пробирка с водой, насыщенные растворы нитрита натрия и хлорида аммония, цинкгранулированный, серная кислота (1:5), железный порошок, вата, спиртовка,спички, фенолфталеин, стеклянная трубка, пипетка, вода, фарфоровая чашка,шпатель.
Ходработы:В сухую пробирку вставляют резиновый диск, вырезанный из пробки толщиной 0,3 см.Диск срезают на 1/3 его диаметра. На дно пробирки наливают пипеткой сернуюкислоту (1:5) и кладут несколько гранул цинка. На диск внутри пробирки помещаютватный тампон, смоченный смесью насыщенных растворов нитрита натрия и хлоридааммония. Пробирку закрывают пробкой с газоотводной трубкой. В горизонтальнуючасть трубки помещают катализатор – порошок восстановленного железа. Конецгазоотводной трубки опускают в пробирку с небольшим количеством воды и 3–4каплями фенолфталеина. Для начала реакции сильно нагревают железный порошок вгазоотводной трубке. За это время выделяющийся по реакции цинка с сернойкислотой водород вытеснит воздух из системы. Затем умеренно прогревают вату срастворами нитрита натрия и хлорида аммония и вновь прогревают железо. Этоповторяется периодически до тех пор, пока вода в приемнике не окрасится вмалиновый цвет. Выразить процессы уравнениями реакций.
Техникабезопасности: При появлении интенсивной малиновой окраски газоотводную трубкувынимают из воды.
Утилизация: Впробирке-реакторе осталась смесь ZnSO4 и H2SO4. Переработка смеси описана в теме: «Теорияэлектролитической диссоциации», опыт №1.

Опыт №4. Получение хлорида аммония
Вариант (а).
Оборудование и реактивы:U-образнаятрубка, пробка со стеклянной трубкой и влажным активированным углем, газоотводнаятрубка, пробка, вода, хлорид аммония (крист.), гидроксид кальция (крист.),соляная кислота (конц.), спиртовка, спички, ступка с пестиком, шпатель.
Ход работы: Смочить U-образнуютрубку концентрированной соляной кислотой. В пробирку поместить измельченную иперемешанную смесь равных частей кристаллических хлорида аммония и гидроксидакальция на 2/3 ее высоты. Герметично соединить все элементы прибора. Нагретьсмесь веществ в пробирке. Идут следующие химические процессы:
2NH4Cl + Ca(OH)2 ® 2NH4OH + CaCl2; NH4OH ® NH3­+ 2H2O
Аммиак, попавший в U-образную трубку,взаимодействует с соляной кислотой. Появляется белый дым хлорида аммония.Нагревание прекращают.
HCl + NH3 ® NH4Cl
Техника безопасности:1. Мыть сосуды установки после охлаждения под тягой или на улице. 2. Пробирку-реакторзакрепляют в лапке штатива так, чтобы дно располагалось выше отверстия.
Вариант (б).
Оборудование и реактивы:Два одинаковых цилиндра или стакана, две стеклянные пластинки, раствор аммиака(конц.), соляная кислота (конц.).
Ход работы: Одинцилиндр или стакан ополаскивают концентрированным раствором аммиака, другойцилиндр – концентрированным раствором соляной кислоты. Обе емкости закрываютстеклянными пластинами, затем подносят отверстиями друг к другу, после чегоубирают стеклянные пластины. Цилиндр заполняется белым дымом.
Техника безопасности:Цилиндры смачивать концентрированными растворами соляной кислоты и аммиака подтягой.

