"..."
(по произведениям русских писателей XIX иXX веков)
ТемуРоссии можно рассмотреть в творчестве двух поэтов XIX и XX вв. — Лермонтова иБлока, так как в их взглядах на родину много общего, Эта тема проходит черезвсе творчество и Лермонтова, и Блока. У них она ярко выражена, эти поэтысознательно работали над ней.
Этогонельзя заметить, например, у Пушкина: в его творчестве, несомненно,присутствует мотив любви к России, но он не выделен отдельно. Существованиечетко определенного мотива России в творчестве обоих поэтов можно определить итак: оба поэта творили в переломные моменты истории. Лермонтов — в эпохубезвременья, наступившую после поражения декабристов.
Блокже пережил две революции, был свидетелем их последствий, предпосылок. В такиепериоды жизни особенно остро стоит вопрос о дальнейшем развитии страны, о еебудущем.
УЛермонтова чувство любви к России зародилось очень рано и осталось навсегда.Так, 15-летний юноша Лермонтов писал: «Я родину люблю. и большемногих». Нужно заметить, что тема родины для поэта гораздо шире темыРоссии. Это связано с воплощением образа родины, который, в свою очередь,зависит от художественного метода Лермонтова. Он поэт-романтик, следовательно,помимо конкретного образа России у него присутствует и обобщенно-символическийобраз родины.
Вромантических произведениях поэта родина является неким романтическим идеалом.В частности, в поэме «Мцыри» герой говорит о том. что он «знал однойлишь думы власть», имея в виду «думу» о возвращении на родину,желая прижаться «с тоской к груди другой, хоть незнакомой, нородной». Здесь у Лермонтова выражен мотив оторванности от родины; геройнепобедим лишь до тех пор, пока ходит по родной земле, а оторванность от нееведет к гибели. В стихотворении «Листок» этот мотив такжепрослеживается. Листок, оторванный «от ветки родимой», «засох иувял». Даже у благодатного Черного моря не находит приюта среди«зеленых ветвей», «райских птиц». Автор испытываетпрезрение к тем, у кого нет родины, кто свободен от «страстей истраданий». Так, он сравнивает таких людей с тучами («Тучи»),которым всего лишь «наскучили нивы бесплодные», и они, «вечнохолодные, вечно свободные», мчатся «в сторону южную».
Кромеромантического идеала у Лермонтова есть и конкретное воплощение образа РоссииОна становится предметом идейно-творческих раздумий автора. Он писал: «ВРоссии нет прошедшего, она вся в настоящем и будущем». Стихотворение«Родина» — выступление Лермонтова по одному из важнейших вопросовидейно-политической борьбы того времени в России, о путях ее развития.Стихотворение это было написано поэтом под впечатлением путешествия по России.Он отказывается от основных точек зрения на вопрос о дальнейшей судьбе России.По Лермонтову, любовь к родине не определяется идеями декабристов («нислава, купленная кровью»), религиозными идеалами («ни полный гордогодоверия покой»), а также принципами славянофилов («ни темной стариныЗаветные o преданья»). Лермонтов утверждает свою любовь: это его глубоколичное чувство («но я люблю — за что, не знаю сам»). Лжепатриотизмуон противопоставляет свое чувство, свою «странную любовь». Добролюбовписал о Лермонтове: «Он понимает любовь к Отечеству истинно, свято,разумно». В стихотворении «Родина» поэтом с удивительнойточностью переданы могучие масштабы России: «безбрежные леса»,«разливы рек, подобные морям». «Родина» — одно из немногихреалистических произведений поэта. Мы можем найти здесь неприукрашенноеописание пейзажа средней полосы России. Его составляют «проселочныепути», «белеющие березы», «желтая нива», «полноегумно». В «Родине» продолжены слова я мысли Пушкина из главы«Путешествие Онегина». Подобно Лермонтову, Пушкин пишет: «Люблюпесчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор».«Родина» Лермонтова полна глубокой нежности к родной земле, сердечнойпривязанности, без которой нет связи с Отчизной. Если вначале поэт пишет, что«любит-что, не знает сам», то потом конкретизирует: отрада вызванасозерцанием этого уклада жизни, этой природы.
Лермонтовзатрагивает и социальные аспекты темы родины. «Прощай, немытаяРоссия...» — смелое обвинение российской действительности, это протестпротив «рабов, господ», против преданности народа «голубыммундирам» (жандармам).Созвучно стихотворению «Прощай, немытаяРоссия» и произведение Лермонтова «Предсказание», имеющеереальную историческую основу -крестьянские «холерные бунты». Онотакже направлено против «короны царей», против любви черни к царям,против безропотного неосознанного народного страдания. Кроме того, у Лермонтоваприсутствует образ малой родины. Так, в стихотворении «Как часто, пестроютолпою окружен» поэт описывает свое детство в Тарханах, «родные всеместа»: «барский дом», сад, «спящий пруд»,«темную аллею». Воспоминания, связанные с этими местами, онсравнивает со «свежим островком» среди пустыни.
