""
Примерный текст сочинения
ОбразОбломова — это величайшее создание И. А. Гончарова. Этот тип героя, в общем-то,не нов для русской литературы. С ним мы встречаемся и в комедии«Лентяй» Фонвизина, и в гоголевской «Женитьбе». Но наиболееполным и многогранным его воплощением стал образ Обломова из одноименногоромана Гончарова.
Самхарактер этого героя предопределяет его заурядную, неинтересную судьбу,лишенную внешнего движения, значительных и ярких событий, увлекательнойинтриги. Но, несмотря на то, что ничего особенного в романе не происходит,читаешь его с неослабеваемым интересом. Может быть, причина этого таится ввыразительности и яркости языка писателя, в его неповторимом юморе, с которымописаны знаменитые сцены пререканий Ильи Ильича с крепостным слугой Захаром.Думается, лишая жизнь героя внешних событий, автор переключает основноевнимание на его напряженное внутреннее действие. Ведь жизнь Обломова вовсе нетак спокойна и безмятежна, как это кажется вначале.
Перваячасть романа посвящена одному обычному дню героя, который проводит его невставая с дивана. Неторопливое авторское повествование детально и подробнорисует обстановку его квартиры, на которой лежит печать заброшенности изапустения. В вещах, окружающих героя, угадывается его характер. Особоевнимание автора уделено описанию халата Обломова, восточного, «безмалейшего намека на Европу», просторного, широкого, который покорноповторяет движения его тела. Образ халата вырастает до символа, который как быобозначает вехи его духовной эволюции. Любовь к Ольге Ильинской пробуждает душугероя к активной, деятельной жизни. Эти перемены связываются в мыслях Обломовас необходимостью «сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души и сума». И действительно, на какое-то время он исчезает с поля зрения, чтобызатем новая хозяйка Обломовки Агафья Матвеевна Пшеницына обнаружила его вчулане и вернула к жизни. Итак, слабые попытки Обломова изменить свое существованиетерпят крах. Герой продолжает лежать на диване, укрываясь от вторжения внешнейжизни, но она все равно врывается в его полутемную закупоренную комнату в виденеприятного письма старосты или требования хозяина съехать с квартиры. Он неможет заставить себя вчитаться в письмо, оттягивает поиски новой квартиры, номысли об этом постоянно отравляют ему существование. «Трогает жизнь, вездедостает», — сетует Илья Ильич, пытаясь обратиться за помощью и советом ксвоим гостям. Эти люди из внешнего мира совершенно не похожи друг на друга, нетв них и ни малейшего сходства с Обломовым. Все они активны, подвижны иэнергичны. Здесь появляется и пустой щеголь Волков, и карьерист Судьбинский, иписатель-обличитель Пенкин, и нагловатый земляк Обломова Тарантьев, и безликийАлексеев.
Зачемже писатель вводит в роман этих эпизодических героев, которые по очередипоявляются у знаменитого обломовского дивана? Наверное, каждый из посетителейИльи Ильича, рассказывая о своих занятиях и проблемах, являет собой тот илииной вариант активной, деятельной жизни, которые действительность предлагаетгерою вместо лежания на диване. После ухода каждого из гостей хозяин подводитсвоеобразный итог беседе с ним и выносит ему свою оценку. И оценка эта всегдаотрицательная. Обломова совершенно не привлекают ни светские успехи, никарьера, ни поверхностное литературное обличительство. Почему же он так упорноотвергает эти возможные пути? Может быть, потому, что не видит в них ничего,кроме пустой ненужной суеты. Он хочет чего-то более возвышенного и прекрасного,ради которого стоит подняться с дивана. И действительно, когда думаешь об этом,то более привлекательной и честной кажется позиция Обломова.
Ноэто вовсе не значит, что Илья Ильич вполне удовлетворен своим настоящимположением. Он осознает убожество и пустоту своей бездарно прожитой жизни, своедуховное падение. Герой строго судит себя за лень и пассивность, стыдитсясвоего барства, сравнивая свою душу с кладом, заваленным всяким сором. Передним возникает мучительный вопрос: «Отчего я такой?» Ответ на негописатель дает в главе «Сон Обломова», которую называют«увертюрой всего романа». Герою снится детство в патриархальнойОбломовке, мы видим социальные условия, которые сформировали его характер.Резвому и любознательному Илюше не позволяют даже самому одеться. Труд здесь — привилегия дворовых слуг, которые неусыпно следят за маленьким баричем,предупреждая все его желания.
Крепостническийуклад России не только обрекает на нищенское и бесправное положение русскийнарод, но и калечит душу подрастающего дворянина, убивая в нем прекрасныезадатки характера. В Обломове часто видят только губительное влияниекрепостного рабства и барства. Но в нем есть очень много привлекательныхкачеств, порожденных той же патриархальной средой. Это его доброта, критическоеотношение к себе, глубокий аналитический ум, честность, широта души, стремлениек чему-то высшему. Илюша Обломов воспитан на русских народных сказках ибылинах. Он растет на лоне мягкой среднерусской природы, которая сулит человекупокой и тишину, окруженный любовью и лаской. Поэтому ему органически чуждысуета и расчетливость. Он ищет в жизни «ума, воли, чувства». И такоепрекрасное, всеобъемлющее чувство, как любовь к Ольге Ильинской, озаряет жизньОбломова, пробуждая его душу, вселяя надежду на счастье. Но если он любитискренне и нежно, то в чувствах Ольги явно преобладают расчет и тщеславие. Онапоставила перед собой трудную и благородную цель — пробудить к жизни спящуюдушу. Может быть, это чувствует Илья Ильич. Для него любовь становитсяиспытанием, которого он не выдерживает
Ноглавным героем-антиподом Обломова является в романе его друг Андрей Штольц. Этонатура, полностью противоположная лентяю и бездельнику Илье. Автор подробнознакомит нас с происхождением, воспитанием, образованием и нынешнейдеятельностью этого героя. Казалось бы, он воплощает в себе лучшие человеческиекачества: трудолюбие, ум, энергию, честность, благородство, но критики разноговремени не без основания отмечали схематичность его образа, неубедительностьего идей и деятельности. Несмотря на все свои достоинства, Андрей Штольцвоспринимается как удачливый энергичный делец, представитель нового буржуазногоуклада, который приходит на смену патриархальным обломовкам.
Конечно,этот исторический путь развития страны неизбежен. Именно штольцы ведут отсталуюстрану к цивилизации в то время, как обломовы лежат на диване. Но в разговоре сдругом Илья Ильич дает удивительно точную и меткую оценку миру промышленников,куда его настойчиво пытается ввести Штольц. Он называет коммерсантовмертвецами, спящими людьми, которые только имитируют активность, интерес,бурную деятельность, сквозь которую проглядывает безысходная скука.
Итак,что же такое обломовщина? Это понятие гораздо шире, чем кажется на первыйвзгляд. В него входит весь патриархальный уклад русской жизни с его ленью,праздностью, сонливостью в сочетании с добротой, любовью, поэтичностью. Крометого, благополучная трудовая и культурная жизнь Штольцев представляет собоймодернизированный буржуазный вариант обломовщины. То есть этим понятием можнообозначить такое состояние вообще, которое останавливается в своем развитии,замыкаясь на личных интересах, а значит, является неполноценным.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.kostyor.ru/