"…"
Однаиз вечных тем в литературе — тема любви — проходит через все творчество В.Маяковского. «Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, всеостальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно неможет не проявляться во всем», — считал поэт.
ЖизньМаяковского со всеми ее радостями и горестями, болью, отчаянием — вся в егостихах. Произведения поэта рассказывают и о его любви, и о том, какой она была.Любовь-страдание, любовь-мука преследовала его лирического героя. Откроем поэму«Облако в штанах» (1914 г.), и нас сразу, с первых строк охватываеттревожное чувство большой и страстной любви:
Мама!Ваш. сын прекрасно болен!
Мама!У него пожар сердца,
Этатрагическая любовь не выдумана. Сам поэт указывает на правдивость техпереживаний, какие описаны в поэме:
Выдумаете, это бредит малярия?
Этобыло, было в Одессе,
«Придув четыре», — сказала Мария.
Ноисключительное по силе чувство приносит не радость, а страдания. И весь ужас нев том, что любовь безответна, а в том, что любовь вообще невозможна в этомстрашном мире, где все продается и покупается. За личным, интимным просвечиваетбольшой мир человеческих отношений, мир, враждебный любви. И этот мир, этадействительность отняли у поэта любимую, украли его любовь. И Маяковскийвосклицает: «Любить нельзя!» Но не любить он не мог.
Прошлоне более года, и сердце вновь разрывают муки любви. Эти его чувства находятотражение в поэме «Флейта-позвоночник». И снова не радость любви, аотчаяние звучит со страниц поэмы:
Верстыулиц взмахами шагов мну,
Кудауйду я, этот ад тая!
Какомунебесному Гофману выдумаласъ ты, проклятая?!
Обращаяськ Богу, поэт взывает:… слышишь! Убери проклятую ту, которую сделал моейлюбимою! О том, что и потом поэт не нашел в любви праздника, счастья, говорятдругие произведения Маяковского 1916— 1917 годов. В поэме «Человек»,звучащей гимном человеку-творцу, любовь предстает в образах, выражающих лишьстрадание: Гремят на мне наручники, любви тысячелетия… И только боль мояострей — стою, огнем обвит, на несгораемом костре немыслимой любви. В стихах,обращенных к любимой, столько страсти, нежности и вместе с тем сомнения,протеста, отчаяния и даже отрицания любви:
Любовь!Только в моем воспаленном мозгу была ты!
Глупойкомедии остановите ход!
Смотрите— срываю игрушки-латы
я,величайший Дон-Кихот!
Вдвадцатые годы Маяковский пишет одну за другой поэмы «Люблю»(1922г.),«Про это» (1923 г.).
Поэма«Люблю» — это лирико-философское размышление о любви, о ее сущности иместе в жизни человека. Продажной любви поэт противопоставляет любовь истинную,страстную, верную, которую не могут смыть ни ссоры, ни версты. Но уже в поэме«Про это» лирический герой предстает перед читателями опятьмятущимся, страдающим, мучимым неудовлетворенной любовью.
Поэтглубоко переживает, что радости жизни его не коснулись: Б детстве, может, насамом дне, десять найду сносных дней. А то, что другим?! Для меня б этого!Этого нет. Видите — нет его! Дальше, обращаясь из будущего в настоящее, поэт сгоречью замечает: Я свое, земное, недожил, на земле свое недолюбил. Конечно,нельзя ставить знак равенства между лирическим героем поэмы и автором. Но то,что в поэме «Про это» ее лирический герой несет в себе реальные чертыавтора, — это несомненно, об этом говорят многие детали поэмы. Любовь поэтабыла сильна.
Ноуже в 1924 году, в стихотворении «Юбилейное», в задушевной беседе сПушкиным Маяковский с улыбкой сообщает: Я теперь свободен от любви и от плакатов.И, оглядываясь на прошлое, поэт с едва заметной иронией говорит: Было всякое: ипод окном стояние, письма, тряски нервное желе. Вот когда и горевать не всостоянии — это, Александр Сергеевич, много тяжелей…… Сердце рифмами вымучъ— вот и любви пришел каюк… Эти строки, разумеется, не отрицают любви вообще.В стихотворении «Тамара и Демон», опубликованном в феврале следующегогода, Маяковский с грустью констатировал: «Любви я заждался, мне 30лет». А в стихотворении «Прощайте» иронизирует: Где вы, свахи?Подымись, Агафья! Предлагается жених невиданный. Видано ль, что человек с такоюбиографией был бы холост и старел невыданный?!
Сердцепоэта жаждало любви, но любовь не приходила. «Как-нибудь один живи игрейся», — пишет поэт в одном из стихотворений. Сколько горечи в этихсловах, горечи, которую в полной мере испил Маяковский. Но он не могсогласиться с несбыточностью любви, ее запредельностью: Послушайте! Ведь, еслизвезды зажигают — Значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы онибыли? Значит — это необходимо, чтобы- каждый вечер над крышами загоралась хотьодна звезда! Поэт не мыслит себя без любви — идет ли речь о возлюбленной илиобо всем человечестве. На самой высокой лирической ноте завершаютсястихотворения «Лиличка», «Письмо Татьяне Яковлевой».Чувства поэта на высшем пределе. Он действительно навеки ранен любовью. И ранаэта незаживающая, кровоточащая. Но как бы драматично ни складывалась жизньпоэта, читателя не может не потрясти сила этой любви, которая вопреки всему утверждаетнепобедимость жизни. Поэт имел все основания говорить: Если я чего написал,если чего сказал — Тому виной глаза-небеса, любимой моей глаза.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/