Поэтическойродиной поэта является, безусловно, Кавказ. Так, в произведении «Синиегоры Кавказа, приветствую вас!..» он пишет, обращаясь к горам:«Облаками меня одевали, вы к небу меня приучили»; а также: «Какя любил твои горы, Кавказ!». Восхищался поэт и «снегами» и«далекими льдинами утесов», и «путями неизвестными надпропастью», и «покрытой льдом безымянной рекой», и чистымвоздухом.
Своеймалой родиной считал поэт Москву. Так, в стихотворении «Москва,Москва...» он писал: «Москва- моя родина и такою будет для менявсегда...».Тема России четко выделена также у Блока. В 1908 году он писалк Станиславскому о родине: «Этой теме я сознательно я бесповоротно посвящаюжизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самыйреальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательнойжизни...».В творчестве Блока постепенно проявляется образ родины и России,но чувство безоглядной любви к родине, как и у Лермонтова, пронизывает все егопроизведения. Так, в конце стихотворения «Осенняя воля» Блоквосклицает о родине: «Как и жить и плакать без тебя!». В раннихстихотворениях Блока много неясного в его отношении к России и народу, в егопроизведениях, как и у Лермонтова, прослеживаются романтические мотивы. Так, встихотворении «Русь» Россия Блока колдовская, таинственная. Она«и во сне необычайна», «дебрями окружена», в ней«народы» «ведут ночные хороводы», «ведуны с ворожеямичаруют злаки на полях». Но за этим сказочным романтическим обликомскрываются и печальные картины. В тексте стихотворения встречаются такиесочетания: «зарево горящих сел», «ведьмы тешатся счертями», «девушка на злого друга точит лезвеё», «нищетастраны родимой» и т. д. Несмотря на это. Блок чувствует кровное родство совсем русским. «В лоскутах ее (Руси) дохмотий души скрываю наготу»,-говорит герой поэта.Блок писал, что в России для него «жизнь или смерть,счастье или погибель». И наиболее полно эти чувства отразились в цикле«Родина». Здесь содержатся раздумья поэта о прошлом, настоящем,будущем страны. Это страстный монолог человека, для которого любовь к родине — нечто глубоко личное, как и у Лермонтова. Блок обращается к родине: «О,нищая моя страна… О, бедная моя жена...» («Осенний день»).Чувство его при этом лишено всякой умильности. Он видит не только«прекрасные черты» и «разбойную красу», но и «избысерые», «лес да поле». Такое же щемящее чувство любви, как уЛермонтова, вызывают у Блока «избы, крытые соломой». Блоковская«Россия» начинается реалистичной картиной проселочной дороги, как и уЛермонтова: «вязнут спицы… в расхлябанные колеи». Облик Россиидвоится в понимании Блока: это страна с «лесами да полями», а такжекрасавица-крестьянка с «платком узорным до бровей» и «мгновеннымвзором из-под платка».
Втеме России Блока присутствует и мотив вольности, бунта. Так, красота России,по Блоку, буйная, «разбойная». Но это положительная черта: «непропадешь, не сгинешь ты» («Родина»). Этот мотив неуспокоенностиярко прослеживается в цикле Блока «На поле Куликовом». Он пишет:«И вечный бой! Покой нам только снится… Покоя нет!.. Не может сердцежить покоем». Эти нотки романтизма близки лермонтовским произведениям с ихдухом протеста, сопротивления, борения, мятежа.
Иу Блока, как у Лермонтова, есть предвказания о судьбах России. Это выделено встихотворении «В огне и холоде тревог..». Оно пронизано верой взатаенные силы родины, в ее могущество, в светлое будущее. «Пусть деньдалек», но поэт верит, что «новый век взойдет».
Откартин природы, от образа Русь — жена Блок переходит к 'конкретному восприятиюдействительности; к воспеванию очистительного пожара революции. Как иЛермонтов, Блок верит в будущее, в то, что «страшный мир» погибнет вэтом пожаре, воссияет мир новый: «старый мир, как пес безродныйстоит» и «мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем».
Этимысли содержатся в поэме «Двенадцать». Символику одухотворенногобудущего в этом произведении несет чистый образ Христа, так как истиннойценностью для Блока являются христианские идеалы.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/