Опыт №5.Горение аммиака в кислороде
Вариант(а).
Оборудованиеи реактивы: Штатив с лапкой и кольцом, прокладки резиновые, круглодоннаяколба, пробка, патрубок с пробкой и двумя отверстиями в ней, спиртовка, спички,кислород, раствор аммиака (25%), лучина.
Ход работы: Колбу, заполняют на 1/5объема концентрированным аммиаком, ставят на асбестовую сетку, закрываютпробкой с прямой газоотводной трубкой, зауженный конец которой проходит черезпробку с патрубком (длина трубки 10–15 см). Колбу с концентрированнымаммиаком слабо нагревают. Когда появляется запах аммиака, включают токкислорода. Заполнение патрубка кислородом определяют тлеющей лучинкой, пламенемкоторой и поджигают аммиак. Он горит зеленоватым пламенем. Если прекратитьподачу кислорода, то пламя аммиака гаснет. Пламя горящего аммиака можетсбиваться слишком сильным током аммиака.
Техникабезопасности: Смесь аммиака с кислородом – взрывоопасна. Не допускать сильногонагревания раствора аммиака в колбе и, таким образом, не допускать сильноготока аммиака.
Вариант(б).
Оборудованиеи реактивы: Химический стакан на 500 мл, пробирка круглодонная, штатив слапкой, прокладки резиновые, пробки с изогнутой газоотводной трубкой, кислород,лучинки, хлорид аммония (кристал.), гидроксид кальция (кристал.), ступка спестиком, шпатель.
Ходработы:Получают аммиак реакцией обмена (см. опыт 2). В химический стакан илистеклянную банку опустить на дно газоотводную трубку, по которой идет кислороди другую изогнутую трубку, подающую аммиак из пробирки-реактора. Поджигаютаммиак горящей лучиной.
Техникабезопасности: Пробирку-реактор расположить в штативе так, чтобы дно было вышеотверстия.

Опыт №6.Получение азотной кислоты из нитратов
Оборудованиеи реактивы: Спиртовка, спички, пробирка Вюрца, химический стакан, лед, трубкас активированным углем, кристаллический нитрат натрия, концентрированная сернаякислота, соединительная газоотводная трубка, пробирка-реактор, шпатель.
Ходработы:В пробирку–реактор с газоотводной трубкой помещают кристаллический нитратнатрия (примерно две ложечки для сжигания) и смачивают концентрированной сернойкислотой. Пробирку соединяют короткой резиновой трубкой с сосудом Вюрца,которую помещают в стакан со льдом. В отросток пробирки Вюрца через резиновыйшланг вставлена стеклянная трубка, заполненная активированным углем. Принагревании смеси концентрированной серной кислоты и кристаллического нитратанатрия в пробирке–реакторе получаются пары азотной кислоты, которые переходят впробирку Вюрца. Там пары конденсируются и на дне накапливается безводнаяазотная кислота. Она имеет оранжевый цвет из-за растворенного в ней оксидаазота (IV).
Техникабезопасности: 1. Резиновые шланги использовать каждый раз новые, т. к. ониразрушаются горячей азотной кислотой. 2. Не держать руками спиртовку поднагреваемой пробиркой-реактором. 3. Пробирка-реактор должна быть без дефектов.4. Рекомендуется проводить опыт в реторте.
Утилизация: Пробирку-реактор сосмесью NaNO3 и H2SO4 поместить в кристаллизатор с известковым молоком. Довести раствордо нейтральной среды по фенолфталеину. Сильно разбавить водой и использоватьдля подкормки комнатных растений.
Опыт №7.Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью
Оборудованиеи реактивы: Пробирка демонстрационная, хлоркальциевая трубка, заполненнаяпрокаленным активированным углем, порошок или стружки меди, концентрированнаяазотная кислота, штатив с лапкой, резиновые прокладки, шпатель.
Ходработы:Собрать установку согласно рис. 17. В пробирку поместить медный порошок (соспичечную головку) и залить концентрированной азотной кислотой. Пробирку быстрозакрыть пробкой с хлоркальциевой трубкой и активированным углем. Наблюдатьпроисходящие процессы. Записать уравнение реакции. Процесс вести до полногорастворения меди.
Техникабезопасности: Азотную кислоту наливать под тягой.
Утилизация: В пробирке-реактореосталась смесь HNO3 и Cu(NO3)2. Перенести содержимое в стакан с водой и добавлятьмалыми порциями малахит до прекращения растворения малахита:
(CuOH)2CO3 + 4HNO3 ® 2Cu(NO3)2 + CO2­ + 3H2O.
Раствор нитрата меди отделить фильтрованием от остаткамалахита, промыть малахит на фильтре, высушить. Фильтрат упарить доконцентрированного раствора (можно путем длительного, естественного испарения водыиз раствора в химическом стакане). Раствор Cu(NO3)2 использовать в качестве лабораторногореактива.
 
Опыт №8. Превращение оксида азота (II) в оксидазота (IV)
Оборудование и реактивы:Круглодонная колба, капельная воронка, пробка с двумя отверстиями, газоотводнаятрубка, кристаллизатор с водой, цилиндр, спиртовка, спички, медь (стружки),азотная кислота (1:1), стеклянная пластина, шпатель.
Ход работы: В колбупомещают стружки меди и приливают из капельной воронки раствор азотной кислоты(1:1). Для начала опыта раствор в колбе можно слабо подогреть спиртовкой. Колбасодержит кислород воздуха, поэтому выделяющийся бесцветный оксид азота (II) частичноокисляется до бурого оксида азота (IV). Смесь газов из оксида азота (II) и оксида азота (IV) собираютчерез некоторое время в цилиндре над водой. Оксид азота (IV)растворяется в воде, а бесцветный газ заполняет цилиндр. После полного иличастичного заполнения, цилиндр переворачивают, закрывают отверстие стекляннойпластинкой. Затем убирают пластину, бесцветный оксид азота (II) приконтакте с кислородом воздуха окисляется, превращаясь в оксид азота (IV) бурогоцвета. Напишите уравнения химических реакций, объясните происходящие явления.
Техника безопасности:Работу выполнять под тягой, оксиды азота токсичные.
Утилизация: См. опыт №7.Предворительно удаляют медь из раствора.
 
Опыт №9. Каталитическое окисление аммиака
Оборудование и реактивы:Плоскодонная колба, пробка со вставленной медной проволокой, на конце которойнамотан клубок из медной проволоки, спиртовка, спички, резиновая пробка дляколбы, концентрированный раствор аммиака.
Ход работы: Внутренниестенки колбы смачивают раствором аммиака и закрывают пробкой. Прокаливаютпроволоку на спиртовке до красного каления (свечения) и быстро, открыв колбу,вносят медный клубок в колбу. Колбу закрывают плотно пробкой с меднойпроволокой. Некоторое время медный клубок остается раскаленным, что указываетна экзотермичность каталитической реакции окисления аммиака:
4NH3 + 5O2 ® 4NO + 6H2O + Q
Через некоторое время над раствором аммиака на дне колбыпоявляется белый дым. Объясните явление, выразите уравнениями реакций.
Техника безопасности:Колбу открывать под тягой, разбавить содержимое водой, использовать оченьразбавленный раствор продуктов реакции для полива комнатных растений.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бытовая химия
Реферат The Crucible 2 Essay Research Paper The
Реферат Закон Кулона. Поле и потенциал распределенной системы зарядов в вакууме
Реферат Изготовление передней панели пульта управления краном УК28СП
Реферат Регистрация хозяйственных операций
Реферат Инициативное деловое поведение в организации
Реферат Heinz And The Chemist Essay Research Paper
Реферат Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения
Реферат Блюда из рыбы и морепродуктов. Обработка мяса птицы
Реферат Классификация вин. Технология получения сусла
Реферат Гергий Констатинович Жуков - великий полководец
Реферат Наследственные заболевания обмена веществ
Реферат Индийская культура в контексте восточных культур
Реферат Совершенствование управления персоналом на основе автоматизации рабочего места экономиста (на примере УО "ПГВБК")
Реферат Наука и искусство в истории человечества и в жизни христианина